Инвестиционная ситуация в России
Состояние инвестиционного климата напрямую влияет на инвестиционную ситуацию в России. Основные инвестиционные проблемы в России следующие.
1. Диспропорции инвестирования в регионы. Динамика инвестиций в регионы России соответствует их инвестиционной привлекательности.
Таблица 9
Объем инвестиций в основной капитал по округам и субъектам Федерации РФ за 2008–2012 гг., млрд. руб.
Показатели | |||||
Инвестиции в основной капитал, по РФ, в целом | 8 764 | 7 976 | 9 151 | 11 035 | 12 568 |
Центральный Федеральный округ | 2 152 | 1 928 | 1 891 | 2 458 | 2 689 |
в т. ч. г. Москва | |||||
в т. ч. Смоленская область | |||||
Северо-Западный федеральный округ | 998 | 933 | 1049 | 1329 | 1449 |
в т. ч. г. Санкт-Петербург | |||||
в т. ч. Псковская область | 16,4 | 12,7 | 15,2 | 24,8 | 33,6 |
Южный федеральный округ | 906 | 709 | 794 | 1079 | 1232 |
в т. ч. Краснодарский край | 321,7 | 492,7 | 711,7 | 797,7 | |
в т. ч. Республика Адыгея | 11,2 | 15,8 | 11,3 | 18,7 | 14,6 |
Приволжский федеральный округ | 1455 | 1279 | 1323 | 1702 | 1980 |
в т. ч. Республика Татарстан | 277,5 | 393,5 | 464,7 | ||
в т. ч. Кировская область | 40,5 | 31,4 | 30,5 | 40,2 | 50,1 |
Уральский федеральный округ | 1463 | 1337 | 1431 | 1838 | 1994 |
в т. ч. Тюменская область | |||||
в т. ч. Курганская область | 29,8 | 33,7 | |||
Сибирский федеральный округ | 895 | 834 | 889 | 1219 | 1416 |
в т. ч. Томская область | 78,6 | 74,6 | 75,7 | 100,9 | 107,9 |
в т. ч. Омская область | 59,1 | 66,8 | 88,8 | 108,6 | |
в т. ч. Кемеровская область | 149,3 | 129.7 | 214,8 | 264,4 | |
в т. ч. Новосибирская область | 122,5 | 100,4 | 106,8 | 161,9 | |
в т. ч. Республика Алтай | 7,3 | 7,1 | 9,5 | 14,6 | |
Дальневосточный федеральный округ | 564 | 686 | 725 | 1060 | 940 |
в т. ч. Сахалинская область | 150,4 | 118,4 | 130,8 | ||
в т. ч. Магаданская область | 11,9 | 15,1 | 13,6 | 24,9 |
Из табл. 9 можно сделать следующие выводы. Лидером по инвестициям являются Центральный федеральный округ, г. Москва. В этот округ попадают около 20% инвестиций страны. Табл. 43 показывает, что размер инвестиций уменьшается от центра к периферии. В каждом федеральном округе есть лидеры по инвестициям. Например, в Южном федеральном округе это Краснодарский край. Разрыв между лидером и аутсайдером региона по инвестиционным вложениям весьма значителен. Например, инвестиции в Кировскую область в 10 раз меньше, чем в Республику Татарстан (Приволжский федеральный округ). Что касается Томской области, то инвестиции в регион в основном стабильны, составляют около 0,8% инвестиций страны. Больше инвестиций получают в Сибирском федеральном округе Новосибирская, Кемеровская область, Красноярский край.
2. Диспропорции характерны и для источников инвестирования. Инвестиционные возможности реального сектора экономики связаны с собственными и привлеченными ресурсами (59% инвестиций), государственным финансированием (19%), кредитами банков (9%) (табл. 10). Подобная структура инвестиций не способствует быстрому внедрению инноваций. Банковский сектор призван обеспечивать бизнес средствами для развития, но высокий банковский процент сдерживает эти процессы.
Таблица 10
Основные показатели инвестиционной активности по РФ за 2008–2012 гг.
Показатели | |||||
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. | 8 781 | 7 976 | 9 151 | 11 035 | 12 568 |
Инвестиции в основной капитал (в % к предыдущему году) | 109,8 | 84,3 | 106,3 | 110,8 | 106,6 |
Иностранные инвестиции, млн. долл. | |||||
Инвестиции в основной капитал по отраслям экономики (в % от итога): | |||||
– добыча полезных ископаемых | 14,1 | 12,8 | 13,9 | 13,3 | 14,2 |
– сельское хозяйство | 4,4 | 4,1 | 3,3 | 3,5 | 3,8 |
– строительство | 3,4 | 3,6 | 3,9 | 3,1 | 2,6 |
– транспорт и связь | 24,8 | 26,5 | 26,7 | 27,7 | 27,5 |
– обрабатывающее производство | 15,6 | 14,2 | 14,2 | 12,9 | 13,2 |
– здравоохранение | 2,4 | 2,3 | 2,3 | ||
– наука | 0,4 | 0,7 | 0,7 | 0,8 | 0,7 |
– образование | 2,0 | 1,8 | 1,9 | 1,8 | 1,7 |
– торговля | 3,1 | 3,3 | 3,3 | 3,2 | 3,4 |
Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования (в % к итогу): | |||||
– собственные средства | 39,5 | 37,1 | 42,1 | 44,5 | |
– в т. ч. прибыль | 18,4 | 17,1 | 17,9 | ||
– в т. ч. амортизация | 17,3 | 18,2 | 20,5 | 20,4 | |
– бюджетные средства | 20,9 | 21,9 | 10,5 | 18,9 | 17,8 |
– в т. ч. за счет федерального бюджета | 11,5 | 9,8 | 9,6 | ||
– кредиты банков | 11,8 | 10,3 | 8,5 | 7,3 | |
– средства вышестоящих фирм | 13,8 | 15,9 | 17,5 | 17,9 | 16,8 |
3. Неравномерное распределение инвестиций по видам экономической деятельности. Вследствие высокой стоимости кредитов инвестиционные возможности оказались больше у высокорентабельных отраслей. Так, в добычу полезных ископаемых в 2012 г. вложено 14,2% совокупных инвестиций страны, при этом собственные средства компаний составили 60,4% [50. С. 84, 92]. В то же время в сельское хозяйство направлено 3,8% инвестиций, а в научные разработки всего 0,7% (табл. 10).
4. Недостаточный приток иностранных инвестиций в Россию. Несмотря на количественный рост иностранных инвестиций в последние годы, в целом приток иностранных инвестиций отличается ненадежностью (табл. 11).
Таблица 11
Структура инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам экономической деятельности, %
Виды экономической деятельности | |||||
Инвестиции, всего | |||||
Добыча полезных ископаемых | 12,4 | 12,6 | 12,1 | 9,8 | |
Сельское хозяйство | 0,4 | 0,8 | 0,5 | 0,4 | 0,3 |
Строительство | 2,4 | 3,3 | 1,2 | ||
Транспорт и связь | 5,5 | 4,7 | 16,8 | 5,7 | 3,1 |
Обрабатывающее производство | 26,4 | 32,7 | 27,1 | 28,8 | 21,6 |
Здравоохранение | 0,1 | ||||
Наука | 0,3 | 0,1 | 0,1 | ||
Образование | |||||
Торговля | 39,1 | 27,8 | 11,6 | 12,8 |
Из табл. 11 следует, что наблюдаются колебания поступления инвестиций из-за рубежа по направлениям экономической деятельности.
Так, инвестиции в торговлю стали резко сокращаться. Не поступают иностранные инвестиции в здравоохранение, науку и образование.
Что касается направлений притока инвестиций по странам-инвесторам (табл. 12), то тут следует заметить, что инвестиции поступают в Россию в том числе из оффшорных зон, из финансовых центров (Швейцария). То есть чаще всего это российский капитал, сменивший национальную принадлежность.
Таблица 12
Поступление иностранных инвестиций по странам-инвесторам, %
Показатели | |||||
Все инвестиции | |||||
Швейцария | 4,4 | 3,0 | 4,4 | 4,1 | 48,2 |
Кипр | 17,1 | 19,1 | 10,1 | 7,8 | 10,6 |
Нидерланды | 15,5 | 14,0 | 14,2 | 9,3 | 8,8 |
Соединенное Королевство (Великобритания) | 21,8 | 14,4 | 7,9 | 35,5 | 6,9 |
Германия | 4,2 | 10,3 | 9,0 | 9,1 | 5,4 |
Люксембург | 9,5 | 6,8 | 14,3 | 4,7 | 2,5 |
Франция | 5,5 | 5,9 | 3,0 | 3,2 | 2,3 |
Беларусь | 0,8 | 2,1 | 1,9 | 1,7 | 1,6 |
Казахстан | 1,2 | 1,2 | 0,9 | 1,3 | 1,3 |
Австрия | 1,2 | 1,8 | 1,1 | 1,0 | 1,2 |
Другие страны | 18,8 | 21,4 | 33,2 | 22,3 | 11,2 |
5. Влияние на инвестиционную ситуацию финансово-экономического кризиса. Общая тенденция такова, что в 2009 и 2010 гг. во многих регионах размер инвестиций сократился в связи с финансово-экономическим кризисом. По сравнению с 2008 г. сократились инвестиции в г. Москве, Магаданской, Новосибирской, Кемеровской области и в некоторых других. Инвестиции в Томскую область также несколько сократились. В 2009 г. уменьшился общий объем инвестиций, в том числе иностранных. В последующем ситуация стала выправляться, но не по всем направлениям. В частности, доля собственных средств в инвестициях в последнее время продолжает нарастать, что говорит о невозможности воспользоваться кредитами, в том числе из-за финансовых трудностей.
Таким образом, актуальность инвестиционной политики определяется рядом моментов.
1. Особое значение инвестиций для экономики страны.
2. Трудности и проблемы реализации механизмов инвестирования (банковского, государственного, самофинансирования).
3. Неблагоприятный инвестиционный климат России.
4. Проблемы в инвестиционном процессе, показанные в данном параграфе диспропорции в развитии.
5. Обострение макроэкономических проблем в современных условиях (последствия финансово-экономического кризиса, бегство российского капитала за границу, отток иностранного капитала, падение курса рубля, высокая цена банковского кредита и пр.).
Все это требует особого внимания к инвестиционным проблемам со стороны органов власти. Стратегию инвестиционной политики разрабатывает Министерство экономического развития РФ. Среди главных задач – увеличение притока инвестиций в реальный сектор экономики, рост значения финансового сектора, инвестиционное обеспечение инновационного развития. Главными законодательными актами являются Федеральный закон РФ от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» от 25 июля 1999 г. В Томской области действует региональная программа «Улучшение инвестиционного климата в Томской области на период 2011–2014 гг.». Вопросы инвестиционной политики координируются при содействии Департамента инвестиций.