Благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.
Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божьего, который вошёл к нему и сказал ему: Корнилий!
Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? [Ангел] отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом» (Деяния 10:1-4).
Как видите, Корнилий усердно молился Богу. Кроме того, он давал щедрые пожертвования. Хотя в уме самого Корнилия эти два аспекта могли существовать раздельно, Бог рассматривал их как единое целое. Ангел сказал Корнилию, что Бог расценил его молитвы и пожертвования (милостыни) вместе взятые чем-то большим, чем просто молитвы и просто пожертвования. Прочтите следующие слова из этого же отрывка Писания:
«Корнилий сказал: четвёртого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своём доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде, и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои вспомянулись пред Богом» (Деяния 10:30-31).
Благодаря его молитвам и пожертвованиям он был услышан Богом.
Вдова из Сарепты
Нечто похожее произошло в Ветхом Завете с вдовой из города Сарепты. Во время ужасающего голода она много молилась Богу о том, что мука в её кадке всё убывает. Однако, несмотря на все её усердные молитвы, ничего не менялось. Кадка продолжала пустеть. Однажды к своим молитвам она добавила милостыню. После того, как она отдала свою пищу, чтобы накормить пророка, Бог немедленно ответил на её мольбу. В тот миг, когда она присоединила к молитве милостыню, Божья рука коснулась её кадки с мукой и её запасы умножились. Это было чудо. Женщина жертвовала и молилась, а Бог восполнял её нужды.
«И кормилась она, и он, и дом её несколько времени. Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало, по слову Господа, которое Он изрёк чрез Илию» (3 Царств 17:15-16).
Всякий раз, когда вдова кормила пророка, мука в её кадке прибывала.
Вдова и две лепты
Когда-то я не верил, что Бог может совершать в нашей жизни такие же чудеса, какие Он творил раньше. В то же время я не мог игнорировать Писание, а оно ясно учит тому, что чудеса такого рода могут происходить и с нами. Это стало ещё очевиднее, когда я изучил историю о том, как Иисус наблюдал за людьми возле сокровищницы. Однажды Он пришёл в храм и смотрел, как народ кладёт деньги в коробку для пожертвований.
«Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.
Подозвав учеников Своих, [Иисус] сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,
Ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё» (Марка 12:42-44).
Заметьте, вдова положила от скудости своей (от нехватки, нужды). Она пожертвовала последние гроши с определённой целью. Она в чём-то нуждалась, а присоединив две лепты к своей молитве, она привлекла к себе внимание Иисуса. Здесь мы вновь видим, на что способны вкупе пожертвования и молитвы.
На примере Корнилия, вдовы из Сарепты и вдовы, пожертвовавшей две лепты, мы видим, что молитвы, объединённые с пожертвованиями, превращаются в нечто более значимое, чем молитвы и пожертвования по отдельности. Если мы связываем воедино пожертвования и молитвы, тогда наше пожертвование усиливает молитву, и она постоянно приходит Богу на память.
Вопрос 20
Разве плохо быть богатым?
Этот вопрос мне задавали сотни раз: «Не возражает ли Бог против того, чтобы христиане были богатыми? Есть ли что-нибудь предосудительное в богатстве?»
Возможно, лучше всего ответить на этот вопрос можно, вернувшись к корням нашей веры. Мы, Божьи дети, произрастаем не на бедной почве. Мы не произошли от народа, жившего в постоянной нужде. Наши предки обладали невероятными богатствами.
Наши состоятельные праотцы
Что говорит Писание о материальном положении наших духовных прародителей?
Начнём с самого начала, с Адама и Евы. Они были богаты. Бог дал им больше, чем просто Эдемский сад, — Он повелел им владычествовать над всей землёй (см. Бытие 1:28).
Ной тоже был богат. Во время потопа в его распоряжении было всё самое ценное. Он взял с собой в ковчег всё богатство мира. Без преувеличения можно сказать, что Ной был самым богатым человеком мира в тот день, когда начался потоп (см. Бытие, гл. 6 и 7).
Когда Авраам выходил из Египта, он был весьма богат (см. Бытие 13:2).
У Исаака было много стад мелкого и крупного скота, а также колодцев, так что филистимляне завидовали ему (см. Бытие 26:14).
Иаков обладал большим богатством, признавая, что именно Бог обогатил его (см. Бытие 33:5).
Иосиф ездил на второй из колесниц египетского фараона и носил на пальце перстень, подаренный фараоном. Во время самого великого голода на земле в его распоряжении находилось всё пропитание мира. Он был сказочно богат (см. Бытие 41:57).
Царь Саул был богат, а равно и царь Давид. Царь Соломон обладал несметным богатством. Даже у ветхозаветных пророков были слуги.
Был ли беден Иисус?
Иисус был достаточно состоятельным, у Него был собственный дом. Когда двое мужчин спросили у Него, где Он живёт, Он пригласил их переночевать у Него.
«Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, — что значит: учитель, — где живёшь?