Глава 5. Стимулирование клиента на принятие решения – завершение сделки
Множество клиентов охотно контактируют с вами, но с трудом принимают решения, тем более такие, которые выгодны вам. Отрицательные решения клиента – тоже результат, но не тот, который вам нужен. Эта часть тренинга посвящена тому, как подталкивать клиента к принятию решения. В своей практике я не раз встречалась с клиентами, для которых процесс продаж растягивался на многие месяцы. Клиент требовал все больших и больших уточнений, все больших уступок с моей стороны. На какие-то условия я могла пойти. Что-то было явно невыгодно, поэтому приходилось отказывать клиенту, долго объясняя ему, в чем тут дело и как такая уступка с моей стороны может помешать нашему общему делу – увеличению его доходов. Но как только переговоры подходили к принятию решения, клиент придумывал новый повод для отсрочки решения. Вам необходимо учитывать такие ситуации.
Вам также нужно принимать во внимание такие ситуации, когда клиент принимает решения чрезвычайно поспешно, не приняв во внимание все факторы. Следует уметь работать с такими ситуациями, когда клиент принимает решение не в вашу пользу. Что делать в таких случаях и как влиять на его решение? Задумайтесь о том, какие основные факторы влияют на решение клиента при приобретении товара и услуги?
Более того, в свободное время вам не лишним будет завершить замечательный экскурс в психологию оценки и принятия решения. Просмотрите существующую сегодня многочисленную литературу.
Главное правило завершения сделки гласит: «Задав вопрос на завершение сделки, заткнись и жди, пока клиент не ответит».
Если вы стимулируете клиента к принятию решения, то вам необходимо создать атмосферу, в которой клиент действительно сможет принять решение. Решение – это всегда некий экстремум, некий максимум или минимум души, в котором клиент пребывает, чтобы сказать, в первую очередь, себе, а затем уж и вам, «да» или «нет». Принятие решения происходит по-разному, о чем мы немало говорили до этого. Но в любом случае, за решение клиента ответственен один из психических механизмов, будь то полное осознание при принятии решения, или эвристика репрезентативности, или эвристика доступности, или еще что-либо.
Итак, вы задаете клиенту вопрос: «Когда мы начнем работу?» Теперь важно дать ему возможность принять решение. Сделайте паузу и ждите. прошел весь цикл продаж, вы создали первое благоприятное впечатление, вы ориентируетесь в клиенте, понимаете его потребности и желания, можете определить типовое поведение клиента, вы ярко аргументировали преимущества и выгоды работы с вашей компанией, вы презентовали свой продукт, обработали те возражения, которые возникли у клиента в процессе переговоров о продажах, вы представили цену продукта в свете его ценности. Вы сказали достаточно. Достаточно. Теперь время говорить клиенту. Теперь его время. Сделайте паузу и ждите, пока клиент примет решение. На любое решение нужно время. Если же вы, задав вопрос, сами начинаете отвечать на него или дополнять клиента, тем самым вы предоставляете возможность вашему партнеру отсрочить процесс принятия решения.
Продемонстрирую на примере, как делать не надо.
П.: Когда мы начнем работу?
Клиент думает.
П.(не выдерживает естественного для принятия решения напряжения и продолжает задавать вопросы): Ну, мне кажется, вас все устраивает.
Клиент продолжает думать.
П.(«ломается» и начинает говорить то, чего не следует): Разумеется, мы можем еще раз проработать проект и посмотреть, что еще можно улучшить.
К.:(обрадованный тем, что решение сейчас принимать не надо, и понимающий, что можно добиться еще каких-нибудь уступок): Да, проработайте проект еще раз и предложите мне новый вариант. Сколько у вас на это уйдет времени?
Теперь глупо говорить, что новая версия вашего проекта будет готова через час. Вы – солидная компания, вы учитываете все тонкости. Тем более даже на процесс бездумного переписывания уходит достаточное количество времени. А если учесть еще и текущую работу, работу с другими клиентами, то вы встретитесь с клиентом не меньше, чем через неделю. А сколько конкурентов вашей компании могут в течение данной недели посетить этого клиента? Очень много! И при следующем посещении может обнаружиться, что клиент уже принял решение, но не в вашу пользую вот так.
Есть множество вариантов стимулирования клиента к принятию решения. Я предлагаю вам пройтись по некоторым вариантам завершения сделки.
Способы завершения сделки
Естественное завершение
После беседы клиент сам спрашивает, как он может получить товар/услугу. Самый благоприятный исход ваших переговоров. Клиент настолько вовлечен, что самостоятельно инициирует процесс получения вашего продукта. То, о чем вы говорили, то, что вы рассказывали и демонстрировали, показало ему, что продукт ваш – безусловно важная вещь для его бизнеса. Клиент принял решение в процессе переговоров. Стремитесь к этому. Но ваши устремления не часто соответствуют реальности.
Завершение по предложению
Вы предлагаете клиенту принять решение прямо сейчас без обиняков, вот так, как есть, вы имеете на это право. Вы достаточно вложили в него, показали то, что ему необходимо, и теперь задаете простой вопрос на завершение сделки: «Ну что, берете?», «Ну, как вам, заказываете?», «Будете устанавливать?», «Ну что ж, я вижу, вы заинтересованы в приобретении, это так?»
То есть вы предлагаете клиенту свой продукт или услугу. Время в завершении цикла продаж самое подходящее.
Когда применяется этот метод завершения сделки?
Завершение сделки по предложению часто используют продавцы розничных магазинов. Иногда такой метод оправдан, а подчас он скорее вредит продажам, чем помогает.
Клиент стоит у прилавка, рассматривает кожаную сумку, которая стоит порядка двухсот долларов. Клиент думает. Подойдет ли эта сумка, достаточно ли она вместительна? Обладает ли она представительным внешним видом? хватит ли у него денег на такую покупку, учитывая, что его зарплата – 500 долларов в месяц. А тут продавец вмешивается: «Ну что, брать будете?» Я вас такому не учила. Прошу заметить.
Вот если клиент находится в такой же ситуации, с тем же самым портфелем, а вы говорите ему: «Отличная сумка! Возьмете?» И в этот момент вы смотрите в глаза клиенту, и в вашем взгляде он видит искреннее предложение воспользоваться возможностью купить себе хорошую вещь. В таком случае завершение по предложению – тот самый метод, который необходимо применить.
Завершение по предложению можно использовать, когда у вас достаточно хороший контакт с клиентом. Ваши прямые предложения будут восприниматься клиентом совершенно адекватно, ведь вы понимаете друг друга, так кажется вам, так должно казаться клиенту. Чем прочнее контакт, тем более откровенные вопросы позволительны. Аксиома, не требующая доказательства.
Завершение по предложению применимо в случае, когда клиент заинтересован в продукте или услуге как таковой, но сомневается, делать это сейчас или немного подождать с решением. «А чего, собственно, ждать?» - таков внутренний смысл вопроса продавца в этом случае.
«Мы все оговорили, давайте оформлять договор!» И, правда, все уже сказано, сомнений в целесообразности покупки нет, пора подписывать соглашение.