Тема 14. Государственный бюджет

1. Государственный бюджет (от англ. budget — сум­ка, кошелек) — это смета доходов и расходов госу­дарства на определенный период времени, составлен­ная с указанием источников поступления государст­венных доходов и направлений, каналов расходования денег.

2. Государственный бюджет составляется правительст­вом и утверждается высшими законодательными органа­ми (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Со­брания РФ). По окончании финансового года Правитель­ство Российской Федерации должно отчитаться об испол­нении бюджета.

3. Важнейшие части государственного бюджета — это его доходная и расходная части.

  • доходная часть – показывает источники денежных сред­ств бюджета;
  • расходная часть – показывает, на какие це­ли направляются акку­мулированные государ­ством средства.

4.Источники доходной части:

  • налоги;
  • государствен­ные займы (ценные бума­ги, казначей­ские векселя и др.);
  • эмиссия (до­полнительный выпуск) бу­мажных и кре­дитных денег;
  • займы у междуна­родных ор­ганизаций.

5. Структура расходной части бюджета в развитых странах:

  • социальные нужды (не менее 50% всех расходов);
  • поддержание обороно­способности страны (примерно 20%);
  • обслуживание го­сударственного долга;
  • предоставление дотаций пред­приятиям;
  • развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.).

Структура расходной части бюджета определяется ак­туальностью поставленных задач и способами их реше­ния в соответствии с концепцией экономической поли­тики.

6. Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями го­сударственного бюджета. Здесь возможны три различ­ных варианта:

  • Сбалансированный бюджет – расходы бюдже­та равны доходам. Это самое оптимальное со­стояние бюджета.
  • Дефицитный бюджет – расходы бюджета выше дохо­дов. Дефицит – раз­ность расходов и дохо­дов бюджета.
  • Профицитный бюджет – доходы бюджета выше рас­ходов. Профицит – раз­ность доходов и расходов бюджета.

7. Источники покрытия бюджетного дефицита

Ö Государственные займы (политика дефицитного бюджетного финансирования)

  • Внутренние займы – займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств через выпуск ценных бумаг (государственные облигации).
  • Внешние займы – у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций.

Дефицитное бюджетное финанси­рование служит важным средством против спадов част­ных инвестиций и потребления, а значит и против сокра­щения занятости.

- Денежная эмиссия (выпуск денег) Центральным банком в обмен на государственные обязательства. В результате напечатания дополнительных денег возникает угроза инфляции (роста необеспеченной денежной массы, выливающегося в рост цен), так как создается добавочный спрос на товары и услуги. Ес­ли инфляция принимает угрожающие размеры, то необ­ходимо срочно сократить бюджетные расходы.

8. Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета

  • долгосрочные тенденции налоговых поступлений и государственных расходов;
  • фаза экономического цикла в стране;
  • текущая политика государства.

9. Государственный долг — это сумма задолженнос­ти государства по выпущенным и непогашенным зай­мам, включая начисленные по ним проценты.

10. Обслуживание долга — это выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной сум­мы долга.

11. Государственный долг

- Внутренний государственный долг – долговые обязательства федерального правительства перед юридическими и физическими лицами, выраженные в национальной валюте.

Внутренние долговые обязательства:

  • Рыночные – долговые обязательства, выпущенные государством на внутреннем рынке в виде ценных бумаг — облигаций
  • Нерыночные – возникают в результате исполнения бюджета (долг бюджетных организаций к концу переоформляется в государственный внутренний долг)

- Внешний государственный долг – задолженность государства по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам между­народным и государст­венным банкам, орга­низациям, правитель­ствам, частным иностранным банкам и др., выраженные в иностранной валюте

12. Внутренний государственный долг – ре­зультат дефицита бюджета и выпуска облигаций госу­дарственного займа для его покрытия. Го­сударство – должник владельцев облигаций.

Причины возникновения внутреннего государственного долга



  • Получение государством кредитов от коммерческих банков, юридических лиц, выраженных в национальной валюте.
  • Осуществление государством внутренних займов (размещение ценных бумаг от лица государства).
  • Предоставление бюджетных ссуд одним уровнем бюджетной системы другому.

13. Внешний государственный долг – более серь­езная проблема. С появле­нием внешнего долга возникают не только кредитные обязательства, но и обязательства другого рода — за оказание финансовой помощи кредиторы требуют выполнения ряда условий. Внешний государственный долг подразумевает жесткие сроки погашения кредита, несоблюдение которых ведет к новым санкциям.

Важны не абсолютные показатели внешнего долга, а его отношение к другим экономическим показателям государства:

  • величина долга на душу населения;
  • отношение долга к ВВП (оно не должно быть боль­ше 80%);
  • отношение величины госдолга к объему экспорта (он не должен превышать сумму экспорта более чем в 2 раза);
  • расходы по обслуживанию долга по отношению к сумме экспорта (не должны превышать 15—20%);
  • отношение внешнего долга к размеру золотовалют­ных резервов.

14. Реструктуризация долга — пересмотр условий обслуживания долга (про­центов, сумм, сроков начала возврата). Реструктуризация производится в случае невозможности выплаты страной долга на перво­начальных условиях.

15. Меры по управлению государственным долгом:

  • Недопущение долговой ловушки, при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не на увеличение национального богатства.
  • Поиск средств для выплаты долга.
  • Нейтрализация негативных последствий государст­венного долга.
  • Эффективное использование средств заимствования, т. е. направление их в проекты, которые в отведенный срок позволят обеспечить доходы, превышающие размер долга и проценты по нему.

Тема 15. Мировая экономика

1. Мировая экономика — это противоречивая цело­стность национальных экономик, связанных между со­бой международными экономическими отношениями на основе международного разделения труда.

2. Структура мировой экономики:

  • развитые страны с рыночной экономикой (25 государств);
  • развивающиеся страны с рыночной экономикой (132 государства);
  • страны с переходной экономикой (от административ­но-командной к рыночной) (28 государств).

3. Мировой рынок — это совокупность рыночных от­ношений между странами на основе международного разделения труда.

4. В основе функционирования мировой экономики ле­жит международное разделение труда, которое предпо­лагает устойчивый международный обмен, или коопера­цию.

Международное разделение труда (МРТ) — это устойчивое производство товаров и услуг в отдельных странах сверх внутренних потребностей в расчете на международный рынок.

Основные формы МРТ:

  • Общее МРТ – специализация по отраслям и сферам экономики
  • Частное МРТ – специализация на выпуске отдельных видов готовой продукции и услуг
  • Единичное МРТ – специализация на производстве отдельных узлов, стадиях технологи­ческих процессов

5. Международное разделение труда основывается на международной специализации,

Международная специализация – сосре­доточение в отдельных странах производства определен­ных товаров для последующей выгодной продажи на мировом рынке и удовлетворения тем самым потребнос­тей других стран, предъявляющих спрос на этот товар. Предпосылки международной специализации:

  • Природные условия страны (климат, географическое положение, наличие полезных ископаемых и других природных ресурсов)
  • Уровень экономического и научно-технического развития: экономически развитые страны, как правило, специализируются на производстве готовых изделий, а развиваю­щиеся страны — на производстве сырья
  • Сложившиеся традиции в производстве тех или иных товаров

6. Национальные экономики взаимодействуют между собой при помощи внешнеэкономических связей, или международных экономических отношений.

Международные экономические отношения (МЭО) — это комплекс торговых, производственных, научно-технических, финансовых связей между государства­ми, приводящих к обмену экономическими ресурсами, совместной экономической деятельности.

Формы международных экономических отношений:

  • международ­ная торговля товарами и услугами;
  • валютно-кредитные отно­шения;
  • движение капиталов и зарубежных инвестиций;
  • мигра­ция рабо­чей силы;
  • межотрасле­вая коопера­ция произ­водства;
  • обмен в об­ласти науки и техники.

7. Международная торговля развивается на основе международного разделения труда и международной специализации.

  • Международная торговля товарами — это сфера международ­ных товарно-денежных отношений или совокуп­ность внешней торговли всех стран мира. Делится на торговлю:

o сырьевыми товарами;

o машинами и оборудова­нием;

o потребительскими това­рами.

  • Международная торговля услугами — это торговля потребитель­скими стоимостями, преимуще­ственно не имеющими вещест­венной формы. Охватывает:

o транспорт;

o торговлю лицензиями, зна­ниями;

o туризм;

o посреднические услуги в меж­дународной торговле;

o финансовые услуги;

o информационные услуги и др.

Ведущим сегментом мирового товарного рынка является торговля машинами и оборудованием, где обмен основан уже не на межотраслевом, а на внутри­отраслевом, подетальном и пооперационном разделении труда. Быстро развивается и торговля услугами в банков­ском, гостиничном и страховом деле, строительстве, инженерных услугах, консультировании, рекламе, торго­вых и посреднических операциях.

  • Экспорт (лат. exportare вывозить) – продажа товаров и услуг за границу для их реализа­ции на мировом рынке
  • Импорт (лат. importare — ввозить) – закупка и ввоз товаров и услуг для продажи их на внутреннем рынке
  • Сальдо (ит. saldo — расчет) торгового ба­ланса — разница между экспортом и им­портом за определенный период

8. Виды внешнеторговой политики государства:

  • Протекционизм (от лат. protectio — покровительство, защита) – политика государства, направленная на защиту интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов

o селективный – направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

o отраслевой – защищает отдельные отрасли, прежде всего сельское хозяйство;

o коллек­тивный – проводится объединениями стран в отношении других стран, не входящих в них;

o скрытный – с помощью методов внутренней экономической политики

  • Умеренная торговая политика – предполагает сочетание элементов свободной торговли и протекционизма
  • Свободная торговля (фритредерство от англ. free trade — свободная торговля) – политика государства, ориентированная на свободное развитие международной торговли

9. Государственное регулирование внешней торговли:

Цель государственного регулирования: помочь экспорте­рам вывезти как можно больше своей продукции, и ограничить импорт, сделав иностранные това­ры менее конкурентоспособными на внутреннем рынке.

Методы государственного регулирования внешней торговли:

  • Тарифные: таможенные та­рифы на импорт, экспортный тариф, таможенные союзы.
  • Нетарифные: установление квот, установление стандар­тов на ту или иную про­дукцию, эмбарго (исп. embargo наложение ареста, за­прещение)

Государственное регулирование внешней торговли может быть разных видов.

Виды государственного регулирования: одностороннее, двустороннее, многостороннее.

10. Глобализация мирового экономического пространст­ва способствует повышению открытости национальных экономических систем и построению международных экономических отношений на основе многосторонних со­глашений.

Экономическая интеграция (лат. integratio — вос­становление, восполнение) — это процесс создания регио­нальных хозяйственных комплексов на основе межго­сударственного регулирования внешней торговли и дви­жения факторов производства.

Типы экономической интеграции:

  • Преференциальные (от лат. praefarre — предпочи­тать) торговые соглашения, предполагающие сниже­ние таможенных пошлин на товары внешнеторгового партнера по сравнению с уровнем, которым об­лагаются товары третьих стран
  • Зоны свободной торговли, предполагающие взаим­ную отмену торговых пошлин между участницами интеграционной группировки, но сохранение у каж­дой из этих стран особой внешнеторговой политики по отношению к третьим странам
  • Таможенные союзы, предполагающие взаимную отмену таможенных пошлин и унификацию внешне­торгового режима относительно третьих стран
  • Общий рынок, в рамках которого наряду со свободой торговли обеспечивается либерализация перелива капиталов и рабочей силы между странами, осу­ществляется согласование экономической политики
  • Экономические союзы, в которых происходит унифи­кация экономической, социальной, научно-техниче­ской, международной политики стран-участниц; создается система межгосударственных институтов, формирующих единую политико-правовую среду

В настоящее время в мире существует примерно 100 интеграционных группировок разных видов. Наиболее развитыми из них в мире являются:

  • Европейский союз (ЕС), объединяющий 25 евро­пейских стран.
  • НАФТА — Североамериканское соглашение о сво­бодной торговле с участием США, Канады и Мексики.
  • АСЕАН — Ассоциация государств Юго-Восточной Азии.
  • Латиноамериканская ассоциация свободной тор­говли и ряд других.

11. Международная валютно-финансовая система — это закрепленная международными договорами форма организации валютно-финансовых отношений, функци­онирующих самостоятельно или обслуживающих между­народное движение товаров и факторов производства.

11а. Структура международной валютно-финансовой системы:

  • валютные отноше­ния по поводу ус­ловий обращения и взаимной кон­вертируемости на­циональных ва­лют, механизмов регулирования ва­лютных курсов;
  • финансовые отно­шения, которые охватывают меж­дународные фи­нансовые рынки и механизмы тор­говли валютой, ценными бумага­ми, кредитами;
  • экономические отношения, скла­дывающиеся в процессе между­народных расче­тов, выражаются в платежных ба­лансах страны.

11б. Международный валютный рынок – сфера экономических отноше­ний, где осуществляются опера­ции по покупке и продаже золо­та, иностранной валюты и платежных документов в ино­странной валюте, а также сроч­ные финансовые сделки.

Международный ва­лютный рынок приводит в определенное соответствие курсы национальных денежных единиц (валют). Появление рынка евровалют и ценных бумаг отража­ет тенденцию к растущей интернационализации финан­совой системы.

11в. Международный финансовый рынок – рынок кратко-, средне- и долгосрочных кредитов, инвестиций, ценных бу­маг, вкладов и т. п., функционирующий на международном уровне.

Международный финансовый рынок включает в себя:

  • рынок капитала – средне- и долгосрочные кредиты, ценные бумаги;
  • денежный рынок – краткосрочные креди­ты, ценные бумаги и т.п.

Деятельность регулируют международ­ные валютно-кредитные организации

  • Международный валютный фонд (МВФ)
  • Международный банк реконструкции и развития (МБРР)
  • Организация экономического сотруд­ничества и развития (ОЭСР) и др.

12.Центральное место во внешних экономических свя­зях принадлежит международному движению капита­ла. Основными заемщиками финансовых средств сегодня являются США и Великобритания. Япония и Германия выступают чистыми кредиторами.

Формы движения капитала:

  • прямые и портфельные инвестиции;
  • внутрифирмен­ные потоки капитала в рамках транснациональных корпора­ций (ТНК);
  • предоставление кредитов, государствен­ных займов;
  • создание совместных предприятий и др.

Наши рекомендации