Порядок осуществления основных видов розничных услуг в ОАО БНБ-Банк
Основная деятельность банков связана с оказанием ими разнообразных финансовых услуг предприятиям и населению. Эти услуги включают выполнение банками операций по привлечению и хранению денежных средств клиентов, размещению привлеченных средств в операции по кредитованию клиентов и в ценные бумаги и иные операции, связанные c удовлетворением потребностей своих клиентов в тех или иных финансовых услугах, в т.ч. обслуживание клиентов с использованием платежных карт, валютно-обменные операции [2, с. 4].
Открытие физическим лицам вкладных счетов в белорусских рублях и иностранной валюте осуществляется банком на основании их устных заявлений и одновременно заключаемых договоров при предъявлении документа, удостоверяющего личность физического лица.
При обращении физического лица по поводу открытия счета ответственный исполнитель уточняет у него вид вклада, знакомит с его условиями (срок привлечения, действующая величина процентной ставки, порядок ее изменения и получения дохода по вкладу и др.), сумму первоначального взноса.
Получив от физического лица согласие на открытие счета ответственный исполнитель:
- формирует в электронном виде по предъявленному документу, удостоверяющему личность, карточку вкладчика;
- выводит на печать договор в двух экземплярах, проверяет правильность указания в нем ФИО вкладчика, суммы первоначального взноса, процентной ставки, срока привлечения (его соответствие процентной ставке) и возврата вклада, шкалы при досрочном востребовании вклада и передает оба экземпляра договора вкладчику для проверки и подписания;
- по договору банковского вклада (депозита) банк принимает от вкладчика денежные средства и обязуется возвратить вкладчику денежные средства, проводить безналичные расчеты по поручению вкладчика в соответствии с договором, а также выплатить начисленные по вкладу (депозиту) проценты на условиях и в порядке, определенных этим договором.
Внесение денежных средств во вклад (депозит) при открытии вкладного (депозитного) счета может осуществляться двумя способами: наличными денежными средствами и путем безналичного перечисления денежных средств.
- после подписания экземпляров договора вкладчиком подписывает два экземпляра договора;
- оба экземпляра договора скрепляются печатью банка и передаются вместе с документом, удостоверяющим личность, контролеру.
Контролер, проверив правомерность открытия счета, правильность заполнения обязательных реквизитов договора, визирует договор. Один экземпляр договора остается у вкладчика, другой - в банке.
Закрытие счета производится в соответствии с законодательством и договором в следующих случаях:
- одновременно с совершением последней расходной операции по счету срочного депозита по основаниям, предусмотренным договором;
- по заявлению владельца текущего счета, благотворительного счета, вкладного счета;
- в иных случаях, установленных законодательством и (или) договором.
При наличии средств на счете производится расходная операция «Закрыть счет», включающая окончательный расчет процентного дохода по счету, распечатывается заявление на закрытие счета, выписка из лицевого счета (по желанию вкладчика) с отметкой о его закрытии.
Возврат денежных средств с вклада (депозита) совершаются при предъявлении вкладчиком документа, удостоверяющего личность и может также осуществляться двумя способами: наличными денежными средствами и путем безналичного перечисления денежных средств.
При закрытии счета на экземпляре договора, хранящемся в банке, проставляется отметка о закрытии счета.
Основанием выдачи кредита является заключенный между кредитополучателем и банком кредитный договор на условиях:
- единовременного предоставления денежных средств;
- открываемой кредитной линии, в том числе возобновляемой.
В кредитном договоре указываются [11]:
- стороны по договору;
- цель, сумма кредита и наименование валюты;
- срок и порядок предоставления и погашения кредита;
- способ обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору;
- размер процентов за пользование кредитом и порядок их уплаты;
- очередность погашения платежей по кредиту;
- права и обязанности сторон;
- ответственность сторон за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств по договору;
- лимит получения наличных денежных средств;
- иные необходимые условия выдачи, сопровождения и погашения кредита.
Два экземпляра договора подписываются обеими сторонами и скрепляются печатью учреждения банка.
Для получения кредита и оформления кредитного договора кредитополучатель представляет в банк следующие документы:
- заявление-анкету кредитополучателя,
- документ, удостоверяющий личность (для обозрения),
- справки кредитополучателя и его поручителей о среднемесячном доходе и размере удержаний за последние 3 месяца.
- иные необходимые документы по усмотрению банка.
Не позднее следующего рабочего дня, после регистрации заявления-анкеты кредитополучателя, работник службы кредитования населения передает представленный пакет документов работникам службы безопасности и юридической службы. Сотрудник службы безопасности проводит мероприятия предупредительного характера, собирает о кредитополучателях и поручителях. На основании результатов проведенных проверок оформляется соответствующее заключение службы безопасности о целесообразности или о нецелесообразности предоставления кредита.
При наличии заключения службы безопасности о нецелесообразности предоставления кредита, сотрудник службы кредитования физических лиц:
- информирует кредитополучателя об отказе в предоставлении кредита;
- подшивает все документы в специальную папку, в которой хранятся документы по обращениям, по которым было отказано в предоставлении кредита.
При наличии заключения службы безопасности о целесообразности предоставления кредита и отсутствии замечаний сотрудника юридической службы сотрудник службы кредитования физических лиц проводит следующие мероприятия:
- проверяет наличие у кредитополучателя (поручителей) действующей задолженности перед банком по ранее выданным кредитам;
- проводит оценку платежеспособности кредитополучателя (поручителей);
- определяет размер кредита в соответствии с платежеспособностью кредитополучателя;
- проверяет фактическое наличие имущества, а также наличие документов, составленных по результатам обязательной оценки имущества, передаваемого в залог.
Погашение кредита и уплата процентов за пользование им производится кредитополучателем в порядке и сроки, установленные в кредитном договоре.
Для открытия карт-счета физическому лицу и выпуска личной дебетовой карточки работник подразделения предоставляет физическому лицу для ознакомления и оформления пакет документов, который включает в себя:
- заявление-анкету на выпуск банковской платежной карты;
- проект договора карт-счета;
- правила пользования карточкой;
- информацию о вознаграждениях по операциям с карточками.
После заполнения физическим лицом документов работник подразделения проверяет правильность и полноту их заполнения, сверяет с данными документа, удостоверяющего личность, визирует договор карт-счета и передает на рассмотрение уполномоченному работнику для заключения договора карт-счета.
Договор между банком и физическим лицом оформляется в двух экземплярах, один из которых выдается клиенту вместе с правилами пользования карточкой, а второй вместе с заявлением-анкетой хранится в металлическом запирающемся шкафу (сейфе) в подразделении.
При выдаче карточки клиенту - физическому лицу работник подразделения обязан:
- убедиться в личности владельца карт-счета и (или) держателя по документу, удостоверяющему личность;
- предложить владельцу карт-счета и (или) держателю расписаться на заявлении в получении карточки и конверта с ПИН-кодом;
- выдать владельцу карт-счета и (или) держателю карточку (и конверт с ПИН-кодом);
- проконтролировать, чтобы держатель расписался на специальной полосе, расположенной на оборотной стороне карточки для хранения образца подписи;
- провести устное обучение клиента по вопросам безопасного и эффективного использования карточки, выдать клиенту дополнительные информационные материалы.
При открытии Банком карт-счета физическому лицу зачисление денежных средств на данный счет, а также совершение операций по данному счету осуществляются в соответствии с договором карт-счета и действующим законодательством Республики Беларусь. Указанные операции осуществляются в валюте карт-счета.
Банки могут совершать валютно-обменные операции со всеми иностранными валютами, к которым Национальным банком Республики Беларусь установлен официальный курс белорусского рубля. При этом банк самостоятельно определяет круг валют иностранных государств для осуществления валютно-обменных операций. Данные операции банки проводят на базе обменных пунктов.
Обменный пункт - это изолированная, специально оборудованная в соответствии с техническими требованиями кабина, расположенная вне кассового узла и предназначенная для проведения валютно-обменных, а также других банковских операций.
Обменный пункт открывается на основании приказа. В приказе в обязательном порядке содержится следующая информация: номер обменного пункта, его адрес (для обменных пунктов на базе бронированных автомобилей указываются возможные места стоянки), режим работы обменного пункта, работники банка, на которых возлагаются руководство и контроль за деятельностью обменного пункта, перечень валютно-обменных операций, совершаемых данным обменным пунктом.
Обменный пункт банка должен быть оборудован стендом, на котором помещается следующая информация:
- номер обменного пункта;
-перечень совершаемых валютно-обменных и иных операций;
- установленные обменные курсы покупки, продажи, конверсии иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте (устанавливаются и доводятся до обменного пункта на основании приказа или распоряжения по банку);
- размер комиссионного вознаграждения, взимаемого банком за услуги;
- режим работы обменного пункта с указанием технических и иных перерывов;
- информация о близлежащих (не менее трех) обменных пунктах;
- номер телефона банка и Главного управления Национального банка Республики Беларусь по области по месту расположения обменного пункта для предложений и замечаний о работе обменного пункта.
Обменный пункт должен быть оснащен техническими средствами для определения подлинности иностранной валюты, позволяющими осуществить не менее пяти видов контроля: магнитный, в ультрафиолетовом диапазоне спектра, при десятикратном увеличении с использованием лупы, а также в проходящем и отраженном световом потоке.
Также в обменном пункте находятся справочные материалы (каталоги) по определению подлинности, платежности наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте как на бумажном носителе, так и в электронном виде.
Работник обменного пункта обязательно должен иметь следующие документы:
- выписку (копию) из приказа банка о его назначении на должность кассира, заверенную подписью руководителя и печатью банка;
- копию приказа банка об открытии обменного пункта, заверенную подписью руководителя и печатью банка;
- копию внутреннего нормативного документа банка о порядке установления и доведения обменных курсов;
- паспорт либо удостоверение сотрудника банка.
Валютно-обменные операции, проводимые в обменных пунктах, в обязательном порядке должны фиксироваться с использованием кассовых аппаратов или компьютерных систем с внесением информации в соответствующий реестр (например, покупка банком долларов США вносится в реестр покупки долларов США) и заканчиваться выдачей физическому лицу чека кассового аппарата либо компьютерной системы, подтверждающего факт проведения операции.
Чек должен содержать следующую информацию: дата проведения операции; наименование банка или филиала, открывшего обменный пункт; вид структурного подразделения (обменный пункт, касса); номер обменного пункта; наименование или код иностранной валюты (платежных документов в иностранной валюте); сумма белорусских рублей (иностранной валюты), подлежащая выдаче либо перечислению; сумма вознаграждения за услуги банка (кроме случаев, когда валютно-обменные операции проводятся на основании установленного обменного курса).
В реестре должны содержаться сведения о времени совершения операции, наименовании иностранной валюты (код), сумме иностранной валюты, сумме к выдаче.
Проводя операцию покупки наличной иностранной валюты (платежных документов) за наличные белорусские рубли, кассир обменного пункта принимает наличную иностранную валюту, фиксирует операцию при помощи кассового аппарата или компьютерной системы и выдает физическому лицу наличные белорусские рубли вместе с чеком.
Если операция покупки валюты происходит за безналичные белорусские рубли, кассир обменного пункта принимает наличную иностранную валюту, заполняет реестр купленной валюты, оформляет платежное поручение в соответствии с требованиями, фиксирует операцию в электронном виде и вместе с чеком выдает физическому лицу экземпляр платежного поручения, принятого к исполнению.