Классификация виртуальных валют
ЛЕГИТИМНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Как и в случае других новых способов платежей, виртуальная валюта имеет своих легитимных пользователей, и известные венчурные фирмы инвестируют в стартапы в секторе виртуальных валют. Виртуальная валюта обладает потенциальной возможностью повысить эффективность платежей и снизить издержки на платежи и переводы денежных средств. Например, Биткоин функционирует в качестве глобальной валюты, где могут отсутствовать комиссионные сборы за обмен (в настоящее время за обработку операций взимаются меньшие комиссионные, по сравнению с традиционными кредитными и дебетовыми картами) и которая может потенциально принести пользу существующим онлайновым платёжным системам, таким как PayPal[43]. Виртуальная валюта может также способствовать осуществлению микро-платежей, позволяя коммерческим компаниям монетизировать недорогие товары или услуги, продаваемые через Интернет, такие как единоразовые игры или скачивание музыки. По практическим соображениям, сейчас подобные товары и услуги не могут реализовываться по адекватно низкой цене из-за высоких затрат на обработку каждой операции по кредитной или дебетовой карте. Виртуальная валюта также может стимулировать международные денежные переводы и содействовать расширению доступа к финансовым услугам по мере того, как разрабатываются новые продукты и услуги на основе виртуальных валют, которые потенциально могут использоваться для обслуживания лиц, которые не имеют доступа или имеют ограниченный доступ к банковским счетам и услугам. Помимо этого, виртуальная валюта, особенно Биткоин, может приобретаться и храниться в качестве инвестиций. Однако потенциально возможные выгоды и преимущества должны быть тщательно проанализированы. В частности, нужно понять, сохранятся ли заявленные низкие издержки при распространении регулятивных требований на виртуальные валюты, и/или учтены ли комиссионные сборы за обмен при обналичивании виртуальных валют (снятии наличных фиатных денег). Также необходимо учесть, не ограничат ли такие факторы, как волатильность, защита потребителя и др.[44] потенциальные возможности виртуальных валют для содействия расширению доступа к финансовым услугам.
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ
Конвертируемые виртуальные валюты, которые можно обменять на реальные деньги или другие виртуальные валюты, являются потенциально уязвимыми с точки зрения их незаконного использования в целях отмывания денег и финансирования терроризма по многим из причин, указанных в Руководстве по НПМУ от 2013 года. Во-первых, они могут обеспечить более высокую степень анонимности по сравнению с традиционными способами безналичных платежей. Системы виртуальных валют, которыми можно торговать через Интернет, в целом характеризуются отсутствием прямого взаимодействия с клиентами и могут позволить осуществлять анонимное финансирование (финансирования наличными деньгами или финансирование третьими лицами через виртуальные обменные пункты, в которых не идентифицируется надлежащим образом источник финансирования). Также они могут обеспечить возможность осуществления анонимных переводов, если личности отправителя и получателя не установлены должным образом.
Децентрализованные системы особо уязвимы с точки зрения риска анонимности. Например, Биткоин-адреса, функционирующие в качестве счетов, по своей сути не содержат имён или иной идентификационной информации о клиентах, а в самой системе отсутствует центральный сервер или провайдер услуг. Биткоин-протокол не требует и не обеспечивает установление и проверку личностей участников или формирование и ведение данных об операциях за прошедший период, которые непременно увязаны с личностями участников в реальном мире. Кроме того, отсутствует центральный контролирующий орган, и в настоящее время нет программного обеспечения для целей ПОД, с помощью которого можно было бы отслеживать и выявлять схемы подозрительных операций. Правоохранительные органы не в состоянии определить одно центральное место или лицо (администратора) для проведения расследований или ареста активов (хотя соответствующие органы могут выявить отдельных провайдеров услуг по обмену для получения от них информации о клиентах, которую они могут собирать). Таким образом, всё это обеспечивает такой уровень потенциальной анонимности, который просто невозможен в случае кредитных и дебетовых карт или более старых традиционных систем онлайновых платежей, таких как PayPal.
Широкое распространение виртуальной валюты также повышает потенциальные риски в области ПОД/ФТ, которая она представляет. Системы виртуальных валют доступны через Интернет (в том числе, с мобильных телефонов) и могут использоваться для осуществления трансграничных платежей и переводов денежных средств. Кроме того, виртуальные валюты, как правило, функционируют в рамках сложной инфраструктуры, включающей ряд лиц, часто находящихся в нескольких разных странах, обеспечивающих переводы денежных средств и совершение платежей. Такая сегментация услуг означает, что может быть не вполне ясно и понятно, кто конкретно отвечает за обеспечение соблюдения требований ПОД/ФТ и осуществление надзора/ реализацию правоприменительных мер. Более того, данные и записи об операциях и клиентах могут вестись и храниться у разных лиц, часто находящихся в различных юрисдикциях, что дополнительно затрудняет их доступность для правоохранительных и регулирующих органов. Эта проблема усугубляется стремительно меняющимся и развивающимся характером технологий и бизнес-моделей децентрализованных виртуальных валют, в том числе изменением количества и видов/ функций участников, оказывающих услуги в рамках платёжных систем с использованием виртуальной валюты. Также важно учитывать тот факт, что различные элементы системы виртуальной валюты могут находиться в юрисдикциях, в которых отсутствуют надлежащие меры контроля в сфере ПОД/ФТ. Участники систем централизованных виртуальных валют могут быть замешаны в отмывании денег и намеренно выискивать юрисдикции со слабым режимом ПОД/ФТ. Децентрализованные конвертируемые виртуальные валюты, позволяющие осуществлять анонимные операции между лицами, могут существовать в цифровом пространстве, которое полностью недоступно для любого отдельного государства.