Тема 14. Государственный бюджет
1. Государственный бюджет (от англ. budget — сумка, кошелек) — это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.
2. Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Собрания РФ). По окончании финансового года Правительство Российской Федерации должно отчитаться об исполнении бюджета.
3. Важнейшие части государственного бюджета — это его доходная и расходная части.
- доходная часть – показывает источники денежных средств бюджета;
- расходная часть – показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
4.Источники доходной части:
- налоги;
- государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.);
- эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег;
- займы у международных организаций.
5. Структура расходной части бюджета в развитых странах:
- социальные нужды (не менее 50% всех расходов);
- поддержание обороноспособности страны (примерно 20%);
- обслуживание государственного долга;
- предоставление дотаций предприятиям;
- развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.).
Структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики.
6. Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета. Здесь возможны три различных варианта:
- Сбалансированный бюджет – расходы бюджета равны доходам. Это самое оптимальное состояние бюджета.
- Дефицитный бюджет – расходы бюджета выше доходов. Дефицит – разность расходов и доходов бюджета.
- Профицитный бюджет – доходы бюджета выше расходов. Профицит – разность доходов и расходов бюджета.
7. Источники покрытия бюджетного дефицита
Ö Государственные займы (политика дефицитного бюджетного финансирования)
- Внутренние займы – займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств через выпуск ценных бумаг (государственные облигации).
- Внешние займы – у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций.
Дефицитное бюджетное финансирование служит важным средством против спадов частных инвестиций и потребления, а значит и против сокращения занятости.
- Денежная эмиссия (выпуск денег) Центральным банком в обмен на государственные обязательства. В результате напечатания дополнительных денег возникает угроза инфляции (роста необеспеченной денежной массы, выливающегося в рост цен), так как создается добавочный спрос на товары и услуги. Если инфляция принимает угрожающие размеры, то необходимо срочно сократить бюджетные расходы.
8. Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета
- долгосрочные тенденции налоговых поступлений и государственных расходов;
- фаза экономического цикла в стране;
- текущая политика государства.
9. Государственный долг — это сумма задолженности государства по выпущенным и непогашенным займам, включая начисленные по ним проценты.
10. Обслуживание долга — это выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной суммы долга.
11. Государственный долг
- Внутренний государственный долг – долговые обязательства федерального правительства перед юридическими и физическими лицами, выраженные в национальной валюте.
Внутренние долговые обязательства:
- Рыночные – долговые обязательства, выпущенные государством на внутреннем рынке в виде ценных бумаг — облигаций
- Нерыночные – возникают в результате исполнения бюджета (долг бюджетных организаций к концу переоформляется в государственный внутренний долг)
- Внешний государственный долг – задолженность государства по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам международным и государственным банкам, организациям, правительствам, частным иностранным банкам и др., выраженные в иностранной валюте
12. Внутренний государственный долг – результат дефицита бюджета и выпуска облигаций государственного займа для его покрытия. Государство – должник владельцев облигаций.
Причины возникновения внутреннего государственного долга
- Получение государством кредитов от коммерческих банков, юридических лиц, выраженных в национальной валюте.
- Осуществление государством внутренних займов (размещение ценных бумаг от лица государства).
- Предоставление бюджетных ссуд одним уровнем бюджетной системы другому.
13. Внешний государственный долг – более серьезная проблема. С появлением внешнего долга возникают не только кредитные обязательства, но и обязательства другого рода — за оказание финансовой помощи кредиторы требуют выполнения ряда условий. Внешний государственный долг подразумевает жесткие сроки погашения кредита, несоблюдение которых ведет к новым санкциям.
Важны не абсолютные показатели внешнего долга, а его отношение к другим экономическим показателям государства:
- величина долга на душу населения;
- отношение долга к ВВП (оно не должно быть больше 80%);
- отношение величины госдолга к объему экспорта (он не должен превышать сумму экспорта более чем в 2 раза);
- расходы по обслуживанию долга по отношению к сумме экспорта (не должны превышать 15—20%);
- отношение внешнего долга к размеру золотовалютных резервов.
14. Реструктуризация долга — пересмотр условий обслуживания долга (процентов, сумм, сроков начала возврата). Реструктуризация производится в случае невозможности выплаты страной долга на первоначальных условиях.
15. Меры по управлению государственным долгом:
- Недопущение долговой ловушки, при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не на увеличение национального богатства.
- Поиск средств для выплаты долга.
- Нейтрализация негативных последствий государственного долга.
- Эффективное использование средств заимствования, т. е. направление их в проекты, которые в отведенный срок позволят обеспечить доходы, превышающие размер долга и проценты по нему.
Тема 15. Мировая экономика
1. Мировая экономика — это противоречивая целостность национальных экономик, связанных между собой международными экономическими отношениями на основе международного разделения труда.
2. Структура мировой экономики:
- развитые страны с рыночной экономикой (25 государств);
- развивающиеся страны с рыночной экономикой (132 государства);
- страны с переходной экономикой (от административно-командной к рыночной) (28 государств).
3. Мировой рынок — это совокупность рыночных отношений между странами на основе международного разделения труда.
4. В основе функционирования мировой экономики лежит международное разделение труда, которое предполагает устойчивый международный обмен, или кооперацию.
Международное разделение труда (МРТ) — это устойчивое производство товаров и услуг в отдельных странах сверх внутренних потребностей в расчете на международный рынок.
Основные формы МРТ:
- Общее МРТ – специализация по отраслям и сферам экономики
- Частное МРТ – специализация на выпуске отдельных видов готовой продукции и услуг
- Единичное МРТ – специализация на производстве отдельных узлов, стадиях технологических процессов
5. Международное разделение труда основывается на международной специализации,
Международная специализация – сосредоточение в отдельных странах производства определенных товаров для последующей выгодной продажи на мировом рынке и удовлетворения тем самым потребностей других стран, предъявляющих спрос на этот товар. Предпосылки международной специализации:
- Природные условия страны (климат, географическое положение, наличие полезных ископаемых и других природных ресурсов)
- Уровень экономического и научно-технического развития: экономически развитые страны, как правило, специализируются на производстве готовых изделий, а развивающиеся страны — на производстве сырья
- Сложившиеся традиции в производстве тех или иных товаров
6. Национальные экономики взаимодействуют между собой при помощи внешнеэкономических связей, или международных экономических отношений.
Международные экономические отношения (МЭО) — это комплекс торговых, производственных, научно-технических, финансовых связей между государствами, приводящих к обмену экономическими ресурсами, совместной экономической деятельности.
Формы международных экономических отношений:
- международная торговля товарами и услугами;
- валютно-кредитные отношения;
- движение капиталов и зарубежных инвестиций;
- миграция рабочей силы;
- межотраслевая кооперация производства;
- обмен в области науки и техники.
7. Международная торговля развивается на основе международного разделения труда и международной специализации.
- Международная торговля товарами — это сфера международных товарно-денежных отношений или совокупность внешней торговли всех стран мира. Делится на торговлю:
o сырьевыми товарами;
o машинами и оборудованием;
o потребительскими товарами.
- Международная торговля услугами — это торговля потребительскими стоимостями, преимущественно не имеющими вещественной формы. Охватывает:
o транспорт;
o торговлю лицензиями, знаниями;
o туризм;
o посреднические услуги в международной торговле;
o финансовые услуги;
o информационные услуги и др.
Ведущим сегментом мирового товарного рынка является торговля машинами и оборудованием, где обмен основан уже не на межотраслевом, а на внутриотраслевом, подетальном и пооперационном разделении труда. Быстро развивается и торговля услугами в банковском, гостиничном и страховом деле, строительстве, инженерных услугах, консультировании, рекламе, торговых и посреднических операциях.
- Экспорт (лат. exportare вывозить) – продажа товаров и услуг за границу для их реализации на мировом рынке
- Импорт (лат. importare — ввозить) – закупка и ввоз товаров и услуг для продажи их на внутреннем рынке
- Сальдо (ит. saldo — расчет) торгового баланса — разница между экспортом и импортом за определенный период
8. Виды внешнеторговой политики государства:
- Протекционизм (от лат. protectio — покровительство, защита) – политика государства, направленная на защиту интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов
o селективный – направлен против отдельных стран или отдельных товаров;
o отраслевой – защищает отдельные отрасли, прежде всего сельское хозяйство;
o коллективный – проводится объединениями стран в отношении других стран, не входящих в них;
o скрытный – с помощью методов внутренней экономической политики
- Умеренная торговая политика – предполагает сочетание элементов свободной торговли и протекционизма
- Свободная торговля (фритредерство от англ. free trade — свободная торговля) – политика государства, ориентированная на свободное развитие международной торговли
9. Государственное регулирование внешней торговли:
Цель государственного регулирования: помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке.
Методы государственного регулирования внешней торговли:
- Тарифные: таможенные тарифы на импорт, экспортный тариф, таможенные союзы.
- Нетарифные: установление квот, установление стандартов на ту или иную продукцию, эмбарго (исп. embargo наложение ареста, запрещение)
Государственное регулирование внешней торговли может быть разных видов.
Виды государственного регулирования: одностороннее, двустороннее, многостороннее.
10. Глобализация мирового экономического пространства способствует повышению открытости национальных экономических систем и построению международных экономических отношений на основе многосторонних соглашений.
Экономическая интеграция (лат. integratio — восстановление, восполнение) — это процесс создания региональных хозяйственных комплексов на основе межгосударственного регулирования внешней торговли и движения факторов производства.
Типы экономической интеграции:
- Преференциальные (от лат. praefarre — предпочитать) торговые соглашения, предполагающие снижение таможенных пошлин на товары внешнеторгового партнера по сравнению с уровнем, которым облагаются товары третьих стран
- Зоны свободной торговли, предполагающие взаимную отмену торговых пошлин между участницами интеграционной группировки, но сохранение у каждой из этих стран особой внешнеторговой политики по отношению к третьим странам
- Таможенные союзы, предполагающие взаимную отмену таможенных пошлин и унификацию внешнеторгового режима относительно третьих стран
- Общий рынок, в рамках которого наряду со свободой торговли обеспечивается либерализация перелива капиталов и рабочей силы между странами, осуществляется согласование экономической политики
- Экономические союзы, в которых происходит унификация экономической, социальной, научно-технической, международной политики стран-участниц; создается система межгосударственных институтов, формирующих единую политико-правовую среду
В настоящее время в мире существует примерно 100 интеграционных группировок разных видов. Наиболее развитыми из них в мире являются:
- Европейский союз (ЕС), объединяющий 25 европейских стран.
- НАФТА — Североамериканское соглашение о свободной торговле с участием США, Канады и Мексики.
- АСЕАН — Ассоциация государств Юго-Восточной Азии.
- Латиноамериканская ассоциация свободной торговли и ряд других.
11. Международная валютно-финансовая система — это закрепленная международными договорами форма организации валютно-финансовых отношений, функционирующих самостоятельно или обслуживающих международное движение товаров и факторов производства.
11а. Структура международной валютно-финансовой системы:
- валютные отношения по поводу условий обращения и взаимной конвертируемости национальных валют, механизмов регулирования валютных курсов;
- финансовые отношения, которые охватывают международные финансовые рынки и механизмы торговли валютой, ценными бумагами, кредитами;
- экономические отношения, складывающиеся в процессе международных расчетов, выражаются в платежных балансах страны.
11б. Международный валютный рынок – сфера экономических отношений, где осуществляются операции по покупке и продаже золота, иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, а также срочные финансовые сделки.
Международный валютный рынок приводит в определенное соответствие курсы национальных денежных единиц (валют). Появление рынка евровалют и ценных бумаг отражает тенденцию к растущей интернационализации финансовой системы.
11в. Международный финансовый рынок – рынок кратко-, средне- и долгосрочных кредитов, инвестиций, ценных бумаг, вкладов и т. п., функционирующий на международном уровне.
Международный финансовый рынок включает в себя:
- рынок капитала – средне- и долгосрочные кредиты, ценные бумаги;
- денежный рынок – краткосрочные кредиты, ценные бумаги и т.п.
Деятельность регулируют международные валютно-кредитные организации
- Международный валютный фонд (МВФ)
- Международный банк реконструкции и развития (МБРР)
- Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и др.
12.Центральное место во внешних экономических связях принадлежит международному движению капитала. Основными заемщиками финансовых средств сегодня являются США и Великобритания. Япония и Германия выступают чистыми кредиторами.
Формы движения капитала:
- прямые и портфельные инвестиции;
- внутрифирменные потоки капитала в рамках транснациональных корпораций (ТНК);
- предоставление кредитов, государственных займов;
- создание совместных предприятий и др.