Казначейск исполн бюджето в РФ.
Исполн бюджета – действ по мобилиз и испол бюдж средств. Орган, отвеч за исполнен бюдж – казначест. Принц исполн бюдж:
1) отраж фед казнач всех операц и средств фед бюдж в сис-ме баланс счетов;
2) централиз в фед казнач всех поступл в фед бюдж и платж из бюдж;
3) соверш фед казнач всех кассов операц и испол ежин счета и управ этим счетом.
Федер казнач нач функцион в авг 1993 г. Осущ предвар и текущ контр за веден операц с бюдж средств. В нач XXI в. структ аналогич федер казнач стали созд и субъек РФ. В соответ с БК, Казнач осущ контроль за:
- не превыш лимита бюдж обяз-в;
- не превыш бюджет ассигнов;
- за соответ проводим операц коду бюдж классифик;
- налич и получ средств федер бюдж докум, подтв возникн денеж обязательств.
32.Финан механизм в рыноч эк-ке. Финан механизм – сис-ма устан госуд форм, видов и методов организ фин отнош. Эл-ты фина механизма: - формы финансовых ресурсов; - методы их формирования;
- сис-ма законод норм и нормат, кот использ при опред дох и расх госуд; - организ бюджет сис-мы, финан предпр и рынка цен бум. Финан механизм: директивн, регулириующ. Директив фин механ разраб для финан отнош, в кот участ гос. В его сферу вкл налоги, гос кредит, расх бюджета, бюджет финансир, организ бюджет уст-ва и бюдж процесса, финан планир. Регулирующ финан механ опред основ "пр-ла игры" в конкр сегменте финан, не затрагив прямо интересы гос. Такая разновид финан механиз хар-на для организ внутрихоз финан отнош на частн предпр. В этом случае гос устанав общ порядок использ финан ресурс.
33. Бюджет гос-ва: эконом содержание и значение.
Бюджет – это форма образ и расходов фонда денеж средств, предназн для финан обеспеч задач и ф-ий гос и местн самоупр. Как экон катег бюджет отнош явл составн частью финан отнош, поэтому им присуща денеж форма и осн ф-ии финан. Задачи: 1) перераспр ВВП; 2) гос регулир и стимул эк-ки; 3) финан обеспеч бюджет сферы и осуществ соц полит гос; 4) контр за образ и расходов централиз фондов денеж средств. Распред ф-ия бюджпроявл через формир и испол централиз фондов денеж средств по уровн гос и террит власти и управлен. Перераспред через бюджетимеет 2 взаимосв проистек одноврем и непрерыв стадии:
- образование доходов бюджета;
- испол бюджет средств или расход бюджета.
Доходы – денеж средства, поступ безвозмезд и безвозврат поряд в соответ с законодат, в распоряж орган гос власти РФ, субъект РФ и орган местн самоупр. Расходы бюджета– денеж средства, направ на финн обеспеч задач и ф-ий гос и местн самоупр. Расх носят транзит хар-р,т.к. в бюджет только опр размеры расход по статьям затрат, а непосредст расх осущ бюджетополуч. Расх носят безвозвр хар-р. На возвр основе предост бюджет кредиты.
Контрол ф-ия бюджета дейст одноврем с распред и предпол возможн и обязат гос контр за поступлен и испол бюджет средств.
Пенсионный фонд РФ.
Классифик внебюджет фондов:
1) по целевой направленности:
- социальные (ПФ, ФОМС, ФСС);
- экономические (отрасл и межотрасл фонды ВНИОКР);
2) по уров управления:
- централизов (госуд), котор использ как финан гарант. конститут прав гражд на социал защиту;
- децентрализ, формир для решен террит и отрасл задач.
Источн формир средств:
* страх взносы предпр и организ;
* трансферты (межбюджетн);
* прибыль от коммерч деятельнос;
* заёмные средства;
* добровол взносы гражд и организац.
Внебюдж фонды автоном, но наход в собств гос-ва.
Пенсион фонд РФ.Основ в 1991 г. Особен пенс фонда, как звена финан сис-мы: 1) запланир орг власти и имеет целев направ; 2) денеж средст испол для фин гос расх не вкл в бюдж;
3) денеж ресурсы наход в гос собств и изъятию на к-л цели, не предусмот, не подлеж; 4) расходов средств из фонда осущ по распоряж правит или спец уполномоч орг правлен фонда.
Направления использования средств:
- государственные пенсии;
- пенсии инвалидам;
- компенсац выпл пенсион и инвал;
- социал програм госуд поддержки ивалидов и пенсионеров.
Рук-во ПФ осущ правлен и его действ орган – исполнительн дирекция.
35.Финансы в сис-ме денеж отнош.Финан выступ в денеж форме, но не все денеж отнош явл финан. Финан отлич от денег, как по содерж, так и по выполн ф-иям. Денеж отнош превращ в финан, когда в резул произ товар и оказ усл при их реализ созд фонды денеж средств. Финан возник на основе движ реал денег в наличч и безнал форме. Это движ самост, не эквивален, т.е. когда не возник товар возмещен. При финан одностор движ денег, т.к. деньги движ безвозврат. Двусторон движ присуще кредиту. Финан отнош возник между:1) работодат и сотруд; 2) госуд и предприят; 3) предпр и контрагент; 4) предпр и выше стоящ организ и т.д.
Деньги | Финансы |
Всеобщ эквивал, с помощ котор измер затраты произ водител | Экон инструм распр и перераспр ВВП, НД, орудие контр за образ и испол денеж средств |
Мера стоим на комплен денег, средство платежа, миров деньги | Иные функции |
Возник раньше финан | Позже денег |
Более общ экон категор | Вторич катег, производн от денег |
Охват широк экон отнош | Охват отнош, связ с формир денеж фондов |
Функции финансов.
Как экон катег, финан облад ф-ми: ф-ия проявл сущн экон категор и круг тех обязан, котор эта категор долж выполн. Ф-ия объектив, стабил и раскрыв общест назнач экон категор. В рын эк-ке финан выпол 3 ф-ии: 1) распределит; 2) контрол; 3) регулир. Распредел ф-ия осущ во всех сферах общест жизни. Субъекты распред на микро-ур: юр и и физ лица. На макро-ур: гос-ва. Объек распр явл: ВВП и НД в ден форме. Распред ф-ия охват 3 ступени:
- формир фонд ден средств. На микро-ур созд финн ресур ораганиз и денеж средст домохоз. На макро – централиз средства госуд;
- распред ден фонд через фин инструм. На микро-ур образ обособл фонда предпр и дом хоз-ва; на микро – распред ВВП и НД. Получ дох часть бюджета всех уровн и внебюдж фонд;
- испол ден средств (фондов), обеспеч на микро-ур – расшир воспр и сущ член об-ва.; на макро – улучш народ-хоз пропорц; удовл потреб страны.
В резул распред ВВП и НД, созд на микро-основ или первич дох. Первич распред продолж на макро и обеспеч созд вторич или производ доходов.
Контрол ф-ия сигнализ об отклон в пропорц расперд ВВП и НД, образ целев денеж фондов, об обеспеч произ процесс необход ресурсами. Проявл:
- ещё до наступ распредел процесс, когда составл прогн сметы, программы, бюджета;
- в процесс испол фондов денеж средств;
- в процесс подвед итогов.
Реализ через: 1) финн-хоз контр в организ; 2) финн-бюдж контр при выполн налог платеж и финан из бюдж; 3) кредит-банк контр при испол присущ кредит и денеж расчёт.
Регулир ф-ия тесно связ с вмешат гос с помощ финан в процесс воспр-ва. Проявл через: налог полит; ставок налога; ставок исчислен; цены, кредиты, расходы.
37.Фискал методы регулир эк-ки.Гос-во может регулир эк-ку с помощ налог и госуд расх, но эти методы регулир ограничены. А налоги и расходы взаимосвяз. Основ инструм налог регулир эк-киявл манипулир налогов нагруз на эк-ку. Увелич налог нагрузки негатив влияет на эк-ку, поскол уменьш велич дох потребит; 2) возраст спрос фирм на финан ресурсы; 3) подавляется предприним активн и желан людей трудится, поскол их труд приносит им меньш вознаграж.
Поэтому более действен средст стимулир эк-ки может оказаться измен структ налогов. Например, для увелич потреб спроса выгодно перенести налог нагрузку на наибол обеспеч граждан. Если налоги явл способом изъятия части дохода из эк-ки, то госуд расходы, наоборот, увелич дох субъек эк-ки. Поэтому рост госуд расх может увелич произ-во во время кризиса, но в то же время рост госрасх во время экон бума может вызвать не рост произ-ва, а ускор инфл. Измен структуры госуд расх также способно влиять на эк-ку. Например, если гос увелич спрос на продукц капиталоем отрасл, то это вызов больш прирост инвестиц и более быстр рост эк-ки. Но для быстр сниж безработ необход направл средства гос-ва в отрасли с повыш трудоемк произв-ва.
39. Основ этапы развит фин сис-мы РФ. Финансы— это совокуп денеж отнош, организов госуд, в процессе котор осущ формир и использ общегосуд фондов денеж средств для осущест экон, социал и политич задач. 2 основ этапа развит финан. Первый этап- неразвит форма финан, кот был присущ непроизводит хар-ер, т.е. основ масса денеж средств (2/3 бюджета) расходов на воен цели и практичес не оказ воздейст на эк-ку. Этому этапу свойствен узость фин сис-мы, т.к. она сост из 1-го звена - бюджет, и кол-во финан отнош было огранич. Все они были связаны с формир и использ бюджета. По мере развит товарно-денеж отнош, государст-ти возник необход в новобщегос фондах денеж средств и соответ в новых группах денеж отнош по поводу их формир и использ. Этапы развит финан в СССР и России. Строит-во социалистич финан начал после гражд войны. Крупн предпр промышл и торгов национализир, но все еще велика доля частника, особен в оптовой и рознич торговле. Эти годы характериз неупорядоч снабж, стихийн ценами, непредсказ результ хозяйст деятельн, отсутств услов для планир таких показат, как доход, прибыль, себестоим. Гос-во создает 3 основ общегосуд фонда денеж средств и 3 группы денеж отнош, связан с их формир и использ. Первымобщегосуд фондом стал государс бюджет, главн источн поступл - налоги. Вторым по значен общегосуд фондом денеж средств был фонд государств имуществ и личного страхов. Третьим был фонд государ социал страхования,обеспечив сохр, воспр-во трудов ресурс.
40. Экономич содерж и знач налогов. Налоги представ собой обязател сборы, взимаем госуд с хозяйств субъект и с граждан по ставке, установл в законодат порядке. Эконом содерж налог выраж взаимоотнош хозяйств субъек и граждан, с однстор, и гос - с др стороны, по поводу формир госуд финан.
Объектив потребн налог поступл: содерж госуд аппарата и армии требует средств, кот гос не получ в достат кол-ве от эксплуат собств имущ и ссудных операций, также налоги формир бюджет гос. Таким образ, налоги имеют историч, социаль, юридич, общегражд, экономич и территориал корни. Кроме перечисл, важную роль в формир потребн уплач налоги гос играет культур и образоват уровень насел. Социал аспект сущест при любой организ общ-ва. Необход содерж за счет работающ пенсионер, инвалидов, детей-сирот. Общегражда знач налог закл в том, что все члены об-ва нуждаются в поддерж правопоряд и госуд неприкоснов. Обеспеч эти ф-ии самост насел не может, т.к. их должны выпол профес сотрудники внутр органов и армия. Территорзащита интерес страны должна строиться на налог, точнее на сборах при въезде (выезде) физич лиц и ввозе товар на террит страны (их вывозе). Эта си-ма только частично направ на собств насел страны, т.к. больш часть налог собир при въезде (ввозе). Культурный и образоват уров граждан опред этику отнош госуд -- налогоплател.
Чем быстрее гос развив рыноч эк-ка тем быстрее растут расх, следоват для их обеспеч нужны ресурсы и мощное произв. Чем налоги и обеспеч гос-во.
Роль: В структуре бюджет всех уров налоги состав достат значим удел вес пример 60 %, важн инструм в пол-ке гос-ва.
41. Сис-ма органов управл финан в РФ. Общ управ финан в РФ в соотв с ее Констит возлож на высш орг гос власти– Федер собран, аппарат Президента, прав-во. Именно эти органы приним окончат реш при утверж федер бюдж и отчета о его исполн.
Всю работу по управ гос финан осущес Минист финансов, его нижестоящ фин органы, а также Федер налоговая служба. Среди всех органов выдел Минист финан РФ комплекс хар-ом своих ф-ий, направл в разн стороны финан деятельн гос-ва. Этот гос орган исполнит власти обеспеч провед единой финан, бюджет и налог полит в России и координир деятельн в этой сфере др федер органов исполнит власти.
На Минист финан возлож след задачи: 1) разраб и реализ единой госуд финансов политики;
2) составл проекта и исполн федерал бюджета;
3) осуществ финан контроля за рацион и целев расход бюджет средств и средств федерал внебюджет фондов;
4) обеспеч устойчив госуд финансов и осуществ мер по развит финан рынка.
42.Финансы организац, их хар-ка. Коммер орг осущ свою деятел в разл организ-правов формах. Одна из основ целей деятел коммер организ – получ прибыли.
Некоммер оргсозд для достиж конкр цели и могут осщу предприн деят только ради достиж основ цели.
Финан организ созд ВВП и НД
Финан коммерч организ – это финан или денеж отнош, возник в ходе предпр деят в проц формир созд капит, целев центр и децентрализ фондов денеж средств.
Ф-ии финан коммер организац:
* распределительная
* контролирующая
* регулирующая
Принц организ фин коммерч предпр:1) принц хоз самостоят;
2) принц самофинансир. Собств источ финан - прибыль, амортиз фонд;
3) принцип материал заинтересован;
4) принцип материл ответствен; 5) принц обеспеч финан резерв; 6) принц осущ контр за финан хоз деятел. Объектив основа реализ это дейст контрол ф-ии финансов.
Бюджетная система РФ.
Бюджет уст-во опред организ бюдж, взаимноотнош между его звеньями, правов основы функцион, состав и структ бюдж. Составн частью бюджет устройства явл бюджет сис-ма.
Бюджет сис-ма – совок бюдж гос-ва, админ-террит образов, гос учрежд и фондов, основ на экон отнош в гос устройст и право нормах.
От формы гос устр-ва завис построен бюдж сис-мы страны. Гос-ва бывают:
1) унитарные (единые); 2) федеративные (объединён); 3) конфедеративные (союз). В унитар гос-ве бюджет сис-ма состоит из 2-х звеньев:
- государственный бюджет;
- местный бюджет.
В федератив гос-ве бюджет сис-ма состоит из 3 звеньев:
- федеративный бюджет;
- бюджеты члены федерации;
- местные бюджеты.
В конфедератив гос-ве бюджет формир из взносов, входящ в конфедерац гос-в.У гос-в членов конфедерации действуют свои бюджет и налоговые системы.
Соглас БК, бюджет сис-ма сост из 3 уров: 1) федератив бюдж+гос целев внебюдж фонды (ПФ, ФСС, ФОМС);
2) регионал бюдж+террит внебюдж фонды (ФОМС); 3) местные бюджеты.
Бюдж, входящ в бюдж сис-му РФ, самостоят и не вкл др в др, т.е. бюдж субъект не вкл в федерал, а местн бюдж не вкл в регионал.
Принципы функцион бюдж сис-мы:
1) единство бюджетной системы;
2) разгранич дох и расх между уровн бюдж системы;
3) самостоят бюджет разн уровней;
4) рав-во бюджет прав субъек РФ, муницип образований;
5) полнота отраж дох и расх бюдж-в, бюдж-в гос внебюдж фондов;
6) сбалансированность бюджета;
7) результатив и эффектив испол бюджетных средств;
8) прозврачность;
9) достоверность бюджета;
10) адресность и целев хар-р испол бюджетных средств;
11) подведомствен расх бюджета;
12) единство кассы;
13) общ совокуп покрытия расходов бюджетных средств.
44. Сис-ма органов фин контр в РФ. Финан контр — механизм обеспеч закон финан деятел исполнит органов гос власти и муницип образов.
Финан контр явл важнейш средством обеспеч законности в финан и хозяйст деятельн гос-ва. Для этого созд орг финан контроля:счет палата РФ и федерал казначейство.
Счётн палата РФ явл пост дейст орг финн контр, образуем федерал собран РФ и подотчётн ему. Контр полном распрост на орг местн самоуправ, организ, банки, страх комп и др финн-кред учрежд, вне завис от видов и форм собствен. Если они получ, перечисл, испол средства федер бюдж или испол федер собствен или имеют предостав федер закон налог, тамож или иные льготы и преимущества.
Федерал казнач осуществл предвар и текущ контр за ведением операц с бюдж средств. В нач XXI в. структ, аналог федер казнач, стали созд и субъек РФ. В соответ с БК РФ, федер казнач осущ контроль:
- за не превыш лимита бюдж обяз-в;
- не превыш бюджет ассигнований;
- за соответ проводим операц коду бюджет классификации;
- за налич и получ средств федер бюдж документ, подтв возникн денеж обязательств.
Фискальная политика РФ.
Фиска́л поли-ка — правительст пол-ка, один из основ метод вмешат госуд в эк-ку с целью уменьш колебан бизнес-циклов и обеспеч стабил эконом си-мы в краткоср перспект. Основ инструм фискал полит явл дох и расх госуд бюджета, т.е: налоги, трансферты и госуд закупки товар и услуг. Фискал полит в стране провод правител госуд.
Целями фискал полит как любой стабилизац (антицикличес) полит, направл на сглажив циклич колебан эк-ки, явл обеспеч: 1) стабил экон роста; 2) полной занятости ресурсов; 3) стабил уровня цен.
В зависим от фазы цикла, в котор находится эк-ка, инструм фискал полит использ по-разному. Выдел 2 вида фискал полит: 1) стимулир и 2) сдержив. Стимулир фискал полит примен при спаде, имеет целью сокращ рецессион разрыва выпуска и снижен уровня безраб и направ на увелич совокуп спроса (совокуп расх). Ее инструм выступ: а) увелич госуд закупок; б) сниж налог; в) увелич трансферт. Сдерживающ фискал полит использ при буме (при перегреве эк-ки), имеет целью сокращ инфляцион разрыва выпуска и сниж инфляц и направ на сокращ совокуп спроса (совокуп расх). Ее инструм явл: а) сокращ госуд закупок; б) увелич налог; в) сокращ трансфертов.
Кроме того, различ фискал полит: 1) дискрецион и 2) автоматич (недискрец). Дискрецион представ собой законодат (официал) измен правительс велич госуд закупок, налог и трансфер с целью стабилиз эк-ки.
Автоматич связана с действ встроен (автоматич) стабилизат. Встроен (или автоматич) стабилиз предста собой инструм, велич кот не меняется, но само наличие кот автомат стабилиз эк-ку, стимулир делов активн при спаде и сдерживая ее при перегреве.
46.Бюджетное планирование.
Финан планир на общегос и территор уровнях обеспеч сис-й финан, планов, котор увязыв с матер и трудов балансами в стоим выраж. Сводн фин баланс – баланс финан ресурс, созд и и ипол в гос или на опред террит. Он охват средст всех бюджет, фондов, предпр, распол на дан террит и домохоз. Разраб МинЭконРазвития при участ МинФина. Преимущ террит сводн финн планир:
- достижен единства в эконом и социал развитии территории;
- повышен кач-ва бюдж планир;
- концентр финан ресурс на наибол важн направл экон и соц развития территории;
- сочет террит и ведомств интерес.
47. Доходы бюджет сис-мы: их классифик и хар-ка. Дох бюдж сис-мыможно опред как экон категор, т.е. совокуп опред эконом отнош, возник между плательщ доход, в кач-ве кот выступ юр и физ лица, и получател средств, госуд, в лице орг его власти. Эти отнош возник по поводу изъят части средств плательщ в пользу получат.Классифик дохпредусмат следу группы, кот состоят из статей доход, объединяющ конкрет виды доход по источник и способ их получ: налог дох, ненал дох, безвозмезд перечисл, дох целев бюджет фондов. Налог дох - это предусмотр налог законодат РФ федерал, регионал и местн налоги и сборы, а также пени и штрафы. Налог дох по форме поступ в бюджет делятся на закрепл и регулир дох. Закреп доходы - дох, кот полнос или в твердо фиксиров доле на постоян или долговрем основе поступ в соответст бюджет. Регулир доходы- дох, кот в целях балансир дох и расх поступ в соответств бюджет в виде процент отчисл от налог и др платеж по норматив, утвержден в установ порядке на след финан год. К неналог доход бюджетов согласно БК РФ относятся: 1) дох от испол имущ, находящ в гос или муницип собств; 2) дох от продажи или иного возмезд отчужд имущ, находящ в госуд или муницип собствен; 3) дох от платн усл, оказыв соответств орган госуд власти, орган местн самоупр, а также бюджет учрежден, находящ в ведении соответст федер орган исполн власти, орган исполнит власти субъек РФ, орган мест самоупр; средства, получ согласно примен мер гражд-прав, администр и уголов ответств, в том числе штрафы, конфискац, компенсац, а также средства, получ в возмещ вреда, причин РФ, муниц образ; иные суммы принудит изъятия; 4) дох в виде финан помощи и бюдж ссуд, получ от бюдж др уров бюджет сис-мы РФ; 5) иные ненал дох. В безвозмезд перечисл вкл дох от: -нерезидентов;- бюджетов других уровней - госуд внебюджетных фондов;- государственных организаций;- наднационал организаций;- средства, передав в целев бюджет фонды. В подгруп "Дох целев бюдж фондов"вкл след целев бюджет фонды: - дорожные фонды; - экологические фонды; - Федер фонд Минист РФ по налог и сборам и Федерал службы налогов полиц РФ;- Фонд развит тамож сис-мы РФ; - Гос фонд борьбы с преступностью; - Фонд воспр-ва минерал-сырьев базы; - Фонд Министер РФ по атомн энерг; - Целев бюджет фонд содейст воен реформе; - Фонд управ, изуч, сохр и воспр-ва водных биологич ресурсов; - Федерал фонд восстанов и охраны водных объектов.
Финансовый рынок.
Финан рынок – это рынок, на кот в кач-ве тов выступ финан ресурсы. Целью финан рынка явл обеспеч эффект аккумуляц денеж средств и их реализ структур, нуждающ в фин ресур. Под эффект поним:
- миним корот срок. Кот проход ресур от момен их выставл на прод до момен покуп и испол в хоз обороте;
* миним разрыв в цене, по кот продаёт ресур их первич владел, и цене, по кот их покуп конеч потребит.
Финан рынки классиф по призн: 1)по срокам размещ средств финан рынки делятся на: рын денег и рын капитал. На рын денег средства размещ на срок в предел 1 г, на рынке капит – на срок свыше 1 г. 2)по форме организ движ денеж поток фин рын делится на рын кредит, рын цен бум, рын лизинг усл, рын факторинг усл, страх и валют рынки. 3)по месту нахожд фин рын делятся на:
- внутрен или национ, основ ресурсн база этих рынк основ на национ источник;
- миров рын, ресуры кот склад за счёт средств резидент различ гос-в.
4) по участ в провед сделки посредник финан рын делится на рын без посредник и рын с участ профессион посредник. 5)в зависим от уров развит финан рын делятся на развит и развивающ.
Региональные финансы.
В послед десятил наблюд регионализ экон и соц процесс, т.е. ф-ии регулиров этих процесс переход от централиз ур-ей гос власти к регионал. Централ звено территор бюджетов – бюджеты субъек РФ. Через регион бюджеты гос-во провод экон потик. В соответ с бюджет кодек, доходы регион бюджет формир за счёт налог и неналог дох.Чисто регионал налог, поступ в бюджет субъек – 100%. Налог на имущ организ.
Более 18% заним ассигнов на нац эк-ку. Значит доля – соц расх – 52%. В регион бюдж высок расх на оказ финан помощи муницип образ, кот при стабил финан ситуац – более 30% от общих расходов.
Участники бюджет процесса.
Бюджет процесс – совок дейст исполнит и представит орг власти по разраб и осущ финн-бюдж полит и управ бюджет сис-й. Бюджет период – 1 год.
Распоряд бюдж средств – орган испол власти, распред бюдж средства между бюджетополуч. Бюджетополуч –казен учрежден. Финансир посредст сметы.
Бюджет процесс вкл в себя:
- сводн финн планир и прогнозир;
- составл перспект финн плана;
- составл, рассмотр, утвержд проекта бюджета;
- исполн бюдж в течен бюдж периода;
- анализ и контр испол бюджета.
Участн бюдж процесса:
* представит орг. Рассматр и утвер проекты бюдж и отчеты об их исполн (гос дума РФ);
* исполнит орг власти, осущ сводн финан планиров, составл проект бюджетов, внесен их на рассм предпр органов, исполн бюдж, анализ и контр за исполн (МинФин, МинЭкономРазвит, фин и налог орг на местах);
* банк РФ совмест с правит России разраб и представл на рассмотр гос думы осн направ денеж-кредит пол-ки, обслуж денеж счета казнач РФ, счета гос целев внебюдж фондов и счета террит бюджетов;
* главн распоряд бюдж средств – орг исполн власти. МинОбраз и науки РФ и др.
Нефтегазовые доходы РФ.
Нефтегаз дох федерал бюдж использ для финан обеспеч нефтегаз трансферта, а также для формир Резервн фонда и Фонда национ благосост. К нефтегаз доход федерал бюдж относятся дох федер бюджета от уплаты:
- НДПИ в виде углеводород сырья; - вывозных тамож пошлин на нефть сырую;
- вывозных тамож пошлин на газ природный;
- вывозных тамож пошлин на товары, выработан из нефти. Величина нефтегаз трансферта утвержд федер закон о федер бюджете на очеред фин год и планов период в абсолют размере. После формир нефтегаз трансферта в полном объеме нефтегаз дох поступ в Резервн фонд.
После наполн Резерв фонда до указан размера нефтегаз дох направ в Фонд национ благосост.Др источник формир Резерв фонда явл дох от управл его средствами. Средства нефтегаз дох федерал бюдж, Резерв фонда и Фонда национ благосост учит на отдел счетах по учету средств федер бюджета, открыт Федерал казнач в ЦБ РФ.
Расчеты и перечисл средств в связи с формир и использ нефтегаз дох федер бюдж, нефтегаз трансферта, средств Резерв фонда и Фонда национ благосост осуществ Министерс финан РФ в порядке, установ Правител РФ.
Учет операций с нефтегаз дох федер бюдж, средствами Резерв фонда и Фонда национ благосост осущест в порядке, установ для учета операций со средств федерал бюджета.
Расходы федер бюджета РФ.
В соответ с действ законодат РФ, из федер бюдж финансир след виды расход: 1) обеспеч деятел презид РФ, федерал собран РФ, счётн палаты РФ, централ избират комис РФ и федер орган испол власти; 2) функционир федерал судебн сис-мы; 3) осуществ междунар деятел; 4) нац оборона; 5) фундамент исследов; 6) гос поддерж атомн энергетики; 7) исслед и содерж учрежд наход р\в федерал собствен.
Специф ФБ явл финан расход на нац оборону и междунар деятел – 100%. На фундамент науч исслед – 95%. Правоохранит деятел – 83%.
Доходы федер бюджета РФ.
Централ орг власти выполн свои обязан и финан обеспеч общегос мероприят формир централиз финн фонд федер бюджета.
Глав источ дох федер бюдж явл налог дох – более 30%. Наибол весомые налоги – НДС и акцизы – более 30%. Тамож пошлины – более 30%. Нал за пользов прир ресурс – 17%. Налог на приб - 3%.
Неналог дох – вторая очередь – более 7%.
54.Сферы и звенья финан сис-мы. Фин звенья – группир отдел фин категор с общ признак (бюджет, как фин звено, объедин кредит, налоги, гос дох и расх, цены). Развит произ-ва товар-ден отнош сопровож измен в финн отнош. Это обуслов формир более высок ступени развит. Фин отнош финн сфер децентрализ (финн хозяйст субъек) и централиз (общест финан).
Развит произ-ва, торгов, товар-ден отнош, банков дела, междунар денеж оборота сопровож измен в фин отнош – финан сфер (децентрализ и централиз), отлич особыми Формами формир. Испол, управл. Но тесно связан др с др.
Федерал сис-ма РФ:
1) общественные финансы:
- финансы некоммерч организ;
- госуд и муницип финансы:
* федер, регион, местн бюджеты;
* гос и террит внебюдж фонды;
* государственный кредит;
* финан казённых и унитарн предпр;
* финансы бюджетных организаций.
2) финансы хозяйствующ субъектов:
- финансы домашних хощяйств
- финан негосударст организаций:
* финансы коммерч организаций;
* финансы финансовых посредник.
Управ фин звеньями и сфера осущест: Гос Думой и Советом Федер, финансово-контрол аппарат Админист Презид РФ, Министер финан РФ и подведомст ему федер службы (налоговая, по фин монитор, казначейст, страхов надзора), Федер тамож служба, Минэкономразвит России.
Местные финансы в РФ.
Обязат компон демократ гос строя – местн самоуправ. Фин базой местн орган власти – их бюджеты. Основ налог дох:
-земел налог – 100%
- налог на имущ физ лиц – 100%
В местн бюдж зачисл дох от след налог: НДФЛ, един сельскохоз нал, гос пошлина.
Неналог дох местн бюджет фомир от муницип собствен.
Расход часть мест бюджет ярко отраж последс экон и соц процесс в стране.
В соответ с БК из мест бюджет финансирсодерж орган местн самоуправ, муницип орган охр общест порядка, содерж муниципал, ЖКХ, муниц дорого, охр окр среды на террит, провод муниц выборов и реформиров.
Современ финан полит РФ.
Финан бюдж пол-ка – совок дейст и меропр, проводим орган власти, по испол финан отнош для выполн ими своих ф-ий. Эта полит реализ, глав образ, в ходе работ, производ орган власти по мобилиз средств в бюдж и их испол. Т.е. в ходе бюдж процесс.
Бюджет процесс – совок дейст исполнит и представит орг власти по разраб и осущ финн-бюдж полит и управ бюджет сис-й. Бюджет период – 1 год. Продолж бюдж процесс значит больше бюджет периода, т.к. в бюдж процесс вкл время, необход для планир послед бюджет контр и др действ. Бюджет проц осущест орган наделен в соответ с законодат бюджет полномоч, т.е. правами и обяз участн бюджет процесса. Такими полном надел: 1) орг представ и исполнит власти; 2) финн и налог органы; 3) орг денеж-кред регулир и гос финан контроля.; 4) глав распор бюдж средств и распор бюдж средств; 5) гос целев внебюдж фонды.
57. Бюджет гос-ва: экономич содерж и знач. Бюджет – это форма образ и расходов фонда денеж средств, предназн для финан обеспеч задач и ф-ий гос и местн самоупр. Как экон катег бюджет отнош явл составн частью финан отнош, поэтому им присуща денеж форма и осн ф-ии финан. Задачи: 1) перераспр ВВП; 2) гос регулир и стимул эк-ки; 3) финан обеспеч бюджет сферы и осуществ соц полит гос; 4) контр за образ и расходов централиз фондов денеж средств. Распред ф-ия бюджпроявл через формир и испол централиз фондов денеж средств по уровн гос и террит власти и управлен. Перераспред через бюджетимеет 2 взаимосв проистек одноврем и непрерыв стадии:
- образование доходов бюджета;
- испол бюджет средств или расход бюджета.
Доходы – денеж средства, поступ безвозмезд и безвозврат поряд в соответ с законодат, в распоряж орган гос власти РФ, субъект РФ и орган местн самоупр. Расходы бюджета– денеж средства, направ на финн обеспеч задач и ф-ий гос и местн самоупр. Расх носят транзит хар-р,т.к. в бюджет только опр размеры расход по статьям затрат, а непосредст расх осущ бюджетополуч. Расх носят безвозвр хар-р. На возвр основе предост бюджет кредиты.
Контрол ф-ия бюджета дейст одноврем с распред и предпол возможн и обязат гос контр за поступлен и испол бюджет средств.
58. Финансы в сис-ме денеж отнош.Финан выступ в денеж форме, но не все денеж отнош явл финан. Финан отлич от денег, как по содерж, так и по выполн ф-иям. Денеж отнош превращ в финан, когда в резул произ товар и оказ усл при их реализ созд фонды денеж средств. Финан возник на основе движ реал денег в наличч и безнал форме. Это движ самост, не эквивален, т.е. когда не возник товар возмещен. При финан одностор движ денег, т.к. деньги движ безвозврат. Двусторон движ присуще кредиту. Финан отнош возник между:1) работодат и сотруд; 2) госуд и предприят; 3) предпр и контрагент; 4) предпр и выше стоящ организ и т.д.
Деньги | Финансы |
Всеобщ эквивал, с помощ котор измер затраты произ водител | Экон инструм распр и перераспр ВВП, НД, орудие контр за образ и испол денеж средств |
Мера стоим на комплен денег, средство платежа, миров деньги | Иные функции |
Возник раньше финан | Позже денег |
Более общ экон категор | Вторич катег, производн от денег |
Охват широк экон отнош | Охват отнош, связ с формир денеж фондов |
Финансы организаций.
Коммер орг осущ свою деятел в разл организ-правов формах. Одна из основ целей деятел коммер организ – получ прибыли.
Некоммер оргсозд для достиж конкр цели и могут осщу предприн деят только ради достиж основ цели.
Финан организ созд ВВП и НД
Финан коммерч организ – это финан или денеж отнош, возник в ходе предпр деят в проц формир созд капит, целев центр и децентрализ фондов денеж средств.
Ф-ии финан коммер организац:
* распределительная
* контролирующая
* регулирующая
Принц организ фин коммерч предпр:1) принц хоз самостоят;
2) принц самофинансир. Собств источ финан - прибыль, амортиз фонд;
3) принцип материал заинтересован;
4) принцип материл ответствен; 5) принц обеспеч финан резерв; 6) принц осущ контр за финан хоз деятел. Объектив основа реализ это дейст контрол ф-ии финансов.