Государственный кредит и государственный долг

Государственный кредит как специфическое звено государственных финансов является достаточно сложным и многогранным явлением в обществе, своеобразная общественная ссудная система.

Как экономическая категория государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице органов власти и управления, с одной стороны, и резидентами (физическими и юридическими лицами) и нерезидентами (в том числе иностранными государствами и международными финансовыми институтами), с другой, при которых государство традиционно выступает в роли заемщика, кредитора или гаранта.

Материальным воплощением государственного кредита является движение ссудного капитала в результате вторичного перераспределения ВВП. Особенностью такого движения является то, что средства, которые мобилизуются с помощью государственного кредита, не формируют отдельного фонда, а перераспределяются, как правило, через бюджет.

По правовому статусу государственный кредит можно трактовать как урегулированный нормами права механизм привлечения дополнительных денежных средств государством или совокупность особенных финансовых правоотношений, предусмотренных нормативно-правовыми актами, что обусловливаются политико-экономическими прерогативами государства в процессе привлечения им временно свободных денежных средств на условиях добровольности, возвратности, платности и срочности.

В традиционном понимании государственный кредит возникает как реакция на бюджетные дефициты, предопределенные неэкономным, нерациональным использованием денежных средств или дополнительными государственными расходами, которые превышают объем государственных доходов и предопределены экономическими, социальными и политическими причинами.

Понятие государственного кредита тесно связано с понятием государственного долга. Фактически можно сказать, что государственный долг является неминуемым и закономерным следствием применения государственного кредита. Государственный долг как экономическая категория определяет экономические отношения, возникающие между государством как заемщиком и его кредиторами (резидентами и нерезидентами) по поводу перераспределения части стоимости ВВП на условиях срочности, платности и возвратности.

Классификация (разновидности) государственного долга приведена на рисунке 5.

 
  Государственный кредит и государственный долг - student2.ru

Рисунок 5 – Классификация государственного долга

По условиям привлечения средств различают внутренний и внешний государственный долг.

Внутренний государственный долг– это срочные долговые обязательства Правительства Украины в денежной форме, которые возникли в результате заимствований на внутреннем рынке. В соответствии с бюджетной классификацией Украины государственный долг можно классифицировать по типу кредитора и по типу долгового обязательства. Внутренний государственный долг по типу кредитора можно представить в виде задолженности перед:

· юридическими и физическими лицами;

· банковскими учреждениями и другими органами управления.

По типу долгового обязательства внутренний долг государства подразделяется на задолженность по:

· долгосрочным облигациям;

· среднесрочным облигациям;

· краткосрочным облигациям и векселям;

· кредитам, полученным на финансирование дефицита бюджета;

· процентам, начисленным по кредитам, полученным на финансирование дефицита бюджета.

В состав внутреннего государственного долга входят:

¨ займы Правительства Украины;

¨ займы, осуществленные при безусловной гарантии Правительства Украины для обеспечения финансирования общегосударственных программ.

Внутренний государственный долг Украины включает в себя задолженность прошлых лет и задолженность, возникающую ежегодно по новым долговым обязательствам Правительства Украины. Внутренний государственный долг формируется в результате выпуска государственных ценных бумаг, получения кредитов и возникновения прочих долговых обязательств.

Внешний государственный долг – это срочные долговые обязательства Правительства Украины, которые возникли в результате заимствований государства на внешнем рынке.

Как и внутренний, внешний государственный долг классифицируется по типу кредитора и по типу долгового обязательства. По типу кредитора внешний долг государства подразделяется на задолженность по:

· займам, полученным от международных финансовых организаций;

· займам, предоставленным иностранными государствами;

· займам, предоставленным под гарантии Правительства Украины;

· займам, предоставленным иностранными коммерческими банками;

· займам, предоставленным прочими категориями кредиторов.

Внешний долг по типу долгового обязательства классифицируется как задолженность по:

· долгосрочным облигациям;

· среднесрочным облигациям;

· краткосрочным облигациям и векселям;

· займам, не отнесенным к вышеперечисленным категориям.

Внешний государственный долг состоит из:

¨ займов на финансирование дефицита Государственного бюджета и погашение внешнего государственного долга;

¨ займов на поддержку национальной валюты;

¨ займов на финансирование инвестиционных и институциональных проектов;

¨ гарантий иностранным контрагентам относительно выполнения контрактных обязательств в связи с некоммерческими рисками;

¨ государственных гарантий, которые предоставляются Кабинетом Министров Украины для кредитования проектов, финансирование которых предусмотрено Государственным бюджетом Украины.

К займам, направляемым на финансирование Государственного бюджета Украины и погашение внешнего государственного долга, относятся:

§ займы Мирового Банка на структурную перестройку финансового сектора;

§ займы на реформирование государственного управления;

§ прочие займы.

В связи с ограниченностью валютных ресурсов Украины и наличием отрицательного сальдо платежного баланса, Украина осуществляет заимствования у МВФ с целью поддержания курса национальной валюты. Распорядителем финансовых ресурсов, полученных от МВФ по линии «Расширенного финансирования», выступает НБУ.

Займы на финансирование инвестиционных и институциональных проектов предоставляются Мировым Банком на:

· развитие угольной промышленности, энергетики, системы теплоснабжения, энергосбережения, водоснабжения;

· предоставление технической помощи государственным учреждениям в сфере приватизации;

· реализацию инвестиционных проектов муниципальной инфраструктуры;

· улучшение сельскохозяйственного производства, модернизацию технологий, применяемых в сельском хозяйстве;

· внедрение развитой автоматизированной системы Государственного казначейства, которая выполняла бы функции эффективно действующего инструмента кассового исполнения бюджета, управления наличными денежными средствами государства и прочее.

Кредиты под гарантии Правительства предоставляют Мировой Банк и ЕБРР. Заемщиками по таким кредитам могут быть государственные банки, государственные администрации, государственные предприятия. Так, НБУ под гарантию Правительства получил две кредитные линии на финансирование малого и среднего бизнеса.

По форме привлечения средств государственный долг подразделяется на государственные заимствования и государственные гарантии.

Государственное заимствование – это привлечение Украиной в лице КМУ через Министерство финансов Украины денежных средств, имущества и имущественных прав, которое предусматривает принятие обязательств в отношении денежных средств на условиях срочности и платности. Различают внутренние и внешние государственные заимствования.

Внутреннее заимствование – это государственное заимствование, которое осуществляется путем заключения соглашений с резидентами Украины о займах и выпуска государственных ценных бумаг, размещаемых на внутреннем рынке.

Внешнее заимствование – государственное заимствование, которое осуществляется путем заключения соглашений с нерезидентами Украины о займах и выпуска государственных ценных бумаг, размещаемых на внешнем рынке.

Государственная гарантия – это обязательство Украины в лице КМУ, который действует через Министерство финансов Украины, полностью или частично осуществить платежи в пользу кредитора в случае невыполнения заемщиком обязательств по возвращению денежных средств на условиях платности и возвратности. Различают два вида государственных гарантий: внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя государственная гарантия – это гарантия Правительства Украины по обязательствам заемщика, которая возникла перед резидентами Украины.

Внешняя государственная гарантия – это гарантия Правительства Украины по обязательствам заемщика, которая возникла перед нерезидентами Украины.

При предоставлении государственных гарантий возникает потенциальный государственный долг, который становится реальным в условиях возмещения кредитору суммы обязательств заемщика, по которым государство выступало гарантом.

В зависимости от срока привлечения средствразличают:

· краткосрочный государственный долг (со сроком погашения до 1 года);

· среднесрочный государственный долг (со сроком погашения от 1 до 5 лет);

· долгосрочный государственный долг (со сроком погашения от 5 лет и больше).

Основными причинами возникновения и роста государственного долга являются:

1. Дефицит Государственного бюджета Украины.

До 1995 года покрытие дефицита Государственного бюджета осуществлялось путем прямой эмиссии НБУ, что привело к обесценению денежных сбережений населения и субъектов предпринимательской деятельности, развитию гиперинфляции в Украине. Это побудило Правительство перейти к финансированию дефицита бюджета за счет неэмиссионных источников, что повлекло за собой развитие рынка государственных долговых обязательств.

С 1996 года погашение дефицита бюджета стало осуществляться преимущественно за счет внешних и внутренних заимствований государства. Для финансирования дефицита Государственного бюджета Украины привлекаются средства Мирового Банка, Европейского Союза, Японии и прочих кредиторов.

Условием предоставления иностранных кредитов является реализация Украиной проектов реформирования экономики и выполнение программы макроэкономической стабилизации в стране.

2. Постоянный дефицит платежного баланса Украины.

Все операции между резидентами страны (включая потребителей, предпринимателей и государственные учреждения) и нерезидентами находят свое отображение в платежном балансе государства. Платежный баланс состоит из баланса текущих операций (к которому относится торговый баланс и баланс товаров и услуг), баланса движения капитала и официальных резервов государства.

Дефицит баланса текущих операций свидетельствует, что поступления от украинского экспорта товаров и услуг не покрывают расходов по импорту. Дефицит баланса текущих операций может быть покрыт в результате:

· привлечения иностранных кредитов;

· отказа от собственности на некоторые активы в пользу нерезидентов и той части импорта, которую государство не способно профинансировать за счет внешних поступлений.

Наши рекомендации