Правило 41. является ли ваша работа духовной?
Однажды по дороге в аэропорт шофер такси спросил у Рабби Джеффри Салкина:
— Что вы скажете еврею, который, как я, не был в синагоге со времен своей бармицвы?
— Мы могли бы поговорить о вашей работе, — ответил Рабби Салкин.
— Какое отношение имеет моя работа к религии?
— Мы сами выбираем, как смотреть на этот мир и на жизнь. Вы — водитель такси. Но вы также часть того, что связывает всех людей в одно целое. Сейчас вы везете меня в аэропорт. Я полечу в другой город и прочту пару лекций, которые помогут кому-то, изменят чью-то жизнь. Я бы не попал туда, если бы вы не подвезли меня. Вы помогаете осуществлению связи между людьми. Я слышал, как ваш диспетчер попросила подъехать к больнице и отвезти какую-то женщину домой, после того как доставите меня в аэропорт. Это значит, что вы станете первым человеком, не считая докторов, с которым она встретится после болезни. Вы поможете ей вернуться в мир здоровых людей. Потом вы, возможно, заедете на вокзал и отвезете домой юношу, который только что навещал умирающего отца. Вы можете подвезти человека, который готовится сделать предложение любимой девушке.
Вы соединяете людей, строите между ними мосты. А вы даже не догадываетесь, какую священную миссию выполняете».
Некоторые мирские профессии, по существу, являются духовными. Давайте рассмотрим самое обычное дело — производство одежды. Данная отрасль промышленности долгое время ассоциировалась с евреями. Как отмечает Салкин, это дело также может ассоциироваться с духовным благородством и некоторыми заповедями иудаизма. Например, религиозные евреи каждый день произносят следующее благословение: «Благословен Господь, Бог наш, Царь вселенной, одевающий нагих». Помогая Богу, те, кто производят одежду, совершают духовную работу. Подумайте, насколько лучше чувствуют себя люди, которые хорошо одеты. Салкин говорит, что люди, шьющие наряды для невест, участвуют в исполнении заповеди ахахасат капа (помощь в организации свадьбы).
Они могут совершить еще одно духовное дело — помочь невестам, испытывающим материальные затруднения, безвозмездно приобрести платья, вышедшие из моды. Продавец, советуя людям, страдающим от избыточного веса, и инвалидам, какую лучше выбрать одежду, тоже совершает духовное дело.
Если вы работаете учителем, доктором, адвокатом, бухгалтером, полицейским, секретарем, всегда найдется много возможностей для совершения духовных дел. Рабби Шломо Залман Ауэрбах однажды перед Йом-Киппуром встретил великого иерусалимского мудреца Рабби Арье Левина, у которого люди обычно просили благословения. Рабби направлялся к известному врачу Мириам Манин, чтобы самому попросить у нее благословения, «потому что она относится к людям с большой добротой».
Рабби Арье Левин понимал, что «любая работа может помочь достичь величия духа».
Перед тем как утром отправиться на работу, подумайте о духовном значении вашего дела. Какие у вас есть возможности улучшить этот мир и чью-либо жизнь? Потратьте несколько минут, чтобы это обдумать.
ПРАВИЛО 42. НЕДОСТАТОЧНО ПРОСТО НАКОРМИТЬ ГОЛОДНОГО...
Одни люди используют свой ум, чтобы обмануть кого-то, другие — чтобы найти способы получить личную выгоду, третьи — чтобы уберечь ближнего своего от стыда.
В трактате Шаббат есть необычная история. Однажды вавршонский мудрец Шмуэль (живший в ХШ веке) разговаривал со своим другом — не-евреем Аблатом, который был астрологом. Мимо них прошли несколько рабочих. Аблат указал на одного из них и сказал: «Этот человек не вернется. Он умрет от укуса змеи». Шмуэль, который верил, что молитва и добрые дела могут изменить судьбу, ответил: «Если он израильтянин, то вернется». Через некоторое время человек, чью смерть предсказал Аблат, вернулся вместе с остальными рабочими. Открыв его суму, астролог нашел в ней разрезанную пополам змею.
Шмуэль спросил: «Что ты сделал (чтобы избежать гибели)?». Человек ответил: «Как правило, мы едим вместе, поэтому каждый из нас кладет на общий стол продукты, которые принес из дому. Но сегодня я заметил, что у одного рабочего не было хлеба и он стыдился этого. Я сказал всем: «Сегодня я собираю еду». Когда я подошел к этому человеку, то сделал вид, что беру хлеб и у него, чтобы ему не было стыдно».
Шмуэль сказал ему: «Ты совершил благое дело» (поэтому Бог спас тебя от ядовитой змеи).
Накормить голодного — это хороший поступок. Но безымянный рабочий не ограничился этим. Он уберег брата своего не только от голода, но и от стыда. По Талмуду, это образец праведного поведения. Такой человек достоин того, чтобы Бог сотворил для него чудо.