Социально-эмоциональное измерение
В то время как физическое, духовное и интеллектуальное измерения тесно связаны с Навыками 1, 2 и 3, основанными на принципах персонального видения, лидерства и управления, социально-эмоциональное измерение сосредоточено на Навыках 4, 5 и 6, основанных на принципах межличностного лидерства, эмпатического общения и творческого сотрудничества.
Социальное и эмоциональное измерения нашей жизни тесно связаны между собой, поскольку наша эмоциональная жизнь развивается и проявляется преимущественно в наших отношениях с другими людьми.
Обновление социально-эмоционального измерения не требует специальных затрат времени, как того требуют другие измерения. Мы можем осуществлять его в процессе обычного, каждодневного взаимодействия с другими людьми. Но и для этого потребуются усилия. Возможно, нам придется подталкивать себя к этому, так как многие из нас еще не достигли такого уровня Личной и Общественной Победы, чтобы Навыки 4, 5 и 6 естественным образом проявлялись бы во всех наших взаимодействиях с другими людьми.
Предположим, вы являетесь очень важным человеком в моей жизни. Вы можете быть моим начальником, моим подчиненным или коллегой, моим другом, соседом, моей супругой, моим ребенком или другим членом семьи, – словом, тем человеком, с которым я хочу или должен взаимодействовать. Предположим, нам необходимо общаться друг с другом, работать вместе, обсуждать наболевшие вопросы, решать проблемы и достигать общие цели. Но мы видим вещи по-разному; мы смотрим на мир сквозь разные очки. Вы видите молодую леди, а я – старуху. Тогда я применяю Навык 4 и говорю вам:
– Я вижу, что мы подходим к этой ситуации по-разному. Давайте договоримся с вами о том, чтобы продолжать наше общение, до тех пор пока мы не найдем решение, устраиваю щее нас обоих? Как вы на это смотрите? Вы согласны с этим предложением?
Большинство людей на этот вопрос ответит утвердительно. Тогда я перейду к Навыку 5:
– Позвольте мне прежде всего выслушать вас! Вместо того, чтобы слушать с целью ответить, я слушаю
вас эмпатически, чтобы глубоко и всесторонне понять вашу парадигму. Когда я пойму вас настолько, что смогу выразить вашу точку зрения так же хорошо, как вы сами, тогда я, в свою очередь, постараюсь донести до вас свою точку зрения, чтобы и вы смогли понять меня.
Основываясь на нашем стремлении к отысканию решения, устраивающего нас обоих, и достижению глубокого понимания точек зрения друг друга, мы переходим к Навыку 6. Мы сообща работаем над созданием третьей альтернативы, которая для нас обоих будет лучше, чем решения, предлагаемые вами и мной изначально.
Успех Навыков 4, 5 и 6 определяется, главным образом, не интеллектом, а эмоциями. Он в высшей степени связан с нашим ощущением личной безопасности, с чувством уверенности в себе.
Если наше ощущение личной безопасности зависит от наших внутренних источников, то мы обладаем силой для применения навыков Личной Победы. Если же мы эмоционально не защищены, то даже обладание высоким интеллектом не избавит нас от ощущения серьезной угрозы при использовании Навыков 4, 5 и 6 в отношениях с людьми, чей взгляд на жизненно важные вопросы отличается от нашего.
Откуда возникает ощущение личной безопасности? Оно возникает не из того, что думают о нас другие люди, или не из того, как они к нам относятся. Оно не возникает из сценариев, которые нам навязывают. Оно не возникает благодаря внешним обстоятельствам или нашему социальному положению.
Ощущение личной безопасности приходит изнутри. Оно возникает из точных парадигм и верных принципов, которые глубоко укоренились в нашем разуме и нашем сердце. Оно порождается таким отношением к жизни, которое основано на принципе "изнутри-наружу" и характеризуется единством внутреннего мира и поступков, когда наше ежедневное поведение и навыки отражают наши основные жизненные ценности.
Я считаю, что такое жизненное единство – это самый главный источник чувства собственного достоинства. Я не согласен с популярной литературой об успехе, которая утверждает, будто самоуважение зависит, главным образом, от настроя ума, от вашей установки, будто вы можете с помощью определенных усилий привести себя в состояние душевного равновесия. Душевное равновесие возникает только тогда, когда ваша жизнь находится в гармонии с истинными принципами и ценностями.
Ощущение личной безопасности может возникать как результат эффективной взаимозависимой жизни. Это ощущение черпается из знания, что решения в духе "Выиграл-Выиграл" существуют, что жизнь – это не всегда "или – или", что почти всегда существует взаимовыгодная Третья Альтернатива. Это ощущение черпается из осознания того, что вы способны глубоко, по-настоящему понять другого человека, что вы можете для этого отойти от своей точки зрения, не отказываясь от нее. Это ощущение возникает, когда вы искренне, творчески и охотно взаимодействуете с другими людьми и на деле воплощаете в жизнь все навыки взаимозависимости.
Ощущение личной безопасности может возникать благодаря служению и помощи другим людям. Одним из важнейших источников этого ощущения является ваша работа, если вы видите, что ваш творческий вклад приводит к желаемым результатам, изменяет мир к лучшему. Еще один источник ощущения личной безопасности – это анонимное служение, когда никто об этом не знает сейчас и, возможно, не узнает в будущем. Для вас это не главное. Главное для вас заключается в том, чтобы делать жизни других людей счастливее. Мотивом для вас служит влияние, которое вы оказываете, а не благодарность или признание ваших заслуг.
Виктор Франкл в основу своей теории положил человеческую потребность в обретении смысла и предназначения, которые возвышают нашу жизнь, наделяя нас самой чистой и лучшей внутренней энергией. Основная идея покойного доктора Ханса Селье в его монументальном исследовании стрессов заключается в том, что долгая, здоровая и счастливая жизнь является результатом постоянного внесения вкладов и осуществления важных проектов, которые приносят удовлетворение самому человеку и делают жизнь других людей более счастливой. Суть этики Селье выражена в словах: "Заслужи любовь ближнего".
Как говорил Джордж Бернард Шоу:
"Вот истинна» радость жизни – стремиться к цели, которую осознаешь как великую. Быть частью великой природы, а не маленьким, трясущимся, эгоистичным существом, средоточием болезней и напастей, обиженным на весь мир, который почему-то не лезет вон из кожи, чтобы сделать вас счастливым. Я придерживаюсь мнения, что моя жизнь принадлежит всему обществу и что, пока я жив, моя главная привилегия – делать для него все, что в моих силах. Я хочу к моменту смерти полностью, без остатка использовать свой потенциал. Ведь чем напряженнее трудишься, тем дольше живешь. Я радуюсь жизни. Для меня она – не быстро сгорающая свеча, а великолепный факел, который мне дано пронести какое-то время, и я хочу, чтобы он горел в моих руках как можно ярче, пока не настанет пора передать его грядущим поколениям".
Н. Элдон Таннер сказал: "Служение – это наша плата за привилегию жить на этой земле". И способов служения существует очень много. Принадлежим ли мы к церковной общине, служим ли в общественной организации или выполняем работу, связанную с предоставлением разнообразных коммерческих услуг, надо чтобы ни одного дня не проходило без того, чтобы мы не принесли пользу хотя бы одному человеку, внося вклады своей безусловной любовью.
Сценарии для других
Большинство людей зависит от социального зеркала, их сценарии определяются мнениями, представлениями и парадигмами тех, кто их окружает. Мы с вами, будучи людьми взаимозависимыми, отдаем себе отчет в том, что сами являемся частью того социального зеркала.
Мы можем, сделав свой сознательный выбор, возвращать людям их четкое, неискаженное отражение Мы можем способствовать укреплению их проактивной натуры и относиться к ним, как к людям ответственным. Мы можем помогать им в создании сценария, подходящего для независимого, достойного индивидуума, который ориентируется на принципы и опирается на ценности. При этом благодаря Менталитету Достаточности мы знаем, что предоставление другим их позитивного отражения ни коим образом не унижает нас самих. Это, напротив, возвышает нас, поскольку расширяет возможности для эффективного взаимодействия с другими проактивными людьми.
Возможно, в вашей жизни были такие моменты, когда рядом с вами оказывался человек, который верил в вас, в то время как вы сами в себя не верили. Этот человек создавал для вас сценарий. Разве вам не становилось легче?
А почему бы вам самому не стать составителем позитивных сценариев и вдохновителем для других людей? В то время как социальное зеркало направляет людей вниз, вы побуждаете их подниматься вверх, так как вы верите в них. Вы слушаете их, вы сопереживаете с ними. Вы не освобождаете их от ответственности – вы вдохновляете их на проактивность.
Вероятно, вам знаком мюзикл "Человек из Ламанчи"[Мюзикл Фрэнсиса Лея, в основу которого лег известный Роман Мигеля Сервантеса "Дон-Кихот". (Прим. перев.) ]. Это замечательная история про средневекового рыцаря, который встретил на улице женщину, проститутку. Все вокруг относились к ней сообразно ее образу жизни, а ее образ жизни соответствовал тому, чего от нее ожидали все вокруг. Однако этот рыцарь-поэт увидел в ней нечто иное, она предстала перед ним прекрасной дамой. Кроме того, он разглядел в ней добродетель и неустанно это подчеркивал. Рыцарь дал ей новое имя – Дульсинея, – и это новое имя привело к новой парадигме.
Сначала девушка отвергала эту новую установку, слишком силен был старый сценарий. Она отталкивала рыцаря от себя как безумного фантазера. Однако тот не сдавался. Он постоянно вносил вклады безусловной любви, и они постепенно проникали в сценарий его любимой. Они проникали все глубже и глубже, к самой ее сути, к ее скрытым возможностям, и, наконец, девушка начала отвечать на любовь. Мало-помалу она стала изменять свой образ жизни. Она верила в то, что делала, и исходила из новой парадигмы, приводя этим в смятение всех, кто ее знал.
Позднее, когда ее снова потянуло к прежней парадигме, рыцарь призвал ее к своему смертному одру, спел ей прекрасную песню "Несбыточная мечта" и, заглянув в ее глаза, прошептал: "Помни всегда, твое имя Дульсинея..."
Один из классических примеров самореализующихся пророчеств – это история о том, как в Англии в одном университете был неправильно запрограммирован компьютер. По итогам теста, проведенного в конце семестра, он назвал "слабой" группу, в которой учились "сильные" студенты, а группу, в которой учились "слабые" студенты, он назвал "сильной". А в начале учебного года эти компьютерные данные стали главным критерием, на основе которого преподаватели формировали свои парадигмы в отношении студентов.
Когда спустя пять с половиной месяцев администрация наконец обнаружила ошибку, было решено провести повторное тестирование студентов, ни кому не рассказывая о том, что произошло. Результаты были ошеломляющими. Интеллектуальный коэффициент "сильных" студентов существенно снизился. К ним относились, как к людям интеллектуально ограниченным, не способным к сотрудничеству и трудно поддающимся обучению. Парадигмы преподавателей обернулись самореализующимся пророчеством.
В то же время у "слабых" студентов показатели выросли. Преподаватели относились к ним, как к отличникам. Их энергия, надежда и оптимизм были, отражением высокой оценки способностей каждого из студентов и соответствующих этой оценке высоких ожиданий.
Этих преподавателей спросили, как у них шли дела в первые недели семестра.
– Почему-то наши обычные приемы не действовали, – ответили они. – И нам пришлось изменить методику преподавания.
Компьютерная информация свидетельствовала о том, что студенты были из категории "сильных". Поэтому, столкнувшись с неудачей, преподаватели решили, что виной тому неправильная методика. Они изменили методику. Они вели себя проактивно и действовали в своем Круге Влияния. А кажущаяся неспособность студентов к учебе была лишь свидетельством отсутствия гибкости у преподавателей.
Как мы отражаем других людей? И насколько сильно это отражение влияет на их жизни? Мы так много можем вложить на Эмоциональные Банковские Счета других людей! Чем в большей степени наше восприятие других людей основывается на их потенциальных возможностях, тем в большей степени мы можем пользоваться именно воображением, а не памятью, общаясь с женой или мужем, с детьми, с коллегами или подчиненными. Мы можем отказаться от наклеивания ярлыков, так как при каждой встрече смотрим на этих людей свежим взглядом. Мы можем помочь им реализовать их потенциал, стать независимыми личностями, способными поддерживать глубокие, обогащающие и продуктивные отношения с другими людьми. Гете говорил: "Если обращаться с человеком сообразно тому, каков он есть, он останется таким, каков он есть. Если же обращаться с человеком сообразно тому, каким он может и должен быть, то он станет таким, каким может и должен быть".
Баланс в обновлении
Процесс самообновления должен включать в себя сбалансированное обновление всех четырех измерений нашей натуры: физического, духовного, интеллектуального и социально-эмоционального.
Хотя важным является обновление каждого из этих измерений, оптимально эффективным этот процесс становится только тогда, когда он разумно сбалансирован и затрагивает все четыре измерения. Пренебрежение одним из них окажет негативное влияние на все остальные.
Я убедился в справедливости этого вывода как для отдельной человеческой жизни, так и для жизни организации. Применительно к организации физическое измерение выражается в экономических терминах. Интеллектуальное или психологическое измерение отражает репутацию фирмы, ее развитие и использование талантов и способностей. Социально-эмоциональное измерение связано с человеческими отношениями, с тем, как обращаются с людьми. А духовное измерение связано с осознанием смысла деятельности организации через определение ее предназначения, миссии, через ее цельность.
Когда организация пренебрегает какой-либо одной или несколькими из этих сфер, это негативно отражается на всей организации в целом. Творческая энергия многих людей которая могла бы воплотиться в огромной позитивной синергии, вместо этого направляется против самой организации и становится силой, тормозящей развитие и рост производительности.
Мне встречались организации, нацеленные исключительно на экономические показатели – на добывание денег. Обычно они не называли эту цель открыто. Иногда они говорили о каких-то других целях. Но их истинное желание заключалось в том, чтобы делать деньги.
Каждый раз, сталкиваясь с такими организациями, я одновременно обнаруживал внутри них огромное скопление отрицательной энергии, проявляющееся, например, в соперничестве между отделами, в агрессивно-оборонительном стиле общения, в интригах и диктате. Мы не можем процветать, не делая денег, но само по себе делание денег не является достаточной причиной для существования организации. Мы должны есть, чтобы жить, но мы не живем, чтобы есть.
И, напротив, я встречал такие организации, которые практически полностью сосредотачивались на социально-эмоциональном измерении. Такие организации были чем-то вроде социального эксперимента, их система ценностей не содержала экономического критерия. Они не могли измерить или оценить свою эффективность, в результате чего они теряли продуктивность и переставали котироваться на рынке.
Встречались мне и такие организации, которые заботились о развитии сразу трех из перечисленных измерений, – скажем, думали о смысле деятельности и служении обществу, стремились к высоким экономическим показателям, строили человеческие отношения между сотрудниками. Однако при этом они пренебрегали выявлением, развитием, использованием и признанием талантов своих сотрудников. А если эти психологические силы отсутствуют, то возникает либерально-авторитарный стиль руководства, а внутри организации растет дух противоречия, зреют разнообразные формы коллективного сопротивления, повышается текучесть кадров и зарождаются другие глубокие, хронические проблемы.
Эффективность как организации, так и отдельного человека предполагает разумно сбалансированное развитие и обновление всех четырех измерений. Пренебрежение любым из четырех измерений приводит к возникновению отрицательного силового поля, препятствующего развитию и снижающего эффективность. Организации и отдельные люди, которые в своих личных миссиях уделяют внимание всем четырем измерениям, создают благоприятные условия для сбалансированного обновления.
Этот процесс постоянного совершенствования является фирменным знаком Движения за Всеобщее Качество и ключом к пониманию японского экономического чуда.
Синергия в обновлении
Сбалансированное обновление создает оптимальные условия для достижения синергии. Все, что вы предпринимаете ради "затачивания пилы" в любом из измерений, позитивно отражается на остальных измерениях, поскольку все они в высшей степени взаимосвязаны. Ваше физическое здоровье влияет на ваше интеллектуальное здоровье; ваша духовная сила влияет на силу эмоционально-социальную. Совершенствуясь в одном измерении, вы одновременно наращиваете свои возможности в других.
Семь Навыков Высокоэффективных Людей создают оптимальную синергию между всеми четырьмя измерениями. Обновление любого измерения усиливает вашу способность жить в соответствии хотя бы с одним из Семи Навыков. И хотя эти навыки представляют собой последовательный ряд, совершенствование в одном из них синергитически усиливает вашу способность овладения другими.
Чем более вы проактивны (Навык 1), тем более эффективными вы можете быть в персональном лидерстве (Навык 2) и персональном управлении (Навык 3). Чем более эффективны вы в управлении своей жизнью (Навык 3), тем больше обновляющих действий из Квадрата II вы способны совершить (Навык 7). Чем в большей степени вы сначала стремитесь понять (Навык 5), тем более эффективным будет ваш поиск синергитических решений в духе "Выиграл/ Выиграл" (Навыки 4 и 6). Чем больше вы совершенствуетесь в любом из навыков, ведущих к независимости (Навыки 1, 2 и 3), тем более эффективны вы будете во взаимозависимых ситуациях (Навыки 4, 5 и 6). А обновление (Навык 7) – это процесс обновления всех навыков.
Обновляя физическое измерение, вы развиваете свое персональное видение (Навык 1), парадигму своего самосознания, свободной воли, проактивности и понимания того, что вы можете действовать сами, вместо того, чтобы быть объектом чужого действия, что вы можете выбирать свою собственную реакцию на любой раздражитель. В этом, пожалуй, величайшая польза физических занятий. Каждая Ежедневная Личная Победа вносит вклад на ваш личный счет внутренней безопасности и уверенности в себе.
Обновляя свое духовное измерение, вы развиваете свое персональное лидерство (Навык 2). Вы развиваете свою способность жить, опираясь на воображение и совесть, а не только на память. Вы развиваете способность глубоко понимать свои фундаментальные парадигмы и ценности, формировать внутри себя ядро из верных принципов, определять свою уникальную жизненную миссию, переписывать свой сценарий таким образом, чтобы жить в гармонии с верными принципами и черпать энергию из собственных внутренних источников. Богатая частная жизнь, создаваемая вами посредством духовного обновления, становится колоссальным вкладом на ваш личный счет внутренней безопасности и уверенности в себе.
Обновляя свое интеллектуальное измерение, вы развиваете свое персональное управление (Навык 3). Занимаясь планированием, вы заставляете себя сосредоточиться на высокопродуктивной деятельности Квадрата II, на приоритетных целях и делах. Это способствует наиболее эффективному использованию вашего времени и вашей энергии. Вы организуете себя и действуете на основе своих приоритетов. Постоянно занимаясь собственным образованием, вы развиваете свою базу знаний и расширяете круг возможностей. Ваша экономическая безопасность зависит не от вашей работы; она зависит от вашей способности производить – думать, учиться, создавать, приспосабливаться к ситуации. В этом заключается истинная финансовая независимость. Она не в обладании материальными ценностями; она в способности производить материальные ценности. Это ваше внутреннее свойство.
Ежедневная Личная Победа – выделение минимум одного часа в день на обновление физического, духовного и интеллектуального измерения, – является ключом: к развитию в себе Семи Навыков, а это целиком в пределах вашего Круга Влияния. Это ваше время, которое вы фокусируете на Квадрате II и которое необходимо, чтобы вы могли интегрировать эти навыки в свою жизнь и стать человеком, ориентированным на принципы.
Кроме того, это основа для Ежедневной Общественной Победы. Это источник внутренней уверенности в себе, который необходим для "затачивания пилы" в социально-эмоциональном измерении. Это наделяет вас силой концентрироваться на своем Круге Влияния во взаимозависимых ситуациях, силой смотреть на других людей через парадигму Менталитета Достаточности и по-настоящему ценить их различия и радоваться их успеху. Это обеспечивает вас фундаментом для поиска истинного понимания, для выработки синергитических решений в духе "Выиграл/Выиграл" и для применения Навыков 4, 5 и 6 во взаимозависимой реальности.
Восходящая спираль
Обновление – это принцип, – и процесс, – который побуждает нас двигаться по восходящей спирали роста и перемен, по спирали постоянного совершенствования.
Чтобы восхождение по этой спирали было последовательным и исполненным смысла, мы должны учитывать еще один аспект обновления, который относится к уникальным свойствам человека и направляет это восходящее движение – нашу совесть. Говоря словами мадам де Сталь: "Голос совести настолько слаб, что его легко заглушить, но при этом он настолько отчетлив, что его ни с чем нельзя спутать".
Совесть – это дар, который позволяет нам ощущать наше соответствие или несоответствие верным принципам и который – если он достаточно развит – поднимает нас до высоты этих принципов.
Подобно тому, как для высококлассного спортсмена жизненно необходима "образованность" его нервов и мускулатуры, а для ученого – интеллектуальная образованность, так для истинно проактивного, высокоэффективного человека необходима образованность совести. Но развитие и образование совести требует большей концентрации, более продуманной дисциплины, большей последовательности и честности в жизни. Они требуют, чтобы мы регулярно наслаждались чтением вдохновляющей литературы, были исполнены благородных помыслов и, прежде всего, жили в гармонии с тихим голосом своей совести.
Подобно тому, как недоброкачественная пища и отсутствие тренировок способны разрушить спортивную форму спортсмена, так все непристойное, грубое, грязное может подпитывать темные стороны нашей природы, заглушать чувства высшего порядка и заменять высшую совесть, задающуюся вопросом: "Что есть благо, а что есть зло?", социальной совестью, озабоченной вопросом: "Узнают или не узнают?".
Даг Хаммаршельд говорил:
"Невозможно, заигрывая с животным началом в себе, не становиться при этом животным, заигрывать с ложью и не утратить право на истину, заигрывать с жестокостью и не утратить при этом душевной чуткости. Тот, кто хочет видеть свой сад цветущим и благоухающим, не оставляет в нем места для сорняков".
Поскольку мы обладаем самосознанием, мы должны выбирать цели и принципы для своей жизни, так как в противном случае вакуум будет заполнен, а мы утратим свое самосознание и уподобимся пресмыкающимся, которые существуют только ради выживания и размножения. Люди, существующие на подобном уровне, не живут; они прозябают или так сказать подвергаются жизни. Они реагируют на внешние раздражители, не подозревая о своих уникальных свойствах, дремлющих у них внутри в неразвитом состоянии.
И ведь нельзя ускорить развитие этих свойств, нельзя каким-то образом "срезать угол". Здесь правит закон урожая: что посеешь, то и пожнешь, не больше и не меньше. Закон справедливости неизменен, и чем теснее мы свяжем себя с верными принципами, тем точнее мы сможем судить о том, как устроен мир, и тем точнее будут наши парадигмы – карты, благодаря которым мы ориентируемся в жизни.
Я считаю, что, двигаясь по восходящей спирали роста и развития, мы должны демонстрировать свое старательное отношение к процессу обновления, занимаясь образованием своей совести и следуя ей. Постоянно развиваемая и просвещаемая совесть поведет нас по дороге увеличения личной свободы, безопасности, мудрости и энергии.
Движение по восходящей спирали требует, чтобы мы узнавали новое, брали обязательства и действовали, поднимаясь с каждым разом на новый виток. Мы только обманываем себя, полагая, что можно обойтись каким-то одним из этих элементов. Чтобы постоянно двигаться вперед, мы должны узнавать, брать обязательства и действовать, и снова – узнавать, брать обязательства и действовать, и опять – узнавать, брать обязательства и действовать.
Практические предложения:
1. Составьте список действий, которые помогут вам поддер живать хорошую физическую форму, которые бы соответ ствовали вашему образу жизни и доставляли вам удоволь ствие.
2. Выберите одно из этих действии и запишите в качестве своей цели на будущую неделю. В конце недели оцените, как справились с задачей. Если вы не достигли поставлен ной цели – произошло ли это потому, что вы подчинили ее более значительной ценности? Или же вы вели себя непоследовательно по отношению к своим ценностям?
3. Составьте такой же список обновляющих действий для духовного и интеллектуального измерений. В социально- эмоциональной области перечислите отношения, которые вам хотелось бы улучшить, или особые ситуации, в которых Общественная Победа смогла бы оказаться более эффек тивной. Выберите один пункт в каждой области и внесите его в список целей на будущую неделю. Выполните намеченное и оцените исполнение.
Возьмите на себя обязательство каждую неделю составлять план конкретных действий по "затачиванию пилы", выполнять их и оценивать свои действия и результаты.
И снова "изнутри-наружу"
Господь действует изнутри-наружу. Общество действует снаружи-внутрь. Общество стремится вытащить людей из нищеты. Христос изымает нищету из людей, так что они сами могут вытащить себя из нищеты. Общество стремится формировать людей, изменяя их среду обитания. Христос изменяет человека, который затем изменяет свою среду обитания. Общество меняет поведение человека, а Христос может изменять его природу.
Эзра тафт Бенсон
Я хочу поделиться с вами эпизодом из своей жизни, в котором, как мне кажется, выражена суть этой книги. Я надеюсь, что вы сумеете распознать принципы, содержащиеся в этой истории.
Несколько лет назад я в университете, где преподавал, взял годичный отпуск для работы над книгой. И все это время мы прожили в Лайе, на северном берегу Оаху одного из Гавайских островов.
Обустроившись на новом месте, мы вскоре выработали такой режим отдыха и работы, который оказался не только весьма продуктивным, но и чрезвычайно приятным.
После утренней пробежки по пляжу мы отправляли двух наших детей – в шортах и босиком – в школу. Я удалялся в изолированный домик у тростниковых зарослей, где оборудовал себе кабинет для работы. Это было очень тихое, красивое и спокойное место – никакого телефона, никаких заседаний, никаких срочных обязательств.
Помещение, в котором я работал, примыкало к территории колледжа, и вот однажды, когда я прохаживался между книжными полками принадлежащей ему библиотеки, мое внимание привлекла одна книга. Я открыл ее, и мой взгляд упал на фразу, оказавшую мощнейшее влияние на всю мою дальнейшую жизнь.
Я перечитывал ее снова и снова. В сущности, она выражала простую мысль о том, что между раздражителем и нашей реакцией существует некий промежуток, или пространство, и от того, как мы его используем, зависит наше развитие и счастье.
Мне трудно передать вам, какое впечатление произвела на меня эта фраза. И несмотря на то, что я был воспитан на философии самодетерминизма, слова, которыми была выражена эта мысль, – "промежуток между возбудителем и реакцией", – поразили меня с невероятной силой. Это было похоже на "откровение", на внутреннюю революцию, на "идею, время которой пришло".
Я вновь и вновь возвращался к этой мысли, и она начала оказывать серьезное воздействие на мою жизненную парадигму. Я стал наблюдать за собой как бы со стороны. Я мысленно помещал себя в середину этого промежутка и оттуда смотрел на раздражители. Я наслаждался внутренним ощущением свободы выбирать свою реакцию.
Вскоре после этого случая и частично благодаря воздействию этой "революционной" идеи мы с Сандрой начали практиковать "глубокое общение", разговоры по душам. Около полудня мы садились на старенький красный легкий мотоцикл "хонда-90", брали с собой двух наших ребят-дошколят – одного сажали между собой, а другого я пристраивал у себя на левом колене, – и отправлялись по тропинке через тростниковые заросли. Мы ехали не спеша около часа, спокойно беседуя между собой.
Дети, с нетерпением ожидавшие поездку, сидели тихо. Встречного транспорта не было, а наш мотоцикл стрекотал совсем негромко, так что мы хорошо слышали друг друга. Обычно мы доезжали до пустынного берега, парковали "хонду" и дальше шли пешком еще примерно двести ярдов до уединенного местечка, где среди природы устраивали пикничок.
Песчаный пляж и пресноводная речка, впадавшая в этом месте в океан, полностью занимали внимание детей, и мы с Сандрой могли спокойно продолжать разговор. Вы легко можете представить себе, какого уровня понимания и доверия мы смогли с ней достичь, проводя в таком глубоком общении по два часа в день ежедневно на протяжении целого года.
В самом начале этого года мы говорили обо всем, что нас интересовало, – о людях, идеях и событиях, о детях, о моей книге, о нашей семье и нашем доме, о планах на будущее и прочих подобных вещах. Но мало-помалу наше общение становилось глубже, и мы все чаще начинали говорить друг с другом о нашем внутреннем мире, – о том, как мы воспитывались, о наших жизненных сценариях, о наших чувствах и сомнениях. Глубоко захваченные общением, мы в то же время как бы со стороны наблюдали за этим процессом и за своим в нем участием. Мы стали по-новому, совершенно необычно использовать тот самый промежуток между раздражителем и реакцией, и это заставило нас задуматься о том, как мы были запрограммированы и как наши программы влияли на наше представление о мире.
Мы пустились в интереснейшее путешествие в свой внутренний мир и обнаружили, что это самое восхитительное, самое увлекательное, самое захватывающее и самое богатое открытиями занятие из всех, что были нам известны во внешнем мире.
Но не все было таким "светлым и радостным". Иногда мы испытывали боль, задевая обнаженные нервы, и неловкость от того, что становилась известна наша подноготная. Это испытание делало нас полностью открытыми и очень уязвимыми и незащищенными друг перед другом. Но несмотря на это, мы чувствовали, что с готовностью будем проходить через это испытание еще многие годы. Погружаясь в эти потаенные, деликатные проблемы и затем выходя из них, мы чувствовали себя в какой-то мере оздоровившимися.
Мы с самого начала относились друг к другу настолько заботливо и чутко, так старались поддержать друг друга, что это значительно облегчало для каждого из нас нелегкий путь к открытию самих себя.
Постепенно у нас выработалось два негласных строжайших правила. Первое – "не выпытывать". Поскольку мы раскрывали друг перед другом свои уязвимые внутренние наслоения, не нужно было задавать вопросов, нужно было эмпатически слушать, сопереживать. Выпытывание же подобно вторжению. Кроме того, оно слишком логично и оказывает контролирующее воздействие. Мы исследовали новую землю – неизведанную и пугающую, вызывающую страхи и сомнения. Нам хотелось открывать ее все больше и больше, но мы научились уважать потребность и право другого человека открываться тогда, когда для этого придет время и он будет готов это сделать.
Второе строжайшее правило заключалось в том, что если общение становится слишком болезненным, то беседа в этот день прекращается. И тогда мы либо продолжаем на следующий день с того места, где остановились, либо ждем, пока тот, кто рассказывал, не будет готов возобновить эту тему. Мы носили в себе неразрешенные вопросы, зная, что надо к ним вернуться. Но поскольку времени у нас было достаточно и обстановка к этому располагала, поскольку мы с таким увлечением наблюдали, как нас захватывает сам процесс, и совершенствовали свои отношения, то мы оба понимали, что рано или поздно вернемся к прерванному разговору и так или иначе его завершим.
Самыми трудными и в то же время самыми плодотворными стали те эпизоды нашего общения, когда в соприкосновение входили моя уязвимость и уязвимость Сандры. Тогда в силу нашей эмоциональной вовлеченности и субъективности мы обнаруживали, что промежуток между раздражителем и реакцией исчезал. Выплескивались негативные чувства. Но наше глубокое обоюдное желание и молчаливая договоренность заключались в том, чтобы настроить себя и качать с того места, где мы прервались, чтобы в конце концов добиться разрешения проблемы.
Один из таких трудных эпизодов был связан с характерной особенностью моей личности. Мой отец был очень замкнутым, сдержанным и осторожным человеком. Моя мать была и по сей день является очень общительной, открытой и непосредственной. Я нахожу в себе проявления и той, и другой тенденции. Когда я не чувствую себя в безопасности, когда я не очень уверен в себе, я склонен замыкаться, как и мой отец. Я прячусь в свою раковину и оттуда наблюдаю.
Сандра больше похожа на мою мать – общительна, естественна и непосредственна. За совместно прожитые годы не раз были случаи, когда ее открытость казалась мне чрезмерной, а она находила вредной мою отстраненность как для окружающих, так и для меня самого, поскольку я становился глух к чувствам других людей. Все это и многое другое выявилось в период наших совместных экскурсии в собственные глубины. Я стал ценить проницательность и здравомыслие Сандры, то, как она стремилась помочь мне раскрыться, стать более отзывчивым, чутким, общительным человеком
Другой трудный эпизод был связан с тем, что я считал "пунктиком" Сандры, изводившим меня многие годы. Она, как мне казалось, буквально помешалась на электробытовых приборах фирмы "Фриджидэр", чего я никак не мог понять. Она даже мысли не допускала о приобретении изделия с другим клеймом! Даже когда мы только начинали жизнь и были весьма стеснены в финансах, Сандра настаивала на поездке за пятьдесят миль в "большой город", где продавались товары фирмы "Фриджидэр", которых в нашем крохотном университетском городке не было.
Меня это ужасно бесило. К счастью, сталкиваться с ее упрямством приходилось не часто: только когда требовалось что-то приобрести из бытовых приборов. Но когда это случалось, для меня это становилось раздражителем, вызывающим такую реакцию, словно кто-то нажимал на красную кнопку пуска. Приверженность Сандры к этой фирме стала для меня символом иррационального мышления и возбуждала целый шквал отрицательных эмоций.
В таких сл