Откуда взялись деньги? Как работают?
Деньги работают за белых людей…
Я так и не понял, как это возможно без магии –
чтобы деньги размножались, как листья на дереве,
и человек богател даже во сне.
Тунавни,
вождь племени Туаэра (Южная Океания),
при посещении Европы в начале ХХ века
Деньги – наше отражение, наш альтер эго, то есть наше второе «Я».
А некоторым кажется даже, что первое. Что это мы служим деньгам, а не они нам.
Никто не предвидел и не мог предвидеть появления денег – их «открыли» задним числом, как открывают законы природы.
Исторические факты. Классики полагали, что деньги – вуаль, за которой скрывается реальная настоящая экономика. Чтобы снять эту вуаль был введен золотой стандарт. В конце XIX - начале XX века создали всемирную валютную систему.
Вплоть до 1971 года продолжала существовать «Бретонская система», по которой валюты капиталистического мира привязывались к доллару, а тот, в свою очередь – теоретически, по крайней мере – к золоту.
Именно банки фактически творят подавляющую часть денежной массы, виртуальной денежной горы, которая теряется в невидимых высях.
Мы поймем настоящее только тогда, когда оно станет прошлым.
Вот что говорит Британская энциклопедия:
- «Деньги – это товар, принимаемый по всеобщему согласию в качестве средства экономического обмена.
- Это мера, в которой выражаются цены и стоимости…
- деньги циркулируют между индивидуумами и между странами, тем самым способствуя торговле
- главная мера благосостояния (богатства)».
Большая Советская Энциклопедия:
«Деньги – особый товар, всеобщий эквивалент, или всеобщая эквивалентная форма стоимости всех других товаров. Специфическое свойство денежного товара – выражать стоимость любого другого товара, служить всеобщим орудием обмена».
Шекспир сказал: « Деньги – «общая шлюха человечества».
Карл Маркс: «деньги – мать всех извращений, разрушитель всех социальных отношений».
Хотя он был явно зачарован их метафизическими свойствами, почти мистической силой. Да и главный труд своей жизни он назвал по имени важнейшей денежной функции.
Прудон: «всякая собственность есть кража». А деньги – инструмент этой кражи?!
Анекдот про Соломона, Христа, Маркса и Фрейда.
Соломон говорил, что самое главное – это то, что в голове у человека. Христос возражал: нет, ниже! Главное – это то, что у человека в сердце. Карл Маркс не соглашался с обоими и утверждал, что они слишком высоко берут, и главное в человеке расположено в его желудке. Ну, а потом пришел Фрейд и заявил, что истину надо искать еще ниже, чем это предполагал Маркс.
«Счастье, - писал Фрейд, - это реализация глубоко запрятанных детских желаний». Вот почему богатство так мало значит для счастья. Ведь «деньги не являются предметом желаний ребенка».
Деньги – прежде всего процесс, действие, энергия.
Чтобы как-то определить ее эквивалент шел процесс «монетизации». Можно сказать, вся история мира – это история его «монетизации».
Золото и серебро, потому, что достаточно редкие и трудно добываемые. Потому, что блестели. Блеск – как внешний признак богатства, состоятельности и социального успеха.
И коровьи, и бараньи головы. И зубы кашалотов, и табак. И разукрашенные ракушки-каури. И бусины, изготовленные из ружейных патронов (в колониях).
Лошади, скот, зерно (в Александрии с помощью Птолемея был создан «зерновой Центробанк»).
Шкуры ценных пушных зверей( куница – куны) и т.д.
Основным было золото. Дело в том, что золото, как общепризнанный инструмент товарного обмена, мобилизует человеческие ресурсы!
Ведь уже и во времена монет деньги были не в золоте и не в серебре.
Деньги были в людских головах!
Общественный «договор» о полном и всеобщем признании денег – прежде всего, именно золота! – в качестве универсального средства платежа и товарного эквивалента должен был быть вбит глубоко – не только в сознание, но даже в подсознание. Иначе он бы не смог работать.
Психология играет колоссальную роль в экономике!
Бумажные деньги первый раз изобрели сначала в Китае. Путешественник Марко Поло поведал об этом европейцам, сравнил бумажные деньги с алхимией – вот ведь, хитроумные азиаты, научились не свинец, а бумагу в золото превращать.
Государство подкрепляет свои денежные знаки своим авторитетом, гарантирует их своей властью. Без этого бумажные деньги не могли бы иметь такой силы.
Пример: послевоенная Венгрия переживала инфляцию и ее валюта – пенгё – установила мировой рекорд. Денежная масса выросла в миллиард раз за год, самая крупная банкнота имела номинал с 25-ю нулями(100 миллионов миллиардов).
И наоборот. Как говорил знаменитый экономист Джон Мейнард Кейнс: «Нет более тонкого и более верного способа подорвать существующие основы, чем развратить национальную валюту. В этом случае все скрытые силы экономических законов встают на сторону разрушения. И это делается таким способом, что его не сможет распознать и один человек из миллиона».
Итак, классические определения – деньги:
1. Счетная единица.
2. Общепризнанный измеритель стоимости.
3. Инструмент обмена и ценообразования.
4. Платежное средство.
5. стандарт отложенного по времени платежа.
6. Измеритель труда.
7. Накопитель стоимости.
8. Инструмент экономического контроля.
9. Товар. Если есть цена, есть купля-продажа.
И насчет цены. Разве сами деньги мы продаем и покупаем? Мы торгуем «временем денег». Иначе говоря, мы их сдаем или берем в аренду. Пользуемся и возвращаем. И за аренду, как и за аренду чего угодно другого, платим! У этой аренды есть цена.
Кредит – это продажа «упущенной возможности».
Проблема инфляции – аналог амортизации других взятых в аренду товаров.
Есть и материальные отношения без денег и бартера. Например:
Когда даришь женщине брильянт. Когда воруешь велосипед. В этих действиях нет обмена, нет цены. Но стоимость есть, она никуда не делась.
Великий философ Кант заметил очень важную вещь – неисчисляемые стоимости не только иногда не «подчиняются» материальной стороне, но, и напротив, могут вносить непредсказуемые коэффициенты в товарно-денежные отношения. Есть достоинство, есть цена, есть и эмоциональная цена, что-то вроде ценностной стоимости. Например: организационный талант управляющих, интуиция предпринимателя и т.п.
Есть предел полезности и товара, и услуги. Например, парадокс бриллианта и воды.
Что стоит ведро воды, когда она везде, в сравнении с малюсеньким бриллиантиком.
Что стоит горсть бриллиантов в сравнении глотком воды в жгучей пустыне.
Таким образом, этот сверхмощный естественный компьютер – ДЕНЬГИ – добывает и передает информацию, измеряет стоимость, позволяет осуществлять товарный обмен, помогает строить планы, и это только начало.
Деньги – штука прочная, способная выдержать очень многое, сломать их очень трудно, но не невозможно. Понятно, что когда они все-таки ломаются, то ломается, прежде всего, ВЕРА в них. Потому, что мы с вами уже установили: деньги не в бумажках и монетках, а у нас в головах. Именно ВЕРА обеспечивает прочность, даже в условиях инфляции.
По Булгакову: разруха была, прежде всего, в головах. И от этого уже – финансах и экономике.
Если рынок – это невидимая рука, управляющая экономикой (Адам Смит), то деньги – это глаза и уши, умеющие каким-то мистическим образом собирать информацию и направлять ту самую невидимую руку…
Кредит – самая эфемерная, самая фантастическая и самая важная форма существования денег.
Кредит – голая суть денег, их душа, в физическом теле больше не нуждающаяся.
Мы, как загипнотизированные, завороженно следим за механическими, равнодушными и равномерными движениями металлических ножей – действительно, алхимия! На наших глазах бессмысленные листы бумаги становятся целым огромным богатством. Мы видим, как рождаются деньги!
Но это атавизм, пережиток прошлого.
Рождение денег происходит в глубинах банка, в его компьютерной сети. Каждый выданный им кредит (а их в мире выдаются многие миллиарды долларов в день) умножает количество обращающихся, циркулирующих в обществе денег. Наличка – ничтожная часть этой денежной массы, так жалкие процентики.
При этом полученная эфемерная денежная масса в кредит обладает реальным материальным замещением: пылесосы, машины, квартиры…
Взяли в банке кредит – увеличили на эту сумму количество циркулирующих денег. Отдали – уменьшили. Банк одолжил у вас (продав вам облигацию) – денег в обращении стало меньше. Вернул вам деньги – опять стало больше. Работает, как пылесос, то втягивает в себя денежную массу, то выдувает деньги в народ. Вдох – выдох.
И вот, негласно, без давосского шума и гама, всякие Киссинджеры, Клинтоны, Тетчеры, а также акулы мирового капитализма (Билл Гейтс, Мартин Вульф и другие) обсуждают келейно судьбы мира. Называется это – Бильдербергский клуб – теневое правительство планеты Земля. И оказывается, что они и сами не знают, что будет завтра.
Мартин Вульф (один из…): «Там, в большом мире, заключены миллионы и миллионы контрактов. И новые миллионы заключаются каждый день. Деривативов позаключали на сотни триллионов долларов. Кто может хотя бы приблизительно знать, что там происходит, кто способен разглядеть тенденцию? Никто. Мы можем говорить о том, что случилось только постфактум – два месяца спустя после начала события».
Вот что создал человек!
Нумизмат ничего не понимает в деньгах:
ведь он имеет дело только с их мертвым телом.
Георг Кнапп,
германский экономист XIX века
Экономика – это логика ограниченных ресурсов.
Деньги – машина времени, заглядывающая вперед, и ни в чем так ярко не выражается, как в функции кредита, олицетворяющего веру в будущее.
Деньги – они сами и есть суперкомпьютер, равного которому, еще очень долго не создать человеку!
Переменные слишком быстры, чтобы за ними мог уследить человеческий глаз, и вот уж где история совсем не повторяется, так это в экономике.
Люди живут по закону социально-экономической сиюминутности. «Завтра» в экономическом сознании людей не существует.
Только деньги, только рынок, с его невидимой, но мускулистой рукой, спасают положение и буквально силой, за шкирку, тянут нас в будущее…
Верить в деньги ( не в туго набитую мошну) – это значит верить в процесс.
Деньги – это свобода.
Величайший мыслитель древности Аристотель видел извращение природы денег и человека в том, что накопление денег становится самоцелью, порождается ростовщичество и т.д.
Богатство – дело совершенно не объективное, и каждый из нас – в разных обстоятельствах и на разных этапах своей жизни – вкладывает в это понятие совершенно разный смысл.
По-настоящему богат тот, у кого богатая жизнь.
Тот, кто хочет стать богатым для начала должен обладать решимостью и терпением. Потому, что и в делах денежных, как и во всех других, действует формула Хемингуэя: «Вялое любопытство не имеет ни права, ни сил чем-либо владеть».
«Деньги – это шестое чувство,
без которого остальные пять бесполезны».
Сомерсет Моэм
Деньги – это движение, процесс. Остановившись, деньги умирают.
Деньги регулируют материальное взаимодействие людей между собой и с природой.
Деньги – это связь с будущим.
Деньги – инструмент, устанавливающий истинную меру вещей и вносящий справедливость в их отношения друг с другом.
БУДУЩЕЕ ДЕНЕГ УЖЕ ЗДЕСЬ.
Деньги являются одним из первичных материалов,
из которых человечество создает архитектуру цивилизации.
Льюис Лафам
Деньги не только представляют собой систему соглашений между людьми, но и, будучи созданными нами, стали управлять обществом помимо нашей воли.
Деньги не только проникли в каждую клеточку живого организма нашей жизни; они управляют нами, «заводя» эмоциональную систему, будто человек – автомобиль, в котором накоротко замкнуты провода в замке зажигания.
Мы с вами соединим взгляды нескольких дисциплин, занятых изучением денег: системного анализа, экономики, истории, социально-политических наук и психологии.
Из точки их пересечения открывается подлинная перспектива потенциальных возможностей денег, о способности денег при надлежащем их использовании создавать и поддерживать мир для каждого, где кооперативный и соревновательный дух смешивается в гармоничную, самоорганизующуюся систему. Я буду называть это термином известного специалиста в области финансов Бернара Лиетара, как «устойчивое изобилие».
Экономика вертится вокруг денег, и это хорошо.
Вуди Ален
А деньги крутятся вокруг… чего?
Джеймс Карвилл, руководивший избирательной кампанией Билла Клинтона в 1992 году, заметил: «…я имел обыкновение думать, что если бы реинкарнация действительно существовала, то я хотел бы вернуться в этот мир как президент или Папа римский. Но теперь я хочу быть финансовым рынком: став им, вы можете запугать любого…»
В последнее время мы стали свидетелями появления различных форм частных валют.
Примерно, четверть объема мировой торговли сегодня ведется при помощи бартера, т.е. без использования валюты вообще. Компания Pepsi-Cola, например, получает прибыль в России по существу в виде водки, которую она потом продает в США и Европе за наличные деньги. А французы построили на Ближнем Востоке атомные электростанции в счет платежей за нефть.
Помимо этой «безвалютной» системы появились во множестве новые формы корпоративных платежных средств, таких, как различные варианты накапливаемых «полетных денежных единиц».
Например, крупный продавец сети Интернет – Cendant (его продажи составляют более 1,5 миллиардов долларов в год) – уже выпускает собственные «сетевые наличные деньги).
Современные деньги – это двустороннее соглашение. Деньги становятся вашим активом(имуществом) только потому, что для кого-то они – пассив, т.е. долг.
Банк – от banko по-итальянски, скамья, где ювелиры хранили ценности.
Секрет создания денег состоит в том, чтобы убедить людей принимать в качестве средства обмена бумажку, обещающую сегодня, что завтра будет оплата.
В итоге деньги – это доверие, которое живет и умирает только в человеческих сердцах и умах.
Целые цивилизации были построены на доверии; оно – сердцевина той уверенности в своих силах, что нужна цивилизации для развития или хотя бы выживания. Когда общество теряет доверие к деньгам, оно теряет доверие к себе.
Споры о будущем денег – это разговоры не об инфляции или дефляции, фиксированных или гибких валютных курсах, золотых или бумажных стандартах; речь идет об обществе, в котором деньгам приходится работать.
Разумное сбережение сводится к распределению наличности между тремя главными видами активов: недвижимостью, облигациями и акциями.
Старая теория, что, раздвигая географические рамки своего бизнеса, можно уменьшить инвестиционные риски, приказала долго жить. И все же, если вы вкладываете капитал только во внутренние акции, мы рекомендуем: думайте и поступайте масштабно.
Рынок валюты остался крупнейшим и единственным мировым рынком. Иностранные обменные сделки (покупка и продажа валют) сегодня превышают объем торговли всеми другими видами активов, они превышают даже объем всей мировой экономики.
Дэвис Глин сказал: «За последние 5000 лет было два главных изменения, первое – в конце Средневековья, когда печатание бумажных денег стало дополнять чеканку монет, а второе – в наше время, когда была изобретена электронная передача денег».
За контроль над новыми формами денег сразу началась ожесточенная война. С одной стороны, банки уподобились компьютеризированным телекоммуникационным компаниям. С другой, компании, занятые телекоммуникациями, обнаружили, что сами могут предоставлять многие из традиционных банковских услуг. Банкир Шолом Розен по этому поводу заявил: «Это определенно ново, это революционно, и мы должны быть напуганы, как при виде ада».
Business Week заключает : «На этом новом рынке… миллиарды могут притекать или утекать из экономики за секунды. Такую мощь приобрела эта сила денег, что некоторые обозреватели теперь видят, что «горячие деньги» (капиталы, которые быстро прокручиваются из одной страны в другую) становятся своего рода теневым мировым правительством, которое порождает невосстановимое разрушение концепции суверенных полномочных национальных государств».
Мы видим, что сами банки и вся сфера финансовых услуг только-только ступили на путь крутых перемен, на сей раз под давлением виртуального мира.
Из всех областей экономики только изучение денег
является той сферой, где сложности нагнетают,
чтобы маскировать правду, или уклоняться от правды,
или скрыть ее.
Джон Кеннет Гелбрайт
Эмоциональное тело денег.
Одна из главных тайн нашей жизни как общественных существ остается полностью закрытой фактически от всех. Мы тратим немалую часть нашей физической, эмоциональной и умственной энергии на получение, хранение и расходование денег.
Ведь деньги, как ни странно, очень эмоциональная тема. Если вы бросите пачку денег на пол в общественном месте, это вызовет у окружающих такой же интерес, как если бы вы сняли брюки. Те, кто работает на финансовых рынках, признают, что очень сильные эмоции сопровождают большинство связанных с деньгами проблем: эмоции вездесущие, изменчивые и очень мощные.
Мы с вами знаем, что при помощи денег можно делать, но не знаем что такое деньги.
Люди современного общества, не только подсознательно соглашаются пользоваться существующей денежной системой, но даже наделяют эту систему сверхъестественной властью. Деньги способны гипнотизировать людей так же, как секс и смерть, - и эта способность денег в той же мере людьми не осознается.
Мы изобрели деньги и используем их,
и все же мы не можем понять их законы,
или контролировать их действия.
Это их собственная жизнь.
Лайонел Триллинг