Бюджет и бюджетная система Украины

Основным инструментом перераспределения ВВП служат государственные финансы, состоящие из Государственного бюджета, местных бюджетов, внебюджетных фондов и государственного кредита. Центральное место среди них занимает Государственный бюджет, который как система экономических распределительных отношений охватывает фактически все общество, в отличие от других звеньев финансовой системы, которые имеют более ограниченную сферу функционирования.

Бюджет – это сложная экономическая категория. Это объясняется тем, что бюджет обязан обеспечить выполнение государством его основных функций – управления, обороны, регулирования экономики, социального обеспечения и проч.

Как категория, Государственный бюджетпредставляет собой систему экономических отношений, складывающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей.

По экономической сущности Государственный бюджет– это денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами по поводу перераспределения НД в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования национального хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны, государственного управления и т.д.

Понятие Государственного бюджета как экономической категории следует отличать от понятия Государственного бюджета как основного финансового плана страны. В первом случае речь идет о системе денежных отношений, имеющих объективный характер, а во втором - о результате сознательной деятельности людей по формированию и использованию централизованного фонда денежных средств. Под Государственным бюджетом как финансовым планомпонимается бюджетный план движения централизуемой части НД; это есть результат практического использования объективных экономических отношений, возникающих в обществе.

Государственный бюджет входит в общую систему финансовых планов Украины. В нем представлены все атрибуты финансового плана: денежные поступления (доходы) по конкретным источникам; денежные расходы по конкретным направлениям и мероприятиям; соизмерение денежных расходов и доходов на основе балансовых расчетов.

В соответствии с Бюджетным кодексом Украины бюджет – это план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения заданий и функций, которые осуществляются соответственно органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления в течение бюджетного периода.

Сущность Государственного бюджета как экономической категории реализуется через его функции:

1) распределительную;

2) контрольную;

3) функцию обеспечения существования государства.

Проявление распределительной функции обусловлено тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного распределения и перераспределения является чистый доход, однако, это не исключает возможности перераспределения через бюджет части стоимости необходимого продукта (подоходный налог с граждан), а иногда и национального богатства. Благодаря распределительной функции бюджета происходит концентрация денежных средств в руках государства и их дальнейшее использование с целью удовлетворения общественных потребностей. Распределение и перераспределение денежных средств происходит между отдельными отраслями и сферами деятельности, а также между отдельными слоями населения. В результате распределения и перераспределения осуществляется формирование различных фондов денежных ресурсов – государственного и местных бюджетов, Фонда социального страхования, Пенсионного фонда, Фонда содействия занятости населения, Фонда социальной защиты инвалидов, Государственного инновационного фонда и т.д.

При помощи распределительной функции бюджета государство имеет возможность также осуществлять вмешательство в процесс общественного производства – регулирования хозяйственной деятельности предприятий, ускорение темпов экономического роста, усиление хозяйственной активности предпринимателей.

Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно – через формирование и использование денежных средств государства – отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. При этом финансовый контроль осуществляется как при формировании доходов бюджета, так и при расходовании его денежных средств. При формировании государственных доходов финансовый контроль осуществляется за правильностью взимания различных видов налогов и сборов, мобилизации других источников доходов, соблюдением установленных пропорций между ними, определением налоговой базы, формами льготного налогообложения, сроками поступления доходов и пр. При расходовании бюджетных средств контролируются эффективность их использования и соответствие целевому назначению. Финансовый контроль осуществляется за производством, распределением и потреблением НД, за пропорциями, складывающимися в процессе его перераспределения.

Функция обеспечения существования государства реализуется в создании материально-финансовой базы функционирования государства; содержании аппарата управления государством, президентской власти, законодательной и исполнительной власти, правоохранительных и таможенных органов, налоговой службы. В структуре затрат Государственного бюджета на эти цели приходится от 7% до 10% всех расходов бюджета.

Важное значение имеет осуществление внешнеполитической деятельности Украины: содержание за счет бюджета дипломатических представительств Украины за рубежом, взносы в международные организации, членом которых является Украина и т.д. На эти цели государство тратит от 3 до 7% расходной части Государственного бюджета.

В соответствии с Бюджетным кодексом Украины доходы бюджета – налоги, неналоговые и другие поступления на безвозвратной основе, взимание которых предусмотрено законодательством Украины (включая трансферты, плату за предоставление административных услуг, собственные поступления бюджетных учреждений). В свою очередь, расходы бюджета – это денежные средства, направленные на осуществление программ и мероприятий, предусмотренных соответствующим бюджетом.

Поскольку государственный бюджет – основной централизованный фонд государства, то его состояние определяет финансовое положение общества в целом. Состояние бюджета может характеризоваться тремя показателями: балансом доходов и расходов, превышением доходов над расходами (профицитом бюджета) и, наоборот, превышением расходов над доходами – бюджетным дефицитом. Идеальным является сбалансированность доходов и расходов и даже некоторое превышение доходной части над расходной. В первом случае (баланс или равновесие доходов и расходов) речь идет о достаточности источников доходов для финансирования потребностей государства в плановом периоде. Во втором случае (профицит бюджета) образовавшийся остаток доходов правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах, для досрочных выплат или перевести его в доход бюджета следующего года. В соответствии с Бюджетным кодексом Украины бюджетный профицит может быть создан для погашения основной суммы государственного долга.

Бюджетная система – это совокупность всех видов бюджетов, создаваемых на разных уровнях государственных структур власти и управления. Бюджетная система отображает совокупность всех видов бюджетов, образованных в данной стране в соответствии с ее бюджетным устройством.

Правовую основу бюджетной системы Украины составляют Конституция Украины, изданный на ее основе Бюджетный Кодекс Украины, Закон «О Государственном бюджете Украины» на текущий год, другие законодательные акты, регулирующие бюджетные правоотношения.

В соответствии с Бюджетным кодексом бюджетная система Украины – это совокупность государственного и местных бюджетов, построенная с учетом экономических отношений, государственного и административно-территориального устройства и урегулированная нормами права.

Поскольку Украина является унитарным государством, то ее бюджетная система состоит из государственного и местных бюджетов (рис.1).

 
  Бюджет и бюджетная система Украины - student2.ru

Рисунок 1 – Структура бюджетной системы Украины

Совокупность всех бюджетов, входящих в состав бюджетной системы Украины, представляет собой сводный (консолидированный) бюджет Украины. Таким образом, сводный бюджет Украины включает показатели Государственного бюджета, сводного бюджета АРК, сводных бюджетов областей и городов Киева и Севастополя (рис.2). Сводный бюджет Украины используется в целях анализа и выявления методов государственного регулирования экономического и социального развития Украины.

К местным бюджетамотносятся бюджет АРК, бюджеты областей, городов, районов, районов в городах, поселков и сел.

Бюджет Автономной Республики Крым объединяет республиканский бюджет и бюджеты районов и городов республиканского подчинения.

Бюджет областиобъединяет областной бюджет, бюджеты районов и городов областного подчинения. Бюджет районаобъединяет районный бюджет, бюджеты городов районного подчинения, поселковые и сельские бюджеты. Поселковые и сельские бюджетысоздаются по решению районных либо городских Советов при наличии необходимой финансовой базы. Бюджет города, имеющего районное деление, объединяет городской бюджет и бюджеты районов, которые входят в его состав.

 
  Бюджет и бюджетная система Украины - student2.ru

Рисунок 2 – Структура сводного (консолидированного) бюджета Украины

В соответствии с Бюджетным Кодексом бюджетная система Украины основана на 11 основных принципах (вместо 7, оговоренных ранее в ЗУ «О бюджетной системе Украины») – на принципах единства, сбалансированности, полноты, обоснованности, эффективности, субсидиарности, целевого использования бюджетных средств, справедливости и непредвзятости, публичности и прозрачности, самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему, а также на принципе ответственности участников бюджетного процесса.

Принцип единства бюджетной системыозначает существование единого метода расчета доходов и расходов всех звеньев бюджетной системы. Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации, единством форм бюджетной документации, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности, предоставлением необходимой информации с одного уровня бюджетной системы на другой.

Принцип сбалансированности – полномочия на осуществление расходов бюджета должны соответствовать объему поступлений в бюджет на соответствующий бюджетный период.

Принцип самостоятельности определяет, что Государственный и местные бюджеты являются самостоятельными. Самостоятельность бюджетов обеспечивается закреплением за ними соответствующих источников доходов и правом определения основных направлений их использования в соответствии с законодательством Украины.

Принцип полнотыподразумевает отображение в бюджете всех без исключения доходов и расходов.

Принцип обоснованностизаключается в формировании бюджета на базе реальных макропоказателей экономического и социального развития государства, научно обоснованных нормативов и расчетов поступлений в бюджет и расходов бюджета, которые осуществляются в соответствии с утвержденными методиками и правилами.

Принцип эффективности состоит в том, что при составлении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны стремиться к достижению запланированных целей при привлечении минимального объема бюджетных средств, а также к достижению максимального результата при использовании определенного бюджетом объема средств.

Принцип субсидиарности состоит в том, что распределение видов расходов между Государственным и местными бюджетами, а также между местными бюджетами различных уровней должно основываться на максимально возможном приближении предоставления общественных услуг к их непосредственному потребителю.

Принцип целевого использования бюджетных средств определяет, что бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетными назначениями.

Принцип справедливости и непредвзятости утверждает, что бюджетная система Украины строится на основах справедливого и непредвзятого распределения общественного богатства между гражданами и территориальными громадами (общинами).

Принцип публичности и прозрачности гласит, что Государственный и местные бюджеты утверждаются, а отчеты об их исполнении принимаются соответственно ВРУ, Верховным Советом АРК и соответствующими местными советами.

Принцип ответственности участников бюджетного процесса определяет, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия или бездействие на каждой стадии бюджетного процесса.

Структура бюджетной системы определяется бюджетным устройством государства. Под бюджетным устройствомгосударства понимается организация и принципы построения бюджетной системы, функционирующей на основе действующего бюджетного права; структура бюджетной системы; взаимоотношения между отдельными звеньями бюджетной системы.

Бюджетное устройство государства базируется на:

¨ выделении видов бюджетов, создаваемых в данной стране;

¨ установлении принципов построения бюджетной системы;

¨ распределении доходов и расходов между звеньями бюджетной системы;

¨ определении характера и форм взаимоотношений между бюджетами.

Бюджетное устройство Украины определяется с учетом государственного устройства и административно-территориального деления Украины.

Наши рекомендации