Человек может все, что только пожелает
Нет ничего невозможного.
Тот, кто использует творческое воображение наиболее сознательно и эффективно, и есть гений.
Творческое воображение устанавливает прямую связь между конечным сознанием человека и конечным Разумом. Религиозные откровения и все большие открытия в науке получены с помощью творческого воображения.
Определение воображения
Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его особенности. Сложность выявления специфики воображения обусловлена тем, что оно тесно переплетается со всеми видами познания. Это обстоятельство является причиной возникновения тенденции к отрицанию существования воображения как особой формы отражения. Чтобы решить эту проблему, необходимо выявить действительную природу воображения.
Обратимся к определениям, которые имеются в литературе. Л.С.Выгодский отмечает, что “воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением”.
Кестлер считает, что игра воображения дает возможность по-новому связать как известные ранее, так и приобретенные заново данные.
“Воображение, - пишет С.Л.Рубинштейн, - связано с нашей способностью и необходимостью творить новое”. “Воображение - это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение - это преобразование данного, осуществляемое в образной форме”.
“Основной признак процесса воображения, - пишет Е.И.Игнатьев, - в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление”.
Подобное можно прочитать и в “Философской энциклопедии”, где воображение определяется как психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.
Как видно, существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением. Логическая деятельность, мышление человека - специфическая форма создания познавательных образов посредством логического вывода, обобщения, абстракции, анализа, синтеза не может быть просто отождествлена с воображением. Создание новых знаний и понятий в сфере логического мышления может происходить и без участия воображения.
Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного отражения. Другая тенденция считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.
Понимание воображения как процесса, противоположного мышлению, а мышления, протекающего по законам логики, как нетворческого - неправомерно. Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем (в воображении) всегда предполагается преобразование чувственного материала.
Таким образом, примем во внимание тот факт, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.
Воображение - способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действий. Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности. Ведущим механизмом творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения какого - либо свойства предметов другой области. Различают произвольное воображение, проявляющееся при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач, и непроизвольное, проявляющееся в сновидениях, в медитативных образах. Одним из источников развития воображения, в котором оно приобретает коммуникативные качества, является игра - дошкольников.
Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Прав был М. Горький, говоря, что «именно вымысел поднимает человека над животным», потому что только у человека, который, являясь существом общественным, преобразует мир, развивается подлинное воображение.
Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Например, сообщение о полете в космос побуждает наше воображение рисовать картины фантастической по своей необычности жизни в невесомости, в окружении звезд и планет.
Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Так космонавты могли в своем воображении представить полет в космос и высадку на Луну тогда, когда это было только лишь мечтой, еще не осуществленной и неизвестно, осуществимой ли.
Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность и отклоняясь от нее, все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты.
Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его поныть и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.
Воображение может работать на вас
Сначала вы должны понять, что такое воображение. В наше время его очень осуждают. Едва услышав слово «воображение», вы тут же скажете, что оно бесполезно, что вы желаете чего-либо реального, а не воображаемого. Однако воображение — это реальность, это способность, это наша потенциальная возможность. Вы можете воображать, и это доказывает, что ваша сущность способна к воображению. Эта способность реальна. Посредством воображения вы можете разрушать или созидать самих себя — выбор за вами. Воображение очень могущественно. Оно — потенциальная сила. Что такое воображение? Это столь глубокое принятие какой - то точки зрения, что эта точка зрения становится реальностью. Вы слышали, должно быть, об одной технике, которая используется на Тибете? Ее называют «йога тепла». Холодная ночь, падает снег, а тибетский лама стоит обнаженный под открытым небом. Температура ниже нуля. Вы просто бы там замерзли. Но лама жив. Он практикует определенную технику: он воображает, что его тело — это горящий огонь, он воображает, что ему жарко, что он потеет. И действительно начинает потеть, хотя температура ниже нуля. Лама начинает потеть. Что происходит? Его пот реален, его тело действительно горячее, но эта реальность создана посредством воображения.
Как только вы настраиваетесь на воображение, ваше тело начинает действовать. Многие поступки вы совершаете, не подозревая, что работает ваше воображение. Посредством воображения вы не раз вызывали болезнь; вы воображаете, что вот она, эта болезнь, что заразная болезнь рядом с вами, что она повсюду. Ваша восприимчивость возрастает, и теперь вы вполне можете заболеть — болезнь обретет реальность, хотя вызвана она воображением. Воображение — это сила, это энергия, увлекающая за собой ум. Ум следует за воображением, а тело следует за умом.
Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Если представить на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями и изобретений конструкторов. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения?
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.
Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.
Проще сказать — лишите человека фантазии, и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.
Чувственное отражение и воображение
Рассмотрим специфические формы, в которых обнаруживается активность чувственного отображения действительности, а также ту роль, которую выполняют ощущения в процессах формирования образов. Очень часто ощущения рассматриваются прямо как полноценный образ реальности и, сводясь к чувственно-рефлекторным впечатлениям, не признаются даже образами. Ощущения - первичные образы определенных свойств действительности - прямо или косвенно включаются в формирование всех (в том числе и обобщенных) мысленных образов. Они связаны с непосредственным воздействием объекта на органы чувств и по своей сути репродуцируют действительность. Будучи результатом непосредственного взаимодействия объекта и субъекта, результатом более или менее прямого воздействия объекта на органы чувств человека, ощущение отражает свойства этого объекта. Оно не тождественно физическому взаимодействию, но несет в себе мощный заряд образности. Зависимость ощущений от “внесенсорных факторов” (мотивации, интересов и прочих) становится все более значимой в развитых формах чувственного отображения действительности, приобретая самостоятельную ценность в рамках воображения.
Воображение, создавая наглядные образы, вбирает в себя ощущения. Но при этом воображение опирается на их смысловой момент. Поэтому воображение физиологически не зависит от деятельности органов чувств. Кроме того, воображение зависит от развития той или иной формы чувствительности, и ощущения участвуют в формировании образов воображения благодаря тому, что они способствуют накоплению информации об объекте, то есть обеспечивают субъекта материалом, комбинаторные преобразования которого образуют содержание воображаемых образов.
Однако воображение не является продуктом деятельности органов чувств. Воображение - продукт преобразования прежде всего функциональных характеристик отображения. Такое преобразование - на уровне ощущений - происходит, например, когда деятельность одних органов чувств, включаясь в деятельность других, перестраивает характерную и для тех и для других систему организации опыта. Однако решающую роль в такой перестройке играют не отдельные взаимовлияния, а вся целостная организация жизнедеятельности человека. Субъект как бы ставит под контроль работу органов восприятия, что позволяет актуализировать необходимые ему отношения, а также перестраивать их в соответствии с задачами и потребностями деятельности.
В отличие от ощущений, восприятие воспроизводит целостность объекта: его пространственные и временные границы, форму, величину, объем и т. д. Восприятие - образ предмета в целом, в нем уже весьма полно раскрываются смысловые характеристики предметности и за счет этого возрастают константность образа и его адекватность.
В ходе восприятия субъект способен конструировать целые комплексы непосредственно не данных параметров объекта. При этом развивается способность субъекта отображать объективные характеристики действительности путем “достраивания” представленного в ощущениях содержания.
Человек начинает объемно отображать плоскостные изображения. Но это еще не свидетельствует о наличии в процессах восприятия самостоятельного пласта воображения. В данном случае имеет место феномен активности восприятия.
Элементы воображения как такового обнаруживают себя в чувственном отображении лишь тогда, когда наряду со способностью функционально “достраивать” образы непосредственно или опосредованно данных объектов явственно обнаруживается способность человека раскрывать для себя функциональную значимость (практическую, эстетическую, нравственную и прочие) воспринимаемых объектов и делать саму эту значимость предметом особого рассмотрения и специальных процедур. Воображение предполагает, что участие функционально - деятельностных смыслов в процессах формирования образов становится достоянием сознания и особого рода деятельности человека. “Отстраняясь” от конструируемого образа, субъект воображения сам сознательно “достраивает” или “строит” из чувственной материи то, что требуется “по смыслу” с его точки зрения. Эта способность предполагает, что субъект способен представить себе основание данного фрагмента своей собственной деятельности и “стать выше” имеющихся оснований.
Тот факт, что в восприятии человек способен по данным отдельным элементам “достраивать” недостающие стороны объекта, “видеть” целое при реальной доступности лишь его частей, свидетельствует о развитии предметно - деятельностных характеристик чувственных образов. Усложненность таких образов, включенность в них опыта индивидуальной и коллективной деятельности есть проявление возникающего воображения, поскольку осмысленное обращение к опыту прошлой деятельности и учет его влияния на восприятие, как правило, определяются сознательно сформулированными задачами деятельности. Но сущность воображения, зарождающегося в первичных образах, заключается не в способности узнавать целое по части воспринимаемого явления или формировать образ отсутствующего предмета, а в том, что образы воображения сознательно продуцируются человеком. Это значит, что воображение развертывается в плане сознания. Это значит также, что воображение есть деятельность, в которую в той или иной форме сознательно “включен” сам воображающий человек, в которой выражено его отношение к действительности, лежащее в основе деятельности воображения. Субъект в процессе воображения делает свои собственные установки, мотивы, желания предметом своей активности.
Таким образом, основной чертой, которая отличает воображение от различных форм активности в чувственном отражении, является своеобразная осознанность субъектом воображения человеческих (социальных, культурных и прочих) оснований этой деятельности.
Воображение (происходит от слова «образ») – изображение, вызов образа, представление, мысленное «око». Суть слова для обозначения одного и того же процесса - создания психологического изображения. Способность вызывать зрительные образы является одной из самых важных способностей.
Воображение - это мысленное представление, проигрывание, видение себя в ситуации, которая еще не произошла. Человек воображает себе делающим или имеющим то, к чему стремится и получает желаемое. При правильной организации, воображение является одной из самых динамичных возможностей человека.
Воображение - это рабочая мастерская, в которой моделируются все планы, разработанные человеком. Импульс, желание приобретают форму и приводятся в действие с помощью способности воображения.
Человек способен создать все, что может вообразить. Воображением человек способен вспоминать полученный материал опыта и создавать новое, творить. Для нас более интересно творческое воображение, при котором идет настройка к восприятию тонких энергий. Творческое воображение открывает канал доступа в подсознание, которое, будучи связанным со всем окружающим миром, способно дать любую информацию, существующую во Вселенной. Воображение, как и другие способности, развивается тренировкой. Чем чаще мы пользуемся воображением, тем сильнее энергетически мыслеобразы, тем больше они насыщены эмоциями.
От насыщенности мыслеобразов энергией, эмоциями зависит их действенность, продолжительность существования. Подсознание понимает язык образов. С помощью образов вы можете передавать информацию об исцелении, развитии способностей и т.д.
Наполняйте образ своими чувствами.
Чувственные мыслеобразы – это продукт творческой работы вашего аналитического ума. Вы мысленно держите любой предмет и в зависимости от того, насколько вы насыщаете его энергией, насколько длительно он существует, поддерживает свою собственную структуру и т.д. Таким методом вы можете восстанавливать органы или тело до состояния созданного вами чувственного образа. Организм понимает язык зрительных образов. Образы управляют энергетикой нашего тела. Если вы будете представлять свою энергоструктуру заряженной, она зарядится, несмотря ни на что.
Добейтесь появления у вас ясного образа, представьте вашу цель во всей полноте чувственных отношений со зрительными образами, звуками, запахами, тактильными ощущениями. Преуспевающие люди обычно в совершенстве владеют этой техникой. Они способны «вживе» представить себе самые невероятные сценарии, формируя, таким образом, свое собственное будущее. Автоматическим ответом на такого рода воображения, будут самоосуществляющиеся мысли и намерения. При этом позитивно настроенный человек порождает позитивные действия, а негативно настроенный – негативные. Это своего рода программа действия. Такую способность можно у себя развить. Эмоция – секрет энергетического навязывания образа.
Управляйте воображением.
Управляемое воображение – это заветный пароль, открывающий дверь в незримый мир, из которого к вам приходит удивительная помощь. Управляемое воображение ведет в истинную реальность. Вы действительно создаете то, о чем «фантазируете» в ходе сеанса управляемого воображения.
Воображение – это творческий процесс, помогающий человеку контролировать и направлять энергетические потоки, способные склеивать вещи, превращать жидкость в пар или вызывать набухание и рост семян.
Воображение – это способность рисовать картину своих желаний или страхов. Оно представляет собой могущественную силу в мире, оно сильнее воли, сильнее любви. Если ты хочешь чего-нибудь достичь, ты должен прежде всего научиться заправлять своим воображением с тем, чтобы оно и его подруга, сила воли, работали вместе согласованно.
Вера и сильное воображение порождает событие. Образное представление об успехе – уже начало успеха.
Мы таковы, какими себя воображаем. Ваше воображение и ваши способности ограничены только теми пределами, которые вы установили для себя сами.
Обычно воображение полностью управляет человеком, пробуждая его осуществить все, что было создано в его воображении. Воображение подобно зеркалу, в котором отражаются образы, возникшие на основе информации, полученной от органов чувств. В соответствии с этими образами мозг дает приказания для выполнения конкретных действий.
Наиболее важным, о чем мы должны помнить при рассмотрении воображения, является его созидательная природа и то, что при многократном повторении воображаемый образ превращается в физическую, конкретную и осязаемую силу. Дайте волю творческому воображению, памятуя о том, что оно—Божий Дар, соединяющий нас с безбрежными мирами Духа. Воображение порождает событие. Так и научитесь стоить свою жизнь такой, какой вы реально хотите видеть ее.
Итак, если говорить о стихии Земля, то это тот источник, из которого мы черпаем силу сознания, и она – то, что воплощает в реальность наши замыслы. Это важно. Вода управляет нашим подсознанием – интуиция, воображение, эмоции, привязанности находятся в ее власти. Так вот, обратившись к стихии Воды – Варуне – с помощью воображения мы можем изменятся сами, моделировать желаемые нам события, строить свою жизнь по собственному желанию (помня о принципе «Не навреди…»): представив себя уже обладающими нужными качествами, либо создав мыслеобраз ситуации, насыщаем его эмоцией радости, всеми самыми приятными чувствами, добавляем как можно больше ощущений – тактильных, осязательных, обонятельных, может быть, вкус, т.д. Отпускаем на реализацию, сразу же переключаемся на что-то другое. По такому принципу происходит программирование, самопрограммирование.
Воображение должно быть контролируемо. Абсолютно необходимо максимально овладеть своим воображением. Для этого практикуйте ментальную концентрацию, во всем поддерживайте порядок, будьте стойкими и терпеливыми. Учитесь управлять мыслеформами, воображением. Но прежде, чем взяться за активное развитие воображения, развейте в себе способность к исключительно позитивному мышлению и самоконтролю, иначе беды не миновать. И практикуйте внутреннюю тишину.
Живите в связи с Универсальной, Космической Силой и Силой Земли. Соединяйте внешние и внутренние формы практик: психоэнергетические, психотехнические, психофизические.
Наука Образности подчеркивает важность способности «увидеть» результат, прежде чем добиться его физически. В то же время мастера осознают, что люди могут достичь того, что они могут по-настоящему вообразить. Поэтому человек работает над повышением уровня способности иметь, делать и быть. Способность к воображению повышает возможность иметь. Подобно тому, как мышцы должны работать для обретения силы и гибкости, воображение необходимо упражнять. Наука Имаго – наука образности – отчасти стратегия расширения и усиления воображения.
Визуализация и видение – это техники, в которых используется воображение для умозрительных картин того, что вы хотите. Имагинаторы манипулируют своими мыслями и чувствами, чтобы создать визуальный или чувственный образ своей цели. Это помогает им четко сформулировать то, что они прежде всего хотят.
Способность к визуализации – необходимое условие для материализации мыслеобраза. Чем активнее ваше воображение, тем искуснее вы управляете, тем могущественнее вы.
В отличие от техник, направленных на решение проблем и достижение цели, видение включает в себе активную и пассивную формы «сон наяву», или визуализации. Вначале вы должны активно сфокусироваться на вопросе, проблеме или цели, отчетливо «увидеть», ощутить и почувствовать ее и быть восприимчивым к ответу или подсказке, которые вы ожидаете получить.
Визуализация
Визуализация это отображение того, что мы уже когда-нибудь видели. Вы воссоздаете картину в глубине вашего разума. А ваше воображение это мысленное представление того, что вы никогда не видели или представляете по образу и подобию.
Хотя внутренний мир и повторяет внешний, он имеет свои законы.
Внутренний мир это тот уголок, куда можно в любую минуту спрятаться от житейских ударов и недоразумений. На первых порах вы наверняка будете использовать ваш внутренний мир для ухода от проблем, он станет для вас своего рода убежищем, но вскоре вы заметите одну немаловажную и приятную деталь: оказывается, воздействуя на свой внутренний мир, изменяя его, вы влияете на реальные события вашей жизни, изменяете их. А поскольку во внутреннем мире нет ничего невозможного, то, освоив некоторые приемы, вы в скором времени научитесь моделировать события своей жизни по своему желанию.
Главным из таких приемов, безусловно, является визуализация. Поэтому развитие этой способности так важно для нас!
Визуализация доступна любому человеку. Методы ее бывают простые и сложные, но, чтобы они привели к результатам, нужно знать, как ими пользоваться, иначе вместо плодотворной работы вы будете просто рождать бесплодные фантазии. С помощью визуализации мы ищем гармоничную связь с миром, мы пытаемся найти то место в мире, которое предназначено именно для нас. Каждый считает себя единственным и неповторимым человеком и полагает, что его надежды и мечты должны непременно исполниться.
Используя практику «волшебной палочки», мы можем войти в контакт с высшим разумом и настроить согласно этому наши мечты и желания, наши практические цели. Используя визуализацию, мы постепенно перенастраиваем свой внутренний, а значит, и внешний мир. Наша задача — сделать так, чтобы эти изменения в конечном счете привели нас к гармонии, здоровью и счастью. Помните, что мы говорили о своем и чужом пути — не бейтесь лбом об стену. Ищите подсказки Вселенной — она укажет вам правильный путь.
За визуализацией и созданием образов стоит реальность Высшего Разума, самая точная и «настоящая» из всех существующих во Вселенной. Мы не можем до конца осознать, насколько мы подвластны ей. Главное — довериться ей, тогда вы сможете ясно увидеть, что вам нужно на самом деле. И осознав свои истинные потребности, научившись пользоваться своей «волшебной палочкой» и правильно общаться с Тонким миром, вы получите все, пожелаете, и даже больше.
Техники визуализации
Создание в сознании зрительно ощутимых образов во время медитации или просто в расслабленном лежачем положении — самый удивительно легкий способ углубить вашу практику внутренней работы и способствовать проявлению желаемого в реальности. Этот удивительный «секрет сознания» я с большим успехом использую уже многие годы.
Техники визуализации уже давно стали неотъемлемой частью сознания Новой Эры. Этот факт отражает растущее понимание важности исследования дополнительных измерений сознания, которые помогали бы исследовать огромный потенциал сознания.
Китайцы использовали различные техники медитации, которые были предназначены практически для всех сфер деятельности человека. Изначально медитация использовалась для подъема энергии ци тела и сознания человека. Медитация является основой всех традиционных китайских систем упражнений, таких, как гунфу и цигун; медитация преподается при изучении каллиграфии, живописи, поварского искусства; она была частью программы императорских экзаменов в старом Китае. Медитация — это важная составляющая всех искусств прорицания.
Поэтому не стоит удивляться, если вы узнаете, что большинство мастеров каллиграфии, мастеров гунфу и фэн-шуй также являются мастерами медитации. Все, кто достигает определенного успеха в своем искусстве, на каком-то этапе своей жизни понимают необходимость медитации и начинают заниматься ею.
Куда там Джорджу Лукасу с его «Звездными войнами»! Когда увидишь китайские медитативные образы на большом экране, потом гораздо легче визуализировать их — картинка впечатывается в сознание надолго.
Техники визуализации применяются во многих «тайных» практиках буддийской, даосской и индуистской медитации. Многие из этих традиционных техник визуализации очень ритуализированы и выполняются по определенному сценарию (в буддизме эту роль сценариев визуализации выполняют особые молитвы-шдханы), в котором в точности описывается, как следует представлять себе те или иные образы; часто эти визуализации сопровождаются игрой на традиционных музыкальных инструментах и чтением священных мантр. Объектом визуализации в религиозно ориентированных практиках чаще всего является образ божества, который имеет для практикующего то или иное значение.
Даосские божества (играющие важную роль в фэн-шуй) часто олицетворяют собой те или иные материальные устремления. Есть различные божества богатства, божество долголетия и т. д.
Сознание обладает силой для того, чтобы создавать физическую реальность, которая соответствует структуре его мышления. И хотя слова и мысли порождают благотворную энергию, только визуализация, т. е. зрительно ощущаемые образы, приносит в реальность эту энергию.
Визуализация очень усиливает практику, как на поверхности, так и на глубинных уровнях сознания. Это основывается на предположении, что вся окружающая нас физическая материальная реальность — лишь проявление энергии, вибрирующей с различной частотой. Человеческое сознание по природе своей способно управлять этой энергией — создавать материальную реальность и придавать ей нужные очертания с помощью слов и мыслимых зрительных образов.
Техника визуализации
С помощью техники визуализации вы можете использовать свое сознание и воображение для того, чтобы создавать определенные представления или картины того, что вы очень хотите получить, благоприятного для вас события или символа, который принесет вам удачу, благополучие и счастье. Чем глубже эти картины помещены в сознании, тем более сильный отпечаток они там оставят.
То, как «выглядят» эти картины, может очень сильно отличаться у разных людей. Разные люди представляют себе во время визуализации различные картины, и поэтому вам незачем беспокоиться, правильно вы увидели картину или нет, — вы увидели ее так, как вы ее представили. Важна лишь степень реальности визуализируемого объекта для вас.
Некоторые люди представляют себе образы как какие-то абстрактные идеи. Гораздо сильнее ощущается настроение, которым пронизана картина, чем собственно изображение. Этот тип визуализации называется «панорамным» и свойствен людям, которые склонны видеть всю картину целиком, не очень-то беспокоясь о деталях. Люди с панорамным видением часто представляют себе свои визуализации как кинофильмы, в которых одна сцена следует за другой.
Другие люди «видят» свои визуализации в соответствии с какими-то зрительными образами, которые они видели в прошлом. Эта группа практикующих зависит от тех воспоминаний, которые хранятся в их памяти. Это могут быть какие-то события, пейзажи или люди, которых они встречали; они запоминают зрительные образы с фотографической точностью. Эти воспоминания, которые проявляются в их визуализациях, могут быть изображениями каких-то людей или мест, а еще их визуализации могут основываться на зрительных образах из фильмов, журналов или телевизионных программ.
У некоторых людей создаваемые ими при визуализации зрительные образы могут строиться по принципу телепрограммы. Перед внутренним взором этих людей как будто находится телевизионный экран. У этой группы практикующих отмечается весьма структурированный подход к визуализации. Но вы должны знать, что вам незачем беспокоиться о том, как следует представлять себе зрительно ощутимые образы во время визуализации. Делайте это так, как вам будет удобнее. Используйте любые идеи. Эти идеи иногда могут появиться совершенно неожиданно и очень кстати. Так, вы можете использовать цветные лампочки, изображения каких-то пейзажей или домов и, что самое важное визуализации, благотворные символы, которые очень хорошо использовать в визуализации.
Визуализация будет даваться вам очень легко, если вы хорошо представляете себе, какие изображения каких объектов вы желаете поместить в своем сознании и почему именно эти объекты, а не какие-нибудь другие. Неплохо также приготовить некий «сценарии», если вы не желаете сами придумывать, что вы будете визуализировать. Если вы уже знаете, чего хотите добиться с помощью визуализации и о каких символах будете думать, то сможете достичь весьма неплохих успехов в визуализации даже в течение нескольких занятий.
Визуализация — это один из способов перемещения на другой уровень сознания. Помещение в сознании определенных изображений может актуализировать возможность появления ожидаемого, но только если визуализации предшествует релаксация, благодаря чему открывается доступ к внутреннему сознанию. Только при условии осуществления надлежащей медитативной подготовки представляемые во
время визуализации образы могут отпечататься во внутреннем сознании, где энергия-ци обладает особой силой. Если вы находитесь в расслабленном и спокойном состоянии, когда ничто не отвлекает ваше сознание, вы можете использовать воображение для того, чтобы создать зрительно ощутимый образ того, что вы желаете получить, или представить определенную ситуацию, если вам хочется, чтобы такая ситуация действительно произошла. Один уровень вашего сознания будет утверждать, что это всего лишь иллюзия; это вовсе не обязательно значит, что ваше сознание ошибается однако образ иллюзии, отпечатавшейся во внутреннем сознании, обладает силой, которая может превратить эту иллюзию в реальность на физическом плане бытия.
Секрет успешной визуализации заключается в интенсивности вашей веры и решимости. От этих же факторов, в свою очередь, зависит также интенсивность вашего сосредоточения и энергии, которую порождает ваше сосредоточение. Четкие и представляемые во всех подробностях зрительные образы вашей визуализации создают сильную позитивную энергию. Иногда бывает полезно пытаться представлять также и запахи и звуки, ассоциируемые с объектом визуализации, поскольку это придает вашему ментальному представлению дополнительную убедительность. ,
Применение визуализации
Вы можете использовать визуализацию для того, чтобы ваши сокровенные мечты получили шанс стать реальностью. Вы можете мечтать о чем-то материальном, вроде новой машины или нового дома. Вы можете мечтать получить какую-нибудь возможность или способность: научиться танцевать, например, или играть на пианино, совершить путешествие, встретить надежного делового партнера или справиться с эмоциональным кризисом или депрессией.
У вас могут быть какие-то проблемы с весом, или вы никак не можете наладить с кем-то дружеские или партнерские отношения, или вы не знаете, как разрешить какое-то сложное положение, в которое вы попали на работе. Вы можете мечтать найти в себе силы бросить курить или отказаться от какой-то другой пагубной привычки... С любыми возможными жизненными ситуациями можно эффективно работать с помощью практики медитации и визуализации. В этих ситуациях возможности творческой визуализаци<