Состав в и значение терминов группы C в «Incoterms-2010»

Третья группа С объединяет 4 термина, основным со­держанием которых является оплата основной перевозки товара (т.е. пере возки между таможенными границами продавца и по­купателя) - CFR, CIF, СРТ и CIP.

При этом термины CFR и CIFмогут использоваться только при перевозке товара морским или внутренним водным транс­портом, а термины СРТ и CIP - любым видом транспорта, в том числе и при смешанных перевозках.

Указанные термины можно сгруппировать и по-другому: CFR и СРТне предполагают заключение продавцом договора стра­хования, в то время как по условиям СIF и CIPзаключение та­кого договора является обязательным.

Важнейшей особенностью этой группы терминов является то, что границы расходов продавца и покупателя и момент перехо­да риска утраты или повреждения товара с продавца на покупа­теля не совпадают.

При использовании термина CFR (CostandFreight (... namedport оfdestination) - стоимость и фрахт (... название порта назна­чения)) - международный торговый термин, который означает, что продавец должен поставить товар на борт судна или предоставить поставляемый таким образом товар. Термин CIF используется только при перевозки морским или внутренне водным транспортом. Момент перехода риска, согласно данному термину, происходит, когда товар уже находится на борту судна. Продавец в данном случае обязан заключить договор и оплатить все расходы, связанные с доставкой груза на борт судна и фрахт. При использовании данного термина необходимо помнить, что риск и расходы переходят в двух различных местах. В договоре при этом следует четко указать не только порт назначения (переход расходов), но и порт отгрузки (переход рисков).

Продавец считается выполнившим поставку, когда то­вар перешел через поручни судна в порту отгрузки. (В этом ас­пекте имеется сходство с термином FOB из группы F.)В обя­занность продавца входит оплата расходов и фрахта, необходи­мых для доставки товара в названный порт назначения. Однако никакие последующие дополнительные расходы, которые могут возникнуть после пересечения товаром поручней судна, в его обя­занность уже не входят. Риск потери или повреждения товара пе­реходит с продавца на покупателя с момента пересечения това­ром поручней судна. По условиям термина CFR на продавца, возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экс­порта.

Если стороны не собираются перемещать товар через поручни судна или если предполагается перевозка товара другим ви­дом транспорта, а также смешанные перевозки, то следует при­менять термин СРТ.

Термин СРТ(CarriagePaid То (...namedplасе ofdestination) - ­фрахт/перевозка оплачены до (...название места назначении)) - международный торговый термин, который применяется по отношению ко всем видам транспорта, включая смешанные перевозки. Продавец несёт расходы по фрахту и перевозке к пункту назначения. Покупатель оплачивает страхование груза. Риски переходят в момент передачи груза первому перевозчику.

Пример употребления: CPT Кёльн, Германия (Incoterms 2010).

В обязанности продавца входит оплата расходов, связанных с перевозкой товара до названного покупателем пункта назначения.

Продавец обязан в установленную дату или в пределах согла­сованного срока предоставить товар перевозчику, с которым за­ключен договор перевозки, а при наличии нескольких перевоз­чиков - первому из них для транспортировки товара в указан­ное в контракте место.

Покупатель берет на себя все риски потери или повреждения товара и другие возможные расходы после передачи товара пе­ре возчику. Если перевозчиков несколько, то переход риска про­изойдет в момент передачи товара первому перевозчику.

Термин СРТ предполагает, что продавец обязан произвести таможенную очистку товара для экспорта.

Таким образом, главное различие в содержании терминов CFR и СРТ состоит в применимости того или другого термина для перевозки товара различными видами транспорта. Как выше уже отмечалось, термин CFR используется только в случае транспор­тировки товара морским или внутренним водным транспортом. Поэтому даже если по условиям контракта основная перевозка будет осуществляться морским транспортом, но товар будет пе­редан перевозчику до пересечения поручней судна, то следует использовать термин СРТ, а не термин CFR.

Два других термина группы С - СIЕ и СIР означают, что помимо оплаты расходов по транспортировке товара до указан­ного в контракте места продавец обязан заключить договор стра­хования.

Термин СIF (Cost, InsuranceandFreight (... namedport оfdestination) - стоимость, страхование и фрахт (... название пор­та назначении)) - международный торговый термин, который означает, что продавец должен поставить товар на борт судна или предоставить поставляемый таким образом товар. Термин CIF используется только при перевозки морским или внутренне водным транспортом. Момент перехода риска, согласно данному термину, происходит, когда товар уже находится на борту судна. Продавец в данном случае обязан заключить договор и оплатить все расходы, связанные с доставкой груза на борт судна и фрахт. Для покрытия рисков повреждения и утраты товара во время перевозки продавец обязан заключить договор страхования. Однако, продавец, согласно термину CIF обязан заключить договор страхования только с минимальным покрытием. Дополнительное покрытие рисков происходит, как правило, за счет покупателя. При использовании данного термина необходимо помнить, что риск и расходы переходят в двух различных местах. В договоре при этом следует четко указать не только порт назначения (переход расходов), но и порт отгрузки (переход рисков).

Продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке, когда товар перешел через по­ручни судна в порту отгрузки.

Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения. Однако по усло­виям термина CIF на него также возлагается обязанность при­обретения морского страхования (заключение соответствующе­го договора, и уплата страховых взносов) в пользу покупателя про­тив риска потери и повреждения товара во время перевозки.

По условиям термина CIF страховое обеспечение предпола­гается лишь с минимальным покрытием. Как правило, при стра­ховании товара сумма, подлежащая страхованию, равняется пре­дусмотренному в договоре стоимости товара плюс 10 % (учиты­вается процент прибыли, которая может быть получена при продаже товара). При желании покупателя иметь страхование с большим покрытием он должен либо специально договорить­ся об этом с продавцом, либо сам принять меры по заключению дополнительного страхования.

Несмотря на заключение договора страхования, риск потери или повреждения товара, как и любые возможные дополнительные расходы, которые могут возникнуть после пересечения товаром поручней судна, переходит с продавца на покупателя. Поэтому в случае утраты или повреждения товара во время основной пе­ревозки покупатель имеет право лишь требовать от страховой

фирмы соответствующего возмещения. По условиям термина CIF на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке то­вара для экспорта.

Если предполагается перевозка товара не морским или внут­ренним водным транспортом, то следует использовать термин СIР.

Термин СIР (Carriage and Insurance Рaid То (... namedplасе оfdestination) - фрахт/перевозка и страхование оплачены до (... на­звание места назначения)) - международный торговый термин, который означает, что продавец доставит товар названному перевозчику. Кроме этого, продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до названного пункта назначения. Ответственность продавца заканчивается после доставки им товара перевозчику, который был указан покупателем. Если перевозчиков несколько, то ответственность заканчивается после доставки товара первому перевозчику. Покупатель несёт все риски и любые дополнительные расходы, произошедшие после того, как товар был доставлен.

Пример употребления: CIP Александрия, Египет (Incoterms 2010).

Продавец считается выполнившим свои обязанности после поставки товара названномy покупателем перевозчику, оплаты расходов, связанных с перевозкой товара до указанного в контракте пункта назначе­ния, а также обеспечения страхования (заключения соответству­ющего договора страхования и оплаты страховых взносов) от рисков потери и повреждения товара во время перевозки в пользу покупателя.

Покупатель берет на себя все риски и любые дополнительные расходы после передачи продавцом товара указанному покупа­телем перевозчику. Как и по условиям термина CIF, при исполь­зовании термина CIP от продавца требуется обеспечение стра­хования лишь с минимальным покрытием. Поэтому при жела­нии покупателя иметь страхование с большим покрытием он должен либо специально договориться об этом с продавцом, либо сам принять меры по заключению дополнительного страхования.

По условиям термина CIP на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта.

Данный термин может применяться при перевозке товара любым видом транспорта, включая смешанные перевозки. Этот термин следует использовать также в тех случаях, когда по ус­ловиям контракта основная перевозка будет осуществляться морским транспортом, но товар будет передан перевозчику до пересечения поручней судна.

В международной практике в соответствии с установившейся практикой цены CIF используются для подсчета стоимостных объемов импорта. Применение именно этой цены имеет под собой определенное основание, ибо только термины группы С, как правило, предполагают расходы продавца по транспортировке товара до таможенной границы импортера.

При составлении платежных балансов из цены СIF вычита­ются страхование и фрахт, т.е. в этом случае импорт пересчи­тывается в ценах FОВ.

Наши рекомендации