Упражнение: оттачивание вашего выступления
Первый шаг в том, чтобы подойти к делу серьезно: возьмите все ваши карточки с шутками о наркотиках и выбросьте их в мусорную корзину.
«Зачем? У меня есть несколько убийственных шуток о наркотиках. Зачем вы заставляли меня сочинять их, если собирались сказать мне выбросить их?»
Пожалуй, самая большая и трудная часть моей работы тренера состоит в том, чтобы помочь моим студентам не довольствоваться тем, чтобы сочинять материал, который уже был всесторонне разработан другими комиками. Наркотики – тема, которая уже очень разработана. Пишете ли вы сценарий или выступаете на сцене, ваша главная цель как творческого весельчака должна состоять в том, чтобы создать то, что исходит от вас как от личности – то, что составляет вашу индивидуальность. Задача работы с установленной темой «наркотики» состояла в том, чтобы помочь вам сосредоточиться на обучении, не смущаясь вашей личной темы.
Теперь, раз вы знаете основы структуры шутки, пора перейти на более личные темы. Посему, если только вы не собираетесь писать о наркотиках, потому что пережили реабилитацию или прямо сейчас сидите с иглой в вене, избавьтесь от ваших «наркотических» карточек или по крайней мере отложите их в сторону. Пришло время обнаружить вашу собственные, неподдельные и искренние темы. Нестремные темы.
«А что значит стрёмный материал? (hack material)»
Стремный материал это:
• Выбор в качестве темы «того, что будет смешно» вместо «того, что на самом деле пугает меня». Когда комик берет такие темы, как «тампоны», «туалеты» или «увеличение пениса», он обычно исходит из ложного предположения, что именно эта тема вызовет смех. Творчество же состоит не в том, чтобы браться за смешные темы, а в том, чтобы делать обычные темы смешными.
• Туалетные темы – пердеж, пипи и кака. Все, что связано с отверстиями – стремно. Как говорит Loan Rivers: «Взрослейте!»
• «Я ем столько грубой пищи, что уже стал человеком – истребителем салата…» Слишком много информации!
• Темы, которые уже достали до смерти: Виагра, азиаты-таксисты, пробки на дорогах, наркотики, все про самолеты (еда, туалеты, бортпроводники), круглосуточные магазины, McDonald's, Нью-Йорк-не-такой-как-Лос-Анжелес и «Вы замечали, чем отличаются кошки и собаки?» Уау, это что-то новенькое.
Говорит профессионал.
Andy Kindler, из книги «Настольная книга стремного комика: Набор для начинающего» в National Lampoon:
«Рыться в грязном белье знаменитостей – для этого не нужно оригинальности. Это комедийный эквивалент стрельбы по рыбе в бочке. «Мадонна – девственница? Не думаю!» Стремная шутка. «Что доктор Рут знает о сексе? Погладьте пенис, погладьте пенис» - она даже дотянуться до пениса не может. Реклама, более известная как Охотничьи Угодья Стремных Шуток. «Эти рекламы тампонов говорят, что ты можешь плавать, ездить верхом и ходить пешком». Да кого это волнует? Стремная шутка!»
Если вы угадываете панчлайн шутки до того, как комик его произнесет, это стремная шутка.
«А что такое подлинные темы?»
Чтобы установить контакт с аудиторией, комикам и авторам-комедийщикам нужно найти те темы, которые честно и глубоко волнуют их самих и с которыми могут соотнести себя другие люди. Это и становится их подлинными темами. У стендап-комиков эти темы формируют ядро их выступления и создают их личность (возможно, имеется в виду что-то вроде сценического персонажа, лирического героя – пер.). Для писателей эти темы формируют точку зрения и создают их голос. Все успешные авторы начали свои карьеры с того, что нашли собственную тему, с которой можно соотнести себя и которая вызывает доверие.
Говорит профессионал.
Michael Hand, старший вице-президент отдела юмора, 20th Century-Fox TV:
«Чтобы сделать хороший сценарий, сценку или стендап – разоблачите вещи, которые вы больше всего боитесь разоблачить перед другими людьми, и в конечном счете даже перед сами собой. Это сделает вас невероятно уязвимым, и это заставит людей повернуться к вам и начать слушать».
Пытаясь заставить аудиторию проидентифицировать себя с комиком, многие начинающие авторы берут свои темы из журналов и газет, или обращаются к этим проницательным наблюдениям типа «мужчина оставляют сиденье в туалете поднятым». Если бы только все было так просто… Дело в том, что для темы недостаточно того, что публика может как-то соотнестись с ней. Тема также должна резонировать с вами – глубоко и эмоционально. Вы не можете шутить по поводу какой-то темы, пока у вас есть лишь поверхностные представления о ней. Гораздо лучше быть захваченным, одержимым ей.
Важность подлинности темы и возможности соотнестись с ней касается не только стендап-комиков, но затрагивает всех комиков-автором. Каждый эпизод ситкома основан на теме, которой должна соотносибельной (relatable – простите мой русский – пер.), и каждая фраза, которую произносит персонаж, должна быть аутентична личности этого персонажа. Даже если вы собираетесь писать для других комиков, вам все равно нужно понимать эти базовые принципы сочинения на основе аутентичности. И лучший способ научиться писать для других – это сделать выступления для себя самого.
Говорит профессионал
Bernie Brillstein, менеджер, причастный к карьерам John
Belushi, Cilila Rtulner, Jim liaison, Dan Aykroyd, Lome Michaels, Martin
Short и множества других. (Продюсер «Охотников за привидениями» и «The Cable Guy» - пер.):
«Сегодня вы уже не можете подделать юмор, вы не можете больше шутить про тещу. Если вы шутите про тещу, это должна быть ваша теща. Вы должны сами пережить это».
Не важно, насколько соотносибельна ваша тема. Если она не резонирует с вами, скорее всего она не вызовет резонанса у аудитории. Одержимость темой не может быть поддельной. Зритель может почувствовать, подлинно ли это ваша тема или нет.
Долгое время я играла сценку о моих биологических часах, которые все утекают, и о том, что тебе хочется иметь детей, и она всегда рвала зал.
«Женщины в свои тридцать лет начинают думать о том, чтобы иметь детей, а мужчины в свои тридцать начинают думать о том, чтобы ходить на свидания с детьми».
И вдруг совершенно внезапно эта шутка-убийца перестала вызывать смех. Я ничего не меняла – ни язык, ни темп, ни отношение. Она просто перестала работать. В конце концов я поняла, что просто эта тема больше меня не затрагивает, не является моей подлинной темой. Она все еще вызывала соотношение, но уже не была захватывающей для меня.
Одна женщина на моем мастер-классе сделала целое выступление вокруг одной темы: «Когда ты взрослая женщина, тебе трудно знакомиться с мужчинами». У нее были смешные шутки о жизни без отношений. И вот вечер выступления, и аудитория не смеется. И я не понимала почему, пока не узнала, что она была счастлива замужем уже двадцать пять лет, и у нее было две дочери. Ее выступление было основано на лжи, и на каком-то уровне зритель знал это. Она тщательно подготовила это, но зритель не купился. Перечеркните все наши поддельные темы – позже вы обретете больше смеха. Поддельные темы оборачиваются стремными шутками.
«А что насчет комиков, которые делают безумные и отвязные вещи с разными приспособлениями?»
Можно получить свои пятнадцать минут славы, глотая лампочки, но обычно это не оборачивается устойчивой карьерой. Чтобы достичь ее, требуется глубоко покопаться в себе.
Говорит профессионал.
Richard Lewis:
«Невозможно быть настолько хорошим, насколько вы можете, если вы сдерживаете себя. Если вы начинаете редактировать себя, вы можете запросто остановиться, вы не будете искренни настолько, насколько можете, и почему тогда просто не начать зарабатывать деньги? (Видимо, идиома - why not go for the gold? – пер.) Вы настолько подлинны (аутентичны), насколько вы себе позволяете. И если вы там и сям начнете ставить себе ограничения, вы попросту скатитесь в посредственность».