Как все-таки заставить его учиться?
Взять ремень и выпороть, или поставить в угол на колени на гречку, или заставить эту гречку перебирать? В слове «заставить» проявляется желание строгих родителей жестко контролировать ситуацию и продавливать свои решения. Психологическое давление – инструмент суровых людей, которые выросли в условиях подчинения авторитетам и считают справедливым, когда «младший» безоговорочно подчиняется «старшему». Горькая ирония в том, в своих методах воспитания мы тоже впадаем в крайности – то нам жалко детей и мы хотим им дать свободу, то мы обнаруживаем, как они распущены, и в ход идут самые строгие методы наказания и ограничения. Это простой путь потерять контакт с ребенком. А без контакта с ним уже ни о чем не договориться…
Правило № 289. Как бы ни учился ребенок, ни при каких обстоятельствах родители не должны терять с ним контакт.
17 ОКТЯБРЯ
Широкий познавательный интерес – основа интереса к обучению.
Самый верный путь стимулировать обучение – это сформировать уже у малышей познавательный интерес к миру. «Посмотри, какой жучок», «Иди попробуй сделать это сам! Правда, здорово?», «О, как интересно… Беги ко мне!» Детское удивление и готовность пробовать необычные вещи нужно поддерживать и поощрять: «Молодец, что заметил!», «А я и не знала, что ты можешь так рисовать (застегивать пуговицы, шнуровать ботиночки, складывать игрушки)». Большинство взрослых именно так себя и ведут. Но когда ребенок подрастает, акцент перемещается на интеллектуальные достижения, а потребности Я ребенка в похвале, признании и безусловной любви начинают игнорироваться, зависеть от школьных отметок.
Правило № 290. Ребенок, родители которого не гасили, а поощряли его любопытство и исследовательскую активность, будет опережать своих сверстников в обучении. Ему все интересно без дополнительной агитации.
18 ОКТЯБРЯ
На что же ориентироваться?
Чтобы не сбиться с пути, ориентируйтесь на чувства ребенка, начинайте выяснять ситуацию с декларации чувств. Давайте ребенку обратную связь: «Я вижу, ты расстроен. Еще бы!», «Я тебя понимаю. Похоже, ты сделал все, что мог в той ситуации», «Мне тоже не все равно», «У тебя горят глаза от счастья. Ну-ка, похвастайся!»
Правило № 291. В погоне за академическими успехами детей мы рискуем оскорбить их чувства и обмануть надежды.
19 ОКТЯБРЯ
Размах воображения ребенка – показатель креативности.
Воображение – это навык, который активно формируется до школы. Умение создавать образы и манипулировать ими предшествует мышлению. Это на первый взгляд кажется, что воображение может унести ребенка далеко от реальности, помешает постигнуть жизнь, мир вокруг. Межу тем анализ результатов детского творчества показывает, что дети с самого начала пытаются ухватить суть предметов, отношений между ними, важные детали. Знаменитый режиссер Сергей Эйзенштейн, автор теории монтажа, демонстрировал рисунок мальчика под названием «Затопить печь» как образец идеального монтажа. На рисунке на первом плане был изображен большой четырехугольник – коробок спичек, а за ним фоном – печка. Ребенок четко выделил главный элемент действия – спички, с которых начинается растопка печи.
Правило № 292. Воображение предшествует абстрактному мышлению.
20 ОКТЯБРЯ
Искажения в свою пользу.
Поскольку воображение ребенка отличается пралогичностью, антропоморфностью, анимизмом, оно то и дело продуцирует искаженные образы. Справедливости ради нужно сказать, что исследования восприятия детей старшего возраста и уже взрослых людей показывают, что разного типа искажения преследуют нас всю жизнь. Например, оценивая возраст незнакомого человека, мы по-прежнему меряем его по отношению к своему возрасту. Детям почти все взрослые кажутся старыми. А тридцатилетним старыми кажутся пятидесятилетние. Взрослые люди склонны приближать рост, возраст, вес другого человека и даже его уровень образования и пристрастия к своим, несмотря на то, что все эти характеристики могут быть измерены. Например, девушка 27 лет может считать сверстниками и 21-летнего парня, и 35-летнего мужчину, если тот и другой ей нравятся. Как и мы, дети склонны искажать мир в свою пользу.
Правило № 293. Не бойтесь отклонений в воображении детей. Так они экспериментируют с реальностью.
21 ОКТЯБРЯ
Асимметричность опыта.
У маленьких детей можно наблюдать такое фундаментальное свойство памяти, как амбивалентность, двухполюсность. Оно состоит в том, что одно и то же событие может оцениваться как положительное (со знаком плюс) и отрицательное (со знаком минус); в зависимости от того, какие чувства вызывает предмет или человек, зависит полнота воспроизведения. Положительные образы более устойчивы и точны, потому что человеку важно сохранять и опираться на положительный опыт. На этом этапе развития стоит пожелать адекватности не детям, а их родителям.
Правило № 294. Не учитывая особенностей детского воображения, мы мешаем им развиваться.
22 ОКТЯБРЯ