Становление и развитие национальной системы финансового мониторинга в Российской Федерации
Национальная система финансового мониторинга формируется в каждом государстве самостоятельно и призвана защищать страну изнутри, но с учетом международных требований. Современная российская система финансового мониторинга сформирована на основе международно-правовых нормах, с учетом специфики государственного устройства и направлений социально-экономического развития страны.
В отличие от международной, формирование российской системы финансового мониторинга началось с отставанием на десятилетие – только в 2001 году, после того, как Россия попала в «черный список» ФАТФ. Так, в июне 2000 г. в ФАТФ опубликовала «черный список» из 15 стран, в который вошла и Россия, и призвала руководство этих государств принять незамедлительные практические и законодательные меры по созданию эффективной системы противодействия отмывания денежных средств. Согласно заключению экспертов ФАТФ Российская Федерация полностью не соответствовала международным стандартам по десяти из 25 критериев оценки национальных систем финансового мониторинга.
В связи с вышеизложенным Россия для сохранения и повышения своей позиции на мировом уровне предприняла все необходимые действия для исправления сложившейся ситуации (в 2002 г. Россия была исключена из «черного списка»). В результате был разработан и принят Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (далее – 115-ФЗ),которыйзаложил необходимые правовые основы для формирования национальной системы финансового мониторинга. В данном законе определен перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, установлена их обязанность по выявлению и фиксированию подозрительных операций и операций, подлежащих обязательному контролю, также предусмотрено наложение ответственности на нарушителей законодательства в сфере ПОД/ФТ, и др. Особым пунктом было предусмотрено создание уполномоченного органа в системе финансового мониторинга и определены его основные функции, задачи и полномочия, в том числе в сфере организации международного сотрудничества в сфере ПОД/ФТ.
Необходимые изменения и дополнения также были внесены в Уголовный кодекс РФ (УК РФ), Федеральные законы «О рынке ценных бумаг» и «О банках и банковской деятельности» и др. В частности, статья 174 УК РФ была изложена в новой редакции, предусматривающей легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступнымпутем, в качестве уголовно наказуемого преступления. Также УК РФ был дополнен новой статьей 174.1 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления», которая раскрывает криминальность действий, связанных с отмыванием преступных доходов, и формы и виды уголовных наказаний за них.
В соответствии с законом 115-ФЗ 1 ноября 2001 г. Президент РФ подписал Указ от № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»,которым был образован Комитет РФ по финансовому мониторингу (КФМ России) – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Он переименован в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), деятельность которой регулируется Указом Президента РФ от 13 июня 2012 г. № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу». Структурно Росфинмониторинг представляет собой единый орган государственного управления с территориальными учреждениями в каждом федеральном округе – Межрегиональные управления (МРУ Росфинмониторинга).
К современным полномочиям Росфинмониторинга относятся:
Ø осуществление контроля и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о ПОД/ФТ (субъекты первичного мониторинга), привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;
Ø сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Ø разработка и проведение мероприятий по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ;
Ø нормативно-правовое регулирование, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, создание единой информационной системы, формирование и ведение федеральной базы данных в сфере ПОД/ФТ;
Ø взаимодействие в соответствии с международными договорами РФ с компетентными органами иностранных государств, представление России в международных организациях и участие в установленном порядке в деятельности этих организаций по вопросам ПОД/ФТ;
Ø участие в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, в подготовке и заключении международных договоров РФ, в том числе межведомственного характера, по вопросам ПОД/ФТ.
Как видно из перечисленных полномочий функционирование Федеральной службы по финансовому мониторингу находится на стыке деятельности финансовых институтов и правоохранительных органов, поэтому, зачастую, ее называют финансовой разведкой. В 2014 г. на учете в Росфинмониторге состоит свыше 24 тысяч организаций, при этом, по данным правоохранительных органов, количество преступлений в российской кредитно-финансовой сфере по итогам 2013 г. превысило 42 тысяч, при этом общее количество финансовых расследований по линии противодействия отмыванию доходов сохраняет тенденцию роста.
Помимо Росфинмониторинга в российской системе ПОД/ФТ принимают участие и многие другие органы государственной власти. На макрогосударственном уровне в формировании и реализации политики противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в обязательном порядке принимают участие Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Совет Безопасности, Генеральная прокуратура РФ.
Особую роль в системе финансового мониторинга играют надзорные органы, так как согласно российскому законодательству контрольно-надзорные полномочия в национальной системе ПОД/ФТ распределены между различными органами (табл. 10.2.1). И только в случае, если за организацией не закреплен надзорный орган, то контроль в сфере ПОД/ФТ осуществляет финансовая разведка.
Таблица 10.2.1. Надзорные органы и поднадзорные организации в российской антиотмывочной системе
Надзорный орган | Поднадзорные организации |
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) | Кредитные организации Профессиональные участники рынка ценных бумаг Управляющие компании Страховые организации Кредитные потребительские кооперативы Микрофинансовые организации Ломбарды |
Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) | Лизинговые компании Факторинговые компании Организации игорного бизнеса Операторы по приему платежей Риэлторы |
Пробирная палата России | Организации ювелирного сектора |
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) | Организации федеральной почтовой связи |
Таким образом, в Российской Федерации создана законодательная база и построена институциональная система противодействия легализации преступных доходов, определен уполномоченный орган в сфере ПОД/ФТ, что обеспечивает выполнение основных международных требований.
Далее рассмотрим подробно порядок осуществления финансового мониторинга в сфере ПОД/ФТ. Согласно законодательству, к мерам, направленным на ПОД/ФТ в Российской Федерации, относятся:
Ø обязательный контроль;
Ø организация и осуществление внутреннего контроля;
Ø запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах ПОД/ФТ;
Ø иные меры, в том числе: информационное взаимодействие уполномоченного органа с правоохранительными и иными государственными органами, с подразделениями финансовой разведки иностранных государств; надзор за соблюдением законодательства финансовыми организациями и применение к ним соответствующих санкций в случае его нарушения; уголовное преследование лиц, обвиняемых в совершении таких преступлений и др.
Обязательный контроль представляет собой совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемому на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции (субъекты первичного мониторинга), а также по проверке этой информации. Порядок формирования информационных потоков можно представить следующим образом (рис. 10.2.1).
Ключевую роль в системе финансового мониторинга играют субъекты первичного мониторинга, которые из общей массы финансовых операций, осуществляемых ими в интересах своих клиентов, выявляют подозрительные транзакции и сделки, подпадающие под установленные законом критерии.
D AFBLAwQUAAYACAAAACEAK5f42N4AAAAGAQAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbEyPQUvDQBCF74L/ YRnBm92kYaXGTEop6qkItoJ422anSWh2NmS3SfrvXU96Gh7v8d43xXq2nRhp8K1jhHSRgCCunGm5 Rvg8vD6sQPig2ejOMSFcycO6vL0pdG7cxB807kMtYgn7XCM0IfS5lL5qyGq/cD1x9E5usDpEOdTS DHqK5baTyyR5lFa3HBca3dO2oeq8v1iEt0lPmyx9GXfn0/b6fVDvX7uUEO/v5s0ziEBz+AvDL35E hzIyHd2FjRcdQnwkIGTxRPNJrRSII8IyUwpkWcj/+OUPAAAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2 gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAG AAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAG AAgAAAAhAMlPiGfkBQAAZC0AAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0A FAAGAAgAAAAhACuX+NjeAAAABgEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAPggAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBL BQYAAAAABAAEAPMAAABJCQAAAAA= ">
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом |
РОСФИНМОНИТОРИНГ |
Надзорные органы |
Правоохранительные органы |
Рис. 10.2.1 Информационные потоки в российской системе финансового мониторинга
К таким операциям относятся:
Ø операции, квалифицируемые по совокупности двух критериев: суммы (от 3 млн руб. для сделок с недвижимостью и 600 тыс. руб. – для других операций) и вида самой операции (операции с денежными средствами в наличной форме; операции с участием лиц и стран, не участвующих в международном сотрудничестве в сфере ПОД/ФТ; отдельные виды операций по банковским счетам; отдельные виды иных сделок с движимым и недвижимым имуществом);
Ø операции, подлежащие обязательному контролю, включающие независимо от совершаемой суммы операции с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одной из сторон является лицо, в отношении которого имеются сведения об участии в экстремистской деятельности.
Как показывает практика, основными поставщиками сообщений о подозрительных операциях с денежными средствами или иным имуществом являются кредитные организации, которые предоставляют около 95% информации. При этом несмотря на сокращение числа действующих кредитных организаций и их филиалов, количество сообщений от них постоянно увеличивается. Финансовые организации, являясь своеобразными пропускными пунктами, через которые капиталы поступают в финансовую систему и экономику, выступают основными посредниками и информаторами в сфере ПОД/ФТ. Именно банкиры, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховщики и другие финансовые посредники в силу своего профессионального опыта, знания специфики своей деятельности и клиентской базы имеют наибольшие возможности для выявления на ранней стадии операций, связанных с отмыванием денежных средств.
Вся информация о подозрительных операциях оформляется в виде специальных сообщений и направляется в Росфинмониторинг. После поступления сообщений, в Росфинмониторинге производится обработка и детальный анализ получаемых сведений о подозрительных финансовых операциях, при необходимости запрашивается дополнительная информация, в том числе у финансовых организаций и различных государственных органов. По результатам анализа делается заключение о наличии или отсутствии в представленных финансовыми организациями сведениях признаков отмывания денежных средств или финансирования терроризма. Аналогично процесс происходит в надзорных органах, которые также получают соответствующую информацию от поднадзорных организаций, обрабатывают ее и направляют в Росфинмониторинг.
В случае выявления в предоставленных сообщениях признаков легализации преступных доходов Росфинмониторингом направляется информация в правоохранительные органы, которые принимают решение о достаточности или недостаточности в собранных материалах оснований для возбуждения уголовного дела по факту легализации преступных доходов или финансирования терроризма. При этом надо отметить, что возбуждение уголовных дел находится в исключительной компетенции правоохранительных органов, а финансовая разведка уполномочена только на сбор, анализ и обработку информации.
Следующим важным элементом организации финансового мониторинга является внутренний контроль. Законодательно установлено, что для обеспечения регулирования в сфере ПОД/ФТ в финансовых учреждениях в обязательном порядке должен быть организован внутренний контроль, который представляет собой деятельность по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с отмыванием доходов и финансированием терроризма. Для этого финансовые организации должны разрабатывать и утверждать правила внутреннего контроля, с учетом требований, утверждаемых Правительством РФ, а для кредитных организаций – Банком России по согласованию с Росфинмониторингом, и утверждаются руководителем организации.
В Требованиях к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций) (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2012 г. № 667) установлено, что правила внутреннего контроля должны включать:
Ø организационные основы работы, направленной на ПОД/ФТ в организации;
Ø полномочия и обязанности, возлагаемые на специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля;
Ø обязанности и порядок действий должностных лиц и работников в целях осуществления внутреннего контроля;
Ø сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию.
По своему содержанию правила внутреннего контроля представляют собой совокупность программ, связанных с ПОД/ФТ, к которым относятся:
Ø программа, определяющая организационные основы осуществления внутреннего контроля;
Ø программа идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей;
Ø программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;
Ø программа выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
Ø программа документального фиксирования информации;
Ø программа, регламентирующая порядок работы по приостановлению операций в соответствии с законом 115-ФЗ;
Ø программа подготовки и обучения сотрудников организации в сфере ПОД/ФТ;
Ø программа проверки осуществления внутреннего контроля;
Ø программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.
В отношении кредитных организаций действует Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Банком России от 2 марта 2012 г. № 375-П). В данном Положении установлено, что для обеспечения реализации кредитной организацией правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ орган управления кредитной организации, уполномоченный на то внутренним документом кредитной организации, принимает решение о создании самостоятельного подразделения по ПОД/ФТ либо об определении входящего в структуру кредитной организации подразделения, в компетенцию которого будут входить вопросы ПОД/ФТ. При в Положении приводится исчерпывающий перечень признаков, указывающих на необычной характер сделки, которые кредитные организации должны оценивать при анализе клиента.
Особое значение для обеспечения эффективности национальной системы финансового мониторинга имеет организация действенного механизма взаимодействия и координации деятельности органов государственной власти в данной сфере – межведомственное взаимодействие. Для этого при Росфинмониторинге создана Межведомственная комиссия по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (МВК), которая является постоянно действующим координационным органом, образованным в целях обеспечения согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Банка России в сфере ПОД/ФТ.
В состав МВК входят представители всех, задействованных в контроле и учете движения материальных ресурсов государства, федеральных органов исполнительной власти: МВД России, МИД России, Минфин России, Минкомсвязи России, Минюст России, Служба внешней разведки России, ФСБ России, ФСКН России, ФНС России, ФТС России, ФСИН России, ФССП России, Роскомнадзор, Банк России, Росфинмониторинг. Деятельность комиссии обеспечивает надлежащий контроль в сфере ПОД/ФТ, в том числе в сфере информационного взаимодействия, и выработку согласованных позиций по разработке нормативных правовых актов, совершенствованию национальной антиотмывочной системы, обеспечению международного сотрудничества.
Также в целях обеспечения эффективного взаимодействия в системе финансового мониторинга регулярно создаются различные межведомственные рабочие группы (МРГ) по противодействию незаконным финансовым операциям в рамках решения конкретных задач. Так, например, в 2013 г. в результате целевых скоординированных мероприятий МРГ были ликвидированы крупнейшие «теневые» площадки незаконных финансовых операций в Республике Дагестан и Самарской области. В итоге ежемесячный объем сомнительных операций на территории Самарской области сократился почти в 90 раз[128].
Росфинмониторинг принимает участие в работе иных координационных органов, таких как: Государственный антинаркотический комитет, Национальный антитеррористический комитет, Межведомственная комиссия Совета Безопасности РФ по общественной безопасности, Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции.
В связи с тем, что особенностью Российской Федерации является значительная дифференцированность территориального развития, то на внутреннем уровне одной из наиважнейших задач формирования эффективной системы финансового мониторинга является выявление отраслей и регионов, наиболее подверженных теневым схемам. На сегодняшний день в соответствии с требованиями стандартов ФАТФ в Росфинмониторинге создан центр оценки рисков, целью деятельности которого является переход от тотального контроля к контролю за рисками в секторах экономики. При этом выделены шесть основных направлений –основных рисков: международные, финансовые институты, отрасли, регионы, бюджет и риски, связанные с финансированием терроризма и экстремизма. По каждому из направлений разрабатываются критерии, по которым выявляются риски и разрабатываются пути их пресечения, что позволяет выстроить механизмы раннего предупреждения о рисках и принятия соответствующих превентивных мер.
На внешнем уровне деятельность финансовой разведки и других уполномоченных органов направлена на активизацию участия России в работе на международных площадках и расширение двустороннего и многостороннего сотрудничества, в чем сегодня достигнуты высокие результаты. Основными примерами высокой позиции нашей страны в сфере ПОД/ФТ на международном уровне является председательствование России крупнейших структурах: 2012 г. – в региональной группе по типу ФАТФ – Евразийской группе по противодействию легализации доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), 2013 г. – в самой ФАТФ.
Таким образом, в Российской Федерации создан действенный «антиотмывочный» механизм, который соответствует международным стандартам и обеспечивает эффективность национальной системы экономической безопасности. Однако в современных условиях усиливающихся угроз увеличения масштабов теневой экономики вопросы совершенствования действующих механизмов являются наиважнейшей задачей государства.
Президент РФ В.В. Путин в своем Послании Совету Федерации на 2014. среди основных задач отметил, что «нужно продолжить принципиальную и твердую линию по избавлению нашей кредитно-финансовой системы от разного рода «отмывочных контор», или, как еще говорят, «прачечных» при этом интересы добросовестных клиентов и вкладчиков проблемных банков должны быть надежно защищены». В связи с этим концептуальным направлением развития российской системы ПОД/ФТ является повышение эффективности взаимодействия Росфинмониторинга с Банком России, который с 2013 г. стал мегарегулятором в финансового-кредитной сфере страны, в части усиления контроля за финансовыми потокамии выстраивания эффективного комплексного надзора за финансовыми институтами.
При этом для обеспечения действенного механизма межведомственного взаимодействия и повышения качественной работы в этой сфере необходимо усиливать консолидированную деятельность ведомств, ответственных за противодействие нелегальным финансовым операциям, в целом. В данном направлении концептуально рассматривается вопрос и разработке регламента четкого взаимодействия всех структур в системе ПОД/ФТ, который должен стать важным инструментом в решении задач деофшоризации экономики, в частности для получения информации о конечных бенефициарах офшорных компаний. Параллельно с этим ведется работа по подготовке Национального плана по противодействию уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициарных собственников компаний.
Что касается деятельности мегарегулятора, то здесь особого внимания заслуживает процесс осуществления надзорно-контрольной деятельности Банк России в части осуществления лицензирования банковской деятельности. В случае отзыва лицензии у кредитной организации клиентам банка выплачиваются в рамках обязательного страхования банковских вкладов гарантированные выплаты в значительных суммах. При этом отзыв лицензии у коммерческого банка также может быть связан с выявлением значительного количества подозрительных операций. Так, например, в 2013г. в связи с выявлением подозрительной финансовой деятельности в области ПОД/ФТ была отозвана лицензия у крупного коммерческого банка «Мастер-Банк», в результате чего из страхового фонда было выплачено порядка 30 млрд руб.Особое внимание стоит уделять оценке деятельности сотрудников, которые работали в банках, лишенных лицензии, так как в большинстве случаев выявляется, что при переходе в другие банки эти сотрудники переносят свои методы работы на новые финансовые организации, что создает соответствующую угрозу.Поэтому первостепенной задачей мегарегулятора по противодействию легализации доходов в банковской сфере являетсясокращение вовлеченности банков в крупные теневые схемы, в том числе за счет лишения лицензий.
Особенностью современного развития экономических отношений является то, что появляются все более новые пути вывода средств в теневой сектор, денежные потоки все в большем объеме уходят в нефинансовую сферу (потребительские кооперативы, почта, сетевые магазины и т.д.), которая, в отличие от кредитной сферы, слабо урегулирована. Так, например, надзорные полномочия Пробирной палаты по регулированию рынка оборота драгоценных металлов резко ограничены. Особенно уязвимыми для использования в теневом секторе являются онлайновые платежные системы, так как киберпреступность сегодня является значительно доходным сектором «грязных» денег. Широкий спектр предлагаемых электронных платежей, платежных терминалов и операторов платежей виртуальных средств типа Bitcoin значительно затрудняет контроль за денежными потоками и проведение финансовых расследований. Поэтому ведется активная работа по совершенствованию законодательства в этом направлении.
Важным направлением повышения эффективности системы финансового мониторинга является повышение общей финансовой грамотности населения с целью предотвращения вовлечения граждан в финансовые махинации. Сегодня ущерб от подобных незаконных действий выражается в десятках миллиардов рублей, которые не поступают в бюджет государства, в результате чего не могут быть использованы на развитие национальной экономики. Для этого необходима целенаправленная работа всех государственных финансовых структур по разработке и внедрению специальных образовательных программ для населения, начиная со школьной скамьи, в сфере управления финансовыми ресурсами.
Таким образом, российская система финансового мониторинга сформирована и развивается в соответствии международными стандартами в сфере ПОД/ФТ, учитывает современные особенности экономического развития и призвана обеспечивать надежную защиту национальной экономики от масштабного расширения теневого сектора.
Ключевые понятия: легализация; противодействие легализации доходов, полученных незаконным путем; финансовый мониторинг; национальная антиотмывочная система; подозрительные финансовые операции.
Вопросы для обсуждения на научно-исследовательском семинаре
1. Какие особенности национального законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем, и в чем заключаются проблемы его современного развития?
2. В чем заключаются предпосылки создания в Российской Федерации системы противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем?
3. Какие основные направления межведомственного взаимодействия в сфере противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем?
4. Для чего необходимо создание системы внутреннего контроля в финансовых организациях?
5. Какие меры необходимо применять для своевременного выявления и пресечения подозрительных финансовых организаций?
6. По каким параметрам оценивается эффективность национальной антиотмывочной системы?
Задания для самостоятельной работы
1. Проанализируйте эволюцию полномочий надзорных органов государственного управления по организации финансового мониторинга в сфере противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем.
2. Проведите статистический анализ по основным видам правонарушений в сфере противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем, и ранжируйте их по объемам денежных средств, участвующих в таких операциях.
3. Разработайте план мероприятий по созданию системы внутреннего контроля в кредитной организации.
Список рекомендуемой литературы
1. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
3. Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 г. № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу».
4. Зубков В.А. Формирование и развитие системы финансового мониторинга в Российской Федерации: Монография: - М.: Университетская книга, 2008.
5. Коттке К. Грязные деньги - как с ними бороться? / Пер. 9-го перераб. нем. Изд. – М: Дело и сервис, 2005.
6. Scott D. Money laundering and International Efforts to Fight It. The World Bank. Public Policy for the Private Sector, May 1995, Note N 48.
7. www.fatf-gafi.org - официальный сайт ФАТФ.
8. www.fedsfm.ru - официальный сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу.