Думайте о своем собственном бизнесе

В 1974 г. Рей Крок, основатель Мак Дональдз, был пригла­шен в университет Техаса в Остине выступить перед студента­ми. Мой близкий друг Кит Канингем был среди тех студентов. После мощного, вдохновляющего разговора в конце встречи, студенты спросили Рея, не присоединится ли он к ним, чтобы пропустить пару бутылочек пива в известной студенческой за­бегаловке. Рей с благодарностью принял приглашение.

— В каком я бизнесе? — спросил Рей студентов, когда все они взяли по бутылке пива.

Все засмеялись. Большинство студентов посчитали, что Рей просто дурачит их, и промолчали, а Рей еще раз задал воп­рос: «Как вы думаете, в каком я бизнесе?». Студенты снова засмеялись, но, наконец один смельчак выкрикнул: «Рей, кто ж не знает, что вы в гамбургеровом бизнесе».

Рей хихикнул. «Я так и думал, что вы это скажете». Вы­держав паузу, он быстро сказал: «Дамы и господа, я не в гамбургеровом бизнесе. Мой бизнес — недвижимость». Кит рассказал, что Рей весьма долго объяснял свою точку зре­ния. В бизнес-плане, Рей этого не отрицал, первоначальная нацеленность бизнеса была на продажу гамбургеровых франчайзов, но что Рей никогда не упускал из вида — это учас­ток под каждый франчайз. Он знал, что недвижимость и ее местоположение крепко связаны между собой, что местопо­ложение недвижимости — наиболее важный фактор в успе­хе каждого франчайза. В сущности, человек, который поку­пал франчайз, платил и за землю под франчайзом организа­ции Рея Крока. Мак Дональдз сегодня крупнейший в мире владелец недвижимости №1, и недвижимость Мак Дональдз больше по размерам, чем общая недвижимость католической церкви. Сегодня Мак Дональдз владеет одними из наиболее ценных точек пересечения улиц в разных частях света.

Кит сказал, это был один из самых важных уроков его жиз­ни. Сегодня Кит владеет машинными мойками, но его бизнес - недвижимость, земля под этими машинными мойками

Предыдущая глава закончилась диаграммами, иллюстри­рующими то, что большинство людей работает не на себя, а не кого-то еще. Сначала люди работают на владельцев своей компании, затем на правительство через налоги, и, наконец, на банк, который владеет их закладной.

Когда я был мальчиком, рядом с нами не было Мак До­нальдз. Но мой богатый отец дал нам с Майком тот же урок, что и Рей Крок студентам техасского университета. Это сек­рет богатых №3: «Думайте о своем собственном бизнесе».

Финансовая борьба часто является результатом того, что люди всю свою жизнь работают на кого-то еще. Многие люди к пенсии ничего не будут иметь по этой причине.

Представленный рисунок стоит тысячи слов. Данная диаг­рамма лучше всего описывает совет Рея Крока, представляя оптимальное состояние дохода и баланса.

Думайте о своем собственном бизнесе - student2.ru Наша образовательная система фокусируется на подготовке современной молодежи к получению хорошей работы через ов­ладение школьными зна­ниями. Их жизнь, жизнь молодых будет зависеть от зарплаты, их дохода. После школы молодежь идет получать професси­ональные знания. Они учатся, чтобы стать инже­нерами, учеными, повара­ми, полицейскими, ху­дожниками, писателями и т.д. Полученные профес­сиональные знания позво­ляют им стать рабочей силой и работать на деньги.

А ведь есть большая разница между вашей профессией и вашим бизнесом. Часто я спрашиваю людей: «Что у вас за бизнес?» Они, допустим, отвечают: «Я — банкир». Я спрашиваю их тогда, владеют ли они банком? Они обычно отвечают: «Нет, я работаю там». Этот пример показывает, как люди путают понятия «моя профессия» и «мой бизнес». Рей Крок понимал разницу между своей профессией и своим бизнесом. Его профессия была и оставалась той же самой — он был торго­вец. Одно время он продавал миксеры, затем гамбургеровые франчайзы. Но в то время, как его профессия была связана с продажей гамбургеровых франчайзов, его бизнес был — акку­муляция недвижимости, продуцирующей доход.

Проблема со знаниями в том, что часто вы сталкиваетесь лишь с тем, на кого вас учили. Если вы изучаете приготовле­ние пищи, вы будете шеф-поваром. Если вы изучаете закон, станете юристом. Если изучаете автомеханику, будете меха­ником. Ошибка, когда речь идет о том, что человек становит­ся тем специалистом, на которого учился, заключается в сле­дующем: слишком много людей забывают подумать о своем собственном бизнесе. Люди тратят свою жизнь, обогащая кого-то другого, думая о чьем-то еще бизнесе.

Чтобы стать финансово независимым, человек должен думать о своем собственном бизнесе. Как указывалось прежде, правило № 1 — знать разницу между активом и пассивом и приобретать актив. Богатые фокусируются на своих графах «актив», тогда как кто-то другой фокусируется на графе «доход».

Вот почему мы так часто слышим: «Мне нужно повышение жалования», «Если б только я получил повышение», «Я со­бираюсь еще подучиться, чтобы заиметь работу получше», «Я собираюсь работать сверхурочно», «Может быть мне взять­ся за вторую работу» и т. д.

В некоторых кругах такие идеи живучи. Человек не помнит о том, что можно иметь собственный бизнес. Такие идеи фоку­сируются на графе «доход» и могут помочь человеку обрести финансовую безопасность только лишь тогда, когда дополни­тельные деньги идут на покупку актива, генерирующий доход.

Первопричина, почему большая часть бедного и среднего класса финансово консервативна, выражается фразой: «Я не позволяю себе рисковать», т. е. у них не заложен финансо­вый фундамент. А раз у них нет финансового фундамента, им и приходится цепляться за свою работу, действовать на­верняка.

Когда начались массовые сокращения рабочих мест в 90-х гг., начался упадок в бизнесе. Миллионы работников обнару­жили, что их крупнейший, так называемый актив, их дом, сожрал их живьем. Их актив, под названием дом, стоил им больших денег каждый месяц. Их машина, еще один актив, также сожрала их живьем. Клюшки для гольфа в их гараже, стоившие 1000 $, уже столько не стоили. Не поддерживаемые своей работой, люди были прижаты к стене. Во время финан­сового кризиса, то, что люди считали своим активом, не могут помочь им выживать.

Я допускаю, что многие из нас заполняли бланк с просьбой о кредите для банкира, чтобы купить дом или машину. Всегда интересно смотреть на пункт в этом документе под названием «Собственный капитал». Интересно потому, что можно узнать что именно банк позволит человеку заложить под кредит?

Однажды мне надо было получить ссуду, но мое финансовое положение выглядело не слишком хорошо. И я добавил к активу мои новые клюшки для гольфа, коллекцию произве­дений искусства, книги, стереоаппаратуру, телевизор, костю­мы от Армани, наручные часы, обувь и другие личные пожитки, чтобы поднять стоимость имущества в колонке «Актив». Но мне отказали в ссуде, потому что я имел солидные капиталовложения в недвижимость. Ссудному комитету банка не понравилось, что я много зарабатывал, вкладывая деньги в многоквартирные дома. Комитет хотел знать, почему у меня не было нормальной работы с зарплатой. Там не спрашивали меня о костюмах Армани, клюшках для гольфа или коллек­ции произведений искусства. Жизнь иногда бывает трудной, когда ты не подходишь под стандарт.

Мне бывает не по себе каждый раз, когда я слышу, что у кого-то его «собственный капитал» равняется миллиону долла­ров и т. д. Одна из главных причин, почему «собственный капи­тал» не легко обозначить точно, заключается в том, что когда вы начинаете продавать свой актив, вас облагают налогом на прибыль. Так много людей сами себя толкнули в большие финансовые проблемы, когда у них возникли сложности с дохо­дом. И сегодня делают это постоянно. Чтобы увеличить доход, люди продавали и продают актив, имущество. Их личное иму­щество продается лишь за часть той суммы, которую они за это имущество выложили. Если продажа приносит доходы, они об­лагаются налогом. Правительство снова имеет возможность урвать свое, таким образом сокращая сумму, способную помочь людям рассчитаться с долгами. Вот почему я говорю, что чей-то «собственный капитал» стоит меньше, чем люди полагают.

Начинайте думать о своем собственном бизнесе. Сохраните вашу основную работу, но начните приобретать настоящий актив, а не пассив, или личные пожитки, теряющие свою сто­имость, когда оказываются у вас дома. Новая машина теряет почти 25 % своей цены, которую вы же выложили за нее, в тот момент, когда вы выезжаете на этой новой машине с мес­та продажи. Разве это настоящий актив? Моя новая длинная клюшка для гольфа, ценой в 400 $, из титана, стала стоить 150 $ после первого же удара ею.

Господа взрослые, уменьшайте свои расходы, сокращайте свой пассив и старательно стройте фундамент твердого актива. Господа родители, если ваши дети подросли и живут еще с вами, научите их понимать разницу между активом и пасси­вом. Пусть они начинают строить прочную колонку «актив» прежде, чем уйдут из дома, вступят в брак, купят дом, заведут детей, окажутся в тяжелом финансовом положении, цепляясь за работу и покупая все в кредит. Я вижу так много молодых пар, которые женятся и загоняют себя в такой капкан, кото­рый не позволит им вылезти из долгов долгие рабочие годы. Бывает и такая ситуация, когда сами же родители, когда их последний ребенок оставляет дом, понимают, осознают, что не готовы должным образом к жизни на пенсии и начинают драч­ку, чтобы отложить хоть какие-то деньги на старость. Затем родители взрослых, ушедших из дома детей, начинают болеть, и на молодых людей взваливаются новые обязанности.

Какой же актив я предлагаю приобретать вам и вашим де­тям. В моем мире настоящий актив делится на следующие ка­тегории.

1. Бизнес, не требующий моего присутствия. Я владею им, но он управляется другими людьми. Если я должен работать там, это уже не бизнес. Это становится моей работой.

2. Акции.

3. Облигации.

4. Инвестиционные фонды открытого типа.

5. Недвижимость, генерирующая доход.

6. Долговые расписки.

7. Авторские гонорары от интеллектуальной собственнос­ти: музыка, рукописи, патенты.

8. И другое, что имеет стоимость, продуцирует доход, вы­соко ценится, выгодно сбывается.

Когда я был мальчиком, мой образованный отец вдохнов­лял меня искать надежную работу. В то же время мой богатый отец вдохновлял меня начинать приобретать актив, что мне нравилось больше. Он говорил мне: «Если ты не полюбишь это дело, ты ничего не сможешь сделать». Я коллекционирую недвижимость просто потому, что люблю здания, землю. Мне нравится их покупать. Я могу смотреть на свою недвижимость день напролет. Когда возникают проблемы, они для меня не настолько непоправимы, чтобы я потерял любовь к недвижи­мости. Если люди ненавидят недвижимость, лучше им ее не покупать.

Я люблю акции маленьких компаний, особенно начинаю­щих, по той причине, что я предприниматель, а не корпора­тивное лицо. Когда-то я работал в больших организациях, таких как: «Стандарт Ойл оф Калифорния», «Ю. С. Марин Корпс», «Ксерокс Корпорэйшн». Я не жалею о проведенном там времени, но в глубине души знаю - я не человек из компании. Я люблю создавать компании, а не управлять ими. Я обычно покупаю акции маленьких компаний, иногда запус­каю их. Мне нравится игра с покупкой новых акций, способ­ных принести фортуну. Многие боятся маленьких компаний, считая их из зоны риска. Так оно и бывает. Но риск во вкла­дывании денег в ту же маленькую компанию можно свести на нет, если любить инвестировать, понимать, что есть инвести­рование, знать правила игры. С маленькими компаниями моя инвестиционная стратегия такова: я избавляюсь от акций ма­леньких компаний через год. Моя стратегия с недвижимос­тью, в то же время, — это начинать с малого, развивать про­изводственную деятельность, наращивать имущество, а за счет постепенности этого процесса замедлять, откладывать выпла­ту налогов на прибыль. Это позволяет здорово вырасти цене недвижимости. Как правило, я владею недвижимостью до 7 лет.

Все годы, что я работал в больших организациях, я делал то, что мне рекомендовал мой богатый отец. Я держался на своей основной работе, но размышлял о собственном бизнесе. Я работал над своим активом. Я торговал недвижимостью, акциями маленьких компаний. Богатый отец всегда акценти­ровал важность финансовой грамотности. Чем лучше я понимал, как считать деньги и распоряжаться ими, тем лучше начинал разбираться в инвестировании и, в конце концов, осно­вал и построил свою собственную компанию.

Я никогда бы не стал вдохновлять кого-то на создание ком­пании, пока люди сами не захотели бы этого. Зная то, что знаю я об управлении компанией, я не стал бы взваливать эту задачу на кого-то поспешно. Бывают времена, когда люди не могут нащупать сферу, в которой создание компании стало бы решением их проблем. Да и шансов на успех мало бывает. 9 из 10 компаний проваливаются через 5 лет. Из тех же, кто выживает первые 5 лет, снова 9 из 10, в конце концов, как правило, разваливаются. Только при условии, что вы дей­ствительно желаете владеть своей собственной компанией, я бы рекомендовал создание компании. В ином случае держи­тесь на своей постоянной работе и думайте о своем собствен­ном бизнесе.

Когда я говорю — думайте о своем собственном бизнесе, я имею в виду строительство и укрепление графы «актив». Даже если один доллар попадает в эту графу, не дайте ему выйти впустую. Думайте таким образом: раз доллар попадает в вашу графу «актив» — он становится вашим работником. Самое за­мечательное в том, что касается денег, что они работают 24 часа в сутки и могут работать на многие поколения. Сохраните свою основную работу, будьте усердным работником, но стройте гра­фу «актив».

Когда ваш денежный поток станет расти, вы можете ку­пить какие-нибудь предметы роскоши. Важно отметить то, что богатые люди покупают их в последнюю очередь, в то бремя как бедные и средний класс стремятся приобретать предметы роскоши в первую очередь. Бедные и средний класс часто покупают предметы роскоши: большие дома, брилли­анты, шубы, драгоценности, катера потому, что хотят выг­лядеть богатыми. Они и выглядят богатыми, тогда как на самом деле лишь глубже погружаются в долги по кредитам. Люди, давно имеющие деньги, являющиеся богатыми долгое время, сначала строили свой актив. А затем доход, генери­руемый из графы «актив» приносил им предметы роскоши. Бедные и средний класс покупают предметы роскоши по­том, кровью, их дети поступают также.

Настоящая роскошь — это вознаграждение за инвестирова­ние, создание реального актива. Когда у меня и моей жены появился излишек денег, пришедший из наших многоквартир­ных домов, она пошла и купила «Мерседес». С ее стороны не потребовались сверх работа или риск, потому, что многоквар­тирный дом купил машину. Жене пришлось подождать 4 года, пока инвестиционный вклад в недвижимость фактически под­рос в цене и начал выдавать деньги сверх вложенных, позво­лившие купить машину. Но этот «Мерседес», стал вознаграж­дением для жены, потому что она доказала, что знала, как наращивать актив. Машина эта означает сегодня для нее боль­ше, чем какая-то другая. «Мерседес» означает, что она вос­пользовалась своей финансовой мудростью, чтобы купить эту роскошь.

Большинство людей действуют импульсивно, идут и поку­пают новую машину, иную роскошь в кредит. Им скучно, и они хотят новую игрушку. Покупая роскошь в кредит, люди рано или поздно начинают негодовать на роскошь, так как долг за нее превращается в непосильную финансовую ношу.

Лишь разумно использовав время, сделав инвестиции, по­строив свой собственный бизнес, вы готовы к прикосновению самого большого секрета богатых. Этот секрет прокладывает богатым дорогу впереди остальных. Этот секрет несет вознаг­раждение в конце дороги для разумно использовавших время и подумавших о своем собственном бизнесе.

Глава V. УРОК 4

Наши рекомендации