Привлечение к административной ответственности должностных лиц по результатам проверок Счетной палаты
По результатам проведения контрольных мероприятий по проверке исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год инспекторами Счетной палаты выявлено 312 административных правонарушений, по которым вынесены процессуальные решения о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Для рассмотрения дел об административных правонарушениях в суды общей юрисдикции направлено 227 протоколов об административных правонарушениях.
По делам об административных правонарушениях, выявленных в
финансово-бюджетной сфере, возбужденным инспекторами Счетной палаты в ходе контрольных мероприятий по проверке исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год, судебными органами в 78 случаях вынесены постановления по делам об административных правонарушениях, вступившие в законную силу, с назначением административных штрафов, общий размер которых по состоянию на 30 августа 2017 года составил 4 360,9 тыс. рублей.
По вступившим в законную силу судебным постановлениям в доход государства лицами, привлеченными к административной ответственности, в 2016 году перечислено 2 133,1 тыс. рублей.
23.7. Привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц по результатам проверок Счетной палаты
Должностное лицо Рособрнадзора Морозова И.Ю., советник отдела прогнозирования и организации бюджетного процесса Управления организации бюджетного процесса и проведения закупок, уволено с федеральной государственной гражданской службы.
Уволены сотрудники Минобрнауки России: директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Страдзе А.Э.,
директор Департамента управления сетью подведомственных организаций Харченко А.И., директор Департамента государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Золотарева Н.М., директор Департамента государственной службы, кадров и управления делами Голубовский В.Ю., заместитель
директора Департамента государственной службы, кадров и управления делами
Марахтанов Б.В.
С должностными лицами Ространснадзора, ответственными в 2016 году за выполнение внутренних бюджетных процедур, расторгнуты служебные контракты.
Начальник отдела госзакупок, материально-технического и информационного обеспечения ФАДН России Тарасенко А.Н. отстранен от занимаемой должности.
Сотрудникам Госфильмофонда России Хаецкой А.А., Варжиной Е.В., Бахромеевой О.В., Бородачеву С.А. и Милехиной Т.А. объявлен выговор.
Проректору по экономическому развитию СПбГУ объявлен выговор.
В 41 территориальном органе Росреестра, в Госкомрегистре Республики Крым и Севреестре города Севастополя проведены проверки, по результатам которых 36 должностных лиц привлечены к ответственности. В 5 территориальных органах Росреестра должностные лица, допустившие нарушения, уволены с гражданской службы. Кроме того, приказом Росреестра снижен размер премии руководителям территориальных органов Росреестра, в годовой бюджетной отчетности которых за 2016 год были допущены нарушения.
В ФГУ «Управление водными ресурсами Цимлянского водохранилища» по фактам выявленных нарушений проведена служебная проверка, по результатам которой вынесены дисциплинарные взыскания работникам учреждения, допустившим нарушения. Так, главному экономисту Дуднаковой Е.А., начальнику производственно-технического отдела Романцовой О.Ю., ведущему инженеру производственно-технического отдела Ворониной Е.А. объявлены выговоры, а также главному бухгалтеру Акименко Е.Б., ведущему инженеру производственно-технического отдела Карповой Т.В. и ведущему инженеру участка № 3 Сиволобову Н.Н. объявлены замечания.
Привлечены к дисциплинарной ответственности 7 сотрудников ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.» (3 сотрудникам объявлены выговоры, 4 – замечания).
На основании распоряжения Росморречфлота от 19 июня 2017 г. № ВО-142-р проведен внеплановый аудит в ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота». Ответственному лицу бухгалтерии учреждения объявлен выговор за неверное отражение в бухгалтерском учете информации об источниках оплаты расходов.
В соответствии с указанием ФСИН России в территориальных органах ФСИН России организованы служебные проверки по фактам срыва ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства в 2016 году, образования неиспользованных остатков денежных средств и возврата их в федеральный бюджет, а также образования дебиторской задолженности по заключенным государственным контрактам. По результатам служебных проверок на 34 сотрудников уголовно-исполнительной системы наложены меры дисциплинарного взыскания, в том числе: 1 - увольнение; 2 - предупреждение о неполном служебном соответствии; 7 - строгий выговор; 10 - выговор.
23.8.Анализ реализации предложений Счетной палаты, содержащихся в информационном письме, направленном Правительству Российской Федерации по результатам рассмотрения заключения Счетной палаты на отчет об исполнении федерального бюджета за 2015 год, показал следующее.
23.8.1. Минфину России предлагалосьобеспечить внесение изменений в Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. № 640, предусмотрев правила и сроки возврата субсидии в объеме, соответствующем установленным показателям государственного (муниципального) задания, которые не были достигнуты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2016 г. № 1006 внесены изменения в Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. № 640.
23.8.2. Минфину России предлагалосьобеспечить разработку и принятие нормативного правового акта, устанавливающего порядок принятия органом государственной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного (автономного) учреждения, решения о подтверждении потребности в остатке неиспользованных за отчетный финансовый год средств субсидий на иные цели, включающий процедуры и сроки представления обосновывающих документов, критерии подтверждения потребности, а также порядок согласования указанных решений с Минфином России.
Порядок принятия в 2017 году органом государственной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя федерального бюджетного федерального (автономного) учреждения, решения о подтверждении потребности в остатке средств субсидий на иные цели, включающий процедуры и сроки представления обосновывающих документов, критерии подтверждения потребности, а также порядок согласования указанных решений с Министерством финансов Российской Федерации, регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».
23.8.3. Минфину России предлагалось установить требования к содержанию и структуре пояснительной записки, представляемой Правительством Российской Федерации в Государственную Думу одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета, в соответствии со статьей 26410 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Рекомендации по формированию пояснительной записки к отчету об исполнении федерального бюджета утверждены приказом Минфина России от 10 апреля 2017 г. № 308 «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 11 апреля 2016 г. № 116 «Об утверждении форм ежеквартальной и годовой бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, представляемой в Правительство Российской Федерации, перечня таких форм, а также рекомендаций по формированию некоторых форм».
23.8.4.Минфину России предлагалось ускорить подготовку методических рекомендаций осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными администраторами бюджетных средств.
Приказом Минфина России от 7 сентября 2016 г. № 356 утверждены Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля. Минфином России приказом от 30 декабря 2016 г. № 822 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита» приняты Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита.
Выводы и предложения
24.1.В ходе исполнения Федерального закона № 359-ФЗ в основные характеристики федерального бюджета были внесены изменения, касающиеся макроэкономических показателей (Федеральный закон № 397-ФЗ). Корректировка основных характеристик федерального бюджета была в значительной степени обусловлена изменившимися социально-экономическими условиями и переходом к постепенному восстановлению экономического роста во второй половине года.
Первоначальный прогноз социально-экономического развития, использованный в расчетах к Федеральному закону № 359-ФЗ, оказался недостаточно точным. Счетная палата в заключении на соответствующий законопроект, в ежеквартальных оперативных докладах о ходе исполнения федерального бюджета в 2016 году отмечала очевидные риски при его реализации, в том числе в отношении прогнозируемой цены на нефть марки «Юралс» и валютного курса рубля. Отчетные данные по итогам 2016 года подтвердили выводы Счетной палаты. Так, мировая цена на нефть марки «Юралс» в среднем за 2016 год составила 41,7 доллара США за баррель, что на 8,3 доллара США за баррель, или на 16,6 %, ниже установленной статьей 1 Федерального закона № 359-ФЗ (50 долларов США за баррель). Среднегодовой курс доллара США к рублю в 2016 году составил 66,9 рубля, превысив прогнозное значение (63,3 рубля за доллар США) на 3,6 рубля, или на 5,7 %.
Счетная палата в заключении на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» отмечала наличие рисков недостижения прогнозируемых объемов и темпов роста ВВП в 2016 – 2018 годах в связи с недостаточной обоснованностью факторов и проработанностью механизмов, обеспечивающих прирост ВВП в 2016 году на 0,7 % после падения реальных объемов ВВП в 2015 году. В результате ВВП в целом за 2016 год снизился на 0,2 %, несмотря на признаки восстановления экономики в III и IV кварталах.
Несмотря на корректировки, внесенные Федеральным законом № 397-ФЗ в прогноз одновременно с поправками в бюджет, по ряду макроэкономических показателей сохранились относительно значимые отклонения, что может свидетельствовать о недостаточной степени реалистичности и надежности разрабатываемых прогнозов.
Так, фактическое значение реальных располагаемых денежных доходов населения сложилось ниже значения, представленного в скорректированном прогнозе, на 0,3 процентного пункта (снижение на 5,9 % вместо ожидаемого снижения на 5,6 %). Ряд прогнозных значений оказались заниженными по сравнению с отчетными данными: объем ВВП сложился выше на 3,9 %, индекс промышленного производства – на 0,7 процентного пункта, индекс инвестиций в основной капитал – на 2,8 процентного пункта, объем экспорта товаров – на 1 %, объем импорта товаров – на 2,2 %. Уровень инфляции в 2016 году сложился ниже прогнозного на 0,4 процентного пункта.
24.1.1.Исполнение федерального бюджета в 2016 году происходило в условиях преимущественного повышения цен на нефть на мировом рынке в течение года, хотя в целом по итогам прошедшего года цена на нефть оказалась ниже уровня 2015 года. При этом в январе 2016 года был зафиксирован минимальный уровень цен (28,53 доллара США за баррель) с 1998 года. На фоне роста нефтяных цен курс рубля преимущественно укреплялся, однако в целом по итогам 2016 года в среднем был слабее уровня 2015 года. В 2016 году наблюдался перелом тренда и переход к восстановительной тенденции экономического роста, в ряде видов экономической деятельности отмечалось увеличение производства, рост потребительских цен оказался наименьшим начиная с 1992 года. Вместе с тем по итогам 2016 года отмечается продолжение негативных тенденций изменения совокупного внутреннего спроса, обусловленного как снижением инвестиций в основной капитал, так и сжатием потребительского спроса.
В целом за 2016 год конъюнктура мирового рынка по основным товарам традиционного российского экспорта ухудшилась. Средняя мировая цена на нефть марки «Юралс» в 2016 году составила 41,74 доллара США за баррель, что на 18,5 % ниже уровня 2015 года (51,23 доллара США за баррель), однако снижение цены в 2016 году было менее существенным, чем в 2015 году (на 47,3 %).
Экспортная цена на природный газ (среднеконтрактная, включая страны СНГ) в 2016 году находилась на уровне 157 долларов США за 1 тыс. куб. м и была на 30,5 % меньше, чем в 2015 году (226 долларов США за 1 тыс. куб. м). Средние экспортные цены на большинство основных экспортируемых из России товаров также оказались ниже уровня 2015 года. Так, в 2016 году по сравнению с 2015 годом средняя экспортная цена на нефтепродукты снизилась на 24,9 %, на уголь каменный – на 13,7 %, на медь – на 13,8 %, на алюминий – на 17,7 %, на никель – на 19,4 %.
Курс рубля по отношению к доллару США ослаб по сравнению с 2015 годом, что повлияло (наряду с продлением санкционного режима, введенного Российской Федерацией в отношении импорта ряда продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья из ряда стран ЕС, Норвегии, США, Канады и Турции) существенным образом на снижение объемов импорта. В 2016 году официальный номинальный курс доллара США к рублю составил 66,9 рубля за доллар США, понизившись на 6,24 рубля по сравнению с 2015 годом (60,66 рубля за доллар США); при этом к концу года рубль существенно укрепился: с 76,25 рубля за доллар США в январе 2016 года до 62,18 рубля за доллар США в декабре 2016 года.
Вместе с тем наблюдалось улучшение динамики отдельных макроэкономических показателей. Уровень инфляции в декабре 2016 года по сравнению с декабрем 2015 года составил 5,4 %, что на 7,5 процентного пункта ниже, чем в 2015 году (в декабре 2015 года по сравнению с декабрем 2014 года – 12,9 %), и является самым низким показателем инфляции с 1992 года.
В первой половине 2016 года наблюдалось постепенное замедление темпов роста потребительских цен. Некоторое ускорение инфляции в июле (до 0,5 %) было связано с индексацией тарифов на услуги компаний инфраструктурного сектора. В августе впервые с 2011 года была зафиксирована нулевая месячная инфляция. К концу года рост цен несколько ускорился, однако оставался относительно низким, чему среди прочего способствовал укреплявшийся курс рубля.
Основными факторами существенного замедления инфляции в 2016 году стали: масштабное сокращение потребительского спроса (за 2015 - 2016 годы оборот розничной торговли сократился на 14,1 %), укрепление курса национальной валюты, начавшееся в марте 2016 года, рост предложения на отдельных товарных рынках. Замедление инфляции в 2016 году происходило в основном за счет низкого роста цен на продовольственные товары (в связи с хорошим урожаем), а также более низкой индексации цен и тарифов на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора. Рост цен на непродовольственные товары внес основной вклад в инфляцию. При этом замедление инфляции происходило во всех секторах потребительского рынка.
Существенно замедлилось снижение ВВП: (-)0,2 % в 2016 году по сравнению с
(-) 2,8 % в 2015 году. Номинальный объем ВВП в текущих рыночных ценах в целом за 2016 год, по оценке Росстата, составил 86 043,6 млрд. рублей.
Индекс промышленного производства[101] вырос на 1,1 % после сокращения на 3,4 % в 2015 году, что может быть обусловлено как низкой базой сравнения, так и некоторым оживлением экономики в конце 2016 года. Прирост был зафиксирован по всем 3 укрупненным группам промышленной деятельности.
В добыче полезных ископаемых прирост на 2,5 % в 2016 году по сравнению с 2015 годом был обеспечен рекордными объемами добычи нефти (по данным Росстата, добыча нефти, включая газовый конденсат, составила 549 млн. тонн, что является постсоветским максимумом), ростом добычи угля (на 3,4 % по сравнению с 2015 годом) при стагнации добычи газа.
Динамика обрабатывающих производств по итогам 2016 года вышла в положительную область – прирост на 0,1 %. Высокие темпы роста показало химическое производство, что связано в том числе с ростом экспорта минеральных азотных удобрений, каучука и шин и с удовлетворением внутреннего спроса, а также текстильное и швейное производство, производство резиновых и пластмассовых изделий.
Существенный рост производства машин и оборудования и текстильного и швейного производства во многом связан с низкой базой 2015 года.
Одним из главных аутсайдеров продолжало оставаться производство транспортных средств и оборудования, которое сократилось по итогам 2016 года на 3 % после сокращения на 8,5 % в 2015 году. При этом стоит отметить рост производства грузовых вагонов, автобусов и сельскохозяйственной техники при сокращении производства легковых автомобилей и строительной техники, вызванном сокращением инвестиционного и потребительского спроса.
Ускорился рост в производстве продукции сельского хозяйства – 4,8 % (2,6 % в 2015 году), что во многом объяснялось благоприятными погодными условиями. Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в хозяйствах всех категорий составил 120,7 млн. тонн, что является самым высоким показателем с 1990 года и на 15,2 % превышает показатель 2015 года (104,8 млн. тонн).
Инвестиционный и потребительский спрос продолжали снижаться, хотя и меньшими темпами по сравнению с 2015 годом.
В 2016 году отмечалось замедление снижения инвестиций в основной капитал, которое составило 0,9 % (в 2015 году – 10,1 %), а в III квартале 2016 года отмечался рост (на 0,5 %). Вместе с тем отрицательная динамика внутреннего инвестиционного спроса сохранялась 3 года подряд: за 2014 - 2016 годы снижение составило 12,2 %, что обусловлено в том числе недостаточным уровнем кредитования нефинансового сектора экономики со стороны банковской системы и ухудшением условий заимствований, включая ограничения в доступе российских компаний на внешние рынки капиталов.
Структура инвестиций в основной капитал в 2016 году по сравнению с 2015 годом не претерпела существенных изменений. Основной поток инвестиций (более 70 % общего объема) направлялся в такие виды экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых (2015 год – 17,1 %, 2016 год – 19,4 %), обрабатывающие производства (15,6 %, 14,6 %),транспорт и связь (18 %, 18,6 %), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (22,8 %, 20,6 %). Доля инвестиций в образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг оставалась на низком уровне и в последние 10 лет имела тенденцию к снижению. Так, доля инвестиций в образование снизилась с 2,2 % в 2007 году до 1,4 % в 2016 году, в здравоохранение и предоставление социальных услуг – с 2,7 % в 2006 году до 1,2 % в 2016 году.
В 2016 году в результате продолжающегося снижения реальных располагаемых денежных доходов (на 5,9 %) и сохранения у населения сберегательном модели поведения оборот розничной торговли продолжил снижаться, однако темпы его снижения замедлились: на 4,6 % в 2016 году после падения на 10 % в 2015 году. При этом произошли изменения в структуре оборота розничной торговли. Если в 2015 году в большей степени сократился оборот розничной торговли непродовольственными товарами (на 10,9 %) и в меньшей – продовольственными товарами (на 9 %), то в 2016 году ситуация противоположная: оборот непродовольственных товаров сокращался меньшими темпами (на 4,2 %), чем оборот продовольственными товарами (на 5 %). Платные услуги населению в 2016 году выросли на 0,7 %, тогда как в 2015 году они снизились на 2 %.
Несмотря на улучшение экономической ситуации к концу 2016 года, динамика ряда показателей, характеризующих уровень жизни населения, была разнонаправленной.
В 2016 году ситуация на рынке труда сложилась более благоприятной, чем в 2015 году. Уровень безработицы снизился на 0,1 процентного пункта и составил 5,5 % (в 2015 году наблюдался рост на 0,4 процентного пункта до 5,6 %). Общая численность безработных в среднемесячном исчислении в 2016 году по сравнению с 2015 годом уменьшилась на 0,1 млн. человек и составила 4,2 млн. человек (в 2015 году был зафиксирован рост на 0,4 млн. человек до 4,3 млн. человек).
Динамика реальных располагаемых денежных доходов населения по итогам 2016 года составила 94,1 % (в 2015 году – 96,8 %), что является худшим показателем с 1999 года. При этом реальная начисленная среднемесячная заработная плата выросла на 0,8 %, что может объясняться низкой базой сравнения (в 2015 году – снижение на 9 %), а реальныйразмер назначенных пенсий снизился на 3,4 % (в 2015 году – на 3,8 %).
Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в 2016 году продолжила расти и составила 19,8 млн. человек, или 13,5 % общей численности населения, и по сравнению с 2015 годом (19,5 млн. человек) увеличилась на 0,3 млн. человек, или на 0,2 процентного пункта. Это наиболее высокое значение данного показателя с 2006 года, когда численность населения с доходами ниже величины
прожиточного минимума составила 21,6 млн. человек, или 15,2 % общей численности населения.
В 2016 году наблюдалось существенное сокращение профицита торгового баланса, что оказало определяющее влияние на сжатие профицита текущего счета.
Положительное сальдо счета текущих операций в 2016 году составило 25,5 млрд. долларов США, что в 2,7 раза ниже уровня 2015 года (68,8 млрд. долларов США). Счет текущих операций платежного баланса сформировался под влиянием ослабления торгового баланса и уменьшения дефицита балансов услуг и оплаты труда.
Сальдо торгового баланса составило 90,3 млрд. долларов США, что ниже уровня 2015 года (148,4 млрд. долларов США) на 58,1 млрд. долларов США (на 39,2 %). В 2016 году значительное падение величины сальдо торгового баланса происходило в условиях продолжения снижения объемов экспорта товаров при относительной стабилизации объемов импорта товаров.
Объем экспорта товаров в 2016 году по сравнению с 2015 годом сократился и составил 281,9 млрд. долларов США, что на 59,5 млрд. долларов США (на 17,4 %) меньше, чем в 2015 году (341,4 млрд. долларов США).
Темпы снижения объема экспорта товаров в 2016 году замедлились за счет меньшего снижения цен на мировом рынке на основные товары российского экспорта. Влияние неблагоприятной ценовой конъюнктуры мирового рынка было частично компенсировано наращиванием российскими экспортерами физических объемов поставок. В 2016 году по сравнению с 2015 годом физические объемы поставок сырой нефти на экспорт увеличились на 4,2 % (в 2015 году по сравнению с 2014 годом – на 9,4 %), природного газа – на 7,2 % (на 6,4 %).
В целом в 2016 году по сравнению с 2015 годом снижение стоимости экспорта сырой нефти замедлилось и составило 17,7 % (в 2015 году по сравнению с 2014 годом – 41,8 %). Также замедлилось снижение стоимости экспорта нефтепродуктов – 31,6 % (41,8 %). При этом под влиянием более низких экспортных цен стоимость экспорта природного газа в 2016 году снизилась больше (25,1 %), чем в 2015 году (23,6 %).
По данным Банка России, в стоимостном выражении экспорт прочей продукции снижался медленнее, чем экспорт энергетических товаров, в связи с чем выросла доля прочих товарных групп в общем объеме экспорта. Так, экспорт черных и цветных металлов, включая изделия из них, снизился на 12,1 %, тогда как удельный вес группы вырос с 9,6 % в 2015 году до 10,1 % в 2016 году.
В 2016 году продолжилось сокращение объемов вывоза капитала из страны. Чистый вывоз капитала частным сектором по итогам 2016 года, по оценке Банка России, уменьшился до 19,8 млрд. долларов США, что в 2,9 раза ниже, чем в 2015 году (58,1 млрд. долларов США), продолжив начавшуюся в 2014 году динамику (в 2015 году по сравнению с 2014 годом отмечалось сокращение в 2,6 раза). В II квартале зафиксирован чистый приток капитала в размере 0,1 млрд. долларов США. Наиболее существенный чистый отток капитала из страны наблюдался в IV квартале (9,8 млрд. долларов США), в частности, в декабре 2016 года (11,9 млрд. долларов США). По информации Банка России, масштабное снижение чистого вывоза капитала сложилось главным образом вследствие резкого сокращения внешних обязательств банковским сектором.
24.1.2.Анализ макроэкономических показателей, содержащихся в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов, одобренных Советом директоров Банка России 10 ноября 2015 года, показал следующее.
Банк России прогнозировал сохранение достаточно сложных условий реализации денежно-кредитной политики в 2016 - 2018 годах, что в значительной степени связано с внешнеэкономической ситуацией. В Основных направлениях денежно-кредитной политики рассматривалось 3 сценария развития российской экономики с различными вариантами траектории изменения цен на нефть на мировых рынках.
Все 3 сценария прогноза предполагали сохранение внешних санкций, а также структурных ограничений для роста российской экономики, в том числе связанных с неблагоприятными демографическими тенденциями. При этом во всех сценариях предполагалось проведение умеренно жесткой денежно-кредитной политики, направленной на обеспечение ценовой стабильности, то есть на снижение инфляции до целевого уровня 4 % в 2017 году и поддержание ее вблизи этого уровня в дальнейшем.
По итогам 2016 года внешние условия сложились хуже, чем в базовом варианте прогноза, в том числе по среднегодовой цене на нефть марки «Юралс», и оказались близкими к параметрам рискового сценария. Тем не менее показатели прироста ВВП и уровня инфляции оказались немного лучше, чем в базовом сценарии, а чистый отток частного капитала меньше, чем прогнозировалось.
Результаты и тенденции 2016 года, а также статистические данные за истекший период 2017 года, позволяют оценить задачу достижения в 2017 году цели по инфляции на уровне 4 % как реалистичную при сохранении сложившихся тенденций.
Вместе с тем необходимо отметить и определенные проблемы, связанные с реализацией денежно-кредитной политики в 2016 году. Прежде всего, это высокий в реальном выражении уровень ключевой ставки Банка России, к концу 2016 года превышавший уровень инфляции на 4,6 процентного пункта, а также процентных ставок по кредитам, которые в течение отчетного года значительно повысились.
Положительные и сравнительно высокие реальные процентные ставки способствуют снижению инфляции и повышают привлекательность сбережений, однако ограничивают спрос на кредиты и сдерживают инвестиционную активность.
В 2016 году в банковском секторе наблюдался переход от дефицита к профициту ликвидности. Основной причиной этого стало поступление денежных средств по бюджетному каналу в связи с расходованием средств Резервного фонда Российской Федерации. Избыточная ликвидность банковского сектора стала одним из факторов значительного увеличения вывоза капитала в начале 2017 года.
Существенное снижение инфляции на фоне наметившегося перехода к восстановительному росту и устойчивого функционирования финансового сектора указывает на то, что проводимая Банком России в 2016 году денежно-кредитная политика в целом соответствовала складывающимся в экономике России условиям.
В то же время в ситуации, когда избыток ликвидности у банков сочетается с низким уровнем инвестиций, становится все более актуальным вопрос о выработке мер, стимулирующих рост инвестиционной активности и объемов кредитования реального сектора экономики.
24.1.3. Проведенный Счетной палатой анализ Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, в части макроэкономических индикаторов показал, что с учетом недостижения целевых ориентиров на первом этапе реализации Концепции (2007 – 2012 годы) и в период 2013 – 2016 годов, а также принимая во внимание текущие и прогнозные тенденции
в российской экономике, представляется маловероятным достижение намеченных Концепцией целевых значений макроэкономических параметров (в том числе по ВВП, производительности труда, инвестициям в основной капитал, реальным располагаемым доходам населения).
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года(ОНДП) определяют на среднесрочный период целевое состояние социально-экономического развития Российской Федерации и необходимые для его достижения приоритеты и задачи Правительства Российской Федерации.
Существует определенная несбалансированность целевых установок документов стратегического планирования, а также значительные риски недостижения ряда целевых значений макроэкономических индикаторов (производительность труда, отношение объема инвестиций в основной капитал к объему ВВП), установленных как в Указе № 596, так и в ОНДП, что требует принятия Правительством Российской Федерации дополнительных мер по обеспечению достижения заявленных в ОНДП целевых показателей в установленные сроки, а также по их согласованности с учетом реально складывающейся социально-экономической ситуации.
24.2.Федеральным законом № 359-ФЗ (с изменениями) на обеспечение положений указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 – 606в 2016 году предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета в объеме 581 170,5 млн. рублей, сводной бюджетной росписью федерального бюджета на 2016 год – 618 542,3 млн. рублей.
Данные о кассовом исполнении бюджетных ассигнований федерального бюджета приведены в пояснительной записке по отдельным мероприятиям и поручениям указов. Данные о кассовом исполнении бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных в целом на реализацию мероприятий указов в 2016 году, в пояснительной записке не содержатся.
Результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты показывают, что полноценная оценка необходимых затрат на реализацию указов, в том числе в разрезе субъектов Российской Федерации, не организована и не проводится.
Комплексный анализ реализации указов за счет всех источников финансирования по субъектам Российской Федерации не осуществляется. Не ведется отдельный учет средств на реализацию указов, не в полном объеме проводится оценка эффективности использования этих средств.
По информации субъектов Российской Федерации, полученной в рамках мониторинга исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации при осуществлении Счетной палатой комплекса мероприятий по оперативному анализу исполнения и контролю за организаций исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в 2016 году потребность в средствах, необходимых для реализации указов, оценивалась в объеме 2 696,5 млрд. рублей. В консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации в 2016 году на указанные цели были предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 1 679,5 млрд. рублей, или 62,3 %.
В 2016 году на реализацию указов также были предусмотрены средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования и иных источников финансирования в объеме 561,5 млрд. рублей.
В структуре расходов на реализацию указов за счет всех источников финансирования доля средств федерального бюджета, по оценке субъектов Российской Федерации, в 2016 году составляет 10,7 %.
По результатам анализа выполнения задач, обозначенных в указах, по итогам 2016 года в целом отмечается динамика позитивных изменений в таких наиболее
значимых сферах, как здравоохранение, образование, культура, жилищно-коммунальное хозяйство.
Так, обеспечено достижение определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» значений показателей соотношения средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных сотрудников, работников учреждений культуры со средней заработной платой в соответствующем регионе. Так, например, по данным Росстата, в 2016 году значение показателя соотношения средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования составило 168,6 % при плановом значении, установленном госпрограммой «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы, 150 %.
Выполняются показатели Указа от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» по снижению смертности от болезней системы кровообращения (по данным Росстата, в 2016 году показатель составил 614,1 случая на 100 тыс. населения при плановом значении 677,2 случая на 100 тыс. населения), туберкулеза(в 2016 году показатель составил 7,5 случая на 100 тыс. населения при плановом значении 11,8), дорожно-транспортных происшествий (в 2016 году - 10,8 случая на 100 тыс. населения при плановом значении 12,1), по снижению младенческой смертности(в 2016 году - 6,2 случая на1 тыс. родившихся живыми при плановом значении 7,8). Вместе с тем отмечается рост смертности от болезней системы кровообращения в 13 субъектах Российской Федерации, от туберкулеза - в 8 субъектах Российской Федерации, от дорожно-транспортных происшествий - в 24 субъектах Российской Федерации, отмечен рост младенческой смертности в 17 субъектах Российской Федерации.
По итогам 2016 годазначение показателя Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» по увеличению доли граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», составило 96 % при целевом значении 90 %. В настоящее время на территории Российской Федерации создано 2 777 многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Вместе с тем не обеспечено достижение в установленные сроки отдельных целевых показателей указов.
Отмечаются риски недостижения в установленные срокиотдельных целевых Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» в части увеличения объема инвестиций не менее чем до 27 % внутреннего валового продукта к 2018 году (в 2016 году показатель составил 20,4 %), создания и модернизации 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году(по итогам 2016 года, по данным Росстата, количество высокопроизводительных рабочих мест составило 15,98 млн. единиц), увеличения производительности труда к 2018 году в 1,5 раза по сравнению с уровнем 2011 года (темп роста производительности труда в 2015 году составил 97,8 %; по оценке Минэкономразвития России, в 2016 году по сравнению с 2015 годом производительность труда увеличилась на 0,1 %).
В 2016 году не были достигнуты установленные Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» показатели повышения уровня оплаты труда отдельных категорий работников. Так, при плановом значении 100 %, по данным Росстата, в 2016 году размер средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений составил 94,4 % средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе, средней заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образования детей - 85,1 % среднемесячной заработной платы учителей в соответствующем субъекте Российской Федерации (при плановом значении в 2016 году 90 %), средней заработной платы младшего медицинского персонала - 56,5 % средней заработной платы в соответствующем регионе при плановом значении, установленном на 2016 год госпрограммой «Развитие здравоохранения», - 70,5 %.
Существует риск невыполнения