Структура комического: Отношение.
Говорит профессионал.
Его святейшество Далай Лама, Тибетский духовный лидер буддистов и обладатель Нобелевской премии мира: «Изучите правила, чтобы знать, как нарушать их должным образом».
Прежде чем вы нарушите правила, вам нужно знать, какие они. Пытаясь быть смешным без того, чтобы сначала изучить структуру, вы будете действовать наугад, вслепую.
Стендап это чрезвычайно структурированное ремесло. Когда комик работает хорошо, вам кажется, что он просто импровизировал как Бог на душу положит. Но на самом деле все профессиональные комики обладают исчерпывающим пониманием того, что заставляет или не заставляет материал работать. Не обманывайте себя. Смешные штуки требуют работы. Если бы все это было так просто, как выглядит у профессионалов, гораздо большее число людей отказались бы от своей работы и занялись комедиями.
Говорит профессионал.
Комик Greg Proops: «Никто не ведет себя естественно. Ты должен работать над тем, чтобы быть естественным».
Структура комического: Тема.
Отношение + ТЕМА + Предпосылка + Act-out + Mix + Act-out
Каждая шутка – про что-то, и это что-то я называю темой. Пока слушатели не узнают, о чем вы шутите, они не будут смеяться. Позднее мы подробнее разберемся с тем, как подбирать тему. Для данного упражнения я назначу вам тему, и мы будем работать над развитием шутки вместе. Моя тема – «пирсинг». Ваша тема – «наркотики».
«Но я не хочу шутить про наркотики».
Заткнитесь.
Упражнение: Написание предпосылок
Помните, я давала вам тему «наркотики»? Запишите все ваши предпосылки.
Несколько советов:
Прямо отвечайте на вопрос отношение + тема («Знаете, что странно в наркотиках?»).
Используйте настоящее время. (Не используйте глаголы «был», «было» и т.д.)
Не пытайтесь быть смешным.
Избегайте использования слов «я», «меня» или «мой» в предпосылке.
Выдвигайте уверенное мнение, проницательное понимание (озарение, инсайт), свежее наблюдение.
Предпосылки Джуди к теме «пирсинг» | Ваши предпосылки к тебе «наркотики» |
Пирсинг – глупая вещь. Когда у тебя есть с кем-то отношения, это достаточно больно. Не нужно добавлять к этому еще что-то. | |
Сложно, когда у тебя все в пирсинге, потому что когда ты одеваешься утром, тебе приходится решать не только то, какие серьги надеть, но и какие кольца вставить в нос, в пупок, и даже ниже. | |
Сложно жить с пирсингом, когда ты проходишь через металлодетекторы в аэропорту. | |
Сложно понимать, что говорят люди, когда у них во рту какие-то металлические устройства. | |
Странно видеть пожилых людей с кольцами в носах. | |
Родителям страшно смотреть на своих десятилетних детей, у которых тело в пирсинге. | |
Жутко, что кольцо в носу сейчас – это принятый бизнес-аксессуар, как запонки или булавка для галстука. | |
Жутко, что дети терзают свои тела в качество протеста против родителей. | |
Это глупо, потому что выглядит так непривлекательно. | |
Сложно, потому что если у тебя все проколото, ты должен покупать больше украшений. |
Вопросы по второму дню:
1. Каковы четыре слова-отношения?
2. Каждая шутка – про…
3. Предпосылка – это…
Упражнение Дня-2: назначить встречу с вашим Comedy Buddy.
Назначьте встречу со своим comedy buddy и сделайте то, что делают все профессионалы, - устройте comedy jam session, чтобы выработать смешную часть штуки.
«Я собираюсь проделать это один, потому что я не знаю никого, кто хотел бы научиться писать шутки».
Даже если вы отшельник, который пишет комедию в одиночестве в дубовой роще, вам все равно нужно джемить свой материал с кем-то. Вы создаете материал для людей, поэтому он должен быть написан с людьми. Если никого нет поблизости, сделайте это по телефону. Но только не по электронной почте. Когда шутки сначала написаны, а не проговорены, обычно они звучат литературно (и не смешно) во время представления. Если вам нужно найти comedy buddy и у вас есть доступ к интернету, идите на сайт www.comedyworkshops.com и напишите объявление в разделе «Ищу Comedy Buddy». И если вы в самом деле никого не знаете, сходите к терапевту. Во всяком случае сможете поговорить с кем-то часок.
Список заданий Дня-2.
Повторить четыре слова-отношения.
Написать десять предпосылок по теме наркотики.
Назначить встречу с comedy buddy.
Комическая структура: Микс
Отношение + Тема + Предпосылка (несмешное) -»
Отыгрыш + МИКС + Отыгрыш (смешное)
Не у всех шуток есть миксы, Но это отличный способ выдавить больше смеха из вашей установки. Хороший микс – это когда комик соединяет два элемента, которые люди не ассоциируют друг с другом. Смех возникает оттого, как комик соединяет их.
Автомеханики всегда имеют собственное мнение, и они заставляют нас чувствовать себя виноватыми. [акт-аут автомеханика] «Посмотрите на это. Это ужасно. В смысле ваше масло смешалось с вашей водой. Как вы могли допустить это? Какая жалость. Я могу исправить это для вас, скажем, за две штуки». [микс] Можете себе представить, как учитель в начальной школе подходит к бедному беспомощному четырехлетнему ребенку? [акт-аут ребенка] «Учитель, я закончил рисунок. Вам нравится?» [автомеханик] «Посмотрите на это. Ты смешал оранжевый и зеленый. Покрасил за пределами контуров. Это ужасно. Как ты мог допустить это? Какая жалость. Я мог бы исправить это для тебя, скажем, за две штуки».
Миксы обычно начинаются со слов «Можете себе представить» или «Что если» и обычно ведут к другому отыгрышу. В предыдущей шутку Dave DeVos рассказывает, как трудно (отношение) иметь дело с автомеханиками (тема), потому что они всегда все преувеличивают (предпосылка), и он это отыгрывает. Затем он соединяет (миксует) это в «Можете представить этого парня в качестве школьного учителя?» и делает второй отыгрыш.
«Dolphin-safe tuna. Это здорово, если вы дельфин. А если вы тунец? Где-то пойманный тунец шлепает хвостом по палубе корабля: «А что насчет меня? Я недостаточно симпатичный для тебя?» - DREW CAREY
Смех – естественная реакция на неожиданность микса. Следующие миксы слишком ординарные для того, чтобы заставить людей смеяться.
Неверно:
Оператор на телефоне 911, который обеспокоен (заинтересован).
Пародист, изображающий Элвиса.
Торчок-байкер.
Верно:
Эти миксы – удивляют, они неожиданны.
Оператор на телефоне 911, который зациклен на себе: «Так значит вас держат на прицеле, и у вас проблемы? Вы, вы, вы. Всегда только вы!»
Пародист Элвиса, который заикается: «Get off of my blue suede sh, sh, sh, sh…»
Торчок – ваша бабушка: «Бабуля вышивает крючком милый колпачок для своего бонга».
Вот студент Missy Pyle начинает с того, что говорит, как трудно быть безработной актрисой и соединяет это с другой темой – «сантехники».
«Трудно быть безработной актрисой. Когда я прихожу на вечеринку и люди узнают, что я актриса, они всегда спрашивают: «О, есть что-то, где я мог вас видеть?» Задают ли такие вопросы сантехникам? «О, так ты сантехник? Есть какая-то труба, которую ты прочистил, где я мог тебя видеть?»
Многие комики-любители полагают, что лучший способ быть другим, неповторимым и креативным это взять странную или шокирующую тему, но подлинный талант может взять обычную тему и создать блестящие миксы.
«Брак – очень сложная вещь. Он похож на паззл с пятью тысячами фрагментов. Сплошное небо». CATHY LADMAN
Позже из этой книге вы поймете, что миксы – необходимый элемент для всех форм комедии: сценариев, речей, эссе, статей и т.д. Писатели используют миксы для того, чтобы расшевелить воображение, удивить зрителей или читателей, создать интересных персонажей и довести идею до ее крайности.
Последние штрихи
Просмотрите все ваши шутки и проверьте, имеют ли они структуру attitude + topic + premise + act-out + mix + act-out, и запишите кодовые (сигнальные) слова для каждой шутки на карточки. Поздравляю! Вы с вашим comedy buddy написали несколько шуток!
Посмотрите, как ваши шутки выглядят на фоне профессиональных комиков, которые шутят о наркотиках. Если у вас вызывает удивление то, что некоторые из этих комиков получают миллионы за шутки, которые не кажутся смешными, то потому, что по большей части юмор – это не то, что читается. Это должно разыгрываться. Смех вызывает мастерство исполнения отыгрыша. Оцените замечательные предпосылки и отыгрыши этих шуток у Билла Косби (Bill Cosby).
[Наркотики странная вещь] потому что люди в обычном состоянии (на чистом воздухе) не становятся такими параноиками. Когда люди начинают (не понятно, что именно – пер.), говорят: «Давай повеселимся», - и теперь они параноики. [Косби изображает крайнего параноика.]
[Глупо] Проблема с наркотиками в том, что ты должен вдыхать их, но твое тело их не хочет. [Косби изображает человека, который пытается вдохнуть наркотик и кашляет.]
И странная штука в наркотиках, это когда ты кашляешь, человек, сидящий рядом, говорит: «Эй, мужик, передавай это сюда».
Я спросил у того парня: «Что такого в кокаине, что делает его таким привлекательным?» Он говорит: «Ну, он углубляет мою личность». А я говорю: «Ну да… А что если ты просто жопа?»
А вот еще шутки от профессионалов.
Кокаин, какой странный наркотик. Все, что делает тебя параноиком и импотентом. «Хмм… Дайте мне еще этого». ROBIN WILLIAMS
[Странно] Только в Америке могли изобрести крэк. Только в Америке мог появиться парень, которому кокаина было недостаточно. Он шатался по Нью-Йорку в 1985 году, такой: [act-out] «Знаете, кокаин довольно хорош, но мне бы хотелось чего-то такого, что заставило бы мое сердце взорваться сразу после того, как я покурил, ок? Я хочу затянуться всего одной затяжкой из трубочки с крэком и [act-out] «Сейчас я счастлив. Я мертв. Абсолютный кайф!» DENIS LEARY
Думаю, крэк надо легализовать. Легализуйте его. Знаете зачем? Чтобы у мамаш моих друзей появился повод похвастаться… «Вы знаете, у Рональда теперь свой притон. Еще ребенок, а уже собственный притон. Я каждый день прохожу мимо. Эй, посмотрите, это притон моего мальчика вон там».CHRIS ROCK
Дилеры не продают наркотики. Наркотики сами себя продают… Вам бы никогда не пришлось даже пытаться продать крэк. Никогда не встречал ни одного дилера, который бы говорил: «Чувак, ну и как мне теперь избавиться от всего этого крэка? Он просто загромоздил мне весь дом». CHRIS ROCK
День 3 – проверка.
На данный момент:
- Вы знаете, как писать шутки, используя topic, attitude, premise, act-out и mix.
- Вы устроили джэм с вашим comedy buddy.
- Вы записали несколько шуток о наркотиках на карточки.
ДЕНЬ 4. УЧИТЕСЬ, НАБЛЮДАЯ
Говорит профессионал.
Rocky LaPorte:
«Я многому научился, наблюдая за Richard Jeni, Dennis Wolfberg, George Wallace и Ellen DeGeneres, когда они выступали во время туров. Есть большая разница между первым эшелоном и вторым эшелоном. Я думаю, что много молодых комиков набираются дурных привычек, наблюдая за комиками второго эшелона».
Сегодня вы отложите на некоторое время свое выступление и получите несколько указаний от профессионалов – ваших любимых комиков. Многие начинающие комики смотрят на то, что делают другие комики, и копируют их, вместо того чтобы учиться у них. Черпайте вдохновение в том, что делают ваши любимые комики, но не используйте их материал. В последующие дни – с 4-го по 8-й – мы будем относиться к комедии серьезно, изучая то, что работает, и сосредоточившись на вашей любимой теме – на вас.
«Но мне казалось, вы сказали, что шутки не должны быть сосредоточены на том, что относится ко мне. Зачем же этот раздел посвящен тому, что наше?»
Темы, на которые вы будете шутить, должны быть основаны на личных вещах, на том, что близко и дорого вам. Это отправная точка. Далее вы научитесь превращать эти темы в формат шуток (не в формат историй), и при этом добавлять воображение.
[Трудно быть родителем] Мои дети так похожи на животных, что я пустил их бегать по дорожке. Они сдали меня. Они сказали: «Мамочка, папа отвез нас в зоопарк, и у всех животных были номера». ROCKY LAPORTE
Говорит профессионал.
Andy Kindler, из книги «Настольная книга стремного комика: Набор для начинающего» в National Lampoon:
«Рыться в грязном белье знаменитостей – для этого не нужно оригинальности. Это комедийный эквивалент стрельбы по рыбе в бочке. «Мадонна – девственница? Не думаю!» Стремная шутка. «Что доктор Рут знает о сексе? Погладьте пенис, погладьте пенис» - она даже дотянуться до пениса не может. Реклама, более известная как Охотничьи Угодья Стремных Шуток. «Эти рекламы тампонов говорят, что ты можешь плавать, ездить верхом и ходить пешком». Да кого это волнует? Стремная шутка!»
Если вы угадываете панчлайн шутки до того, как комик его произнесет, это стремная шутка.
«А что такое подлинные темы?»
Чтобы установить контакт с аудиторией, комикам и авторам-комедийщикам нужно найти те темы, которые честно и глубоко волнуют их самих и с которыми могут соотнести себя другие люди. Это и становится их подлинными темами. У стендап-комиков эти темы формируют ядро их выступления и создают их личность (возможно, имеется в виду что-то вроде сценического персонажа, лирического героя – пер.). Для писателей эти темы формируют точку зрения и создают их голос. Все успешные авторы начали свои карьеры с того, что нашли собственную тему, с которой можно соотнести себя и которая вызывает доверие.
Говорит профессионал.
Michael Hand, старший вице-президент отдела юмора, 20th Century-Fox TV:
«Чтобы сделать хороший сценарий, сценку или стендап – разоблачите вещи, которые вы больше всего боитесь разоблачить перед другими людьми, и в конечном счете даже перед сами собой. Это сделает вас невероятно уязвимым, и это заставит людей повернуться к вам и начать слушать».
Пытаясь заставить аудиторию проидентифицировать себя с комиком, многие начинающие авторы берут свои темы из журналов и газет, или обращаются к этим проницательным наблюдениям типа «мужчина оставляют сиденье в туалете поднятым». Если бы только все было так просто… Дело в том, что для темы недостаточно того, что публика может как-то соотнестись с ней. Тема также должна резонировать с вами – глубоко и эмоционально. Вы не можете шутить по поводу какой-то темы, пока у вас есть лишь поверхностные представления о ней. Гораздо лучше быть захваченным, одержимым ей.
Важность подлинности темы и возможности соотнестись с ней касается не только стендап-комиков, но затрагивает всех комиков-автором. Каждый эпизод ситкома основан на теме, которой должна соотносибельной (relatable – простите мой русский – пер.), и каждая фраза, которую произносит персонаж, должна быть аутентична личности этого персонажа. Даже если вы собираетесь писать для других комиков, вам все равно нужно понимать эти базовые принципы сочинения на основе аутентичности. И лучший способ научиться писать для других – это сделать выступления для себя самого.
Говорит профессионал
Bernie Brillstein, менеджер, причастный к карьерам John
Belushi, Cilila Rtulner, Jim liaison, Dan Aykroyd, Lome Michaels, Martin
Short и множества других. (Продюсер «Охотников за привидениями» и «The Cable Guy» - пер.):
«Сегодня вы уже не можете подделать юмор, вы не можете больше шутить про тещу. Если вы шутите про тещу, это должна быть ваша теща. Вы должны сами пережить это».
Не важно, насколько соотносибельна ваша тема. Если она не резонирует с вами, скорее всего она не вызовет резонанса у аудитории. Одержимость темой не может быть поддельной. Зритель может почувствовать, подлинно ли это ваша тема или нет.
Долгое время я играла сценку о моих биологических часах, которые все утекают, и о том, что тебе хочется иметь детей, и она всегда рвала зал.
«Женщины в свои тридцать лет начинают думать о том, чтобы иметь детей, а мужчины в свои тридцать начинают думать о том, чтобы ходить на свидания с детьми».
И вдруг совершенно внезапно эта шутка-убийца перестала вызывать смех. Я ничего не меняла – ни язык, ни темп, ни отношение. Она просто перестала работать. В конце концов я поняла, что просто эта тема больше меня не затрагивает, не является моей подлинной темой. Она все еще вызывала соотношение, но уже не была захватывающей для меня.
Одна женщина на моем мастер-классе сделала целое выступление вокруг одной темы: «Когда ты взрослая женщина, тебе трудно знакомиться с мужчинами». У нее были смешные шутки о жизни без отношений. И вот вечер выступления, и аудитория не смеется. И я не понимала почему, пока не узнала, что она была счастлива замужем уже двадцать пять лет, и у нее было две дочери. Ее выступление было основано на лжи, и на каком-то уровне зритель знал это. Она тщательно подготовила это, но зритель не купился. Перечеркните все наши поддельные темы – позже вы обретете больше смеха. Поддельные темы оборачиваются стремными шутками.
«А что насчет комиков, которые делают безумные и отвязные вещи с разными приспособлениями?»
Можно получить свои пятнадцать минут славы, глотая лампочки, но обычно это не оборачивается устойчивой карьерой. Чтобы достичь ее, требуется глубоко покопаться в себе.
Говорит профессионал.
Richard Lewis:
«Невозможно быть настолько хорошим, насколько вы можете, если вы сдерживаете себя. Если вы начинаете редактировать себя, вы можете запросто остановиться, вы не будете искренни настолько, насколько можете, и почему тогда просто не начать зарабатывать деньги? (Видимо, идиома - why not go for the gold? – пер.) Вы настолько подлинны (аутентичны), насколько вы себе позволяете. И если вы там и сям начнете ставить себе ограничения, вы попросту скатитесь в посредственность».
Ответы
Tim Allen: мужчины – свиньи.
Мужчины – свиньи. Да, дамы? Да. Да, точно. Как же плохо, что все принадлежит нам. Хрю, хрю.
Paul Reiser: состоять в браке.
Едва вы поженитесь, как все в мире начинают этак раздражающе улыбаться и кивать вам, мол: «Ну? Когда у вас будет следующий шаг?» Мы непрерывно увеличиваем (аналогия с блэкжеком, где увеличивают ставку – пер.). Мы – вид, который не может оставить в покое то, что и так хорошо. У животных таких проблем нет. В никогда не услышите, как змеи говорят друг другу: «В идеале, мы бы хотели двух девочек и мальчика».
Brett Butler: семья алкоголиков.
Моя мамаша говорила: «Отвали. Не заставляй меня остановить машину». «Ты не в машине, Мама. Ты в гамаке со стаканом виски в руке».
Richard Lewis: низкая самооценка.
У меня низкая самооценка. Когда я в постели с кем-то, я фантазирую, что это кто-то другой – на моем месте.
Jeff Foxworthy: быть деревенщиной.
У образованных людей есть планы на пенсию. Деревенские играют в лотерею. Вот наш план. «Когда мы сорвем банк, мы настроим комнату над трейлером, и нам больше не придется спать с отцом Джима».
Roseanne Barr: быть женой/матерью.
Я замужем четырнадцать лет, и у меня трое детей. Видимо, я неплохо размножаюсь в неволе.
Paul Rodriguez: быть испанцем в США.
Мексиканцы не ходят в походы в лес, особенно во время сезона охоты. Нас иногда принимают за оленей. «Ваша честь, я заметил коричневую шкуру и карие глаза. Он поднял руки вверх. Я подумал, что это рога. Я подстрелил его».
Jackie Mason: быть евреем.
Нельзя уже найти ни одного еврейского ребенка с еврейским именем. Каждый еврейский ребенок теперь Tiffany Schwartz, Macadamia Ginsberg, Ashley Lipshitz. Они пытаются перенеевреить неевреев. Я знаю одного малыша, его зовут Crucifix Finklestein. Единственные, кто еще носит еврейские имена – это черные: Whoopi Goldberg.
Louie Anderson: быть толстым.
Попробуйте пожить в Калифорнии, где все трое толстых людей. Мы тут на восьмичасовом рабочем дне, так что это срабатывает. Я попытался войти в этот калифорнийский образ жизни. Попробовал пойти на пляж. Каждый раз, когда я ложился на песок, люди начинали пихать меня обратно в море: «Быстрей! Он умирает!» В меня стреляли из гарпуна шесть раз.
Janeane Garofalo: GenXer (принадлежащий к поколению X).
Думаю, на Валентинов день я отправлю своему парню такую открытку: «Все было хорошо до сих пор, я найду больше способов стать для тебя недоступной (unavailable)».
Kathy Griffen: помешанная на сексе.
Очень много проблем связано с тем, чтобы лечь с кем-то в постель. Потому что тебе приходится идти на свидание с парнем, ужинать с ним и слушать, о чем он говорит. А у меня нет столько времени.
Почти все в вашей жизни можно обернуть в комедийную тему, если вас это достаточно заботит. Чем более болезненно или унизительно что-то, тем скорее это заставить зрителей смеяться. Это что-то вроде обмена: плохое для вашей жизни равнозначно хорошему для вашего выступления.
Говорит профессионал.
Chris Titus, стендап-комик и звезда собственного сериала, который обрел успех, обернув проблемы своей неблагополучной семьи в шутки:
«Когда я был счастливым комиком, это была ложь. Я понял, что мое раздражение (гнев) гораздо лучше работало на сцене, и я начал экспериментировать с этим. И все равно, как тема счастливого парня была херней, так и тема со злобой. В конце концов я нашел пространство, где я мог быть собой и мог делать на сцене все что угодно – если это было смешно. Я говорю о моей маме, которая застрелила парня. Я говорю о ее самоубийстве, и заставляю их смеяться».
Комики находят смешное в даже самых серьезных и священных вещах и ситуациях. Серьезное выворачивание ваших проблем не означает, что вам нужно относиться к себе серьезно.
• Это не несчастное детство, это материал.
«Сложность того, что ты хилый спортсмен, в том, что тебя всегда выбирают последним, особенно когда ты один стоишь там и никто тебя не выбирает. It's like, «Dad! We're having a father-and-son catch!» ANDREW LEAR
• Это не просто мать-алкоголичка, это материал.
«Сложно, когда у тебя мать-алкоголичка. Знаете, бывает, вырубается она прямо на лужайке перед домом, и соседские дети такие: «Почему твоя мама лежит на лужайке?» – «Потому что она отдыхает». – «Ну а почему тогда она отдыхает на нашей лужайке?» TRACEY ABBOTT
• Это не просто развод, это материал.
«Когда мы родители разводились и делили имущество, у них была настоящая битва в суде за то, кто возьмет меня. Мама выиграла. Она заставила меня жить с отцом». CHRIS TITUS
«Но я могу делать убойные пародии. Как мне их вставить в мое выступление?»
«Эй, а что если Jack Nicholson и Michael Jackson сядут в одно такси? Звучать это будет примерно так…» «А теперь моя следующая пародия – можете представить Арнольда Шварценеггера работающим в 7-Eleven?» Стремные шутки атакуют!
Очень часто у студентов есть определенные таланты, которые они хотят вставить в свои стендапы: пародии, пантомимы, пение, фокус, животные из надувных шариков, подражание птичьему свисту. Прежде всего давайте не относиться к этому как к талантам. С этими так называемыми талантами вершиной вашей карьеры будет выступление на открытии торгового центра. Пародии будут убогими, если только они не сделаны в подлинном (аутентичном) образе действия. Это означает, что изображение другого человека – это развитие предпосылки, а не «Эй, посмотрите, как я могу говорить голосами знаменитостей».
«Мой сын подрался со старшим братом, и я спросил его: «Что случилось?» – и он ответил как Майк Тайсон [act-out сына]:«Знаешь, что я тебе скажу… Если он еще раз тронет моего робота, я его вырублю». Dana Carvey
А вот как Janeane Garofalo изображает похожую на беспризорного ребенка молодую певицу, Fiona Apple. Это не столько пародия, сколько длинный акт-аут, в котором есть мнение, оценка. Почувствуйте злобу.
[Garofalo в роли Apple] Everybody out there that's watching this world. This world is
bullshit and you shouldn't model your life about what you think we think is cool.
Even though I have an eating disorder and I have somehow sold out to the patriarchy
in this culture that says that lean is better. Even though I have done that and
have done a video wherein I wear underwear so that you young girls out there can
covet and feel bad about what you have and how thin you're not. The point is, I have
done it. I am lean. That's why I did succeed sooner than maybe other musicians
that maybe were better songwriters.
(Смысл такой: девчонка учит жить, не оглядываясь на то, что принято в этом мире, который она считает дерьмом. И хотя она сама нарочно мало ела, потому что считается, что быть худой лучше. Она снялась в клипе в нижнем белье, и теперь молоденькие девчонки обзавидуются и этому белью, и тому, что они не такие худые. И вот она сделала это. Она худая. Поэтому она добилась такого успеха быстрее, чем другие музыканты, которые, может, и пишут песни лучше».
Упражнение: Изучение юмора
Возьмите напрокат видео со стендап-комеди. Сборники вроде The Best of HBO или Comic Relief – это хорошее начало. Первое выступление комика на HBO – самое лучшее, потому что вы увидите часовое представление, на создание которого у него ушло, возможно, пять лет жизни. Не стоит изучать комиков после того, как они стали знаменитостями, потому что им больше не нужно работать с личным материалом, поскольку зритель уже хорошо знает их. Правило номер один: если интимные подробности вашей жизни не печатают в National Enquirer, вам нужно разрабатывать личные темы до тех пор, пока они (подробности) там (в журнале) не появятся.
Говорит профессионал.
Richard Jeni:
«К тому моменту, когда я сделал свое первое выступление на HBO в 1989, у меня были полные загашники материала – как у группы, которая записывает свой первый альбом. Позднее, когда ты делаешь следующее выступление, у тебя еще есть немного неизрасходованного материала, но когда я делал свое последнее шоу HBO, у меня почти ничего не осталось, и пришлось начинать с нуля».
Также не надо смотреть записи старых комиков. Дело не в том, что эти люди плохо работали, но юмор сильно изменился за последние десять лет, и вам надо изучать, что работает и что происходит сейчас. Важно, чтобы люди, чьи выступления вы смотрите, были стендап-комиками, а не актерами, которые делают моноспектакли. Комики, которые делают моноспектакли – к примеру, Lily Tomlin, Whoopi Goldberg, Billy Crystal и Julia Sweeney, - все актеры. Они классно работают, но структура такого шоу сильно отличается от стендапной сценки, и сейчас это не будет вам сильным подспорьем в обучении. Позже я покажу, как переделать стендапное выступление в более театральное действо, в главе «Создание вашего собственного моноспектакля».
Когда будете смотреть видео ваших любимых комиков, выпишите несколько их шуток и ответьте на эти вопросы:
- Есть ли там отношение, заявленное и скрытое? Какое?
- Есть ли акт-аут? Микс?
- Где комик вызывает наибольший смех?
- Какие личные детали о жизни комика ты узнал?
- Что комик делает, чтобы вызвать смех?
- Какие темы он использует в своих выступлениях?
- Каковы характерные темы комика?
День 4 - проверка
К концу этого дня вы знаете:
- Надо избегать стремного материала.
- Именно акт-аут – то место, что вызывает наибольший смех.
- Всем комикам приходится разоблачать вещи, касающиеся их самих.
Если вы будете смотреть выступления многих комиков, то можете впасть в депрессию, потому что вам покажется, что уже все темы были разработаны. Да, так и есть. Кроме одной – вашей собственной жизни.
ДЕНЬ 5. ВАША ЖИЗНЬ – ШУТКА. НАЙДИТЕ ВАШУ ПОДЛИННУЮ ТЕМУ (ДЕНЬ COMEDY BUDDY)
А теперь кое-что действительно сложное – быть серьезным несколько дней. Если вы попытаетесь быть смешным, пока будете искать свои темы, это кончится тем, что вы сделаете что-то стремное. Но если вы останетесь искренним и откровенным, то сможете обнаружить материал, который сработает. В качестве дополнительного бонуса – это лучше, чем терапия, и гораздо дешевле.
Говорит профессионал.
Richard Lewis:
«Если вы на сцене будете относиться к себе слишком серьезно, это будет отдавать лишь слабостью, но если вы переведете свою боль в юмор, и будете обладать каким-то талантом и удачей, тогда вы в хорошей профессиональной форме».
Общие темы
Пишите в потоке сознания
Пятнадцать минут пишите в свободной форме о своем детстве. Пишите настолько быстро, насколько сможете, не обращая внимания на ошибки и грамматику. Не беспокойтесь насчет того, логично ли это, смешно или интересно. Просто пишите все, что приходит вам в голову.
Найдите темы своего детства
Прочитайте написанное и выберите темы – короткие фразы о проблемах у вас в детстве, о важных переживаниях и о том, что вас волновало. Когда будете отбирать темы, не пользуйтесь словами «мой» или «я» - пусть они будут общими. Позднее, в акт-ауте, вы добавите что-то особенное о себе.
Примеры: расти в бедной семье, быть ребенком в Нью-Йорке, мама с акцентом, быть японцем, отец, с которым нельзя договориться, ревнивая сестра, нарушения речи, родитель-инвалид, старые родители, вы были плохой девочкой, отец-военный, родители-хиппи, мама-лесбиянка, религиозное воспитание, родители-иностранцы, смешанные национальности, бедная семья, отец в тюрьме. (Если что-то из этого отзывается в вас, легко можете это брать.)
Запишите некоторые темы о детстве тут:
1.
2.
3.
10.
Из написанных выше выберите три темы, которые эмоционально отзываются в вас сильнее всего. Напишите предпосылки к ним, используя слова-отношения – трудно, странно, глупо, страшно, – точно так же, как вы делали с темой «наркотики». Предпосылки – утверждения правды. Помните: не рассказывайте историй. К примеру, если одна из ваших тем «мама-алкоголички», ваша предпосылка может быть: «Я думал, все матери такие же». Что вы выпишете из этого?
Неверно (история):
«Моя мама приходила домой пьяной, и я думал, что все мамы похожи на нее. Я как-то зашел домой к другу, и оказалось, что его мама не спала в два часа дня».
Тут нет отношения, тут использовано слово «моя», и тут рассказана история.
Верно:
«Когда растешь с мамой-алкоголичкой, странно то, что ты думаешь, что все мамы похожи на твою».
Тут есть отношение – «странно», – есть переход прямо к сути дела. Я знаю, что желание рассказать «то, что было на самом деле» может быть очень сильным, но ради изучения ремесла будьте еще сильнее.
Ниже приведены еще предпосылки к теме «расти с матерью-алкоголичкой». Заметьте, что «я» или «мое» не используются в предпосылках и предпосылки отвечают на вопрос, что конкретно было трудного, странного, глупого или страшного.
· Когда растешь с матерью-алкоголичкой, трудно то, что ты, маленький ребенок, должен заботиться о семье.
· Страшно то, что они всегда дождутся, пока ты окажешься в людном месте, чтобы сблевать.
· Странно то, что ты в итоге обедаешь в барах во время happy hours (когда выпивка дешевле).
· Трудно то, что мама не может сделать что-то путное, когда помогает тебе с домашним заданием.
Запишите внизу самые точные, достоверные и обладающие наибольшей проницательностью предпосылки. Помните, тут вам не надо быть смешными… пока. Запишите десять предпосылок о ваших матери и отце внизу и оставьте десять строчек пустыми. Вы не должны сделать все сразу за один присест, но лучше, если за один раз вы запишете несколько предпосылок. Они должны быть не смешными, но проницательными. Заполните несколько сами, но оставьте десять пустых для того, чтобы их заполнил ваш comedy buddy. Иногда проще писать предпосылки на темы кого-то другого.
Ваши десять предпосылок на тему детства:
Ваш comedy buddy добавляет еще десять предпосылок к вашим темам:
День 5 - проверка
· Вы написали по крайней мере пять предпосылок о детстве
· У вас есть пять предпосылок о ваших любовных отношениях
· Вы отдаете себе отчет в том, что ваша жизнь – шутка
Положите эту книгу возле своей кровати и заведите будильник на 15 минут раньше, чем обычно, потому что завтра утром первым делом вы должны записать предпосылки – даже прежде того, как сделаете себе кофе. Если это слишком, то приготовьте кофе в термосе и оставьте его у кровати с вечера. Затем утром, еще до того, как встанете, закончите писать ваши предпосылки о детстве и об отношениях. Вам нужно иметь по десять на каждую тему. Если вы похожи на большинство творческих людей, то вы поймете, что это лучшее время для того, чтобы писать.
«Но когда я просыпаюсь, мой мозг мертв».
Точно! Мозг идеально подходит для того, чтобы найти ключи и поставить на компьютер программу, но он также способен к свободному, бесформенному творчеству, анализируя и критикуя, до того, как у идей будет шанс развиться (надеюсь, все понятно – пер.). Многие начинающие обнаруживают, что если они не делают это упражнение первым делом утром, они ведут себя, как Scarlett O'Hara: «Подумаю об этом завтра». Так что окажите себе услугу и сделайте это до того, как вылезете из кровати.
ДЕНЬ 6. БОЛЬШЕ ПОДЛИННЫХ ПРЕДПОСЫЛОК
Упражнение: Утренние идеи
Прежде чем вылезти из постели, запишите еще пять предпосылок на тему детства и отношений.
Говорит профессионал.
Carol Leifer, стендап-комик, автор и продюсер сериала «Seinfeld»:
«С тех пор, как я начала этим заниматься, у всегда при себе comedy-блокнот. Я больше пишу, когда приходит вдохновение, в противоположность Jerry Seinfeld, который говорит: «Буду писать в течение часа каждый день». Все ему говорят: «Боже, он с ума сошел?» Мне кажется, что некоторые ситуации порождают что-то смешное – например, когда впервые попадаешь в какое-то новое место».
День 6 – проверка.
- Утром вы написали еще пять предпосылок.
- Блокнот, ручка и диктофон стали вашей неотъемлемой частью.
- Вы придумали еще пять дополнительных предпосылок в течение дня и записали их на диктофон или в блокнот.
Ваша работа на день
Множество шуток основаны на вещах, которые подавляют нас, и одна из тех вещей, которые способны деморализовать большую часть людей, это их повседневная работа. Соответственно, это вызывает отклик (это соотносибельно – пардон – пер.), когда комик говорит о глупых начальниках, клиентах и работе.
Перечислите все работы, которые у вас когда-либо были: официант, адвокат, доктор, стриптизерша, аукционист, временно заменяющий, безработный…
Обведите кружком те, которые вы и другие считаете наиболее стрессовыми или подавляющими. К примеру, это реально может оказаться кошмаром – быть боссом и иметь плохого секретаря. Но скорее всего аудитория будет на стороне вашей секретарши, несмотря на то, насколько она плоха, потому что есть общепринятое мнение, что секретарям приходится тяжелее, чем боссам.
Теперь подумайте об этой ужасной работе как о теме и запишите предпосылки о ней. Старайтесь сосредоточиться на самой занятости, на самой работе, не рассказывая свою личную историю. К примеру, если вашей работой был стриптиз, то вот чего не надо делать.
Неверно:
«Трудно работать стриптизером, потому что тебе приходится далеко ездить, чтобы получить работу».
Это неудачная предпосылка, потому что это может касаться только вас и не быть свойством профессии. Предпосылки – это сочетание правды и возможности соотнестись с ней.
Неверно:
Я была стриптизершей, и даже если у меня был насморк, мне нужно было выходить танцевать. Мне это не нравилось, и однажды, когда я танцевала у парня на коленях, я чихнула на него.
Это нельзя назвать предпосылкой, потому что это история о том, что случилось с вами, а не о стриптизе. Вот вариант лучше.
Верно:
Трудно работать стриптизершей, потому что тебе приходится быть сексуальной, даже когда тебе этого совсем не хочется.
Аудитория точно поймет,