Правило 18. всегда приветствуйте другого человека
О Рабби Йоханане бен Заккае говорили, что никто не приветствовал его первым.
Известным сторонником этого учения был Рабби Шломо Карлибах, композитор, сочинивший сотни мелодий, которые до сих пор исполняются в синагогах, за субботним столом и на еврейских свадьбах. Наибольшую известность ему принес его музыкальный гений, но он был не менее талантлив и в выполнении заповеди «Люби ближнего своего».
В книге Итты Хальберштамм Мандельбаум «Праведный брат» собраны интересные случаи из жизни Рабби Шломо, рассказанные его друзьями и знакомыми. Однажды Реб Шломо ехал на концерт в Пенсильванию. Поездка была долгой, и, пообщавшись несколько минут, Карлибах попросил прощения. Он хотел немного помолчать и почитать Талмуд. Как потом вспоминал собеседник Рабби:
«Было видно, что он очень боялся обидеть меня и показаться неучтивым. Я знал, насколько напряженной была его жизнь и как редко ему выпадала возможность уединиться для изучения Талмуда. Поэтому я заверил его, что совсем не возражаю. Его глаза были полны восторга, когда он открыл Талмуд и погрузился в его изучение. Он был так поглощен чтением, что не замечал ничего вокруг... Тем не менее, каждый раз, когда мы останавливались, чтобы оплатить проезд, он закрывал Талмуд, смотрел в глаза сборщику денег, улыбался и говорил несколько дружелюбных слов. Даже если сначала служащий был в плохом настроении и вел себя грубо, увидев улыбку Рабби и поговорив с ним, он становился другим человеком. Когда мы вновь отправлялись в путь, Реб Шломо возвращался к Талмуду и прерывал чтение каждый раз, как мы останавливались. Несмотря на то, что текст занимал все его мысли, он не пропустил ни одной остановки, ни одного служащего. Свет Рабби Шломо коснулся и озарил каждого из них».
Конечно, сборщики платы за проезд были не единственными, кого приветствовал Рабби Шломо. Даже уличные нищие не были исключением. Каждый, кто приходил в его синагогу в Манхэттене, чувствовал себя особенным. Итта Хальберштамм Мандельбаум вспоминает, что Шломо всегда говорил ей доброе слово, когда они встречались. Как пишет Мандельбаум: «Неважно, что я только что слышала, как он точно так же приветствовал три сотни человек. Его озаренное светом лицо излучало неподдельную искренность, и я чувствовала тепло его безграничной любви».
Говорите «Здравствуйте» или «Доброе утро», это создает теплые отношения между людьми, которые могли бы, в противном случае, даже не общаться друг с другом. В замечательной книге Яффы Элиаха «Хасидские рассказы о Холокосте» есть история о хасидском раввине, жившем в Данциге в 1930 году. Каждое утро он выходил на прогулку и приветствовал каждого мужчину, женщину или ребенка теплой улыбкой и сердечными словами «Доброе утро». Прошли годы, рабби перезнакомился с большинством жителей города... и всегда приветствовал их, называя по имени. За городом была ферма. Проходя мимо нее, рабби здоровался с хозяином:
— Доброе утро, герр Мюллер.
— Доброе утро, герр Раббинер, — отвечал тот.
Когда разразилась вторая мировая война, рабби перестал ходить по городу, а герр Мюллер присоединился к СС. Рабби потерял семью в лагере смерти «Треблинка», его депортировали в «Освенцим». Однажды еврейских заключенных поделили на две группы. Они проходили мимо нацистского офицера. Одним он командовал идти налево, в газовые камеры, другим — направо, их ожидал рабский труд. К тому времени рабби, страдавший от голода и болезней, был похож на «ходячий скелет».
Когда он подошел поближе, голос, направлявший людей направо или налево, показался ему знакомым. Вскоре он увидел лицо человека, посылавшего людей на смерть или оставлявшего их жить. Поравнявшись с офицером, рабби услышал собственный голос:
— Доброе утро, герр Мюллер.
— Доброе утро, герр Раббинер! — был ответ, — Что вы здесь делаете?
Ничего не сказав, рабби печально улыбнулся. Через мгновение герр Мюллер поднял хлыст и укачал рабби направо, жить. На следующий день рабби был переведен в лагерь с более легким режимом и, в результате, дожил до конца войны.
Как говорил рабби Яффа Элиах: «Вот какой силой обладает приветствие «Доброе утро». Человек всегда должен здороваться с ближним своим».
Хотя для делового мира характерны определенные нормы и правила делового общения — бизнес-этикет — искренняя доброжелательность, если она свойственна человеку, будет восприниматься собеседниками или партнерами на подсознательном уровне.