Признаки изменения ясной погоды на ненастную.

Давление: понижается, чем быстрее – тем вернее наступление ненастья; после прохождения холодного атм. фронта давление возрастает. температура воздуха: зимой повышается (наступает некоторое потепление); летом уменьшается разница между дневной и ночной темп-рой; вечером теплее, чем днем. Ветер: усиливается, особенно к вечеру; нарушаются правильные суточные изменения местных ветров; направление ветра изменяется по часовой стрелке (если центр циклона проходит севернее места наблюдения) либо против часовой стрелки (если центр циклона проходит южнее места наблюдения, в этом случае осадки не ожидаются); если при понижающемся давлении ветер усиливается, почти не меняя направления, то центр циклона пройдет через точку наблюдения, и в этом случае после временного затишья следует ожидать возобновление ветра, но уже с противоположной стороны. 0блачность: увеличивается, облака движутся в противоположную сторону или перпендикулярно тому направлению, в каком дует ветер у земной поверхности, чем быстрее движутся облака, тем скорее наступит ненастье; на западе сначала появляются перистые, затем перисто-слоистые облака (движутся быстро, заметно на глаз), к ним присоединяются высокослоистые облака, переходящие в слоистые и слоисто-дождевые (такая смена облаков характерна для прохождения теплого фронта и связанного с ним циклона, что чаще всего бывает осенью и зимой, предвещая длит. моросящие дожди и снегопады); характерный признак приближения циклона – веерообразное расположение перистых облаков, идущих с запада; если днем ясно, а к вечеру облака сгущаются и утолщаются, то следует ожидать дождь или перемену погоды; волнистые (высококучевые) облака, напоминающие рябь или гребни волн на море, – верный признак наступления ненастной погоды уже через неск. ч; появление облаков в виде барашков также предвещает близкое ненастье; кучевые облака, разорванные в клочья, указывают на приближение ненастной ветреной П. Осадки ночью не выпадает роса; приземный туман, роса или иней, образовавшиеся с вечера, исчезают до восхода Солнца. Атмосферные и др. явления: четко видны отдаленные предметы, особенно в горах; сильно мерцают красным и синим цветом звезды, особенно к утру; Солнце садится в тучу, над тучей видны перистые или перисто-слоистые облака; венцы вокруг Луны имеют малый диаметр; утренняя и вечерняя зори отличаются особенно ярким красным цветом, на следующий после красной вечерней зари день осадков обычно не бывает, только усиливается ветер; улучшается слышимость отдаленных слабых звуков; дым стелется почти горизонтально. Усиливается запах цветов, свежего сена. Ласточки и стрижи летают низко над землей; пауки охотятся утром.

Признаки устойчивой ненастной погоды.

Давление: пониженное (до 730 – 740 мм ртутного столба над ур. м.), мало изменяется или продолжает понижаться н течение суток Темп-ра воздуха постоянная в течение : суток, .зимой - сравнительно высокая, летом умеренная. Ветер: сильный, в течение суток почти но меняет направления, чаще всего юго-западный, реже юго-восточный, восточный и северо-восточный. Облачность: зимой сплошная из слоистых и слоисто-дождевых облаков; летом сплошная, иногда с разрывами. Осадки: слабый снег или мелкий моросящий дождь, идущие непрерывно в течение длит. времени (осадки теплого фронта), или более сильные, с перерывами (осадки холодного фронта); роса и иней не выпадают. Атмосферные и др. явления: хорошая видимость, если нет дождя или снега; хорошо слышны отдаленные слабые звуки; продолжит. сумерки.

Признаки улучшения погоды.

Давление: в течение неск. дней повышается медленно, но непрерывно или достаточно быстро – в этом случае П. улучшается ненадолго. Темп-ра воздуха зимой при смене ветра с юго-западного на северо-западный значительно понижается, а при переходе от северо-восточного к северо-западному изменяется мало; летом такому изменению П часто предшествует значит. понижение темп-ры (при прохождении холодного фронта); увеличиваются суточные колебания темп-ры. Ветер: юго-западный или северо-восточный меняется на северо-западный, становится более порывистым (что свидетельствует о прохождении атм. фронта). 0блачность : преим. переменная, временами все небо может покрываться низкими слоисто-дождевыми облаками, но к вечеру на западе образуются просветы чистого неба; появляются перистые облака причудливой формы, исчезающие к вечеру; если при повышении давления небо быстро проясняется и ветер стихает, то улучшение П. будет непродолжительным. Осадки: временами может идти довольно сильный дождь или снег, но сплошного выпадения осадков не наблюдается.

Признаки приближения грозы.

Давление: скачет или медленно, но неуклонно понижается Темп-ра воздуха: повышается при слабом ветре днем парит. 0блачность кучевые облака появляются рано утром, интенсивно развиваются, принимая форму башен или наковален, и к вечеру не рассеиваются: если с утра по ясному небу быстро движутся высококучевые облака в виде башен или столбов, то грозу следует ожидать после полудня; если грозовые облака имеют форму отдельных узких и высоких башен, то гроза будет кратковременной с ливнем; если же облака громоздятся друг на друга, образуя горы с темным основанием, то вероятнее всего гроза будет сильной; если в теплый и душный вечер небо затягивается сплошной пеленой облаков, то вероятнее всего ночью будет гроза. Атмосферные и др. явления: ясно слышны далекие слабые звуки; пауки выходят на охоту в жаркий полдень.

Лит. Карманная книга натуралиста и краеведа. Ч,1961, Адамов П. Н., Местные признаки погоды, Л. 1961, Шепфер Э, Какая будет погода , пер с нем , Л, 1963, Вайсберг Д., Погода на Земле, пер с англ., Л 1980; Данилова Н А, Климат и отдыхе нашей стране М, 1980, Астапенко П Д, Вопросы о погоде, 3 изд. Л 1987

ПОРОГ

речной, участок реки с относительно большим падением уровня воды и повышенной скоростью течения. Образуется, как правило, в местах пересечения рекой скалистых гряд, выходов трудноразмываемых горных пород, скоплений валунов, обломков скал и т. п. Несложные П, встречаются уже на водных маршрутах 2 – 3 КС. Характерными элементами П. являются водосливы, к-рые в зависимости от угла падения воды – больше 45', ок. 45' или меньше 45' – подразделяются соотв. на водопады, водоскаты и просто сливы

Сливы – обычно самое свободное от камней и потому наиболее проходимое место в П. Большинство сливов имеет форму треугольника, образованного линией перегиба водного потока и косыми струями от скал, ограничивающих слив у основания. Сходящиеся косы« струи вызывают появление стоячих волн (см. Волна стоячая) или цепочки волн за вершиной треугольника. В П. может быть один слив во всю ширину реки либо неск сливов разл. высоты и мощности, разделенных выступающими скалами или камнями. Если П. состоит из неск. последовательно расположенных сливов, расстояние между к-рыми непревышает длины судна то такой П наз. одноступенчатым; если между сливами судно может свободно маневрировать и пройти от одного берега к другому, то П. наз. многоступенчатым, Различают сливы прямые и косые: упрямого слива линия перегиба водного потока перпендикулярна течению реки; у косого – образует с течением реки острый угол. Узкий косой слив, в к-ром глубина русла на линии перегиба сильно отличается у разных берегов, наз. крученым или винтовым.

При определении возможности прохождения П. учитывают особенности слива, мореходные качества судна и подготовленность экипажа. Самый простой для прохождения тур. судов – П. с прямым сливом; наиболее сложный и опасный – с крученым сливом. Одиночные пологие прямые сливы и водоскаты проходимы для тур. судов всех типов. На малых реках рекомендуется держаться ср. линии треугольника, образованного сходящимися струями потока, т. к. здесь обычно глубина больше, а русло чище. На больших реках следует избегать движения через вершину треугольника слива, т. е. здесь наибольшая опасность для судна быть перевернутым крутыми стоячими волнами. Если в результате предварит. осмотра П. (а такой осмотр обязателен, особенно для тех, кто впервые идет этим маршрутом) появляются сомнения в успешности его прохождения, надо обносить суда (см. Обнос) или проводить их вдоль берега.

Лит.: Путешествия на гребных судах, М., 1979.

ПОТЕРТОСТИ

местное воспаление кожи, вызванное механич. раздражением чаще всего длит. трением, давлением неправильно подобранной и подогнанной обуви, одежды и др. снаряжения. К появлению П. предрасполагает повышенное потоотделение. В тур. походах П. наиболее часто отмечаются на ногах {пальцы, пятки, лодыжки), ладонях, спине и плечах. Проявляются П. первоначально чувством жжения, болезненностью, покраснением кожи в местах давления, трения. При дальнейшем раздражении кожи образуются пузыри с прозрачным содержимым (т. н. водяная мозоль), к-рые могут нагнаиваться. После вскрытия пузырей остаются эрозии, к-рые также могут осложниться нагноением.

При умеренно выраженных П, (покраснениях) кожу промывают 5%-нымводным раствором танина или 2%-нымраствором борной кислоты, либо смазывают 1 – 2%-ными спиртовыми растворами бриллиантового зеленого или метиленового синего. При резкой боли можно наложить повязку с цинковой пастой или смягчающим кремом (“Детский” и др.). Пузыри прокапывать нельзя. Если они прорвались самостоятельно, надо промыть пораженную кожу указанным выше дезинфекц. средством и наложить сухую повязку.

Для предупреждения П. необходимо правильно подобрать снаряжение, подогнать и проверить его до выхода на маршрут. В походе надо учитывать изменения погодных условий и соответственно менять одежду, темп движения, не допуская перегрева тела,движения в сырой одежде, не оправданных обстановкой марш-бросков. Обнаружив малейшее неудобство в снаряжении, нужно, не дожидаясь появления П., постараться устранить причину переодеться, переобуться сменить носки, подогнать, ремни рюкзаков и т п. В качестве профилактич. мер можно бинтовать ноги эластичным бинтом, носить перчатки (во время гребли), прокладывать между рюкзаком и спиной мягкие вещи и т п. Важен регулярный уход за кожей (борьба с потливостью, ежедневное мытье ног прохладной водой и т, д.).

ПРИВАЛ

кратковременная остановка тур. группы в походе для отдыха, обеда, оказания мед. помощи и т. д. При движении по маршруту П. обычно устраивают (в зависимости от трудности переходов и состояния участников группы) продолжительностью от 5 до 20 мин через 30 – 50 мин (малый П.); продолжительность П. для обеда составляет от 30 мин до 2–3ч (большой, или обеденный, П.), Во время П. туристы записывают походные наблюдения, осуществляют мелкий ремонт одежды и снаряжения, проводят разведку дальнейшего пути и т. п. Место П. выбирается с учетом удобного и безопасного размещения группы, близко к источникам питьевой воды, обзорным точкам и т. п. См. также Бивак.

ПРИЖИМ

нагон воды на отвесный (обычно скальный) берег на повороте реки под действием центробежных сил. В результате поперечного смещения воды непосредственно у берега происходит локальное повышение ее уровня с характерными для П. сильными поверхностными потоками, направленными от берега, к-рые могут отбросить (не допустить прижатия к берегу) легкое судно с малой осадкой, затянутое в П. Если скальный (прижимной) берег имеет отрицат. угол наклона или подводные «карманы», то вся поверхностная вода уходит вглубь. Такие П наиболее опасны – их трудно обнаружить. а затягивающее действие их очень велико. Родственным П. препятствием является завал скопление разл, предметов, гл. обр. стволов деревьев, в русле реки. На малых таежных реках, а также в сильно суженных местах русла завалы могут существовать годами. Завал опасен подсосом - воды к-рый может привести к перевороту тур. судна. При подходе кзавалу судно следует вынуть из воды ипротащить вдоль завала.

Лит. Путешествия на гребных судах, М, 1979

ПРОВОДКА

движение судов через опасные для плавания места (пороги, шиверы), как правило, посредством веревок, привязанных к носу и корме судна. Осуществляется всей группой участников водного похода, при этом один или неск. туристов удерживают веревку, привязанную к наиболее нагруженной потоком части судна (той, к-рая выше по течению, обычно к корме); один держит носовой конец веревки, остальные страхуют. При большой протяженности участка П. делают предварит. разведку. Во время П. угол между направлением течения и кормовым концом веревки должен быть минимальным, Иногда, при резком увеличении этого угла и невозможности удержать корму, приходится отпускать (стравливать) кормовой конец настолько, что судно разворачивается кормой вперед (в это время оно удерживается за носовой конец). Этот разворот предотвращает заливание судна водой или его переворот вверх дном. На коротких участках с хорошим проходом по берегу допускается П. судна одним туристом на кормовом конце, другой турист в это время помогает П., отталкивая судно от берега или подтягивая его веслом либо шестом.

При П. судно может оказаться залитым водой, поэтому весь груз перед П. помещают в водонепроницаемую упаковку, а кокпит байдарки или лодки закрывают фартуком. Туристы, выполняющие П., должны быть в спасат. жилетах и в касках, на ногах иметь обувь, не скользящую по камням. Страхующие П. держат наготове бросательные концы, чтобы в любой момент иметь возможность перехватывать концы, привязанные к судну (если пройти по берегу нельзя, напр., из-за отвесных скал, крупных камней и т. п.).

Лит.: Путешествияна гребных судах, М., 1979.

ПРОФИЛЬ МАРШРУТА

(от итал. рrоfilo– очертание), чертеж, изображающий разрез местности вертикальной плоскостью; дает наглядное представление о характере рельефа по избранному направлению. При построении П. м. на горизонтальной оси отмечают точки с известными высотами, в них восстанавливают перпендикуляры, длина к-рых соответствует высоте точек, причем вертикальный масштаб берется значительно крупнее горизонтального для более наглядного отображения деталей рельефа (напр., балок, речных террас). При этом происходит неизбежное преувеличение крутизны склонов. Линия, соединяющая концы перпендикуляров, представляет собой П. м. (рис.). Его можно построить по карте с горизонталями или на основе полевых измерений. Составляются также сокращенные П. м., при построении к-рых учитываются только границы подъемов и спусков и места резких перегибов скатов.

ПРОХОДИМОСТЬ РЕКИ

минимальные количеств. и качеств. данные о реке, определяющие возможность сплава по ней на тур. судах и ориентировочную категорию сложности маршрута. Определяется ее водностью, или средним расходом воды (в водном Т. измеряется в м'/с), и средним уклоном реки, а также макс значениями уклона отд. ее участков (измеряются в м/км). Для тур. судов доступны реки со ср. уклоном до 15 м/км и уклонами отд. участков до 20 – 25 м/км, при ср., расходах воды не более 25 – 35 м3/с.

В отличие от ср. уклона русла, являющегося постоянной величиной, расход воды изменяется в течение года. Чтобы осуществить сплав по горной реке при допустимых значениях расхода воды, необходимо выбирать время для проведения похода. Так, на Кавказе по рекам чаще всего ходят весной и осенью, на Памире и Тянь-Шане – осенью, в период меньших расходов воды, т. к. при больших расходах сплав по этим рекам, имеющим значит. уклон русла, становится опасным. Уточнить возможность сплава помогут данные о характере долины реки. Таежные и равнинные реки со ср. уклоном не более 1 – 2 м/км, как правило, доступны для сплава в 40 – 60 км от истока, где ср. расход воды может быть очень малым, порядка 3 – 6 м'/с; возможность сплава по ним определяется гл. обр. кол-вом и характером лесных завалов.

Лит.: Путешествия на гребных судах, М., 1979

РУКОВОДИТЕЛЬ ПОХОДА

(путешествия), наиболее опытный и авторитетный участник похода (путешествия), к-рый избирается общим собранием тур. группы. Возглавляет его подготовку и проведение, отвечает за безопасность и успешное прохождение маршрута. Руководит подготовкой необходимого снаряжения и продуктов питания, тщательно изучает р-н и маршрут похода и знакомит с ними всех участников, Задачи Р. п. – обеспечить оптим. график движения группы туристской на маршруте и благоприятный психол. климат в коллективе. После возвращения из похода Р. п. готовит отчет о походе и передает его в тур. орг-цию.

Лит: Кудинов Б. Ф., Организация туристской работы на предприятии, М, 1964, Стуков Г, За что отвечает руководитель ?”, ”Турист”. 1987,М № 4

САМОКОНТРОЛЬ

туриста, оценка своего физич. состояния на тренировках и в походе. Его цель – регулярное наблюдение за воздействием физич. нагрузок на организм, самочувствием, работоспособностью, сном, аппетитом и пр., с тем чтобы при необходимости внести коррективы в режим тренировок и похода. Осуществляется на основе субъективных ощущений и простейших объективных показателей.

Субъективные ощущения (самочувствие, настроение. аппетит, степень работоспособности и т. п.) отражают не только физич. состояние, но и правильность распределения нагрузки: при перегрузке ухудшается самочувствие, появляется усталость и раздражительность, нарушается сон, аппетит. Объективные показатели С. позволяют более точно дозировать физич. нагрузку и определять степень тренированности. Так, частота пульса (подсчитывается на запястье, шее, виске) на тренировках и в походе не должна превышать 75%от его макс. возрастного значения (220 минус возраст), Другой объективный показатель – т. н. восстанавливаемость пульса, т. е. время, за к-рое частота пульса возвращается к исходному значению. У тренированных лиц после нагрузки (20 приседаний) пульс восстанавливается не позже 5 мин.

В походе надо не пропустить появление признаков переутомления: усталость, к-рая возникает раньше или при меньшей нагрузке, чем прежде, и не проходит после ночного отдыха; раздражительность, к-рая может стать причиной конфликтов по незначит. поводу; одышка и сердцебиение в покое; иногда – ночное мочеотделение (если прежде отсутствовало). При этих признаках требуются разгрузка или отдых (устройство дневки), а также повышенное внимание к мерам безопасности.

САМОСТРАХОВКА

страховка, осуществляемая самостоятельно с использованием индивидуальных страховочных средств, без помощи др. членов группы. С. применяется во всех видах Т., но наиболее широко и разнообразно – в горном Т. и спелеотуризме. Особенно велико значение С. в походах по сложному рельефу, изобилующему крутыми склонами, ледниковыми трещинами, скальными стенками, осыпями и т. п. Различают С. пассивную и активную. Пассивная С. обеспечивается за счет одежды, обуви и разл. приспособлений, защищающих туристов от травм (напр., шлем защитный, очки защитные и ветрозащитная маска, рукавицы, штормовые костюмы, «вибрамы», надувные жилеты, автомобильные ремни безопасности). Активная С. предусматривает выполнение туристом определ. действий, техн. приемов (напр., правильную постановку ног на ледяном склоне или осыпи, выбиванию и загрузку ступеней, а также постоянную готовность к самозадержанию), обычно с применением спец, страховочных средств (веревки туристской, ледоруба, айсбайля, альпенштока, «кошек», крючьев и т. д.). При индивидуальном движении (напр., во время соревнований) применяют оба вида С.; при движении в составе группы С. сочетают с групповой и взаимной страховкой.

Признаки изменения ясной погоды на ненастную. - student2.ru

Рис. 1. Порядок перестежки карабина на точке закрепления при передвижении по перилам с самостраховкой.

Напр., при индивидуальном движении на крутом склоне по перильной веревке С. осуществляется при помощи конца (петли) веревки или парашютной стропы, соединяющего обвязку страховочную туриста с перилами. Сорвавшись, турист повисает на страховочном конце, сохраняя возможность самостоятельно восстановить равновесие и занять положение до срыва. Длина его выбирается такой, чтобы в случав срыва страхующийся мог свободно дотянуться рукой до перильной веревки. Недопустимо использовать страховочные концы из репшнура толщиной 5 – 6 мм. К обвязке страховочный конец крепится узлом, а к перильной веревке при помощи карабина (при движении по горизонтальным перилам), схватывающего узла или зажима (см. Захваты). Для прикрепления страховочного конца к перилам из стального троса применяют зажимы спец. конструкции (напр., зажимы «рефлекс»), исключающие возможность перекусывания троса в момент рывка при срыве страхующегося. 8о время движения карабин, схватывающий узел или зажим передвигают по перильной веревке, придерживаясь за нее рукой и обеспечивая т. о. постоянно действующую С. Дойдя до промежуточной точки закрепления авральной веревки, страховочный конец перезакрепляют на следующий участок перил (рис. 1).

Признаки изменения ясной погоды на ненастную. - student2.ru

Рис. 2. Организация самостраховки при взаимной страховке партнера во связке:а – с использованием основной веревки, б – с креплением страховочного конца на одном крюке выше страховочной обвязки; в – с креплением страховочного конца на двух крюках – выше и ниже страховочной обвязки.

При движении в составе группы по скальному рельефу с взаимной страховкой рекомендуется для С. использовать осн. веревку, закладывая ее за скальные выступы, чтобы удержаться и не потерять равновесие отрывка веревки в момент срыва страхуемого партнера. При движении в связке по закрытому леднику С. обеспечивается неукоснит. соблюдением дистанции между партнерами по связке на всю длину веревки.

С. при выполнении взаимостраховки организуется так, чтобы она не препятствовала выполнению осн. страховочных действий, с учетом направления возможного рывка и особенностей рельефа. Действие С. должно быть всегда направлено в сторону, противоположную направлению ожидаемого рывка. Напр., при рывке вниз точка закрепления страховочного конца должна быть выше, а при рывке вверх – ниже грудной обвязки страхующего; при возможности страховочный конец закрепляют на 2 крюка, забитые выше и ниже уровня грудной обвязки (рис. 2). Наиболее предпочтительна организация С. с использованием точек закрепления, независимых от нижней точки страховки партнера, или объединением их путем блокировки.

Лит. см, при ст. Страховка.

СЕЛЬ

(от араб. сайль – бурный поток), силь, мур, грязевой или грязекаменный поток, внезапно возникающий в руслах горных рек в результате резкого паводка, вызванного обильными ливнями или интенсивным снеготаянием в условиях накопления большого кол-ва продуктов выветривания на склонах. Обычно наблюдается в горных и предгорных р-нах с континентальным климатом. Характеризуется резким кратковременным (1 – 3 ч) подъемом уровня текущей массы и пульсирующим движением ее при отсутствии строгой периодичности.

С селевыми потоками туристы могут встретиться во всех горных районах Рос. Федерации, а также в горах Ср. Азии, Юж. Казахстана, Вост., Закавказья. Иногда С. возникает в руслах горных рек и ручьев, в обычное время сухих. Признаками возможного образования С. являются: быстрое нарастание водности рек и ручьев, появление в них грунта, движение пропитанных водой мелких осыпей, оползни. При наличии этих признаков туристам следует покинуть узкое ущелье, подняться на язык ледника или высоко расположенную террасу, пологий склон или несложный боковой гребень. Если группа находилась в безопасном месте, ее следует дождаться стабилизации уровня воды в реках и ручьях. Поскольку С. возникает преимущественно в вечернее и ночное время, нельзя устраивать бивак в селеопасной местности (на низких берегах рек, в ложбинах, на склонах гор и на т. н. конусах выноса – скоплении гальки, леска, глины, обычно в ниж. части кулуара, оврага или долины)

Лит.: Селеопасные районы Советского Союза, М 1976; Виноградов Ю.Б., Этюды о селевых потоках., Л, 1980

СКЛОН

наклонный участок земной поверхности, обычно между дном долины и гребнем хребта или вершиной горы. Совокупность С., объединенных общим уклоном, наз. покатостью (напр., юго-зап. покатость Б. Кавказа). С. бывают прямые, выпуклые, вогнутые и ступенчатые (террасированные); по характеру поверхности различают С. залесенные, травянистые, осыпные, скальные, снежные, фирновые, ледовые. Отд. виды С. наз. откосом, косогором. В тур. и альп. практике С. характеризуют шириной, протяженностью и крутизной. Крутизна С. – важный показатель, от к-рого зависит выбор способа страховки и тактики движения по С. Различают С. пологие (до 20'), ср. крутизны (до 30'), крутые (до 45') и очень крутые (до 60'). С. крутизной св. 60' наз. стенами, при малой протяженности (до 40 м) – стенками. Для движения по пологому С. страховка, как правило, не требуется (исключение – закрытые ледники), при падении турист остается на месте либо легко выполняет самозадержание. На С. ср. крутизны необходима самостраховка, а также взаимная страховка, когда самозадержание может оказаться неэффективным, напр. на льду, вблизи трещины или сброса. На крутых С. обязательна взаимная страховка; при движении по очень крутым С. используется весь арсенал горной техники, страховка обычно перильная. Стены и стенки на тур. маршрутах встречаются редко; как правило, они являются объектами альпинизма и скалолазанию.

Визуальная оценка крутизны С. обычно дает завышенные результаты. Крутизну С. можно оценить с помощью ледоруба, альпенштока или лыжной палки (рис. 1). Погрешность определения крутизны С. таким способом резко возрастает, если С. покрыт глубоким снегом (рис. 1, д).

Для более точного определения крутизны С. применяют угломер или компас. Как правило, туристы в походах пользуются жидкостными компасами для спорт. ориентирования. Компас устанавливают так, чтобы линия С.– Ю. была перпендикулярна длинной стороне подставки компаса. Подставку ориентируют вдоль С., при этом воздушный пузырек располагается в верх. части компаса против деления шкалы, обозначающего угол между линией С.– Ю. и вертикалью, проходящей через середину пузырька и ось стрелки компаса; этот угол соответствует ср. крутизне С. (рис. 2).

Признаки изменения ясной погоды на ненастную. - student2.ru

Рис. 1.Определение крутизны склона с помощью ледоруба, лыжной палки или альпенштока при крутизна 300 (а), 450(б), 600(в), 75 –800 (г) м при глубоком снеге(д); 1 – поверхность склона; 2 – ледоруб; 3 –

снежный покров; / – длина руки и ледоруба.

Признаки изменения ясной погоды на ненастную. - student2.ru

Рис. 2. Определение крутизны склона при помощи жидкостного компаса:1 – шкала компаса; 2 – воздушный пузырек; 3 – подставка: 4 – линия визирования компаса (поверхность склона); 5 – стрелка компаса; а – крутизна склона.

СКЛОНЕНИЕ МАГНИТНОЕ

Признаки изменения ясной погоды на ненастную. - student2.ru

угол между геогр. меридианом и направлением установившейся магнитной стрелки (магнитным меридианом) в данной точке. При отклонении сев. конца магнитной стрелки на В. склонение считают восточным (положительным), при отклонении на 3. – западным (отрицательным) (рис.). Знание С. м. необходимо при ориентировании карты с помощью компаса и определении магнитного азимута направлений на карте.

Склонение магнитной стрелки и азимуты.

СТОЛБНЯК

острое инфекц. заболевание с тяжелым поражением нервной системы, вызываемое бактерией (столбнячной палочкой) при ее попадании в организм через поврежденную кожу или слизистые оболочки; распространено повсеместно. преим. в с.-х. р-нах. Столбнячная палочка обитает в кишечнике травоядных животных и человека, не вызывая заболевания, и попадает с их испражнениями с почву где может сохраняться годами. Чаще всего С. возникает после ранения ног при ходьбе босиком («болезнь босых ног»); развивается обычно через 5 – 14 дней после заражения, проявляется приступами мучит. судорог; часто заканчивается смертью. Профилактика С. осуществляется детям и подросткам в виде активной иммунизации столбнячным анатоксином. Туристам, привитым против С. св. 10 лет назад, перед походом следует заблаговременно обратиться в поликлинику для повторной иммунизации. В походе не рекомендуется ходить босиком, особенно в местах выпаса скота. При любых повреждениях (раны, в т. ч. при укусах, ожоги, незначит. ссадины) необходимы тщательная обработка раны антисептич. средствами и наложение стерильной повязки. Ни в коем случае нельзя прикладывать к ране землю, растения. В условиях длит. похода при наличии в тур. группе мед. работника целесообразно иметь в аптечке столбнячный анатоксин для проведения экстренной профилактики: при травме у туриста, привитого св. 2,но менее 10 лет назад, ему подкожно вводят 0,5 мл анатоксина.

СТРАХОВКА

комплекс мер для обеспечения безопасности туристов в походе; в узком смысле – совокупность техн. средств (и способов пользования ими), обеспечивающих возможность предотвращения тяжелых последствий при срывах и авариях. Различают три вида С.: групповая С., взаимостраховка и самостраховка. Групповая (или массовая) С. предназначена для обеспечения безопасности большой группы туристов путем сооружения перил на переправах и крутых горных склонах, ограждений на узких опасных трассах и т. д. Взаимостраховка – осн. вид С. для групп (экипажей) в составе 2 – 4 чел. Цель – взаимодействие для предотвращения кризисных ситуаций (напр., срывов, аварий, потери ориентации), направленное на поддержку партнера с использованием страховочных средств и спец. техн. приемов. Самостраховкаосуществляется при помощи индивидуальных страховочных средств без взаимодействия с др. членами групп и в значит. мере носит профилактич. характер. Вид С., используемые приемы и страховочные средства зависят от вида Т., сложности маршрута, характера препятствий, климатич. условий, численности тур. группы и т. д. Наиболее широко С. применяется в горном, водном и спелеотуризме.

Признаки изменения ясной погоды на ненастную. - student2.ru

Рис. 1.Расположениеперил: а – наклонное. б – горизонтальное, в – вертикальное

Признаки изменения ясной погоды на ненастную. - student2.ru

Признаки изменения ясной погоды на ненастную. - student2.ru

Рис. 2 Одновременная страховка.

Рис. 3. Попеременная страховка.

Признаки изменения ясной погоды на ненастную. - student2.ru

Рис. 4. Способы организации страховки: а – верхняя страховка сверху; б – верхняя страховка снизу; в – нижняя страховка; г – парильная двусторонняя страховка.

Признаки изменения ясной погоды на ненастную. - student2.ru Признаки изменения ясной погоды на ненастную. - student2.ru

Рис 5а Рис 5б

Признаки изменения ясной погоды на ненастную. - student2.ru

Рис. 5. Положение страхующего:а – страховка через плечо с опорой на выступ; б – страховка через поясницу с опорой на выступ; в – комбинированная страховка через плечо и крюк; г – страховка через выступ при большом трении: д – страховка через выступ при среднем трении; е – страховка через выступ при малом трении; ж – страховка и самостраховка при помощи ледоруба; з – страховка в сидячем положении с самостраховкой за выступ скалы.

Признаки изменения ясной погоды на ненастную. - student2.ru

С. в горном Т. определяется спецификой и условиями походов в горной местности: сложный рельеф (крутые склоны, стенки, трещины, ледники. осыпи, бурные горные реки), возможные камнепады, снежные лавины, сели, оползни и обвалы льда, значит. перепады темп-ры, повышенная солнечная радиация, пониженное атм. давление и кислородная недостаточность и т. д. Чтобы свести к минимуму опасность для здоровья путешествующих в горах, используются разл. средства С., к-рые условно можно разделить на организационно-профилактические и технические. К первым относятся спец. тренировки, мед. контроль, грамотная прокладка маршрута, постоянное наблюдение за окружающей обстановкой в целях возможно более раннего обнаружения схода снежной лавины, начала камнепада и др. стихийных явлений, выбор надежного укрытия, оказание помощи пострадавшим, правильная организация бивака.

Основой техн. средств С. является веревка, прикрепляемая с помощью узлов, карабинов, зажимов и т. п. к обвязке страховочной на теле страхуемого и крючьям, проушинам, скальным выступам, деревьям и т. п. Веревка удерживает страхуемого от падения при срыве, служит перилами при переправах через реку, овраг или расщелину, по веревке поднимаются и спускаются при преодолении стенок.

Отдельные короткие (до 3 м) участки крутых скал или льда, где нет опасности падения на большую глубину, можно преодолевать с т. н. гимнастич. С. (подобно тому, как тренер подстраховывает гимнаста на гимнастич. снаряде). На сложных отвесных участках для повышения надежности движения по перилам в отдельных случаях {в непогоду, при усталости, недомогании и т.п.) применяется взаимная верхняя С. второй веревкой.

Групповая С. в горном Т. обеспечивается за счет заранее навешенной на опасном участке маршрута перильной веревки (троса). Перила бывают горизонтальные, вертикальные и наклонные (рис, 1). Они могут одновременно использоваться как для поддержания равновесия (в качестве опоры), так и для ускорения движения. Удержание сорвавшегося туриста осуществляется с помощью скользящего по веревке карабина, соединенного со страхующей обвязкой сорвавшегося {применяется на горизонтальных и наклонных перилах) либо схватывающего узла или зажима (последние не допустимы на переправах).

Взаимная С. – осн. вид С. в горном Т., осуществляется туристами в связке из 2 – 4 чел. В зависимости от порядка движения и расположения партнеров по связке различают одновременную С., когда все члены связки передвигаются одновременно, находясь примерно на равном расстоянии друг от друга (рис. 2), и попеременную С., при к-рой члены связки передвигаются по одному, страхуемые партнером (партнерами), к-рые в это время остаются на месте, подстраховывая идущего (рис. 3). Взаимная С. при помощи веревки должна обеспечить удержание любого участника связки при его срыве, закрепление веревки и возможность оказания страхующими помощи сорвавшемуся туристу. Сорвавшийся удерживается за счет натяжения веревки, закрепленной на партнере по связке. При этом страхующая веревка может подходить к страхуемому сверху (верхняя С.) или снизу (нижняя С.) (рис. 4).

По способу торможения (остановки падения) сорвавшегося различают: С. статическую (в момент срыва веревка закрепляется жестко, не протравливается, свободное падение практически отсутствует, но мгновенно возникает значит. нагрузка на страховку); преимущественно статическую (в момент срыва веревка удерживается партнером по связке без протравливания, пока нагрузка не достигнет допустимой величины, после чего веревка протравливается до полной остановки падения сорвавшегося); динамическую (веревка при срыве удерживается с натяжением и протравливанием от момента срыва и до полной остановки падения сорвавшегося). При срыве страховочная нагрузка воспринимается страхующим (удерживающим) либо напрямую через руки, плечо или поясницу, либо через промежуточные точки опоры и закрепления веревки, на

Наши рекомендации