В ходе проведения контрольных мероприятий установлены нарушения и недостатки при предоставлении субсидий юридическим лицам и использовании субсидий.

12.2.1. В нарушение пункта 5 Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским производителям авиационной техники в целях финансового обеспечения затрат по реализации проекта производства самолетов региональной авиации пассажировместимостью до 19 мест, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2016 г. № 570, Минпромторгом России субсидия АО «Уральский завод гражданской авиации» предоставлена в размере 100 % затрат, или с превышением предельного размера (не более 85 % затрат) на 79,5 млн. рублей.

12.2.2.В нарушение пункта 2 Правил предоставления субсидии из федерального бюджета федеральному казенному предприятию «Дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации», утвержденных приказом Минстроя России от 5 августа 2014 г. № 433/пр и устанавливающих, что субсидия предоставляется в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ и оказанием услуг по содержанию комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений, предприятием оплачены в 2016 году за счет субсидии услуги добровольного медицинского страхования на общую сумму 4,9 млн. рублей.

12.2.3.Росмолодежью 30 сентября 2016 года были заключены соглашения с некоммерческими организациями на выплату грантов в форме субсидии общественным объединениям и гражданам Российской Федерации - победителям Всероссийского конкурса молодежных проектов в общем объеме 60 млн. рублей и соглашения о выплате грантов в форме субсидии гражданам Российской Федерации - победителям Всероссийского конкурса молодежных проектов в общем объеме 190 млн. рублей.

При этом указанные соглашения заключены до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2016 г. № 1117 «Об утверждении Правил предоставления в 2016 году из федерального бюджета грантов в форме субсидии общественным объединениям и гражданам Российской Федерации - победителям Всероссийского конкурса молодежных проектов».

12.2.4. В ходе проверок установлено, что отбор заявок на предоставление субсидий проводился с нарушением положений нормативных правовых актов и соглашений, определяющих условия и порядок их предоставления.

12.2.4.1.Росрыболовство уведомляло заемщиков о предоставлении (об отказе в предоставлении) субсидий позже сроков (от 82 до 439 дней), установленных подпунктом «г» пункта 8 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета рыбохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям (в течение 30 дней со дня регистрации документов, представленных заемщиками).

12.2.4.2.В нарушение пункта 11 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям, оказывающим услуги, связанные с железнодорожным подвижным составом, на компенсацию части затрат в связи с приобретением грузового железнодорожного подвижного состава, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2016 г. № 405 (далее - Правила № 405), согласно которому заявление для получения субсидий представляется организациями не позднее 5 декабря 2016 года, 6 организациями заявления о предоставлении субсидии представлены 21 – 22 декабря 2016 года, что в соответствии с пунктом 14 указанных Правил является основанием для отказа в предоставлении субсидии. Вместе с тем Минпромторгом России 22 декабря 2016 года с нарушением срока, установленного пунктом 13 Правил № 405 (до 20 декабря 2016 года), указанные заявления рассмотрены и принято решение о предоставлении субсидий на общую сумму 263,8 млн. рублей.

12.2.5.В ходе проверокустановлено, что отдельные нормативные правовые акты, регламентирующие предоставление субсидий юридическим лицам, не соответствовали требованиям, установленным статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 1456.

В Правилах предоставления субсидий из федерального бюджета рыбохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям для возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2008 – 2013 годах на строительство и модернизацию рыбопромысловых судов (постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 1181), и на строительство и модернизацию объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры, объектов хранения рыбной продукции (постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 1182) не отражены положения, предусмотренные частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и подпункта «а» пункта 24 постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 1456, об обязательной проверке главным распорядителем, предоставляющим субсидию, и органом государственного финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий об определении категории и (или) критерии отбора юридических лиц, имеющих право на предоставление субсидий.

В Правилах предоставления из федерального бюджета субсидий молодежным и детским общественным объединениям на проведение мероприятий по содействию патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2016 г. № 795, Правилах предоставления субсидий фонду «История Отечества», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2016 г. № 931, указано, что субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, где предусматривается возможность (невозможность) осуществления расходов, источником финансового обеспечения которых являются остатки субсидии, не использованные в течение текущего финансового года (подпункт «б» пункта 10 постановления Правительства Российской Федерации № 795 и подпункт «д» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации № 931).

В нарушение пункта 24 постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 1456 в 103 соглашениях о предоставлении субсидии получателям (64 федеральным государственным унитарным протезно-ортопедическим предприятиям) на общую сумму 162,8 млн. рублей не предусмотрен перечень затрат, на финансовое обеспечение которых они предоставляются.

В нарушение пунктов 24 и 26 постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 1456 заключенные Россвязью договоры о предоставлении субсидий на возмещение расходов по содержанию специальных объектов от 31 марта 2016 г.
№ П33-1-27/10 и от 31 марта 2016 г. № П33-1-27/11 не содержали ряд обязательных условий, в том числе о возможности (невозможности) осуществления расходов, источником финансового обеспечения которых являются остатки субсидии, не использованные в течение текущего финансового года; согласие получателя субсидии на осуществление главным распорядителем средств федерального бюджета и уполномоченными органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка, которые установлены соответствующим порядком (правилами) предоставления субсидий и договором; перечень затрат, на финансовое обеспечение которых предоставляются субсидии; о запрете конвертации в иностранную валюту полученных из федерального бюджета средств.

12.2.6.В ходе проверокустановлены факты несоблюдения отдельными главными распорядителями требований Порядка ведения реестра соглашений (договоров) о предоставлении субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2015 г. № 224н (далее – Порядок ведения реестра соглашений (договоров) № 224н).

В нарушение пункта 3.2 Порядка ведения реестра соглашений (договоров) № 224н, в соответствии с которым главные распорядители в течение 3 рабочих дней со дня заключения соглашения (договора) формируют и представляют в Федеральное казначейство в электронном виде информацию и документы, подлежащие включению в реестр, Минвостокразвития России не представило в Федеральное казначейство информацию и документы, Аппаратом Совета Федерации в Федеральное казначейство не направлялась информация и документы по заключенному договору о предоставлении из федерального бюджета субсидии автономной некоммерческой организации «Редакция Телеканала Совета Федерации» для внесения в реестр соглашений (договоров).

В нарушение пункта 3.5 Порядка ведения реестра соглашений (договоров) № 224н, в соответствии с которым информация и документы о соглашениях (договорах)формируются главным распорядителем на основании сведений, представленных главному распорядителю получателем субсидии, в том числе информации и документов о соглашении (договоре) о предоставлении средств третьим лицам на конкурсной основе, в Минэнерго России отсутствовали информация и документы о соглашениях (договорах), заключенных получателями субсидий с третьими лицами.

В нарушение пункта 3.6 Порядка ведения реестра соглашений (договоров) № 224н, в соответствии с которым главные распорядители средств федерального бюджета в течение 3 рабочих дней со дня внесения изменений в соглашение (договор) на предоставление субсидий иным некоммерческим организациям, не являющимся федеральными государственными учреждениями, формируют и представляют в Федеральное казначейство в электронном виде информацию и документы, подлежащие включению в реестр соглашений (договоров) о предоставлении субсидий из федерального бюджета, указанные сведения по соглашению с союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия» Минобрнауки России в Федеральное казначейство не направлялись.

В нарушение пункта 2.1 Порядка ведения реестра соглашений (договоров) № 224н в реестре Росморречфлота отсутствовала копия отчетности, предоставленная получателями субсидии (ФГУП «Морсвязьспутник» и ФГУП «Гидрографическое предприятие»), а также копия соглашения (договора) о предоставлении субсидии и копия платежного поручения в электронном виде, на основании которого было осуществлено перечисление субсидии (ФГУП «Гидрографическое предприятие»).

12.3.Частью 2 статьи 5 Федерального закона № 359-ФЗ установлено, что в 2016 году казначейскому сопровождению подлежат договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями, а также договоры о предоставлении взносов в уставные капиталы юридических лиц.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона № 359-ФЗ казначейскому сопровождению не подлежат договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и бюджетных инвестиций юридическим лицам, включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Перечень субсидий юридическим лицам, в том числе государственным корпорациям и Государственной компании «Российские автомобильные дороги», и бюджетных инвестиций юридическим лицам в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на договоры (соглашения) о предоставлении которых не распространяются положения части 2 статьи 5 Федерального закона № 359-ФЗ, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2016 г. № 530-р.

При подготовке проекта указанного перечня Минфин России исходил из норм пункта 2 Правил казначейского сопровождения в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2016 г. № 70, в соответствии с которым казначейскому сопровождению подлежат операции со средствами, получаемыми юридическими лицами из федерального бюджета на основании государственных контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении бюджетных инвестиций, субсидий, условием предоставления которых является требование о последующем подтверждении использования их получателями в соответствии с условиями и (или) целями предоставления указанных средств, а также со средствами, получаемыми от исполнителей, соисполнителей и получателей субсидий (бюджетных инвестиций) на основании контрактов, договоров и соглашений, заключенных в рамках исполнения государственных контрактов, договоров (соглашений) в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год».

Минфином России в указанный проект перечня включались субсидии и бюджетные инвестиции юридическим лицам, предоставление которых осуществляется в порядке компенсации потерь в доходах или возмещения фактически произведенных расходов за предоставленные товары, работы, услуги, а также субсидии, правилами предоставления которых не установлено требование о последующем подтверждении использования их юридическими лицами – получателями в соответствии с условиями и целями предоставления указанных средств (грантов).

Проведенный анализ распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 марта 2016 г. № 530-р показал следующее.

Первоначально утвержденный перечень включал 76 субсидии, 1 имущественный взнос, 3 взноса в уставный капитал акционерных обществ. По состоянию на 1 апреля 2016 года объем бюджетных ассигнований сводной росписи по указанным взносам и субсидиям утвержден в сумме 497 772,0 млн. рублей, что составляло 51,8 % объема субсидий и взносов.

В течение 2016 года (с мая по декабрь 2016 года) в указанный перечень вносились изменения и дополнения, в том числе в декабре 2016 года принято 9 решений, на основании которых он дополнен 7 субсидиями, 1 имущественным взносом и 1 взносом в уставный капитал. С учетом внесенных в течение 2016 года изменений в перечень включены 115 субсидий, 4 имущественных взноса, 4 взноса в уставный капитал акционерных обществ по 27 главным распорядителям, которые не подлежат казначейскому сопровождению.

Таким образом, по состоянию на 31 декабря 2016 года в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи с учетом изменений не подлежали казначейскому сопровождению субсидии и взносы на сумму 699 596,3 млн. рублей, что на 201 824,3 млн. рублей, или на 40,5 %, больше первоначального объема (на 1 апреля 2016 года) и составляет 68,6 % объема средств, предоставляемых юридическим лицам, в том числе средства субсидий юридическим лицам в сумме 350 401,1 млн. рублей, или 59,9 % объема предоставленных субсидий, субсидий государственным корпорациям – 276 360,4 млн. рублей, или 96 %, бюджетных инвестиций юридическим лицам – 72 834,6 млн. рублей, или 64,3 %.

Анализ организации в 2016 году учета средств, получаемых отдельными юридическими лицами из федерального бюджета, в части казначейского сопровождения договоров (соглашений) свидетельствует о том, что только треть объема субсидий и взносов, предоставляемых в 2016 году юридическим лицам, учитывалась на лицевых счетах для учета операций неучастника бюджетного процесса в органах Федерального казначейства.

12.4.Частью 4 статьи 5 Федерального закона № 359-ФЗ установлено, что остатки субсидий в валюте Российской Федерации, предоставленных юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями, в целях финансового обеспечения затрат, связанных с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, субсидии государственным корпорациям и Государственной компании «Российские автомобильные дороги», бюджетные инвестиции юридическим лицам в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации не позднее 1 апреля 2016 года подлежат перечислению на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Банка России.

При этом пунктом части 6 статьи 5 Федерального закона № 359-ФЗ (с изменениями) определено, что требования, установленные частью 4 указанной статьи, не распространяются на средства, предоставленные из федерального бюджета банкам и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также иным юридическим лицам, определенным на основании решений Правительства Российской Федерации.

Согласно распоряжениям Правительства Российской Федерации от 28 января 2016 г. № 99-р и от 28 ноября 2016 г. № 2534-р на организации, осуществляющие деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров, и государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства не распространяются требования пункта 4 статьи 5 Федерального закона № 359-ФЗ (с изменениями).

По состоянию на 1 января 2016 года объем остатков средств на счетах ОАО «Российские железные дороги», являющегося получателем целевых средств, составил 62,9 млрд. рублей, государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 57,0 млрд. рублей.

Согласно информации об объемах остатков целевых средств, образовавшихся по состоянию на 1 января 2016 года (письмо Минфина России от 29 марта 2017 г. № 16-03-20/18381), юридическими лицами на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, перечислены остатки неиспользованных субсидий и взносов на сумму 147 866,5 млн. рублей,в том числе: остатки субсидий юридическим лицам перечислены в объеме 35 858,4 млн. рублей, из них 5 559,4 млн. рублей перечислены с нарушением срока после 1 апреля 2016 года; остатки взносовв уставные капиталы перечислены в объеме 92 154,1 млн. рублей, из них 7 023,3 млн. рублей после 1 апреля 2016 года; остатки имущественных взносов – 19 854,0 млн. рублей.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона № 359-ФЗ (с изменениями) главные распорядители средств федерального бюджета должны были до 1 июля 2016 года принять решения об использовании в 2016 году полностью или частично остатков целевых средств.

При отсутствии указанных решений до 1 июля 2016 года остатки целевых средств должны быть перечислены в доход федерального бюджета.

По информации Минфина России, объем остатков целевых средств, в отношении которых главными распорядителями приняты решения об их использовании, составил 144 435,4 млн. рублей, или 97,7 % объема остатков неиспользованных субсидий и взносов, перечисленных на счета территориальных органов Федерального казначейства, из них по остаткам субсидий юридическим лицам приняты решения в объеме 35 351,5 млн. рублей, остаткам взносовв уставные капиталы – 90 567,5 млн. рублей, имущественных взносов – 18 516,4 млн. рублей.

Объем остатковцелевых средств, перечисленных в доход федерального бюджета, составил 5 866,3 млн. рублей, в том числе со счетов, открытых в кредитных организациях юридическими лицами в доход федерального бюджета перечислены средства в сумме 2 378,5 млн. рублей, минуя лицевые счета, открытые главным распорядителям в территориальных органах Федерального казначейства.

В нарушение части 4 статьи 5 Федерального закона № 359-ФЗ (с изменениями) ряд главных распорядителей не приняли меры по обеспечению перечисления в срок до 1 апреля 2016 года не использованных юридическими лицами остатков целевых средств на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Центрального банка Российской Федерации. Также установлены факты использования получателями субсидий средств в 2016 году при отсутствии решений главных распорядителей об использовании полностью или частично остатков средств.

Так, Минкультуры России не направлялись в адрес творческих союзов уведомления о перечислении остатков субсидий в объеме 5,2 млн. рублей на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Банка России. Также министерством не было предпринято мер в отношении ряда организаций (Российское военно-историческое общество, фонд «Российско-польский центр диалога и согласия», творческие союзы и организации кинематографии) по обеспечению перечисления в срок до 1 апреля 2016 года неиспользованных субсидий. Остатки субсидий в общем объеме 1 829,0 млн. рублей на счета территориальных органов Федерального казначейства перечислены не были.

Следует отметить, что юридические лица использовали остатки субсидий при отсутствии решений Минкультуры России об их использовании. Так, остатки субсидии на реализацию творческих проектов в сфере музыкального, театрального, изобразительного искусства и народного творчества на 1 января 2016 года составили 226,3 млн. рублей, фактически получателями субсидий на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Центрального банка Российской Федерации, поступило 105,9 млн. рублей (46,8 % общего объема остатков).

ГК «Росатом» не направлялись уведомления АО «Государственный научный центр -Научно-исследовательский институт атомных реакторов» о перечислении не использованных на 1 января 2016 года остатков бюджетных инвестиций в объеме 301,8 млн. рублей на счет, открытый в УФК Ульяновской области.

Минтранс России не направил в письменной форме уведомление АО «ГЛОНАСС» о перечислении не использованных по состоянию на 1 января 2016 года остатков бюджетных инвестиций в объеме 60,3 млн. рублей на счета, открытые территориальными органами Федерального казначейства. АО «ГЛОНАСС» остатки неиспользованных бюджетных инвестиций в сумме 29,99 млн. рублей были перечислены 8 июля 2016 года, остаток бюджетных инвестиций в размере 30,3 млн. рублей израсходован АО «ГЛОНАСС» в I квартале 2016 года без соответствующего решения Минтранса России.

Минвостокразвития России не приняло меры по обеспечению перечисления в срок до 1 апреля 2016 года не использованных АНО «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке» остатков целевых средств в объеме 64,3 млн. рублей на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Центрального банка Российской Федерации.

ФГУП «ГКНПЦ имени М.В.Хруничева» и АО «НИИ физических измерений» не перечислены на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Центрального банка Российской Федерации, остатки средств субсидии и бюджетных инвестиций в размере 586,9 млн. рублей. При отсутствии решения главного распорядителя бюджетных средств (ГК «Роскосмос») остатки целевых средств были использованы на цели, ранее установленные условиями предоставления до 1 апреля 2016 года.

Решения об использовании в 2016 году остатков целевых средств по 28 организациям (принято 75 решений) на общую сумму 10 581,27 млн. рублей приняты ликвидационной комиссией Роскосмоса при отсутствии полномочий главного распорядителя бюджетных средств. Согласно части 5 статьи 6 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 215-ФЗ «Об упразднении Федерального космического агентства» со дня принятия в установленном порядке решения о ликвидации Федерального космического агентства ГК «Роскосмос» передаются права и обязанности главного распорядителя бюджетных средств.

В ходе проверки установлено, что ГК «Росатом» и Федеральным казначейством не соблюдались требования Федерального закона № 359-ФЗ (с изменениями) в части казначейского сопровождения договоров (соглашений) о предоставлении субсидий юридическим лицам, в том числе государственным корпорациям. Так, операции по перечислению и расходованию средств субсидии в виде имущественного взноса в ГК «Росатом» на развитие атомного энергопромышленного комплекса в сумме 8 993,0 млн. рублей производились ГК «Росатом» как получателем средств субсидии, на счете ГК «Росатом», открытом в коммерческом банке АО «Газпромбанк», а не в территориальном органе Федерального казначейства, что не соответствует требованиям части 1 и 2 статьи 5 Федерального закона № 359-ФЗ (с изменениями), в соответствии с которыми операции со средствами федерального бюджета, предоставляемые юридическим лицам, в том числе государственным корпорациям, в виде субсидий осуществляется на счетах, открытых получателям средств в территориальных органах Федерального казначейства.

13. Результаты проверки и анализа исполнения расходов федерального бюджета по государственным контрактам на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд

Расходы федерального бюджета по государственным контрактам на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд (далее - контрактуемые расходы) включают в себя расходы на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд, бюджетные инвестиции, бюджетные инвестиции иным юридическим лицам, субсидии на осуществление капитальных вложений бюджетным и автономным учреждениям, субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности.

В общем объеме расходов федерального бюджета контрактуемые расходы составляют 5 229 099,3 млн. рублей, или 31,9 % средств федерального бюджета.

По состоянию на 1 января 2016 года лимиты бюджетных обязательств на 2016 год по контрактуемым расходам утверждены и доведены по главным распорядителям средств федерального бюджета в объеме 4 170 630,0 млн. рублей.

В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 1456 главные распорядители средств федерального бюджета должны были обеспечить в пределах доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств распределение и доведение по подведомственным распорядителям и (или) получателям средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупок товаров, работ и услуг не позднее первых 30 рабочих дней 2016 года (до 20 февраля 2016 года), на предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, а также на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации – не позднее первых 45 рабочих дней 2016 года (до 17 марта 2016 года).

В ходе проверки установлено, что отдельными главными распорядителями не обеспечено своевременное доведение указанных лимитов до подведомственных получателей средств федерального бюджета.

Так, Росрыболовством лимиты бюджетных обязательств на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства доведены до подведомственных получателей (ФГБНУ «ТИНРО-Центр», ФГБНУ «ВНИИПРХ», ФГБУ «ЦСМС») с нарушением срока на 36 - 76 дней. Общий объем лимитов бюджетных обязательств, доведенных Росрыболовством с нарушением установленных сроков, составил 121,2 млн. рублей.

ФАС России, Федеральным казначейством, Минсельхозом России, Рослесхозом, Росводресурсами, ФМБА России не соблюдены сроки доведения и распределения лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупок товаров, работ и услуг до подведомственных получателей средств федерального бюджета.

По состоянию на 1 января 2017 года лимиты бюджетных обязательств на 2016 год по контрактуемым расходам доведены до главных распорядителей средств федерального бюджета в объеме 5 316 801,8 млн. рублей.

Информация о доведении лимитов бюджетных обязательств и исполнению контрактуемых расходов за 2016 год представлена в следующей таблице.

(млн. рублей)

Код ВР Наименование Лимиты бюджетных обязательств, доведенные до главных распорядителей на 01.01.2017 Исполнено Уровень исполнения, % Структура, %
Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд 4 192 645,5 4 184 381,8 99,8
Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения 5 696,0 5 823,7 102,2 0,1
Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности 924 386,2 856 719,3 92,7 16,4
Бюджетные инвестиции 730 640,8 663 470,2 90,8 12,7
Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам 175 772,6 175 309,8 99,7 3,4
Субсидии на осуществление капитальных вложений бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям 17 972,8 17 939,3 99,8 0,3
Субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности 99 831,0 88 803,5 88,9 1,7
Специальные расходы 94 243,1 93 371,0 99,1 1,8
  Итого 5 316 801,8 5 229 099,3 98,4

Фактическое исполнение контрактуемых расходов в 2016 году составило 5 229 099,3 млн. рублей, или 98,4 % доведенных до главных распорядителей лимитов бюджетных обязательств. Объем неисполненных расходов составил 87 702,5 млн. рублей, или 1,6 %.

В общем объеме исполненных расходов по государственным контрактам наибольший удельный вес в 2016 году приходится на группы видов расходов «Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд» (80 %) и «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности» (16,4 %).

Наиболее низкий уровень исполнения установлен по элементу подгруппы вида расходов 522 «Субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности» (88,9 %) и подгруппе 410 «Бюджетные инвестиции» (90,8 %).

Контрактуемые расходы в 2016 году осуществлял 91 главный распорядитель средств федерального бюджета. Уровень исполнения указанных расходов по 31 главному распорядителю средств федерального бюджета составил ниже 95 % доведенных лимитов бюджетных обязательств. Наиболее низкий уровень исполнения контрактуемых расходов установлен по Рослесхозу – 44,1 %, Росавиации – 59,8 %, Управлению делами Президента Российской Федерации – 72,1 %, Росгидромету – 74,8 %, Минприроды России – 77,3 %, ФМБА России – 77,6 %.

Основными причинами неисполнения бюджетных ассигнованийявляются неисполнение контрагентами обязательств по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг,несвоевременность представления исполнителями работ (поставщиками, подрядчиками) документов для расчетов, невыполнение субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий из федерального бюджета, недостаточные темпы реализации проектов с привлечением средств займов Международного банка реконструкции и развития, отсутствие потребности субъектов Российской Федерации в отдельных видах межбюджетных трансфертов.

По результатам проведения контрольных мероприятий по проверке исполнения федерального закона о федеральном бюджете на 2016 год Счетной палатой выявлено 414 нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок и закупках отдельных видов юридических лиц в 74 главных распорядителях бюджетных средств и 37 подведомственных учреждениях (территориальных органах, организациях), из них процедурного характера – 347 нарушений (83,8 %), финансового характера – 67 нарушений (16,2 %) на сумму 17 136,5 млн. рублей.

Отмечается снижение суммы финансовых нарушений относительно аналогичных показателей за 2015 год (снижение на 18,7 %, или на 3 944,8 млн. рублей) [85].

Также необходимо отметить, что доля нарушений финансового характера в общей структуре выявленных нарушений в сфере закупок в 2016 году сократилась на 1,2 % по сравнению с предыдущим годом (с 17,4 % до 16,2 %)[86].

В рамках проведенных контрольных мероприятий нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок и закупках отдельных видов юридических лиц выявлены на всех этапах закупочного цикла начиная с организации закупочной деятельности и заканчивая исполнением контрактов (договоров). Всего в ходе проверки согласно Классификатору нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), одобренному Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации 17 декабря 2014 г. (протокол № 2-СКСО), выявлено 37 различных видов нарушений в сфере закупок.

Проведенный анализ показал, что наиболее характерными (типичными) нарушениями в сфере закупок в 2016 году по открытой части федерального бюджета являлись следующие нарушения:

нарушение порядка формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок, порядка его размещения в открытом доступе (35);

отсутствие экспертизы результатов, предусмотренных контрактом (договором), и отчета о результатах отдельного этапа исполнения контракта (договора) о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (33);

непредставление, несвоевременное представление информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками, реестр контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, или направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию (29);

неприменение мер ответственности по контракту (договору) (отсутствуют взыскания неустойки (пени, штрафы) с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя) (24);

нарушение при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) как закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (23).

Наибольшее количество нарушений в сфере закупок как процедурного, так и финансового характера по открытой части федерального бюджета установлено у следующих главных распорядителей и подведомственных им учреждений (территориальных органов, организаций): Росимущества (38), МИДа России (27), Роспатента (22), Росводресурсов (15), Рослесхоза (14), Росрыболовства (11) и Росреестра (11).

При этом наибольший стоимостной объем нарушений по открытой части федерального бюджета выявлен у следующих главных распорядителей и подведомственных им учреждений (территориальных органов, организаций): Росавиации (2 785,8 млн. рублей), Росимущества (321,0 млн. рублей), Росводресурсов (147,7 млн. рублей), Минпромторга России (143,6 млн. рублей), Минстроя России (137,3 млн. рублей), ФСИН России (83,7 млн. рублей), Рослесхоза (44,4 млн. рублей).

Так, по результатам проверки в ТУ Росимущества в г. Москве установлено, что заказчиком не направлялись требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) поставщикам (подрядчикам, исполнителям), в результате чего с недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Территориальным управлением не взысканы неустойки (пени, штрафы) на общую сумму 320,1 млн. рублей (по состоянию на 22 марта 2017 года). Также выявлен факт заключения Росимуществом государственного контракта с победителем электронного аукциона при отсутствии обеспечения исполнения контракта (реестровый номер закупки в ЕИС 0173100010516000043).

При проверке в ФАС России установлен факт заключения государственного контракта от 28 декабря 2015 г. № 15-20/12 на сумму 18,0 млн. рублей с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) при отсутствии расчета и обоснования цены контракта. Также выявлены нарушения при нормировании в сфере закупок: ФАС России не утверждены индивидуальные (установленные для каждого работника) и (или) коллективные (установленные для нескольких работников), формируемые по категориям или группам должностей нормативы цены иной оргтехники (в том числе сканеров), закупаемых для нужд ФАС России.

По результатам проверки Роспатента установлен факт заключения дополнительного соглашения к государственному контракту от 31 дека<

Наши рекомендации