Откуда ожидать пожертвований?

В США, например, суммы данных пожертвований и других доходов некоммерческих органи­заций распределяются следующим образом (1990 год):

Плата за услуги и консультации 38%

Доходы от вкладов и инвестиций 5%

Правительственное финансирование 26%

Другое 4%

Частные пожертвования 27%, причем из них:

Частные лица 83% (22 %)

Наследства 6% (1.6%)

Фонды 6% (1.6%)

Корпорации ("бизнес") 5% (1.3%)

Данные отчета реальной российской организации (Благотворительного Фонда "Душа чело­века") за 1993 год позволяют построить совершенно иные пропорции, которые, кстати, типичны для большинства российских благотворительных организаций:

Доходы от вкладов и инвестиций 0,3%

Правительственное финансирование 7,7%

(пожертвования от госпредприятий)

Частные пожертвования 98,9%, причем из них:

Частные лица 2,2% (2%)

Фонды 1,2% (1,1%)

Корпорации ("бизнес") 96,6% (88,8%)

Таким образом, вы должны сознавать, что, скорее всего, ваши поступления будут склады­ваться в основном из пожертвований и взносов коммерческих структур. И вы должны хорошо под­готовиться к общению со своими потенциальными спонсорами.

Дополнительная литература

1. Армстронг М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. – 512 с.

2. Бирах А. Психология мимики. Как читать мысли человека по выражению лица. Методическое пособие для слушателей курса «Эффективные коммуникации в бизнесе». – М., 2000. – 172 с.

3. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов /В.П.Пугачев. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 285 с.

4. Рысёв Н.Ю. Активные продажи. Эффективные переговоры. – СПб.: Питер, 2002. – 192 с.

5. Самоукина Н. Управление персоналом: российский опыт. – СПб.: Питер, 2003. – 236 с.: ил.

6. Свияш А. Что вам мешает быть богатым?

7. Смирнова В.В. Успешные продажи. – СПб.: Питер, 2004. – 192 с.: ил.

8. Хазагеров Г.Г., Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2003. – 136 с.

9. Хофф Р. Я вижу вас голыми: Как подготовиться к презентации и с блеском ее провести /Пер. с англ. А.Д.Иорданского. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 224 с.

Приложение 1.

Упражнение «Монеты»

Участники рассаживаются по кругу. Каждый кладет перед собой все монеты, которые у него были в карманах. Задача теперь заключается в том, чтобы раздать эти монеты остальным. Сделать это он может любым способом, но раздать все монеты, а в соответствии с одним из пунктов правил игры, которые излагаются совершенно четко, возвращены они не будут. После раздачи монет образуется некая финансовая социограмма. Позиция отдельных участников группы в ней определяется количеством и достоинством монет, полученных ими в свою собственность. Каждый из участников кладет полученные монеты на видное место перед собой.

Во время следующей за этим дискуссии (в ходе которой монеты остаются на своих местах) можно рассмотреть несколько обстоятельств. Например, кто каким способом раздавал свои монеты: кто раздавал всем поровну, чтобы никого не обидеть, кто осмелился выразить свои предпочтения; кто выжидал, как к нему отнесутся другие и т.п. Выражение предпочтений имеет здесь тем большее значение, что связано с отказом от определенной, пусть символической ценности в пользу выбранного. В ходе дискуссии обсуждаются также чувства, связанные с получением даров, и ставшие благодаря этому очевидными позиции отдельных участников в группе. Можно рассматривать причины популярности «звезд» группы, а также, возможно, причины, по которым некоторые оказались в изоляции, не получив даров.

На этом, однако, упражнение еще не заканчивается. Спустя определенное время ведущий дает дополнительную инструкцию. Теперь каждый должен взять у остальных столько монет, сколько хочет и у кого хочет. Никто, разумеется, свои монеты не защищает.

Это задание, как правило, значительно повышается напряженность в группе. Участники опасаются, что их инициатива повредит им. Под впечатлением дискуссии о социограмме они боятся ухудшить свое положение в группе. Кроме того, сказывается присущее почти всем амбивалентное отношение к деньгам. Позже осуществляется анализ методов, прибегнув к которым, группа разрешила сложившуюся ситуацию. Скольким участникам пришлось действовать в одиночку, прежде чем ситуация разрешилась; что это говорит об их интеракционных характеристиках; как в ходе упражнения проявился общий уровень функционирования группы и какова была атмосфера в ней и т.д.

Это упражнение мы рекомендуем проводить лишь в такой учебной группе, которая провела уже несколько вызывающих аффекты занятий и где был достигнут определенный уровень кооперации участников и сложилась терапевтическая атмосфера.

Приложение 2.

АФФИРМАЦИИ ДЛЯ СНЯТИЯ

Наши рекомендации