Управление собственным капиталом п/п
Управление собственным капиталом базируется на использовании современных методик анализа и
включает в себя следующие важные этапы:
1) формирование собственных финансовых ресурсов внутренних и внешних источников; 2) оптимизация структуры капитала; 3) оценка эффективности управления собственным капиталом.
Управление собственным капиталом связано не только с обеспечением эффективного использования уже накопленной его части, но и с формированием собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих предстоящее развитие предприятия. Формирование собственных финансовых ресурсов осуществляется по следующим этапам. 1)В первую очередь изучается соотношение внешних (дополнительно привлеченного акционерного капитала или целевого финансирования) и внутренних (нераспределенной прибыли и накопленной амортизации) источников формирования собственных финансовых ресурсов, а также стоимость привлечения собственного капитала за счет различных источников. В процессе их оценки необходимо обратить внимание, что на объем внутренних источников, а именно на нераспределенную прибыль, непосредственно оказывает влияние проводимая в организации дивидендная политика. Она включает в себя следующие направления:
а) выбор типа дивидендной политики; б) разработка механизма распределения прибыли в соответствии с выбранной дивидендной политикой; в) определение уровня дивидендных выплат на одну акцию; г) определение формы выплаты дивидендов.
На объем внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов оказывает влияние проводимая в организации эмиссионная политика, которая включает в себя следующие задачи:
а) исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии акций путем проведения всестороннего предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценка инвестиционной привлекательности своих акций; б) определение целей эмиссии; в) определение объема эмиссии; г) определение номинала, вида и количества эмитируемых акций; д) оценка стоимости привлекаемого акционерного капитала.
2) На втором этапе формирования собственных финансовых ресурсов определяется их общая потребность, величина которой охватывает необходимую сумму собственных средств, формируемых как за счет внутренних, так и за счет внешних источников.
3)На третьем этапе оценивается стоимость привлечения собственного капитала из различных источников. Результаты оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников формирования собственных финансовых ресурсов.
4)Обеспечение максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников является четвертым этапом. В первую очередь, следует предусмотреть возможности роста их объема за счет различных резервов.
5)Пятый этап – обеспечение необходимого объема привлечения собственных ресурсов из внешних источников в случае, если не удалось сформировать необходимый уровень собственного капитала за счет внутренних источников финансирования.
6) На заключительном этапе формирования собственных финансовых ресурсов оптимизируется соотношение внутренних и внешних источников формирования.
Оценка эффективности управления собственным капиталом проводится на основе анализа его рентабельности. Данный показатель представляет собой соотношение величины чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала.
Рассмотрим такие методики анализа рентабельности собственного капитала, как факторная модель,
основанная на формуле «Du Pont», и методика анализа рентабельности собственного капитала с использованием эффекта финансового левериджа.
Формула «Du Pont» устанавливает взаимосвязь между рентабельностью собственного капитала и тремя основными финансовыми показателями предприятия: прибыльностью продаж, оборачиваемостью всех активов и финансовым рычагом. Ее можно представить в следующем виде
ROE (Формула Дюпона) = (Чистая прибыль / Выручка) * (Выручка / Активы) * (Активы / Собственный капитал) = Рентабельность продаж * Оборачиваемость активов * Финансовый леверидж
Углубить анализ рентабельности собственного капитала можно за счет детального изучения причин изменения каждого факторного показателя исследуемой модели.
Согласно методике анализа доходности собственного капитала с использованием эффекта финансового левериджа рентабельность может быть представлена в следующем виде
ЭФЛ = (1 - Снп) * (КВРа - ПК) * ЗК / СК
где ЭФЛ – эффект финансового левериджа,%;
Снп – ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;
КВРа – коэффициент валовой рентабельности активов (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов),%;
ПК – средний размер процентов за кредит, уплачиваемый предприятием за использование заемного капитала,%;
ЗК – средняя сумма заемного капитала; СК – средняя сумма собственного капитала.
Данная методика отображает возможность влияния на доходность собственного капитала и на размер чистой прибыли через привлечение заемного капитала. Эффект финансового левериджа (рычага), возникающий за счет разницы между рентабельностью активов и стоимостью заемных средств, показывает уровень дополнительно генерируемой прибыли на собственный капитал при различной доле использования заемных средств.
Вопрос 71
Известны три основные меры производственного левериджа: I
• доля постоянных производственных расходов в общей сумме расходов, или, что равносильно, соотношение постоянных и переменных расходов (DOLd)
• отношение чистой прибыли к постоянным производственным расходам {DOLp)
- отношение темпа изменения прибыли до вычета процентов и налогов к темпу изменения объема реализации в натуральных единицах(DOLr).
В принципе данные показатели могут применяться как для динамических, так и для межхозяйственных сопоставлений, однако основное их предназначение — контроль и анализ в динамике. При прочих равных условиях рост в динамике показателей DOLr и DOLd,а также снижение показателя DOLp означают увеличение уровня производственного левериджа и повышение риска достижения заданного уровня прибыли. Первые два показателя легко интерпретируются и не требуют каких-то дополнительных пояснений. Несколько сложнее обстоит дело с показателем DOLr. Как следует из определения, показатель может быть рассчитан по формуле
DOLr=TGI/TQ, (1,1)
Где TGI — темп изменения прибыли до вычета процентов и налогов (в процентах);
TQ — темп изменения объема реализации в натуральных единицах (в процентах ).
Путем несложных преобразований формулы (1,1) ее можно привести к более простому в вычислительном плане виду.
Экономический смысл показателя DOLr довольно прост — он подает степень чувствительности прибыли до вычета процентов и налогов коммерческой организации к изменению объема производства натуральных единицах. А именно, для коммерческой организации высоким уровнем производственного левериджа незначительное изменение объема производства может привести к существенному изменению прибыли до вычета процентов и налогов. Значение этого показателя не является постоянным для данной коммерческой организации и зависит от базового уровня объема производства, от которого идет отсчет. В частности, наибольшие значения показатель DOLr имеет при изменении объема производства с уровней, несущественно превышающих критический объем продаж. В этом случае даже незначительное изменение объема производства приводит к существенному относительному изменению прибыли до вычета процентов и налогов; причина состоит в том, что базовое значение прибыли | в этом случае близко к нулю. I
Отметим, что пространственные сравнения уровней производственного левериджа возможны лишь для компаний, имеющих одинаковый базовый уровень выпуска продукции.
Более высокое значение этого показателя обычно характерно для компаний с относительно более высоким уровнем технической оснащенности. Точнее, чем выше уровень условно-постоянных расходов по отношению к уровню переменных расходов, тем выше уровень производственного левериджа. Таким образом, предприятие, повышающее технический уровень с целью снижения удельных переменных расходов, одновременно увеличивает уровень производственного левериджа.
По аналогии с производственным левериджем уровень финансового левериджа (DFL) может измеряться несколькими показателями;
наибольшую известность получили два из них:
• соотношение заемного и собственного капитала (DFLp);
• отношение темпа изменения чистой прибыли к темпу изменения прибыли до вычета процентов и налогов (DFLr).
Первый показатель, имеющий достаточно простую интерпретацию и, чаще всего используется для характеристики компании, а также в сравнительном анализе, поскольку он не только легко вычисляется, но и обладает пространственно-временной сопоставимостью. Второй показатель более сложен в расчетах и интерпретации; его лучше применять в динамическом анализе. Относительно изменения этих показателей для конкретной компании можно сделать вывод: при прочих равных условиях их рост в динамике неблагоприятен (в смысле увеличения финансового левериджа, т.е. повышения финансового риска).
Как следует из определения, значение DFLr может быть рассчитано по формуле
Коэффициент DFLr имеет весьма наглядную интерпретацию — он показывает, во сколько раз прибыль до вычета процентов и налогов ^восходит налогооблагаемую прибыль. Нижней границей коэффициента является единица. Чем больше относительный объем привлеченных предприятием заемных средств, тем больше выплачиваемая по ним сумма процентов, выше уровень финансового левериджа, более вариабельна чистая прибыль. Таким образом, повышение доли заемных финансовых ресурсов в общей сумме долгосрочных источников средств, что по определению равносильно возрастанию уровня финансового левериджа, при прочих равных условиях приводит к большей финансовой нестабильности, выражающейся в определенной непредсказуемости величины чистой прибыли. Поскольку выплата процентов в отличие, например, от выплаты дивидендов является обязательной, то при относительно высоком уровне финансового левериджа даже незначительное снижение маржинальной прибыли может иметь весьма неприятные последствия по сравнению с ситуацией, когда уровень финансового левериджа невысок.
Эффект финансового левериджа состоит в том, чем выше его значение, тем более нелинейный характер приобретает связь между чистой прибылью и прибылью до вычета процентов и налогов. Одно очевидно — незначительное изменение (возрастание или убывание) прибыли до вычета процентов и налогов в условиях высокого финансового левериджа может привести к значительному изменению чистой прибыли.
Пространственные сравнения уровней финансового левериджа возможны лишь в том случае, если базовая величина валового дохода сравниваемых коммерческих организаций одинакова. I
Из приведенных рассуждений понятно, почему понятие финансового риска тесно переплетается с категорией финансового левериджа. Финансовый риск — это риск, связанный с возможным недостатком средств для выплаты процентов по долгосрочным ссудам и займам. Возрастание финансового левериджа сопровождается повышением степени рискованности данной коммерческой организации. Это проявляется в том, что для двух организаций, имеющих одинаковый объем производства, но разный уровень финансового левериджа, вариация чистой прибыли, обусловленная изменением объема производства, будет неодинакова — она будет больше у коммерческой организации, имеющей более высокое значение уровня финансового левериджа.
Финансовый леверидж можно сравнить с обоюдоострым мечом: с одной стороны, повышение его уровня, т.е. увеличение доли долгосрочных заемных средств в общей сумме капитала, приводит к получению дополнительной прибыли; с другой стороны, возрастает уровень финансового риска, поскольку увеличиваются расходы на расширение этого источника, повышается вероятность банкротства и др.
Практические действия по управлению уровнем левериджа не поддаются жесткой формализации и зависят от ряда факторов: стабильности продаж, степени насыщенности рынка продукцией данной фирмы, наличия резервного заемного потенциала, темпа развития компании, текущей структуры активов и пассивов, налоговой политики государства в отношении инвестиционной деятельности, текущей и перспективной ситуаций на фондовых рынках и др.
Дивидендная политика
Большинство акционерных обществ заранее определяет свою политику в отношении распределения доли будущей прибыли среди акционеров. Выплаты акционерам компании производятся из прибыли после налогообложения.
Решение распределить прибыль между акционерами предполагает ответы на три вопроса:
• какую сумму прибыли распределить
• нужно ли выплачивать дивиденды в денежной форме или передавать акционерам денежные средства через выкуп акций, которыми они владеют;
• должны ли распределяемые между акционерами суммы быть из года в год постоянными( с поправкой на инфляцию) или им позволить меняться вместе с потоками денежных средств предприятия и ее потребностями в инвестициях.
Оптимальная дивидендная политика устанавливает баланс между текущими выплатами дивидендов и будущим ростом предприятия чтобы добиться максимизации цены акций.
Теории дивидендной политики.
В теории принято рассматривать три модели поведения инвесторов в зависимости от объема дивидендов.
Теория иррелевантности дивидендов. Согласно этой теории дивидендная политика не влияет ни на цену акций, ни на стоимость капитала. Сторонники этой теории считают, что стоимость фирмы зависит только от способности ее активов генерировать денежные потоки и степенью делового риска, т.е. только от прибыли, производимой активами фирмы, а не от того, как та прибыль распределяется .На самом деле на поведение инвесторов оказывают влияние не только дивидендные решения в их чистом виде, но и рыночные факторы: брокерские комиссионные, уровень налогообложения дивидендных доходов и т.п.
Теория синицы в руках. Сторонники этой теории придерживаются мнения, что инвесторы считают получение капитальной прибыли более рискованным, поскольку она может быть получена лишь в неопределенном будущем и то при благоприятном состоянии фондового рынка. Прибыль же в форме дивидендных выплат получают вскоре после решения собрания акционеров, т.е. рубль ожидаемых дивидендов дороже рубля капитального дохода. Однако в долгосрочной перспективе риск доходов инвесторов определяется не дивидендной политикой, а рискованностью операционных денежных потоков предприятия.
Теория налоговых предпочтений. Обычно налоговое законодательство стран с развитым фондовым рынком делает различия между налогообложением капитальных доходов и доходов в виде дивидендов. Если инвестор не продает свои акции, то он не уплачивает и налога на капитальный доход. Это настраивает акционеров на реинвестирование прибыли без выплаты дивидендов. Реинвестирование прибыли ведет к росту компании и цен на ее акции, а следовательно и капитального дохода от продажи этих акций. Сторонники теории налоговых предпочтений считают, что за акции компаний, выплачивающих относительно низкие дивиденды, стоит платить более высокую цену, чем за акции компании, выплачивающей высокие дивиденды.
Все три теории противоречат друг другу. Проверить практически справедливость каждой из них оказывается невозможным из-за невозможностей сравнению последствий дивидендной политики отличающихся друг о друга предприятий и в разные периоды времени..
Эффекты и гипотезы дивидендной политики. При формировании дивидендной политики следует принимать в расчет Сигнальную гипотезу дивидендов. В теории дивидендной политики предполагается, что все участники рынка – инвесторы и менеджеры- одинаково информированы о будущих прибылях и дивидендных выплатах, но на практике менеджеры всегда лучше инвесторов информированы о перспективах компании. Поэтому считается, что повышение дивидендных выплат является сигналом того, что менеджеры компании видят хорошие перспективы прибыльности компании в дальнейшем. Обычно на такой шаг рынок реагирует повышением курса акций компаний.
Эффект клиентуры. Различные группы инвесторов (клиентура) предпочитают различную политику выплаты дивидендов. Пожилые частные инвесторы, пенсионные фонды предпочитают получать доход в денежной форме, т.к. используют его на текущее потребление. Таким инвесторам рекомендуют покупать акции компаний, придерживающихся политики выплаты большей части прибыли в виде дивидендов. Крупные инвесторы и держатели контрольных пакетов предпочитают реинвестировать прибыль, чтобы избежать излишних налогов и развивать бизнес, выигрывая в капитальной прибыли. Изменение дивидендной политики может повлечь изменение состава клиентуры .
Стабильность дивидендов. Нестабильность дивидендов может создать серьезные проблемы инвесторам, снижение дивидендов может быть принято как негативный сигнал и повлечь долгосрочное падение цены акций. Поэтому для поддержания высокой цены акций менеджеры должны поддерживать равновесие между внутренними потребностями в капитале и пожеланиями акционеров.
Формирование дивидендной политики учитывает 2 основных критерия:
1) главная задача- достижение максимальной акционерной стоимости или капитализации;
2) денежные потоки компании в конечном итоге принадлежат ее акционерам, поэтому если у руководства предприятия нет возможности реинвестировать прибыль с большей доходностью, чем та которую акционеры могли бы заработать сами, вкладывая эти деньги в инвестиции равной степени риска, то практически вся прибыль должна быть распределена в виде дивидендов.
Оптимальный размер дивидендов есть функция от 4-х факторов:
1 предпочтения инвесторов: дивидендов и прироста капитала;
2 инвестиционные возможности фирмы;
3 целевая структура капитала фирмы возможно «цена капитала нераспределенная прибыль» или акционерный капитал стала слишком высокой и дешевле эти источники заменить заемными.
4 доступность цены внешних источников финансирования.
Некоторые компании используют модели выплаты дивидендов по остаточному принципу, т. е. дивиденды выплачивают после использования прибыли на другие цели. Если сумма плановых инвестиций превышает чистую прибыль, то дивиденды не выплачиваются. При такой политике выплаты дивидендов колеблются, что негативно влияет на цену акции.
Большинство компаний предпочитает стабилизировать дивиденды на ряд лет. Для этого менеджмент выполняет следующие шаги:
1 разрабатывает прогноз прибыли на 5-10 лет. Эта информация конфиденциальна и на ее основе строят прогноз по ценным бумагам, которые предполагают постоянный рост прибыли и дивидендов и в усредненном варианте должны быть близкими к результатам.
2 обязательно учитывают фактор инфляции, чтобы как минимум сохранить реальный уровень дивидендных выплат.
3 от разных компаний ожидают разной дивидендной политики. Крупные, как правило, обеспечивают постоянные реальные дивидендные выплаты.
Пример. «ТНК –ВР Холдинг » направила на выплату дивидендов всю нераспределенную прибыль за 2 года. Заявлено, что таким образом компания поддержит акционеров, которые 2 года не получали дивидендов. Такая дивидендная политика нередко предшествует продаже компании, как это было перед продажей Сибнефти Газпрому.
Вопрос
ДОХОДНЫЙ ПОДХОД
МЕТОД ДИСКОНТИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ (ДДП)
Оценка предприятия методом дисконтирования денежных потоков (ДДП) состоит из следующих этапов:
1 ВЫБОР МОДЕЛИ ДЕНЕЖНОГО ПОТОКА:
- ДП для СК
ДП = ЧП после уплаты налогов + Амортизационные отчисления ± уменьшение/прирост СОК ± уменьшение/ прирост инвестиций в ОС ± прирост/уменьшение долгосрочной задолженности;
- ДП для всего инвестированного капитала условно не различают СК и ЗК и считают совокупный ДП. Исходя из этого + к ДП выплаты % по задолженности, которые ранее были вычтены при расчете ЧП.
2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ПРОГНОЗНОГО ПЕРИОДА;
3 РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ ВАЛОВОЙ ВЫРУЧКИ – требует рассмотрения и учета целого ряда факторов, основные среди которых – это объемы производства и цены на продукцию, спрос на продукцию, ретроспективные темпы роста, темпы инфляции, перспективы капвложений, ситуация в отрасли, доля предприятия на рынке и общая ситуация в экономике. Прогноз валовой выручки должен быть логически совместим с ретроспективными показателями бизнеса предприятия.
4 ПРОГНОЗ И АНАЛИЗ РАСХОДОВ - изучается структура расходов предприятия, в особенности соотношение постоянных и переменных издержек, оцениваются инфляционные ожидания, исключаются единовременные статьи расходов, которые не встретятся в будущем, определяются амортизационные отчисления, рассчитываются затраты на выплату процентов по заемным средствам, сравниваются прогнозируемые расходы с соответствующими показателями у конкурентов или среднеотраслевыми.;
5 ПРОГНОЗ И АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИЙ - включает три основных компонента: собственные оборотные средства («рабочий капитал»), капвложения, потребности в финансировании и осуществляется, соответственно, на основе прогноза отдельных компонентов собственных оборотных средств, на основе оцененного остающегося срока службы активов, на основе потребностей в финансировании существующих уровней задолженности и графиков погашения долгов.;
6 Расчет денежного потока для каждого прогнозного года - производится двумя методами – косвенным и прямым. Косвенный метод анализирует движение денежных средств по направлениям деятельности. Прямой метод основан на анализе движения денежных средств по статьям прихода и расхода, т.е. по бухгалтерским счетам.
7 Определение ставки дисконта. СТАВКА ДИСКОНТА- это %-я ставка, используемая для перерасчета будущих потоков доходов в единую величину текущей стоимости, яв-ся базовой для определения рыночной стоимости бизнеса. Для расчета ставки дисконта используется несколько методик:
метод кумулятивного потока и модель оценки капитальных активов CAMP. При расчете ставки дисконта для всего инвестиционного капитала - используется модель средневзвешенной стоимости капитала (WACC).
WACC = Kd(1-tc)wd+Kp*wp+ks*ws
Kd – Стоимость привлечения ЗК, tc- ставка налога на прибыль, wd – доля ЗК в структуре капитала, Kp - стоимость привлечения АК(привил-е акции), wp- доля привил-х акций в структуре капитала, ks – стоимость привлечения АК (обыкновенные акции), ws – доля обыкновенных акций в структуре капитала.
Основная расчетная формула при определении ставки дисконта по модели оценки капитальных активов (САРМ) имеет вид:
R =Rf + β * (Rm – Rf) + S1 + S2 + С
где: R — ставка дисконта; Rf — безрисковая ставка; β — коэффициент «бета», являющийся мерой систематического риска, связанного с макроэкономическими и политическими процессами, происходящими в стране; Rm — общая доходность рынка в целом (доходность среднерыночного портфеля ценных бумаг); S1 — премия для малых компаний; учитывает размеры оцениваемой компании. S2 — премия за риск инвестиций в конкретную компанию. С – страновой риск.
Модель CAРМ основана на том, что инвестору необходим дополнительный доход, превышающий возможный доход от полностью застрахованных от риска ценных бумаг, таких как правительственные облигации. Дополнительный доход является компенсацией инвестору за инвестиции в рисковые активы. Модель служит для определения необходимой нормы дохода на основании трех компонентов: номинальной безрисковой ставки, средней доходности не ссудных операций в экономике.
R =Rf + сумма от i = 1 до n Ri
Rf — безрисковая ставка, Ri – премия за i
8 Расчет величины стоимости в постпрогнозный период. В зависимости от перспектив развития бизнеса в постпрогнозный период используют следующие методы расчета ставки дисконтирования:
- метод расчета по ликвидационной стоимости- применяется если ожидается банкротство, учитываются расходы на ликвидаций и скидка на срочность.
- метод расчета по стоимости чистых активов- аналогична расчетам ликвидиционной стоимости, но не учитывает расходы на ликвидаций и скидка на срочность.
- метод предполагаемой продажи- пересчет ДП в показатели стоимости с помощью спец-х коэф-в.,
- модель Гордона- годовой доход послепрогнозного периода капитализируется в показатели стоимости при помощи коэф-та капитализации (рассчитывается как разница между ставкой дисконта и долгосрочными темпами роста)
V=CF(t+1)/(K-g)
CF(t+1) – ДП за 1 – й год постпрогнозного периода, К – ставка дисконта, g – темп роста ДП
9 Внесение итоговых поправок.
МЕТОД КАПИТАЛИЗАЦИИ – используется в случае если ожидается что буд-е доходы или ДП приблизительно будут равны текущим, или темпы их роста будут умеренными и предсказуемыми.
Суть метода капитализации доходов можно отразить формулой:
Стоимость оцениваемого объекта (V) = ожидаемый доход / ставка капитализации.
В случае наличия умеренных темпов роста доходов :
V = ожидаемый доход (1+ g)/ ставка капитализации (K-g).
В качестве измерителя дохода могут служить различные показатели : ЧП, ДП, ВП, выручка, дивиденды.
МЕТОД ИЗБЫТОЧНОГО ДОХОДА (ПРИБЫЛИ)
Метод избыточного дохода основан на передположении о том, что избыточную прибыль приносят предприятию не показанные в балансе нематериальные активы, которые обеспечивают доходность на активы и на собственный капитал выше среднеотраслевого уровня. Этим методом оценивают преимущественно гудвилл.
ГУДВИЛЛ (goodwill) – это условная стоимость деловых связей фирмы; денежная оценка нематериальных активов компании: фирменный знак, имидж, наличие устойчивой клиентуры и др.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ МЕТОДОМ ИЗБЫТОЧНОГО ДОХОДА (ПРИБЫЛИ):
устанавливают рыночную стоимость всех активов; нормализуют прибыль оцениваемого предприятия; выявляют среднеотраслевую доходность активов и собственного капитала; вычисляют ожидаемую прибыль путем умножения рыночной стоимости активов на их среднеотраслевую доходность; определяют избыточную прибыль посредством вычитания из нормализованной прибыли ее ожидаемой величины; вычисляют стоимость гудвилла путем деления избыточной прибыли на коэффициент капитализации.
ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОД
Основан на принципе замещения: активы стоят не больше, чем составили бы затраты на замещение всех его составных частей.
Стоимость предприятия = Активы- обязательства предприятия
МЕТОД ЧИСТЫХ АКТИВОВ
Метод чистых активов – стоимость предприятия равна стоимости чистых активов, сумме стоимостей всех его активов (материальных и нематериальных) за вычетом обязательств.
Применяя методы оценки, основанные на стоимости активов, приходится корректировать активы и пассивы предприятия до их оценочной рыночной стоимости, и результатом этих операций является стоимость акционерного капитала предприятия.
Корректировка статей баланса в целях оценки стоимости предприятия заключается как в нормализации бухгалтерской отчетности (в том числе статей баланса), так и в пересчете статей актива и пассива баланса в текущие цены.
Пересчет статей актива баланса предприятия в текущие цены состоит:
в определении рыночной стоимости основных средств и нематериальных активов; в определении фактической текущей стоимости «незавершенки»; в анализе и оценке долгосрочных финансовых вложений; в анализе и оценке по текущим ценам запасов, затрат и денежных средств; • в анализе и определении текущей стоимости имеющихся у предприятия задолженностей.
Из суммы скорректированных активов вычитается сумма скоректрованных пассивов.
Метод чистых активов целесообразно использовать, если: доходы не поддаются точному прогнозу; предприятие обладает значительными материальными и финансовыми активами (ликвидными ценными бумагами, инвестициями в недвижимость и т. д.); требуется оценить новое предприятие, у которого отсутствуют ретроспективные данные о прибылях.
ПРЕИМУЩЕСТВА МЕТОДА ЧИСТЫХ АКТИВОВ: В расчетах используется достаточно точная информация о текущем состоянии имущественного комплекса, что ограничивает субъективный фактор; Пригоден к использованию в ситуациях, когда отсутствует ретроспективные данные о прибылях и нет возможности определить перспективные денежные потоки; Пригоден для оценки вновь возникших предприятий, холдинговых и инвестиционных компаний; Возможность подтвердить (аргументировать) результаты расчетов стоимости бизнеса документально.
НЕДОСТАТКИ МЕТОДА ЧИСТЫХ АКТИВОВ: Не учитывает будущую прибыль т. е. перспектив бизнеса, так как в расчетах используются исходные данные, ограниченные текущей деятельностью; Требует больших затрат времени и средств на оценку чистых активов по крупным предприятиям, занятым в производственной сфере; Позволяет получить преимущественно нижнюю границу рыночной стоимости; Не учитывает особенностей функционирования предприятия как действующего комплекса, рассматривая его как совокупность разрозненных объектов; Не применим к трудоемким производствам.
МЕТОД ЛИКВИДАЦИОННОЙ СТОИМОСТИ
Применяется, когда предприятие находится в ситуации банкротства или ликвидации, либо есть серьезные сомнения в способности предприятия оставаться действующим и продолжать свой бизнес.
Российским законодательством и стандартами Российского общества оценщиков даются следующие определения ликвидационной стоимости:
ЛИКВИДАЦИОННАЯ СТОИМОСТЬ ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ - стоимость объекта оценки в случае, если объект оценки должен быть отчужден в срок меньше обычного срока экспозиции аналогичных объектов.
ЛИКВИДАЦИОННАЯ СТОИМОСТЬ, ИЛИ СТОИМОСТЬ ПРИ ВЫНУЖДЕННОЙ ПРОДАЖЕ - денежная сумма, которая реально может быть получена от продажи собственности в сроки, слишком короткие для проведения адекватного маркетинга в соответствии с определением рыночной стоимости. В некоторых государствах к ситуациям вынужденной продажи могут быть отнесены случаи с недобровольным продавцом и покупателем, или покупателями, информированными о затруднениях, испытываемых продавцом.
Таким образом, ликвидационная стоимость представляет собой рыночную стоимость объекта оценки за вычетом всех затрат, связанных с его реализацией и после расчетов со всеми кредиторами. Ликвидационная стоимость может быть разной в зависимости от того, является ли продажа срочной или она происходит в обычном порядке. В последнем случае ликвидационная стоимость будет близка к реальной рыночной стоимости за вычетом затрат.
РАЗЛИЧАЮТ ТРИ ВИДА ЛИКВИДАЦИОННОЙ СТОИМОСТИ:
УПОРЯДОЧЕННУЮ, когда распродажа активов ликвидируемого предприятия осуществляется в течение разумного периода времени, с тем чтобы можно было получить максимально возможные цены продажи активов;
ПРИНУДИТЕЛЬНУЮ, когда активы предприятия распродаются настолько быстро, насколько это возможно, часто одновременно и на одном аукционе;
Стоимость ПРЕКРАЩЕНИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ АКТИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ, когда активы предприятия не продаются, а списываются и уничтожаются. Стоимость предприятия в этом случае представляет собой отрицательную величину, так как в этом случае требуются определенные затраты на уничтожение материальных активов.
МЕТОД НАКОПЛЕНИЯ АКТИВОВ (РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА)
Метод накопления активов для определения рыночной стоимости оцениваемого предприятия использует только информацию оцениваемого предприятия.
Суть метода заключается в определении рыночной стоимости каждого актива и пассива баланса и вычитании из суммы активов всех задолженностей предприятия.
Как и в других методах оценки предприятий, нормализация финансовой отчетности, т.е. исключение непроизводственных, единовременных, излишних доходов и расходов, является необходимым шагом, предваряющим собственно оценку. В случае реализации метода накопления активов нормализация бухгалтерской отчетности имеет определенную специфику: корректировки вносятся не в доходы и расходы предприятия за период предыстории, а в содержание статей последнего отчетного баланса предприятия.
Метод накопления активов применяется для оценки бизнеса действующих предприятий, обладающих значительными активами, холдинговых или инвестиционных компаний (которые сами не создают доход), когда у предприятия отсутствуют ретроспективные данные о производственно-хозяйственной деятельности (например, недавно созданное предприятие), когда деятельность предприятия в значительной степени зависит от контрактов (например, строительные организации), или у предприятия отсутствуют постоянные заказчики, или, наконец, значительную часть активов предприятия составляют финансовые активы (денежные средства, дебиторская задолженность, ликвидные ценные бумаги и пр.).
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД
МЕТОД РЫНКА КАПИТАЛА (КОМПАНИИ-АНАЛОГА) - метод оценки, используемый в рамках сравнительного (рыночного) подхода, при котором стоимость компании определяется на основе информации о ценах реально выплаченных за акции сходных компаний. То есть, при оценке акций (бизнеса) предприятия, базой для сравнения служит цена на единичную акцию компаний-аналогов и в чистом виде данный метод используется для оценки миноритарного пакета акций.
Данный метод применим при наличии финансовой информации о предприятиях-аналогах, акции которых обращаются на фондовом рынке. По состоянию на дату оценки производится поиск информации о продаже акций предприятий-аналогов в котировальных системах или о наличии индикативных котировок.
Процесс оценки акций (бизнеса) предприятия с применением метода рынка капитала включает следующие ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ: Сбор необходимой информации. Выбор аналогичных предприятий. Финансовый анализ. Расчет оценочных мультипликаторов. Выбор величины мультипликатора. Определение итоговой величины стоимости.
Расчет ОЦЕНОЧНЫХ МУЛЬТИПЛИКАТОРОВ (коэффициентов, показывающих отношение рыночной цены предприятия или акции к финансовой базе) происходит в следующем порядке:
Вычисляется финансовая база (прибыль, выручка от реализации, стоимость чистых активов и т.д.) либо за определенный период, либо по состоянию на дату оценки. Это даст величину знаменателя.
На практике, при оценке акций (бизнеса) предприятия используются два типа мультипликаторов: интервальные и моментные. К ИНТЕРВАЛЬНЫМ МУЛЬТИПЛИКАТОРАМ относятся:
цена/прибыль;
цена/денежный поток;
цена/ дивидендные выплаты;
цена/выручка от реализации.
К МОМЕНТНЫМ МУЛЬТИПЛИКАТОРАМ относятся:
цена/балансовая стоимость активов;
цена/ чистая стоимость активов.
Группа мультипликаторов цена/прибыль, цена/денежный поток является наиболее применяемой, так как информация о прибыли оцениваемой компании и предприятий-аналогов является наиболее доступной.
МЕТОД СДЕЛОК
Метод сделок (метод продаж, метод сравнения продаж), основан на использовании цены приобретения предприятия – аналога в целом или его контрольного пакета акций.
Технология применения метода сделок практически полностью совпадает с технологией метода рынка капитала. Различие заключается только в типе исходной ценовой информации: метод рынка капитала в качестве исходной использует цену одной акции, не дающей никаких элементов контроля, а метод сделок - цену контрольного или полного пакета акций, включающую премию за элементы контроля.
МЕТОД ОТРАСЛЕВЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ
Метод отраслевых коэффициентов, или метод отраслевых соотношений, основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой бизнеса предприятия и определенными финансовыми параметрами.
Отраслевые коэффициенты рассчитываются на основе длительных статистических наблюдений специальными иссл<