Порядок строится на повторении отрытых принципов.
Порядок действий лучше запомнится, если он повторяется изо дня в день, а вместе с ребенком делать зарядку, умываться и учиться будет любимая кукла или медвежонок. Девочки более аккуратны, потому что, воспитывая их, мы чаще прибегаем к приему использования куклы-двойника. Ребенок не только учится сам, но и учит свою «младшую сестричку» или «братика», как нужно делать, а значит, повторяет последовательность действий и тренирует контроль.
Правило № 229. Ребенок усвоил навыки аккуратности, если может научить им еще кого-то, например игрушку.
18 АВГУСТА
По щучьему веленью, по моему хотенью!
Сказки тоже учат бережному отношению к вещам. Сюжет их обычно строится вокруг магических предметов – ковра-самолета, цветика-самоцветика, скатерти-самобранки. Если бы такие вещи оказались у ребенка, вряд ли он стал бы бросать их где попало. Но у каждой вещи не только в сказке, но и в жизни есть своя история и душа! Если вы научите ребенка обращаться с вещами как с одушевленными существами, его отношение к ним наполнится теплом и детским азартом. Пуговицы станут подружками, шнурочки – юркими змейками, а ботиночки – братиками-близнецами, которые не могут жить друг без друга, поэтому их нужно всегда ставить вместе, аккуратно, носик к носику. Одежда, игрушки, книжки – все может быть окрашено симпатией, стать дорогим и близким.
Правило № 230. Чтобы вещи не мешали, не пугали, не сердили ребенка, с ними нужно дружить и договариваться. В итоге не только упорядочится мир ребенка, но и будет развиваться сюжетное мышление, необходимое для формирования стратегической организации своих поступков!
19 АВГУСТА
Порядок – не раз и навсегда, а для всех.
Навыки аккуратного обращения с вещами и деньгами формируются в процессе общения с родителями и сверстниками. Их нельзя «выучить наизусть» как стихотворение. Они накапливаются и изменяются в ходе того, как ребенок осваивает новые контакты, новые виды деятельности, переходит из группы в группу, из класса в класс. В каком-то смысле существует много порядков. Правильный тот, который позволяет учитывать интересы всех участников взаимодействия.
Правило № 231. По мере усложнения жизни ребенка ему предстоит научиться соотносить свои интересы и представления об организации с интересами и представлениями других людей.
20 АВГУСТА
Что такое деньги с точки зрения ребенка?
Для дошкольников деньги – это бумажки, фантики, которые берутся в одном месте (на работе, в кассе, у товарищей, у дедушки с бабушкой) и перекладываются в другое место, чтобы получить что-то по-настоящему интересное («Это бумажки, на которые мы покупаем»). До 6–7 лет мышление детей – конкретно-образное, а деньги – абстрактное понятие, эквивалент всего, что покупается и продается. Точно так же дети не очень понимают, что такое «счастье», «будущее», «выгодно». Но они способны понять, что такое «смеяться», «после того, как мы встанем утром», «у тебя будет еще больше – целая гора конфет». В качестве эквивалента, меры всех вещей у ребенка может выступать «вкуснятина», любимое занятие («Если ты поможешь мне помыть посуду, мы сможем посмотреть телевизор!» – идем мы на сделку), ценная для него вещь – вкладыш к жвачке, бусинка, гвоздик и т. д.
Правило № 232. Деньги имеют ценность как красивые фантики, на которые можно обменять что-то интересное.
Символическое значение денег детям дошкольного возраста недоступно.
21 АВГУСТА
Как они «зарабатывают»?
Первый способ «заработать», получить что-то важное, интересное, забавное – это попросить. Дети могут проявлять настойчивость в своих просьбах. Они быстро запоминают, кто и как себя ведет в ситуации многократных просьб с их стороны. На этом этапе они действуют с наивностью и ловкостью обезьянок, методом проб и ошибок, просто запоминая «слабых» и «добрых» людей. Чаще всего это бабушка, мама, няня. Еще один способ «заработать» – это обмен. Начиная с 5–6 лет ребята активно обмениваются (например, куклами или их одежкой, машинками, желудями, красивыми стеклышками). Некоторые предметы обладают магией притяжения, а присвоение вещи, обмен «навсегда» успокаивает ребенка, гарантируя, что никто не отберет у него «такую красивую штучку». Дети начинают копить, складывать под подушку, прятать в карманчиках, коробочках свои приобретения. Копилка – первый детский банк. Одни дети любят складывать монетки и копить, другие, наоборот, все время стремятся открыть копилку, проявляя нетерпение. В копилочку бросают мелкие монетки, сдачу после похода в магазин, потерянные или оставленные родителями копейки, подаренные «на мороженое» деньги и более крупные взносы родственников на день рождения.
Правило № 233. Дети действуют прямолинейно, если хотят достичь своей цели. Сложные системы действий и противодействий пока недоступны ни их разуму, ни их памяти. В детстве активно формируются мотивы, на реализацию которых затем уходит вся остальная жизнь.
22 АВГУСТА