Думайте о своем собственном бизнесе
В 1974 г. Рей Крок, основатель Мак Дональдз, был приглашен в университет Техаса в Остине выступить перед студентами. Мой близкий друг Кит Канингем был среди тех студентов. После мощного, вдохновляющего разговора в конце встречи, студенты спросили Рея, не присоединится ли он к ним, чтобы пропустить пару бутылочек пива в известной студенческой забегаловке. Рей с благодарностью принял приглашение.
— В каком я бизнесе? — спросил Рей студентов, когда все они взяли по бутылке пива.
Все засмеялись. Большинство студентов посчитали, что Рей просто дурачит их, и промолчали, а Рей еще раз задал вопрос: «Как вы думаете, в каком я бизнесе?». Студенты снова засмеялись, но, наконец один смельчак выкрикнул: «Рей, кто ж не знает, что вы в гамбургеровом бизнесе».
Рей хихикнул. «Я так и думал, что вы это скажете». Выдержав паузу, он быстро сказал: «Дамы и господа, я не в гамбургеровом бизнесе. Мой бизнес — недвижимость». Кит рассказал, что Рей весьма долго объяснял свою точку зрения. В бизнес-плане, Рей этого не отрицал, первоначальная нацеленность бизнеса была на продажу гамбургеровых франчайзов, но что Рей никогда не упускал из вида — это участок под каждый франчайз. Он знал, что недвижимость и ее местоположение крепко связаны между собой, что местоположение недвижимости — наиболее важный фактор в успехе каждого франчайза. В сущности, человек, который покупал франчайз, платил и за землю под франчайзом организации Рея Крока. Мак Дональдз сегодня крупнейший в мире владелец недвижимости №1, и недвижимость Мак Дональдз больше по размерам, чем общая недвижимость католической церкви. Сегодня Мак Дональдз владеет одними из наиболее ценных точек пересечения улиц в разных частях света.
Кит сказал, это был один из самых важных уроков его жизни. Сегодня Кит владеет машинными мойками, но его бизнес - недвижимость, земля под этими машинными мойками
Предыдущая глава закончилась диаграммами, иллюстрирующими то, что большинство людей работает не на себя, а не кого-то еще. Сначала люди работают на владельцев своей компании, затем на правительство через налоги, и, наконец, на банк, который владеет их закладной.
Когда я был мальчиком, рядом с нами не было Мак Дональдз. Но мой богатый отец дал нам с Майком тот же урок, что и Рей Крок студентам техасского университета. Это секрет богатых №3: «Думайте о своем собственном бизнесе».
Финансовая борьба часто является результатом того, что люди всю свою жизнь работают на кого-то еще. Многие люди к пенсии ничего не будут иметь по этой причине.
Представленный рисунок стоит тысячи слов. Данная диаграмма лучше всего описывает совет Рея Крока, представляя оптимальное состояние дохода и баланса.
Наша образовательная система фокусируется на подготовке современной молодежи к получению хорошей работы через овладение школьными знаниями. Их жизнь, жизнь молодых будет зависеть от зарплаты, их дохода. После школы молодежь идет получать профессиональные знания. Они учатся, чтобы стать инженерами, учеными, поварами, полицейскими, художниками, писателями и т.д. Полученные профессиональные знания позволяют им стать рабочей силой и работать на деньги.
А ведь есть большая разница между вашей профессией и вашим бизнесом. Часто я спрашиваю людей: «Что у вас за бизнес?» Они, допустим, отвечают: «Я — банкир». Я спрашиваю их тогда, владеют ли они банком? Они обычно отвечают: «Нет, я работаю там». Этот пример показывает, как люди путают понятия «моя профессия» и «мой бизнес». Рей Крок понимал разницу между своей профессией и своим бизнесом. Его профессия была и оставалась той же самой — он был торговец. Одно время он продавал миксеры, затем гамбургеровые франчайзы. Но в то время, как его профессия была связана с продажей гамбургеровых франчайзов, его бизнес был — аккумуляция недвижимости, продуцирующей доход.
Проблема со знаниями в том, что часто вы сталкиваетесь лишь с тем, на кого вас учили. Если вы изучаете приготовление пищи, вы будете шеф-поваром. Если вы изучаете закон, станете юристом. Если изучаете автомеханику, будете механиком. Ошибка, когда речь идет о том, что человек становится тем специалистом, на которого учился, заключается в следующем: слишком много людей забывают подумать о своем собственном бизнесе. Люди тратят свою жизнь, обогащая кого-то другого, думая о чьем-то еще бизнесе.
Чтобы стать финансово независимым, человек должен думать о своем собственном бизнесе. Как указывалось прежде, правило № 1 — знать разницу между активом и пассивом и приобретать актив. Богатые фокусируются на своих графах «актив», тогда как кто-то другой фокусируется на графе «доход».
Вот почему мы так часто слышим: «Мне нужно повышение жалования», «Если б только я получил повышение», «Я собираюсь еще подучиться, чтобы заиметь работу получше», «Я собираюсь работать сверхурочно», «Может быть мне взяться за вторую работу» и т. д.
В некоторых кругах такие идеи живучи. Человек не помнит о том, что можно иметь собственный бизнес. Такие идеи фокусируются на графе «доход» и могут помочь человеку обрести финансовую безопасность только лишь тогда, когда дополнительные деньги идут на покупку актива, генерирующий доход.
Первопричина, почему большая часть бедного и среднего класса финансово консервативна, выражается фразой: «Я не позволяю себе рисковать», т. е. у них не заложен финансовый фундамент. А раз у них нет финансового фундамента, им и приходится цепляться за свою работу, действовать наверняка.
Когда начались массовые сокращения рабочих мест в 90-х гг., начался упадок в бизнесе. Миллионы работников обнаружили, что их крупнейший, так называемый актив, их дом, сожрал их живьем. Их актив, под названием дом, стоил им больших денег каждый месяц. Их машина, еще один актив, также сожрала их живьем. Клюшки для гольфа в их гараже, стоившие 1000 $, уже столько не стоили. Не поддерживаемые своей работой, люди были прижаты к стене. Во время финансового кризиса, то, что люди считали своим активом, не могут помочь им выживать.
Я допускаю, что многие из нас заполняли бланк с просьбой о кредите для банкира, чтобы купить дом или машину. Всегда интересно смотреть на пункт в этом документе под названием «Собственный капитал». Интересно потому, что можно узнать что именно банк позволит человеку заложить под кредит?
Однажды мне надо было получить ссуду, но мое финансовое положение выглядело не слишком хорошо. И я добавил к активу мои новые клюшки для гольфа, коллекцию произведений искусства, книги, стереоаппаратуру, телевизор, костюмы от Армани, наручные часы, обувь и другие личные пожитки, чтобы поднять стоимость имущества в колонке «Актив». Но мне отказали в ссуде, потому что я имел солидные капиталовложения в недвижимость. Ссудному комитету банка не понравилось, что я много зарабатывал, вкладывая деньги в многоквартирные дома. Комитет хотел знать, почему у меня не было нормальной работы с зарплатой. Там не спрашивали меня о костюмах Армани, клюшках для гольфа или коллекции произведений искусства. Жизнь иногда бывает трудной, когда ты не подходишь под стандарт.
Мне бывает не по себе каждый раз, когда я слышу, что у кого-то его «собственный капитал» равняется миллиону долларов и т. д. Одна из главных причин, почему «собственный капитал» не легко обозначить точно, заключается в том, что когда вы начинаете продавать свой актив, вас облагают налогом на прибыль. Так много людей сами себя толкнули в большие финансовые проблемы, когда у них возникли сложности с доходом. И сегодня делают это постоянно. Чтобы увеличить доход, люди продавали и продают актив, имущество. Их личное имущество продается лишь за часть той суммы, которую они за это имущество выложили. Если продажа приносит доходы, они облагаются налогом. Правительство снова имеет возможность урвать свое, таким образом сокращая сумму, способную помочь людям рассчитаться с долгами. Вот почему я говорю, что чей-то «собственный капитал» стоит меньше, чем люди полагают.
Начинайте думать о своем собственном бизнесе. Сохраните вашу основную работу, но начните приобретать настоящий актив, а не пассив, или личные пожитки, теряющие свою стоимость, когда оказываются у вас дома. Новая машина теряет почти 25 % своей цены, которую вы же выложили за нее, в тот момент, когда вы выезжаете на этой новой машине с места продажи. Разве это настоящий актив? Моя новая длинная клюшка для гольфа, ценой в 400 $, из титана, стала стоить 150 $ после первого же удара ею.
Господа взрослые, уменьшайте свои расходы, сокращайте свой пассив и старательно стройте фундамент твердого актива. Господа родители, если ваши дети подросли и живут еще с вами, научите их понимать разницу между активом и пассивом. Пусть они начинают строить прочную колонку «актив» прежде, чем уйдут из дома, вступят в брак, купят дом, заведут детей, окажутся в тяжелом финансовом положении, цепляясь за работу и покупая все в кредит. Я вижу так много молодых пар, которые женятся и загоняют себя в такой капкан, который не позволит им вылезти из долгов долгие рабочие годы. Бывает и такая ситуация, когда сами же родители, когда их последний ребенок оставляет дом, понимают, осознают, что не готовы должным образом к жизни на пенсии и начинают драчку, чтобы отложить хоть какие-то деньги на старость. Затем родители взрослых, ушедших из дома детей, начинают болеть, и на молодых людей взваливаются новые обязанности.
Какой же актив я предлагаю приобретать вам и вашим детям. В моем мире настоящий актив делится на следующие категории.
1. Бизнес, не требующий моего присутствия. Я владею им, но он управляется другими людьми. Если я должен работать там, это уже не бизнес. Это становится моей работой.
2. Акции.
3. Облигации.
4. Инвестиционные фонды открытого типа.
5. Недвижимость, генерирующая доход.
6. Долговые расписки.
7. Авторские гонорары от интеллектуальной собственности: музыка, рукописи, патенты.
8. И другое, что имеет стоимость, продуцирует доход, высоко ценится, выгодно сбывается.
Когда я был мальчиком, мой образованный отец вдохновлял меня искать надежную работу. В то же время мой богатый отец вдохновлял меня начинать приобретать актив, что мне нравилось больше. Он говорил мне: «Если ты не полюбишь это дело, ты ничего не сможешь сделать». Я коллекционирую недвижимость просто потому, что люблю здания, землю. Мне нравится их покупать. Я могу смотреть на свою недвижимость день напролет. Когда возникают проблемы, они для меня не настолько непоправимы, чтобы я потерял любовь к недвижимости. Если люди ненавидят недвижимость, лучше им ее не покупать.
Я люблю акции маленьких компаний, особенно начинающих, по той причине, что я предприниматель, а не корпоративное лицо. Когда-то я работал в больших организациях, таких как: «Стандарт Ойл оф Калифорния», «Ю. С. Марин Корпс», «Ксерокс Корпорэйшн». Я не жалею о проведенном там времени, но в глубине души знаю - я не человек из компании. Я люблю создавать компании, а не управлять ими. Я обычно покупаю акции маленьких компаний, иногда запускаю их. Мне нравится игра с покупкой новых акций, способных принести фортуну. Многие боятся маленьких компаний, считая их из зоны риска. Так оно и бывает. Но риск во вкладывании денег в ту же маленькую компанию можно свести на нет, если любить инвестировать, понимать, что есть инвестирование, знать правила игры. С маленькими компаниями моя инвестиционная стратегия такова: я избавляюсь от акций маленьких компаний через год. Моя стратегия с недвижимостью, в то же время, — это начинать с малого, развивать производственную деятельность, наращивать имущество, а за счет постепенности этого процесса замедлять, откладывать выплату налогов на прибыль. Это позволяет здорово вырасти цене недвижимости. Как правило, я владею недвижимостью до 7 лет.
Все годы, что я работал в больших организациях, я делал то, что мне рекомендовал мой богатый отец. Я держался на своей основной работе, но размышлял о собственном бизнесе. Я работал над своим активом. Я торговал недвижимостью, акциями маленьких компаний. Богатый отец всегда акцентировал важность финансовой грамотности. Чем лучше я понимал, как считать деньги и распоряжаться ими, тем лучше начинал разбираться в инвестировании и, в конце концов, основал и построил свою собственную компанию.
Я никогда бы не стал вдохновлять кого-то на создание компании, пока люди сами не захотели бы этого. Зная то, что знаю я об управлении компанией, я не стал бы взваливать эту задачу на кого-то поспешно. Бывают времена, когда люди не могут нащупать сферу, в которой создание компании стало бы решением их проблем. Да и шансов на успех мало бывает. 9 из 10 компаний проваливаются через 5 лет. Из тех же, кто выживает первые 5 лет, снова 9 из 10, в конце концов, как правило, разваливаются. Только при условии, что вы действительно желаете владеть своей собственной компанией, я бы рекомендовал создание компании. В ином случае держитесь на своей постоянной работе и думайте о своем собственном бизнесе.
Когда я говорю — думайте о своем собственном бизнесе, я имею в виду строительство и укрепление графы «актив». Даже если один доллар попадает в эту графу, не дайте ему выйти впустую. Думайте таким образом: раз доллар попадает в вашу графу «актив» — он становится вашим работником. Самое замечательное в том, что касается денег, что они работают 24 часа в сутки и могут работать на многие поколения. Сохраните свою основную работу, будьте усердным работником, но стройте графу «актив».
Когда ваш денежный поток станет расти, вы можете купить какие-нибудь предметы роскоши. Важно отметить то, что богатые люди покупают их в последнюю очередь, в то бремя как бедные и средний класс стремятся приобретать предметы роскоши в первую очередь. Бедные и средний класс часто покупают предметы роскоши: большие дома, бриллианты, шубы, драгоценности, катера потому, что хотят выглядеть богатыми. Они и выглядят богатыми, тогда как на самом деле лишь глубже погружаются в долги по кредитам. Люди, давно имеющие деньги, являющиеся богатыми долгое время, сначала строили свой актив. А затем доход, генерируемый из графы «актив» приносил им предметы роскоши. Бедные и средний класс покупают предметы роскоши потом, кровью, их дети поступают также.
Настоящая роскошь — это вознаграждение за инвестирование, создание реального актива. Когда у меня и моей жены появился излишек денег, пришедший из наших многоквартирных домов, она пошла и купила «Мерседес». С ее стороны не потребовались сверх работа или риск, потому, что многоквартирный дом купил машину. Жене пришлось подождать 4 года, пока инвестиционный вклад в недвижимость фактически подрос в цене и начал выдавать деньги сверх вложенных, позволившие купить машину. Но этот «Мерседес», стал вознаграждением для жены, потому что она доказала, что знала, как наращивать актив. Машина эта означает сегодня для нее больше, чем какая-то другая. «Мерседес» означает, что она воспользовалась своей финансовой мудростью, чтобы купить эту роскошь.
Большинство людей действуют импульсивно, идут и покупают новую машину, иную роскошь в кредит. Им скучно, и они хотят новую игрушку. Покупая роскошь в кредит, люди рано или поздно начинают негодовать на роскошь, так как долг за нее превращается в непосильную финансовую ношу.
Лишь разумно использовав время, сделав инвестиции, построив свой собственный бизнес, вы готовы к прикосновению самого большого секрета богатых. Этот секрет прокладывает богатым дорогу впереди остальных. Этот секрет несет вознаграждение в конце дороги для разумно использовавших время и подумавших о своем собственном бизнесе.
Глава V. УРОК 4