Край родной – бабушкина деревня
На юге я был один раз, в пионерском лагере - два раза, а вот к бабушке в деревню отправляли каждое лето. Моя бабушка была очень хорошим воспитателем, она на похвалах развивала меня в нужную сторону, используя педагогический метод «пряника», что бы я хорошее не сделал всегда похвалит. Деревня была за рекой и переправа первое чудо, которое нас встречало. Очень красивой и широкой казалась мне река Вага, недалеко от села Ровдино. Деревня находилась на том берегу, а на этом берегу проходила дорога Архангельск – Вологда. Ближайшими городами были Шенкурск и Вельск. В Вельске мне на всю жизнь запомнилось очень вкусное мороженное, с крапинками жира, ну не пробовал больше вкуснее, может современное фисташковое чуть напоминает. А вот дорога к Ровдино на машинах или автобусах – это было для меня мученье. Дорога была грунтовая, неровная, и через десяток километров меня уже укачивало, до рвоты, приезжал «зелёным». Около деревни Бокинской (на современной карте Болкачевская) рядом с Ровдино работал перевоз. Там можно было переехать на другую сторону реки. Два раза за реку возили молоко с фермы из деревни Тушевская, которая через два километра от нашей деревни Дубининской (Митинской). Плыть через реку красота. Деревня находилась от перевоза в километре, вдоль красивого берега, по верху шла дорога немного пыльная. Как приятно было идти босиком по мягкой дорожной пыли и впитывать дурманящий запах полей, слушать стрекот кузнечиков.
Вспоминаю уклад деревни той поры – шестидесятых прошлого века. Перед деревней находился капустник – общий для всей деревни огород. Вся деревня располагалась вдоль реки на высоком берегу, поближе к реке баньки. Центральная улица перед домами широкая и красивая, все дома смотрят на её ухоженными палисадниками. Первый дом в деревне дяди Кости, он брат двоюродный моей бабушки, и в моём понимании самый главный в деревне. С особым почтением мы входили в его дом, сразу после приезда. Бабушка обстоятельно докладывала, что приехала с внуком в свой родительский дом на всё лето, а дядя Костя рассказывал зимние новости и советовал ей у кого брать молоко. А меня в это время угощали горячим из печи пирогом с рыбой. Напротив дома дяди Кости постоянно стояла – большая понца. Которая представляла собой опущенную в воду через треногу квадратную сеть, в центре которой находилась прикормка для рыбы. Я видел, как сначала он резко поднимал эту квадратную сеть с берега и закреплял в поднятом состоянии, а потом на лодке подплывал, вынимал сачком рыбу и клал её к себе в лодку. Даже щука попадалась в этот подъёмник.
Дом у бабушки был на другом краю деревни (второй с конца) недалеко от кузницы, которая стояла у сенокосных заливных лугов. В середине деревни находилась двухэтажная конюшня, перед которой была большая лужайка, в центре которой возвышался колодец и рядом деревянное корыто на ножках, для поения лошадей. У каждого дома был свой небольшой заборчик, за которым росли ягодные кусты или цветы, был виден вход в дом. Метла, прислоненная к ручке двери, говорила о том, что хозяев нет дома, так было принято. И в этом многовековом укладе текла спокойная и размеренная жизнь, будоражимая летом сенокосом. Заготовка сена являлось очень важным делом в летний период, она подстраивалась под погоду и привлекала всех, даже мы бегали на сенокос. Детишки постарше управлялись с лошадьми, ходили в ночное. Выпасали лошадей на лугу около реки недалеко от деревни, сидели у костра пекли картошку. Бабушка меня в ночное не отпускала, мал ещё. Днём все дети стекались к конюшне, а там свои сложившиеся порядки. Мне объяснили, что я мог выбрать любую лошадь и ухаживать, чистить, водить на водопой. Мне понравилась белая лошадь, её звали Родон. Наша соседка Ульяна Павловна на ней возила молоко до перевоза. Лошадь была спокойная, красивая с большими глазами и теплыми губами. И по законам деревенских ребят лошадь становилась моей, и мне было так хорошо, что у меня была своя лошадь. Я мог её гладить, чистить и мне очень хотелось на её забраться, а как? Она такая большая и держаться не за что. Но меня ребята научили: «Угощаешь лошадь вкусным (сахаром) около изгороди и по изгороди как по лесенке забираешься на широкую спину». Сахар утром за завтраком я догадался спрятать тихонько в карман и когда прибежал в конюшню у меня всё получилось. Какой прекрасный вид открывался с лошади. Кажется, весь мир стал маленьким. Только бы удержаться на этой высоте, где интересно и страшно. Держась за гриву я на лошади ездил на водопой к реке, не передаваемые ощущения, особенно когда лошадь по воде ходит. Только управлять лошадью у меня не получалось и спрыгивать было с её очень страшно, как падаешь.
Только страшнее падения с лошади был в деревне баран, с загнутыми назад костяными рогами, он гонял даже почтальона. Разбежится и так поддаст, что взрослые падали от неожиданности. Детям от этого барана вообще жутко было. Контролировал баран дорогу в деревне и никому прохода не давал. Важно он по дороге прохаживался. Помню, как увидишь этого барана, так и бежишь быстрее к себе домой. Как я плакал, когда однажды баран догнал меня, уже залезавшего на забор у своего дома, и сходу так дал, что я и забор перелетел. А он в это время уже в калитку зашел и снова разбегается, чтобы мня ударить. Хорошо бабушка, услышав мой рёв, выскочила сначала валенком, а потом метёлкой выгнала барана и закрыла калитку.
В деревне рассказчик
Не так давно, я побывал в дедовском доме и сфотографировал его. Места красивые только опустевшие, никто уже в деревне не живёт, только на лето приезжают отдыхать. Встречаю через четыре дома от дедовского дома, товарища Игоря Захарова, почти пятьдесят лет не виделись. Начали вспоминать многолюдную деревню того времени, Игорь вспоминая напоминает мне, что я был знатным рассказчиком: «На конюшне все байки травили, но у тебя интереснее получалось». И он рассказывает, а один раз сидим у тебя дома, бабушка твоя лежала полудремала и тут в сенцах (в коридоре) что-то хромыхнуло! Это сейчас мы понимаем, мышь пробежала и с полки что-то столкнула, а тогда ты так значительно говоришь – «Карга»?! Поясняешь, что это типа домового, жуткая старуха с косой ходит и убить может. И бабушка отдыхающая, не поднимаясь: «Да, да» - говорит, и так жутко нам в доме сделалось, вечер тишина зловещая... Решили мы из дома тикать, а как? В коридоре страшная карга. В общем, открыли мы окно, и спустились, очень было страшно спускаться, но через коридор идти ещё страшнее.
Игорь, продолжая, говорит: «Я даже дочери показывал окно, откуда мы спускались, нам ещё и десяти лет не было, это очень высоко». И я, разглядывая внимательно окно, вспомнил, как мы друг, другу помогая, спускались. Но больше всего был удивлён своему дару знатного рассказчика.
Как я научился рыбачить
Я с большой теплотой вспоминаю свою бабушку - Дубинину Евдокию Григорьевну, у которой в отношении меня был принцип: «Лучше два раза похвалить, чем один раз поругать». Бабушка многому меня научила, а главное помогла мне освоить рыбалку. Поначалу я только смотрел, как в реке проплывают стайки мальков, а крупнее рыбка плавала у самого дна. Когда идёшь купаться, смотришь на дно и видишь, как пескари подплывают к самым ногам. Под камнями можно было увидеть пятнистых подкаменщиков, которые стремились уплыть, пока муть от поднятого камня ещё кружилась в воде. Бабушка предложила ловить рыбу банками. В трёхлитровую стеклянную банку вставлялась горлышком разрезанная железная консервная банка в виде воронки, в её края и щели втиралось тесто, и рыбки в основном пескари, подплывали им полакомиться, и проплывали внутрь. Очень мне нравилось проверять банки. Поднимаешь, а там рыбки живые плавают, крутятся, вынимаешь железную воронку, их рукой достаёшь и в ведро складываешь, а банку снова заносишь в воду на глубину повыше колена. Если тесто уже всё смылось с воронки, снова намазываешь. А проверял я банки сначала часто и вынимал по одной рыбешке, а потом стал два раза в день: утром и вечером, зато было иногда до десятка рыбок в банке. Однако в банки ловилась только небольшая рыбка, а я очень хотел научиться ловить удочкой. Бабушка нашла мне удочку, и запасные крючки, и помогла искать червяков. Они легко собирались из-под досок, которые положены в грядках для хождения во время полива огорода. Поднимешь доску, а там 2-3 червяка, все доски в огороде приподнимешь и можно идти на настоящую рыбалку. Лучше рыба ловилась на зорьке, утренней или вечерней, червяка насаживаешь на крючок, забрасываешь удочку, держишь её в руках и идёшь вдоль берега, смотришь за поплавком по течению. Очень интересно рыба клюёт. Крупная сразу хватает червяка и крючок, и поплавок резко тонет, сразу тащишь и чувствуешь, как удочка изгибается под тяжестью рыбы. Бывает и так, зацепляется крючок за подводную растительность или за корягу, тогда он медленно тонет, стараешься вытащить, да так, чтобы не оторвался крючок. А уж если не получается, снимаешь штаны и по леске заходишь в воду, и руками отцепляешь крючок. Чтобы реже были зацепы, регулируешь поплавком глубину, пусть крючок плывет по течению с червяком выше от дна. Но рыба любит и чаще хватает крючок с червяком, когда он по дну волочится. Быстро я освоил ловлю удочкой и заметил, что хорошие места для ловли, после впадения в реку ручейков или за перекатами. Однажды утром клюнула мне на удочку большая рыба, а я вытащить её не могу, она сильная тащит в глубину, а я её на берег. Таскаем друг друга. То она меня выше колена в воду затащит, то я её почти на берег вытаскиваю. Затащила она меня опять в воду, и вижу, что вода в реке розово-красная. Боли не почувствовал, только когда из воды вышел, понял что наступил на что-то острое и распорол подошву ноги, да так что и идти не могу. Сначала на одной ноге прыгал, потом к дому уже подползал, а кровь текла и текла. Бабушка тряпкой перевязала ногу и вызвала другую бабушку заговорить кровь, и как только она пришла, кровотечение остановилось. Ещё месяц я похрамывал, с повязкой на ноге ходил. Сейчас я понимаю бабушку, зачем она учила меня рыбу ловить, ей и самой рыбки свежей хотелось. Очень вкусно она её готовила. Мелкую рыбёшку, жарила с яйцами на сковороде или в кулебяках запекала. Из печки вынет, от одного запаха вокруг стола начинаешь приплясывать. Крупную рыбку в ухе сварит и в тарелку очень красиво положит. В деревне магазина не было, за продуктами ездили на другой берег в Бокинскую, а тут я банками и удочкой каждый день рыбки налавливал.
Научила бабушка меня и грибы собирать. Ходили не далеко в «ельник», за болото, в основном за красными (подосиновиками), но не гнушались и маслятами и моховиками, да и сыроежками и горькушами, когда было мало в лесу грибов. Бабушка их и впрок заготовляла: солила, сушила, в доме запах стоял приятный. Грибы мне очень нравилось собирать. Красноголовики - они такие красивые с толстыми ножками их издалека видно, особенно на белом мху в бору. Бор был далековато, за болотом, а назывался «чистым», наверно светлый белый мох и сосны создавали вид особой чистоты. А может, там было очень легко искать грибы, на белом мху их видно было издалека. Стоит такой красавец, а рядом ещё и маленькие братья растут. Радовала природа северной русской деревни.
Послесловие
Первый важный социальный круг жизни у ребенка моего времени проходил во дворе, а дальше осваивалась территория улицы, района, области, страны. В этом освоении формировалось чувство Родины – края, где ты вырос и постиг смысл жизни. С детства я полюбил путешествовать и выбирать трудные дороги, в которых становится всё понятно, кто ты такой и куда ты идёшь. Наиболее трудна дорога в движении общества к устойчивому развитию. В этой дороге практическое значение для воспитания нового поколения имеет и спортивный туризм. Туризм для меня это путешествия пешком или на лыжах группой товарищей объединенных одной целью, пройти маршрут, достичь данной точки на карте и местности. Мне пришлось много ходить, сначала со школьниками, а потом и со студентами. Это путь от руководителя школьного кружка путешественников, до начальника лыжных студенческих экологических экспедиций по восточному побережью Белого моря. Студенческие экспедиции, проводимые в девяностые годы, давали радость общения, не только между участниками экспедиции, но и местному населению. Мы долго ещё будем помнить жительницу деревни Больших Козел: Безбородову Евгению Васильевну хранящую тепло северной земли. Многие люди в её лице, передавали свои знания, порождали любовь к конкретному пространству окружающего мира, к энергии, которая помогает созидать и творить добро.
Сегодня я могу гордиться учениками, стоящими на пути воспитания детей в гармонии с окружающим миром. Это учащимися секции путешественников Приморской средней школы Воробьёвой Анжелой, Зелениным Владимиром, Николаевым Андреем, Нутрихиным Николаем. Это студентами выпускниками Поморского университета факультета преподавателей начальных классов: Мининой Еленой, Чистяковым Дмитрием. Естественно-географического факультета: Варавиным Алексеем, Терентьевой Людмилой, Кузнецовой Анной, Плиевой Светланой, Зеляниным Евгением. Спортивного факультета: братьями Крысановыми Александром и Николаем.
2017 год Владимир Сковородкин
Оглавление
Предисловие. 1
Глава 1 Окуните ребенка с головой в водоём.. 4
Маленькие дети боятся ремня… и это правильно?! 4
Пароход хорошо, а крейсер из бревна лучше. 6
Зима на севере полгода, но это ерунда - если ты тепло одет.. 7
Первому путешественнику от экипажа корабля! 7
Ледокол из резиновой лодки не получится. 9
Глава 2 Характер необходимо закаливать. 10
Ищешь камень для рогатки, а находишь монету. 10
«Большой змей» - мастер ножа и топора. 11
Кладбище кораблей на острове Краснофлотском.. 12
Плавание на «Подводной лодке». 13
Глава 3 Что бы держать удар судьбы, тренируйся. 14
Наступая судьбе на хвост, держи её крепко за шиворот….... 14
Перо под лопатку. 16
Просто спрятать дневник с плохими отметками. 16
Ищешь грибы, а находишь миллион. 16
Карманные деньги. 17
Мои четвероногие друзья. 18
Пикирующие бомбардировщики. 18
Настоящий или фальшивый пионер – все равно всему пример. 19
Если ты провалился под лёд, ты ещё не утонул … выползай! 20
Глава 4 Лучше два раза похвалить, чем один раз наругать 21
Край родной – бабушкина деревня. 21
В деревне рассказчик. 23
Как я научился рыбачить. 23