Государственный кредит и государственный долг
Государственный кредит как специфическое звено государственных финансов является достаточно сложным и многогранным явлением в обществе, своеобразная общественная ссудная система.
Как экономическая категория государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице органов власти и управления, с одной стороны, и резидентами (физическими и юридическими лицами) и нерезидентами (в том числе иностранными государствами и международными финансовыми институтами), с другой, при которых государство традиционно выступает в роли заемщика, кредитора или гаранта.
Материальным воплощением государственного кредита является движение ссудного капитала в результате вторичного перераспределения ВВП. Особенностью такого движения является то, что средства, которые мобилизуются с помощью государственного кредита, не формируют отдельного фонда, а перераспределяются, как правило, через бюджет.
По правовому статусу государственный кредит можно трактовать как урегулированный нормами права механизм привлечения дополнительных денежных средств государством или совокупность особенных финансовых правоотношений, предусмотренных нормативно-правовыми актами, что обусловливаются политико-экономическими прерогативами государства в процессе привлечения им временно свободных денежных средств на условиях добровольности, возвратности, платности и срочности.
В традиционном понимании государственный кредит возникает как реакция на бюджетные дефициты, предопределенные неэкономным, нерациональным использованием денежных средств или дополнительными государственными расходами, которые превышают объем государственных доходов и предопределены экономическими, социальными и политическими причинами.
Понятие государственного кредита тесно связано с понятием государственного долга. Фактически можно сказать, что государственный долг является неминуемым и закономерным следствием применения государственного кредита. Государственный долг как экономическая категория определяет экономические отношения, возникающие между государством как заемщиком и его кредиторами (резидентами и нерезидентами) по поводу перераспределения части стоимости ВВП на условиях срочности, платности и возвратности.
Классификация (разновидности) государственного долга приведена на рисунке 5.
Рисунок 5 – Классификация государственного долга
По условиям привлечения средств различают внутренний и внешний государственный долг.
Внутренний государственный долг– это срочные долговые обязательства Правительства Украины в денежной форме, которые возникли в результате заимствований на внутреннем рынке. В соответствии с бюджетной классификацией Украины государственный долг можно классифицировать по типу кредитора и по типу долгового обязательства. Внутренний государственный долг по типу кредитора можно представить в виде задолженности перед:
· юридическими и физическими лицами;
· банковскими учреждениями и другими органами управления.
По типу долгового обязательства внутренний долг государства подразделяется на задолженность по:
· долгосрочным облигациям;
· среднесрочным облигациям;
· краткосрочным облигациям и векселям;
· кредитам, полученным на финансирование дефицита бюджета;
· процентам, начисленным по кредитам, полученным на финансирование дефицита бюджета.
В состав внутреннего государственного долга входят:
¨ займы Правительства Украины;
¨ займы, осуществленные при безусловной гарантии Правительства Украины для обеспечения финансирования общегосударственных программ.
Внутренний государственный долг Украины включает в себя задолженность прошлых лет и задолженность, возникающую ежегодно по новым долговым обязательствам Правительства Украины. Внутренний государственный долг формируется в результате выпуска государственных ценных бумаг, получения кредитов и возникновения прочих долговых обязательств.
Внешний государственный долг – это срочные долговые обязательства Правительства Украины, которые возникли в результате заимствований государства на внешнем рынке.
Как и внутренний, внешний государственный долг классифицируется по типу кредитора и по типу долгового обязательства. По типу кредитора внешний долг государства подразделяется на задолженность по:
· займам, полученным от международных финансовых организаций;
· займам, предоставленным иностранными государствами;
· займам, предоставленным под гарантии Правительства Украины;
· займам, предоставленным иностранными коммерческими банками;
· займам, предоставленным прочими категориями кредиторов.
Внешний долг по типу долгового обязательства классифицируется как задолженность по:
· долгосрочным облигациям;
· среднесрочным облигациям;
· краткосрочным облигациям и векселям;
· займам, не отнесенным к вышеперечисленным категориям.
Внешний государственный долг состоит из:
¨ займов на финансирование дефицита Государственного бюджета и погашение внешнего государственного долга;
¨ займов на поддержку национальной валюты;
¨ займов на финансирование инвестиционных и институциональных проектов;
¨ гарантий иностранным контрагентам относительно выполнения контрактных обязательств в связи с некоммерческими рисками;
¨ государственных гарантий, которые предоставляются Кабинетом Министров Украины для кредитования проектов, финансирование которых предусмотрено Государственным бюджетом Украины.
К займам, направляемым на финансирование Государственного бюджета Украины и погашение внешнего государственного долга, относятся:
§ займы Мирового Банка на структурную перестройку финансового сектора;
§ займы на реформирование государственного управления;
§ прочие займы.
В связи с ограниченностью валютных ресурсов Украины и наличием отрицательного сальдо платежного баланса, Украина осуществляет заимствования у МВФ с целью поддержания курса национальной валюты. Распорядителем финансовых ресурсов, полученных от МВФ по линии «Расширенного финансирования», выступает НБУ.
Займы на финансирование инвестиционных и институциональных проектов предоставляются Мировым Банком на:
· развитие угольной промышленности, энергетики, системы теплоснабжения, энергосбережения, водоснабжения;
· предоставление технической помощи государственным учреждениям в сфере приватизации;
· реализацию инвестиционных проектов муниципальной инфраструктуры;
· улучшение сельскохозяйственного производства, модернизацию технологий, применяемых в сельском хозяйстве;
· внедрение развитой автоматизированной системы Государственного казначейства, которая выполняла бы функции эффективно действующего инструмента кассового исполнения бюджета, управления наличными денежными средствами государства и прочее.
Кредиты под гарантии Правительства предоставляют Мировой Банк и ЕБРР. Заемщиками по таким кредитам могут быть государственные банки, государственные администрации, государственные предприятия. Так, НБУ под гарантию Правительства получил две кредитные линии на финансирование малого и среднего бизнеса.
По форме привлечения средств государственный долг подразделяется на государственные заимствования и государственные гарантии.
Государственное заимствование – это привлечение Украиной в лице КМУ через Министерство финансов Украины денежных средств, имущества и имущественных прав, которое предусматривает принятие обязательств в отношении денежных средств на условиях срочности и платности. Различают внутренние и внешние государственные заимствования.
Внутреннее заимствование – это государственное заимствование, которое осуществляется путем заключения соглашений с резидентами Украины о займах и выпуска государственных ценных бумаг, размещаемых на внутреннем рынке.
Внешнее заимствование – государственное заимствование, которое осуществляется путем заключения соглашений с нерезидентами Украины о займах и выпуска государственных ценных бумаг, размещаемых на внешнем рынке.
Государственная гарантия – это обязательство Украины в лице КМУ, который действует через Министерство финансов Украины, полностью или частично осуществить платежи в пользу кредитора в случае невыполнения заемщиком обязательств по возвращению денежных средств на условиях платности и возвратности. Различают два вида государственных гарантий: внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя государственная гарантия – это гарантия Правительства Украины по обязательствам заемщика, которая возникла перед резидентами Украины.
Внешняя государственная гарантия – это гарантия Правительства Украины по обязательствам заемщика, которая возникла перед нерезидентами Украины.
При предоставлении государственных гарантий возникает потенциальный государственный долг, который становится реальным в условиях возмещения кредитору суммы обязательств заемщика, по которым государство выступало гарантом.
В зависимости от срока привлечения средствразличают:
· краткосрочный государственный долг (со сроком погашения до 1 года);
· среднесрочный государственный долг (со сроком погашения от 1 до 5 лет);
· долгосрочный государственный долг (со сроком погашения от 5 лет и больше).
Основными причинами возникновения и роста государственного долга являются:
1. Дефицит Государственного бюджета Украины.
До 1995 года покрытие дефицита Государственного бюджета осуществлялось путем прямой эмиссии НБУ, что привело к обесценению денежных сбережений населения и субъектов предпринимательской деятельности, развитию гиперинфляции в Украине. Это побудило Правительство перейти к финансированию дефицита бюджета за счет неэмиссионных источников, что повлекло за собой развитие рынка государственных долговых обязательств.
С 1996 года погашение дефицита бюджета стало осуществляться преимущественно за счет внешних и внутренних заимствований государства. Для финансирования дефицита Государственного бюджета Украины привлекаются средства Мирового Банка, Европейского Союза, Японии и прочих кредиторов.
Условием предоставления иностранных кредитов является реализация Украиной проектов реформирования экономики и выполнение программы макроэкономической стабилизации в стране.
2. Постоянный дефицит платежного баланса Украины.
Все операции между резидентами страны (включая потребителей, предпринимателей и государственные учреждения) и нерезидентами находят свое отображение в платежном балансе государства. Платежный баланс состоит из баланса текущих операций (к которому относится торговый баланс и баланс товаров и услуг), баланса движения капитала и официальных резервов государства.
Дефицит баланса текущих операций свидетельствует, что поступления от украинского экспорта товаров и услуг не покрывают расходов по импорту. Дефицит баланса текущих операций может быть покрыт в результате:
· привлечения иностранных кредитов;
· отказа от собственности на некоторые активы в пользу нерезидентов и той части импорта, которую государство не способно профинансировать за счет внешних поступлений.