Тема 1. Право на страховую пенсию в соответствии

Тема 1. Право на страховую пенсию в соответствии

С Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ

«О страховых пенсиях».

План лекции:

Вступление

1. Законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях

2. Основные понятия Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»

3. Применение норм международного права при назначении и выплате страховых пенсий

4. Общие основания предоставления права на страховую пенсию

5. Условия назначения страховой пенсии по старости

6. Сохранение права на досрочное пенсионное обеспечение по старости

7. Условия назначения страховой пенсии по инвалидности и страховой пенсии по случаю потери кормильца

Перечень используемых нормативных правовых актов и литературы

Вопросы для самоконтроля

Вопросы для тестирования

Вступление

В Конституции Российской Федерации, статья 7 которой провозглашает Россию социальным государством и предусматривает установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты, закреплен принцип всеобщности пенсионного обеспечения. Статья 39 Конституции Российской Федерации конкретизирует данные нормы и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом определяется, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Соответственно принятие специальных пенсионных законов, соответствующих Конституции Российской Федерации, служит необходимой государственной гарантией реализации права на пенсионное обеспечение. К основным законодательным актам, регулирующим вопросы назначения и выплаты пенсий, относятся:

от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;

от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;

от 27 ноября 2001 г. № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации»;

от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[1];

от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»[2];

от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией»[3];

от 10 мая 2010 г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности»;

от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»[4];

от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».

Пенсионную систему России можно условно разделить на две базовые составные части: страховое пенсионное обеспечение (обязательное пенсионное страхование) и государственное пенсионное обеспечение[5].

Основанием такой дифференциации является источник финансирования соответствующей части пенсионной системы: страховое обеспечение финансируется за счет средств страхователей (работодателей), уплачиваемых в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Финансирование государственного пенсионного обеспечения производится за счет средств федерального бюджета.

Основные понятия Закона № 400-ФЗ

Целью Закона № 400-ФЗ декларируется защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

Страховая пенсия определяется как ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом № 400-ФЗ. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

С 1 января 2015 г. пенсия, назначаемая в рамках системы обязательного пенсионного страхования, сменила свое наименование с трудовой пенсии на страховую, вместе с тем, как мы видим, это не означает, что страховая пенсия утратила свою взаимосвязь с трудовой деятельностью граждан. Названная пенсия по-прежнему назначается лицам, которые в ходе своей трудовой или иной деятельности участвовали в формировании финансовых ресурсов пенсионной системы путем включения в систему обязательного страхования. Иначе говоря, данный вид пенсии нельзя считать «милостью государства» или «вознаграждением за общественно-полезную деятельность». Прежде всего, страховая пенсия – это страховое обеспечение, которое устанавливается при наступлении соответствующего страхового случая.

Вступление

В Конституции Российской Федерации, статья 7 которой провозглашает Россию социальным государством и предусматривает установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты, закреплен принцип всеобщности пенсионного обеспечения. Статья 39 Конституции Российской Федерации конкретизирует данные нормы и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом определяется, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Соответственно принятие специальных пенсионных законов, соответствующих Конституции Российской Федерации, служит необходимой государственной гарантией реализации права на пенсионное обеспечение. К основным законодательным актам, регулирующим вопросы назначения и выплаты пенсий, относятся:

от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;

от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;

от 27 ноября 2001 г. № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации»;

от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[12];

от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»[13];

от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией»[14];

от 10 мая 2010 г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности»;

от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»[15];

от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».

Пенсионную систему России можно условно разделить на две базовые составные части: страховое пенсионное обеспечение (обязательное пенсионное страхование) и государственное пенсионное обеспечение[16].

Основанием такой дифференциации является источник финансирования соответствующей части пенсионной системы: страховое обеспечение финансируется за счет средств страхователей (работодателей), уплачиваемых в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Финансирование государственного пенсионного обеспечения производится за счет средств федерального бюджета.

Основные понятия Закона № 400-ФЗ

Целью Закона № 400-ФЗ декларируется защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

Страховая пенсия определяется как ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом № 400-ФЗ. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

С 1 января 2015 г. пенсия, назначаемая в рамках системы обязательного пенсионного страхования, сменила свое наименование с трудовой пенсии на страховую, вместе с тем, как мы видим, это не означает, что страховая пенсия утратила свою взаимосвязь с трудовой деятельностью граждан. Названная пенсия по-прежнему назначается лицам, которые в ходе своей трудовой или иной деятельности участвовали в формировании финансовых ресурсов пенсионной системы путем включения в систему обязательного страхования. Иначе говоря, данный вид пенсии нельзя считать «милостью государства» или «вознаграждением за общественно-полезную деятельность». Прежде всего, страховая пенсия – это страховое обеспечение, которое устанавливается при наступлении соответствующего страхового случая.

Тема 1. Право на страховую пенсию в соответствии

Наши рекомендации