Структура валютного законодательства

Группы:

1. Специальные законодательные и нормативные акты, посвященные валютному регулированию и контролю:

ФЗ от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и принятые в соответствии с ним другие ФЗ. Любо вносят дополнения либо вносят изменения.

2. Законодательные и нормативные акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, деятельность институтов, выполняющих функции валютного регулирования и валютного контроля, а также институтов, осуществляющих операции с валютными ценностями: намного шире чем «специальный блок» регулирует связанные отношения с вал регулированием

ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О биржах», «О рынке ценных бумаг», «О товарных биржах и биржевой торговле», «Об иностранных инвестициях».

3. Нормативно-правовые акты общего действия:

Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ.

Компетенция РФ – Конституция РФ. ГК- расчёты между субъектами ГПравоотношений, совершение сделок, сроки и тд.

Валютное регулирование - определение государством принципов осуществления операций с валютными ценностями.

Принципы валютного регулирования и валютного контроля ФЗ о вал регулир и контр

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; - вал регулирование не должно превалировать политические интересы или Юр аспекты. Во главе угла экономика- чтобы обеспечить баланс валюты для урегулирования обращения в сфере иностранной валюты.

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; - государства уходят из сферы вмешательства в отношения между резидентами и нерез, нет запретов между расчетами между ними. Как правило между резидентами ограничения.

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации; - в отношении резидентов и нерезидентов. Не допускается в отнош конкр лиц привилегий или ограничений

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля; - исходя из установления в РФ общей системы орг регулир контроля и агентов и принципов деят в рамках которых они осущ регул и контроль

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. – защита прав равным образом, неясности в Зак-ве должны толковаться в пользу нерез или рез

Структура механизма валютного регулирования:

1. валютное законодательство

2. валютные отношения между различными субъектами при совершении ими валютных операций

3. регулятивное воздействие валютного законодательства на валютные отношения.

Чтобы работал механизм, необходимы органы валютного регулирования.

Органы валютного регулирования

· Центральный банк Российской Федерации

· Правительство Российской Федерации может устанавливать любые требования в соотв с ФЗ о вал регулировании и контроле. Такое же полномочие у ЦБ. Если правительство устанавливает общие требования и правила к вал правоотношения. ЦБ устанавливает специфические правила которые применяются банками и иными кредитными организациями.

до февраля служба фин надзор. Распределены между фед казначейства, фнс и фтс.

Валютный контроль осуществляется:

· Правительством Российской Федерации(координация деятельности, взаимодействие ФТС, ФНС

· органами валютного контроля

o ЦБ РФ (координирует между уполномоченными банками в сфере вал контроля -агентами)

o Федеральный(ые) орган(ы) исполнительной власти, уполномоченный(ые) Правительством РФ. ФТС и ФНС

· агентами валютного контроля - помогают осуществлять функции органов. Проводят первичную обработку

Агенты валютного контроля

1. уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации

2. государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

3. не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг – ЦБ

4. налоговые органы

5. таможенные органы

59. Правила ведения валютных операций на территории РФ.


• валюта РФ = банкноты и монеты Банка России + средства на банковских счетах и в банковских вкладах

• иностранная валюта = банкноты, казначейские билеты, монеты, иностранного государства (гр. ин. гос.-в) + средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах

• валютные ценности = ин.валюта и внешние ценные бумаги

Резиденты

Резиденты связанны с мест регистрации, мест нахождения лиц.

1. физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

2. постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;

3. юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;

4. находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в предыдущем подпункте;

5. дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;

6. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в валютных отношениях

Даже временно проживающие (в ин гос??). Чтобы перестать быть резидентом не только проживать постоянно за пределами РФ но и должно признаваться иностранным гос таковым.

Филиалы предусмотрены, чтобы между ними не совершалось валютных операций.

Нерезиденты

1. физические лица, не являющиеся резидентами;

2. юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;

3. организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;

4. аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

5. межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;

6. находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных во втором и третьем подпунктах;

7. иные лица, не относящиеся к резидентам.

Наши рекомендации