Вопрос 2. Государственное регулирование страховой деятельности в Российской Федерации: цели, субъекты, правовые нормы.
Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой систему направлений и мер воздействия государства на процессы страхования, деятельность участников страховых отношений для обеспечения защиты их прав и законных интересов, а также эффективного функционирования субъектов страхового дела.
Государственное регулирование страхования проводится на основе законов и нормативных актов органами государственной власти.
Основными исполнительными органами государственной власти, осуществляющими непосредственное регулирование страховой деятельности, являются Министерство финансов Российской Федерации и Банк России (по состоянию на 03.03.2014 г. структурное подразделение – Департамент страхового рынка Банка России).
Министерство финансов Российской Федерации на современном этапе в сфере регулирования страховой деятельности решает следующие задачи:
1) выработка и реализация единой государственной политики в сфере страхования. Разрабатывает и обеспечивает выполнение Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации (последняя редакция документа представлена на период до 2020 года), Государственной программы «Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра» и т.п.;
2) разработка и принятие нормативных документов по регулированию деятельности страховых организаций и их объединений;
3) разработка направлений развития финансового рынка.
В механизме государственного регулирования центральную и определяющую роль играют органы страхового надзора. На современном этапе исполнительным органом государственной власти решающим настоящие задачи является Банк России, в частности его структурное подразделение - Департамент страхового рынка Банка России (по состоянию на 03.03.2014 г.).
Надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.
В частности, Департамент страхового рынка выполняет следующие функции по контролю и надзору за деятельностью субъектов страхового дела:
1) развитие рынка страхования, в том числе подготовка предложений по совершенствованию законодательства, подготовка нормативных и иных актов Банка России (разработка методик, стандартов, правил и иных документов), подготовка заключений на поступающие в Банк России проекты нормативных правовых актов;
2) разработка методологии надзора за субъектами страхового дела;
3) расчет тарифов по обязательным видам страхования в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, мониторинг тарифной политики страховщиков по добровольным видам страхования;
4) участие в координации деятельности профессиональных объединений страховщиков, других интеграционных объединений по вопросам страхования;
5) контроль и надзор за соблюдением субъектами страхового дела требований страхового законодательства Российской Федерации;
6) контроль за деятельностью территориальных учреждений Банка России по вопросам осуществления контроля и надзора за соблюдением субъектами страхового дела требований страхового законодательства Российской Федерации (за исключением функций инспекционной деятельности в отношении страховых организаций, а также вопросов, относящихся к компетенции Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров);
7) контроль и надзор за реализацией субъектами страхового дела мер по предупреждению банкротства и мер по восстановлению платежеспособности.
Деятельность государственных органов власти по регулированию страховой деятельности основана на соответствующих законодательных нормах.
Законодательство в сфере страхования является важнейшим фактором, определяющим эффективность развития страхового рынка в целом.
В страховом законодательстве выделяют несколько групп нормативно - правовых актов.
Первая группа нормативно – правовых актов – общие нормативно – правовые акты. К числу общих нормативно – правовых актов относятся:
1. Конституция Российской Федерации. Не регламентирует страхование как таковое и не дает конкретных ссылок на регламентацию данного вида экономической деятельности, но содержит нормы, определяющие формирование системы обязательного и добровольного социального страхования и системы медицинского страхования.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая, глава 48 «Страхование». Определяет: основные понятие, применяемые в страховании; интересы, которые могут быть застрахованы; деление на отрасли страхования; принципы деления на обязательную и добровольную формы; форму договора страхования и его существенные условия; порядок заключения и прекращения договора страхования.
3. Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г. Определяет: цели и задачи страховой деятельности в Российской Федерации; основные понятие, применяемые в страховании; деление на отрасли страхования; объекты страхования по отраслям страхования; условия обеспечения финансовой устойчивости страховых организаций; надзор за деятельностью субъектов страхового дела, в том числе порядок лицензирования их деятельности; классификацию видов страхования.
Вторая группа нормативно – правовых актов – специальные нормативно – правовые акты. К ним относятся:
1. Законы прямого действия, в которых страхование является основным объектом регулирования. Это законы об отдельных видах обязательного страхования, детализировано регламентирующие порядок осуществления конкретного вида обязательного страхования и определяющие все основные (существенные) условия договора по соответствующему виду обязательного страхования (по выбору):
- Федеральный закон от 29.11.2010 № 326 – ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 125 – ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
- Федеральный закон от 25.04.2002 г. № 40 – ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; и другие.
2. Законы непрямого действия, в которых страховые отношения являются неосновным объектом регулирования, но нормами закона вменяются субъекту (страхователю) обязанности страховать определенные виды рисков (по выбору):
- федеральные законы о статусе государственных служащих, занятых в различных органах и сферах исполнительной, законодательной и судебной власти, например, Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (ст. 20 «Меры социальной защиты судьи и членов его семьи»);
- федеральные законы, регулирующие порядок осуществления определенного вида экономической, профессиональной деятельности, например, Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (ст. 8 «Независимость аудиторских организаций, аудиторов»);
- федеральные законы, регулирующие отношения в сферах деятельности, имеющих повышенный риск причинения вреда жизни и здоровью задействованных в них людей, например, Закон Российской Федерации от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»;
- и другие.