В ходе проверки установлены отдельные факты несоблюдения сроков внесения изменений в сводную бюджетную роспись.
Пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 1456 установлено, что внесение изменений в сводную бюджетную роспись в части увеличения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на оплату заключенных государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в 2015 году, в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало 2016 года лимитов бюджетных обязательств на выполнение указанных государственных контрактов, а также на предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставление которых осуществлялось в 2015 году в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являлись указанные межбюджетные трансферты, на суммы, не превышающие остатки не использованных в 2015 году лимитов бюджетных обязательств на указанные цели, осуществляется Минфином России на основании предложений, представленных главными распорядителями в Минфин России до 25 февраля 2016 года.
Предложения Минпромторга России об увеличении бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в связи с необходимостью исполнения бюджетных обязательств, принятых в 2015 году, по государственным контрактам, договорам по закупке товаров, работ и услуг на сумму 145 112,1 тыс. рублей зарегистрированы в Минфине России 14 марта 2016 года, изменения в сводную бюджетную роспись внесены 15 марта 2016 года.
Предложения МЧС России об увеличении бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий и иных межбюджетных трансфертов по РзПр 0314 ЦСР 1090050980 ВР 500 зарегистрированы в Минфине России 9 марта 2016 года, изменения в сводную бюджетную роспись внесены 18 марта 2016 года; предложения Минздрава России по РзПр 0909 ЦСР 9990052370 ВР 500, Минсельхоза России по РзПр 0405 ЦСР 2540250560 ВР 500, РзПр 0502 ЦСР 2570050180 ВР 500, РзПр 0902 ЦСР 2570050180 Вр 500, Минэкономразвития России по РзПр 0412 ЦСР 1520151110 ВР 500, РзПр 1006 ЦСР 0340150850 ВР 500, Минтруда России по РзПр 1006 ЦСР 0410250270 ВР 500 зарегистрированы в Минфине России 16 марта 2016 года, изменения в сводную бюджетную роспись внесены 18 марта 2016 года; предложения Минздрава России по РзПр 0909 ЦСР 0110551330 ВР 500 зарегистрированы в Минфине России 24 марта 2016 года, изменения внесены 24 марта 2016 года; предложения Росреестра по РзПр 0412 ЦСР 15Г0054150 ВР 500 зарегистрированы в Минфине России 2 июня 2016 года, изменения внесены 14 июня 2016 года, что не соответствует срокам, установленным пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 1456.
Пунктом 11.7 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи предусмотрено, что внесение изменений в сводную бюджетную роспись в случае увеличения бюджетных ассигнований на предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставление которых осуществлялось в 2016 году в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являлись указанные межбюджетные трансферты, на суммы, не превышающие остатки не использованных в 2015 году лимитов бюджетных обязательств на указанные цели (код вида изменении 332), осуществляется до 15 марта текущего финансового года.
С нарушением установленного срока Минфином России внесены изменения в сводную бюджетную роспись по 8 главным распорядителям на сумму 2 634,1 млн. рублей на основании 17 справок от 18 марта 2016 года (Росводресурсы, Минздрав России, Минсельхоз России, Минэкономразвития России, Минтруд России, МЧС России, ФАДН России) - с нарушением срока на 5 дней, справки от 24 марта 2016 г. № 1-10-056/0055 (Минздрав России) - с нарушением срока на 9 дней, и справки от 14 июня 2016 г. № 1-10-321/0017 (Росреестр) - с нарушением срока на 90 дней.
Пунктом 11.7 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи предусмотрено, что изменения в сводную роспись и лимиты бюджетных обязательств осуществляется в срок не позднее 2 рабочих дней до окончания текущего финансового года в случае принятия нормативного правового акта Российской Федерации и в связи с исполнением судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета.
Таким образом, в 2016 году внесение изменений в сводную бюджетную роспись должно осуществляться до 28 декабря 2016 года.
С нарушением установленного срока Минфином России внесены изменения в сводную бюджетную роспись по Минтрансу России на основании справки от 29 декабря 2016 г. № 1-10-103/0060 на сумму 53,2 тыс. рублей, Росимуществу на основании справки от 29 декабря 2016 г. № 1-10-167/0075 на сумму 35 886,1 тыс. рублей, Минфину России на основании справки от 29 декабря 2016 г. № 1-10-092/0411 на сумму (-) 35 886,1 тыс. рублей, Минобрнауки России от 30 декабря 2016 г. № 1-10-074/0228 на сумму 26 915,5 тыс. рублей, Росмолодежи от 30 декабря 2016 г. № 1-10-091/0035 на сумму 50 000,0 тыс. рублей, Минтруду России от 30 декабря 2016 г. № 1-10-149/0103 на сумму 14 900,0 тыс. рублей.
Пунктом 11.1.9 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи предусмотрено, что Минфин России в течение 12 рабочих дней со дня получения от главного распорядителя полного пакета документов на внесение изменений в сводную бюджетную роспись принимает решение об их утверждении.
В ходе выборочной проверки установлены факты превышения сроков принятия Минфином России решений о внесении изменений в сводную бюджетную роспись от 7 до 71 дня.
5.2.5.В соответствии со статьей 1661 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральное казначейство обладает бюджетными полномочиями в части составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета.
В целях реализации указанного полномочия Федеральным казначейством составлен кассовый план исполнения федерального бюджета в 2016 году по расходам.
Анализ изменения показателей кассового плана исполнения федерального бюджета на текущий финансовый год и исполнения расходов федерального бюджета за январь – декабрь 2016 года представлен в следующей таблице.
(млн. рублей)
Данные, приведенные в таблице, свидетельствуют о значительных корректировках показателей кассового плана по расходам федерального бюджета. Так, кассовым планом по состоянию на 1 декабря 2016 года первоначально утвержденные показатели на январь 2016 года уменьшены на 33,6 %, а на март 2016 года – увеличенына 73,4 %.
Фактическое исполнение расходов федерального бюджета в январе 2016 года сложилось ниже первоначально предусмотренного кассовым планом показателя на 356 459,4 млн. рублей, или на 33,9 %, что свидетельствует о недостаточномкачестве бюджетного планирования главными распорядителями средств федерального бюджета.
В нарушение пункта 5.9 Порядка составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году, утвержденного приказом Минфина России от 9 декабря 2013 г. № 117н, МИД России с января по июнь 2016 года прогноз кассовых выплат представлял в Федеральное казначейство с нарушением установленного срока от одного до пяти рабочих дней, за март 2016 года прогноз кассовых выплат представлен только 11 апреля 2016 года (нарушение срока на 26 рабочих дней).
5.2.6.В целях реализации статьи 2261 Бюджетного кодекса Российской Федерации приказом Минфина России от 21 декабря 2015 г. № 204н утвержден Порядок утверждения и доведения до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета предельного объема оплаты денежных обязательств.
Предельные объемы оплаты денежных обязательств (далее - предельные объемы финансирования) утверждались помесячно на I, II, III кварталы 2016 года, а также на октябрь и ноябрь 2016 года в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета в целом по коду главы без дальнейшей детализации по кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
В ходе выборочной проверки установлено, что показатели утвержденных предельных объемов финансирования значительно отличаются от показателей прогноза кассовых выплат по расходам федерального бюджета на 2016 год.
Так, Минкультуры России предельные объемы финансирования на I квартал 2016 года утверждены в объеме 15 621,1 млн. рублей, что составляет 58,1 % прогнозируемых кассовых выплат; Роснедрам – 5 465,6 млн. рублей, или 61,8 % прогнозируемых кассовых выплат, по Минздраву России – 49 925,9 млн. рублей, или 72,7 %.
Анализ показателей предельных объемов финансирования и кассового исполнения расходов по состоянию на 1 декабря 2016 года показал, что исполнение расходов ряда главных распорядителей значительно ниже предельных объемов финансирования.
Так кассовое исполнение расходов ФАДН России составило 534,3 млн. рублей, что составляет 17,3 % предельного объема финансирования, Минвостокразвития России – 9 665,5 млн. рублей, или 44,5 %, Минюста России – 5 135,6 млн. рублей, или 48,5 %, Минкавказ России – 9 901,8 млн. рублей, или 58,8 %, Минстрой России – 66 554,8 млн. рублей, или 61,8 %, МЧС России – 141 797,3 млн. рублей, или 63,8 %.
По 3 главным распорядителям исполнение расходов превысило показатели предельных объемов финансирования: по ФГБУ РФФИ на 5,4 %, МИДу России на 0,7 %, Росалкогольрегулированию – на 0,1 %.
5.2.7.В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главные распорядители средств федерального бюджета обладают следующими бюджетными полномочиями:
обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;
формирование перечня подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств;
ведение реестра расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных главному распорядителю лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;
осуществление планирования соответствующих расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований;
составление, утверждение и ведение бюджетной росписи, распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнение соответствующей части бюджета;
определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями.
Результаты проверок осуществления бюджетных полномочий главными распорядителями средств федерального бюджета показали следующее.
5.2.7.1.Отдельными главными распорядителями и их подведомственными учреждениями не в полной мере обеспечены результативность и целевой характер использования бюджетных средств.
Минприроды России оплачены работы по разработке проектной документации в сумме 3,8 млн. рублей по объекту «Благоустройство и озеленение территории общего пользования по адресу: ул. Баррикадная, вл. 8, 10 ЦАО города Москвы», расположенному на земельном участке, предоставленном Минприроды России в безвозмездное пользование сроком на 11 месяцев 28 дней, при отсутствии полномочий по осуществлению содержания и благоустройства территорий общего пользования.
ФГБУ «Арктический и Антарктический научно исследовательский институт» (далее – ФГБУ «ААНИИ»), подведомственным Росгидромету, за счет субсидии на финансовое обеспечение государственного задания осуществлены расходы в сумме 15,8 млн. рублей на цели, не предусмотренные государственными заданиями (на выполнение работы, связанной с подготовкой и доведением до потребителей геофизической оперативно-прогностической и аналитической информации Полярного геофизического центра при ФГБУ «ААНИИ» – 4,4 млн. рублей; на оказание образовательных услуг по программам послевузовского профессионального образования (аспирантура) – 0,7 млн. рублей; на приобретение основных средств особо ценного движимого имущества – 10,1 млн. рублей; на капитальный ремонт входного крыльца здания – 0,6 млн. рублей).