Спекуляция и хеджирование рисков производными финансовыми инструментами

Участников срочных рынков принято делить на три категории: спекулянты, хеджеры и арбитражеры.

Биржевая спекуляция – это способ получения прибыли в процессе биржевой торговли за счет изменения цен на срочном рынке. По американской терминологии “speculator” в буквальном переводе означает «человек, занимающий выжидательную позицию» (ожидающий прибыль от роста или падения цены).

Спекулянты – это самая многочисленная, но наименее удачливая группа участников срочного рынка. Хотя не существует официальной статистики успехов и неудач спекулянтов, однако, некоторые экспертные оценки все же производились. По этим оценкам, лишь до 20 % из всего числа спекулянтов имели чистую прибыль в каждом году своей деятельности. Но это не мешает все новым группам участников срочного рынка пробовать свои силы в спекулятивных операциях.

Спекулянт покупает (продает) срочные контракты для того, чтобы в будущем продать (купить) их по более благоприятной цене. Биржевой спекуляцией обычно занимаются члены биржи и те, кто желает сыграть на разнице в динамике цен срочного рынка (обычно частные лица). Однако в спекуляциях могут участвовать и крупные корпорации и банки, действующие через тех же самых спекулянтов.

На срочных рынках спекулянты представлены двумя основными типами: игроки на понижение и игроки на повышение. Игра на понижение осуществляется путем продажи спекулянтами финансовых инструментов с целью их последующего откупа по более низкой цене. Спекулянтов, занимающихся этими операциями, называют «медведями».

Игра на повышение осуществляется путем покупки финансовых инструментов с целью их последующей продажи по более высокой цене. Спекулянты этого типа называются «быками». Спекулятивная прибыль возможна как при игре на повышение, так и при игре на понижение. В то же время в спекулятивных операциях возможны и убытки, часто весьма значительные.

Спекулянты различаются по методам ведения своих операций, по стратегии и тактике торговли. С этой точки зрения выделяют:

· позиционных спекулянтов (position traders), которые могут быть как профессионалами, так и непрофессионалами. Они обычно держат свою открытую позицию в течение нескольких дней, недель или даже месяцев. Их прогноз больше основывается на долгосрочной динамике цен, нежели на краткосрочных колебаниях;

· однодневных спекулянтов (day traders), которые держат открытую позицию в течение одного торгового дня, ожидая существенного движения цены, и очень редко переносят позицию на следующий день. Многие из них являются членами биржи и осуществляют свои сделки в зале;

· скальперов (scalpers), которые ведут торговлю в зале исключительно в своих интересах, используя минимальные колебания цены. В течение дня они продают и покупают большое число контрактов, а к концу дня их закрывают. При небольшой прибыли по одной позиции скальперы обеспечивают себе необходимый уровень дохода за счет объема операций. Деятельность скальперов способствует ликвидности рынка, так как на них приходится большая часть операций. Подобную тактику также используют профессиональные трейдеры, торгующие за свой счет;

· спрэдеров (spreaders), которые используют разницу цен на взаимосвязанные контракты. Прибыль спрэдера может возникать при использовании определенного соотношения цен на контракты по одному товару с разными сроками, либо по разным товарам с одним сроком.

Биржевые спекуляции, как правило, тщательно планируются и осуществляются по заранее подготовленным сценариям, путем тщательных предварительных мероприятий, растянутых на довольно длительные периоды. Причем ажиотаж на бирже не обязательно организуют крупные биржевые дельцы. Эта роль отводится обычно мелким и средним вкладчикам, которые по существу подготавливают почву для крупных биржевых спекуляций. А вот в них уже участвуют, как правило, крупные корпорации, банки, прежде всего инвестиционные, и другие кредитно-финансовые учреждения. Повышение интереса к тем или иным ценным бумагам какой-то компании может быть обусловлено информацией о слиянии с более крупным партнером, предстоящих научно-технических открытиях в той или иной компании, ложной информацией о деловых переговорах компаний по различным вопросам (о распределении государственных заказов на крупные суммы). Распространение такой информации позволяет в конечном итоге придать мощный импульс повышению курса, который может оказаться непредсказуемым.

В связи со спекуляцией возникает вопрос, насколько действия игроков дестабилизируют фондовый рынок. Если рынок не развит, то вполне вероятно, что отдельные крупные финансовые структуры могут манипулировать ценами в своих интересах. Однако при наличии развитого рынка с широким набором инструментов и большим количеством участников, можно утверждать, что спекуляция, как правило, не будет искажать стоимость ценных бумаг.

Напротив спекуляция повышает точность цен, формирующихся на рынке, так как профессиональные навыки спекулянта заключаются в способности предвидеть будущую конъюнктуру. Именно биржевой спрос и предложение создают механизм сдерживания ценовых колебаний, предотвращают резкие перепады цен на сырьевые товары, что стабилизирует экономику в целом, позволяет рыночной экономике в принципе обходиться без государственного регулирования цен. Биржевая спекуляция является механизмом не вздувания, а стабилизации цен.

Функция стабилизации цен осуществляется через механизм биржевых спекуляций, предусматривающих как игру на повышение, так и на понижение цен. Действия «быков» и «медведей» в нормальных условиях уравновешивают друг друга, что также способствует стабилизации цен. Важными факторами стабилизации цен являются гласность заключения сделок, публичное установление цен на начало и конец биржевого дня, ограничение дневного колебания цен пределами, установленными биржевыми правилами (например, не более 2% в день по отношению к цене закрытия биржи в предыдущий день). В целом можно сказать, что деятельность спекулянтов способствует относительной стабильности рынка и в целом устраняет перепады цен.

Одной из целей, преследуемых участниками фондового рынка при заключении сделок на бирже, является страхование от возможного изменения цен (хеджирование).

Хеджированием (hedging) называется способ минимизации риска потерь от предполагаемых в будущем колебаний цен на какой-либо актив путем заключения на срочном рынке сделок на покупку (продажу) производных финансовых инструментов.

Цель хеджирования – компенсировать убытки, полученные от реализации на рынке реального товара, за счет прибыли от сделки с производными финансовыми инструментами на срочном рынке.

Техника хеджирования состоит в следующем:

· продавец реального товара, стремясь застраховать себя от предполагаемого снижения цены, продает на бирже фьючерсный контракт на данный товар. В случае снижения цен он выкупает фьючерсный контракт, цена на который тоже упала, и получает прибыль на фьючерсном рынке, которая должна компенсировать недополученную им выручку на рынке реального товара.

· покупатель реального товара заинтересован в том, чтобы не потерпеть убытков от повышения цен на товар. Поэтому, полагая, что цены будут расти, он покупает фьючерсный контракт, цена которого тоже вырастет с ростом цены на рынке реального товара, тем самым, компенсируя свои дополнительные расходы по покупке реального товара.

Стратегии хеджирования.

Стратегия хеджирования – это совокупность конкретных инструментов хеджирования и способов их применения для уменьшения ценовых рисков.

Все стратегии хеджирования основаны на параллельном движении цены на рынке реального товара и срочном рынке, результатом которого является возможность возместить на срочном рынке убытки, понесенные на рынке реального товара.

Принцип страхования здесь построен на том, что если в сделке одна сторона теряет как продавец реального товара, то она выигрывает как покупатель фьючерсов на то же количество товара, и наоборот. Существует два основных типа хеджирования: хеджирование продажей и хеджирование покупкой.

Хеджирование продажей («короткое» хеджирование) – это продажа на срочном рынке фьючерсных контрактов при закупках равного количества реального товара с целью страхования от риска падения цен к моменту поставки реального товара. «Короткое» хеджирование обычно применяется для обеспечения продажной цены реального товара, который находится или будет находиться в собственности торговца, фермера, перерабатывающего или добывающего предприятия.

Хеджирование покупкой («длинное» хеджирование) – это покупка фьючерсных контрактов с целью страхования цен на продажу равного количества реального товара с поставкой в будущем. Цель этой операции состоит в том, чтобы избежать любых возможных потерь, которые могут возникнуть в результате повышения цен на товар, уже проданный по зафиксированной цене, но еще реально отсутствующий в наличии.

Выделяют следующие основные принципы хеджирования:

1. Эффективная программа хеджирования не ставит целью полностью устранить риск. Она разрабатывается для того, чтобы трансформировать риск из неприемлемых форм в приемлемые. Целью хеджирования является достижение оптимальной структуры риска, т.е. соотношения между преимуществами хеджирования и его стоимостью.

2. При принятии решения о хеджировании важно оценить величину потенциальных потерь, которые компания может понести в случае отказа от хеджирования. Если потенциальные потери несущественны (например, мало влияют на доходы фирмы), выгоды от хеджирования могут оказаться меньше, чем затраты на его осуществление. В этом случае компании лучше воздержаться от хеджирования.

3. Как и любая другая финансовая деятельность, программа хеджирования требует разработки внутренней системы правил и процедур.

4. Эффективность хеджирования может быть оценена только в контексте деятельности на рынке реального товара (бессмысленно говорить о доходности операции хеджирования или об убытках по операции хеджирования в отрыве от основной деятельности на спотовом рынке).

Арбитраж (arbitration) – это способ получения прибыли за счет разницы в ценах на одни и те же или взаимосвязанные финансовые инструменты путем одновременной покупки-продажи активов либо на разных по расположению, либо на одном и том же рынке.

Арбитражные операции не связаны с риском. Основа для их проведения может возникнуть внезапно. Возможность проведения арбитража появляется только в том случае, если соответствующей информацией обладает только конкретный игрок на рынке либо очень ограниченный круг профессиональных участников рынка, связанных между собой общностью интересов. В противном случае, когда такая информация становится общедоступной, возможность арбитража пропадает. Таким образом, можно сделать вывод, что проведение арбитражных операций предполагает умение остро и адекватно реагировать на полученную информацию. Осуществление арбитражных операций приводит к выравниванию возникшего разброса цен на одни и те же активы на разных рынках. Если хеджер и спекулянт, заключая сделки, изменяют свой риск: хеджеры снижают, спекулянты – повышают, то арбитражные операции не связаны с каким-либо риском.

Вопросы для самоконтроля.

1. В чем содержание производных финансовых инструментов?

2. Виды производных финансовых инструментов?

3. В чем понятие форвардных контрактов?

4. В чем понятие опционов, фьючерсов?

5. Каким образом обеспечивается хеджирование рисков производными финансовыми инструментами?

Раздел III. Управление ценными бумагами

Риски на фондовом рынке

Наши рекомендации