Часть IV. Управление катамараном
Часть I. Снаряжение.
Каска.
Если на реке есть пороги, каска должна быть обязательно. И точка. И не важно, какой категории сложности пороги на реке, даже если это Шуя или Чирка-Кемь. Каска предохраняет вашу голову от соударения с камнями, рамой катамарана в случае киля и т.д. В случае потери сознания вы попросту утонете. Также обратите внимание на то, чтобы каска была оборудована застежкой, не дающей ей слететь с головы.
Упоры.
Если на реке есть пороги, катамаран, на котором вы сплавляетесь, должен быть оборудован упорами. Если они отсутствуют, то вы не сможете должным образом управлять катамараном, так как не будет возможности развить нормальное усилие при гребке. Также без упоров в порогах у вас очень велик шанс выпасть и пойти самосплавом, что также является достаточно опасным мероприятием, особенно в отсутствие каски (см. предыдущий пункт), а также недостаточной или отсутствующей страховки для данного порога. Катамаран, не оборудованный упорами, скорее подходит для хождения по озерам или рекам без порогов.
3. Личная сплавная одежда.
Отправляясь на сплав, подумайте о том, как вам не замерзнуть. В июле и августе в Карелии, несмотря на летнюю погоду, вода в реках все равно достаточно прохладная. И хоть и допускается сплав без гидрокостюма по несложным речкам, но тем не менее вам будет куда комфортнее в неопрене или сухом гидрокостюме. Что касается майских праздников в Карелии, то сплав без специального снаряжения становиться не только некомфортным, но и опасным для жизни. При попадании в ледяную воду очень быстро наступает переохлаждение организма, что, в свою очередь, может привести к летальному исходу. Если вы собираетесь сплавляться по горной реке Кавказа, Алтая или Саян, то необходимость неопренового или сухого гидрокостюма в холодной воде, думаю, объяснять вам уже не надо.
Спасжилет.
Спасжилет на воде должен быть обязательно! И не важно, насколько хорошо вы умеете плавать. Главная задача спасжилета заключается в том, чтобы вы оставались на поверхности и соответственно могли дышать. Особенно важен спасжилет в пороге! Также нужно отметить, что спасжилет для сплава на катамаранах должен быть оборудован паховыми ремнями, которые не позволят ему задираться вверх, так как в этом случае он ограничивает вам обзор и перестает держать на воде. Для сплава до 3 категории сложности допускается применение «пеночного» спасжилета, от 3 категории и выше рекомендуется сплавляться в надувном спасжилете. Здесь мы не говорим о дорогих и качественных каякерских спасжилетах с пенным наполнителем – это отдельная тема. Также не забывайте, что объем спасжилета должен быть правильно подобран по весу!
Часть II. Плавсредство.
Существуют 2-ух местные (к-2), 4-ех местные (к-4), 6-ти местные (к-6).
Катамаран 2-ка – это спортивное судно. Он самый маневренный среди остальных катамаранов, но также и самый легкий и наименее устойчивый, что в случае ошибок со стороны экипажа может приводить к его перевороту в порогах. Сплав на к-2 подойдет Вам, если Вы уже имеете неплохой опыт сплава по рекам и готовы идти на судне без инструктора. Учитывайте, что Вам полностью придется отвечать за свой борт, как в порогах, где нужны правильные, своевременные действия, так и на плесе (участках спокойной воды), где Вы окажетесь на своем борту единственным гребцом. Рассчитывайте свои силы! Также к-2 позволяет не ставить на катамаран палубу, разместив вещи на баллонах впереди гребцов, что также является несомненным плюсом, так как в случае переворота, Вы без дополнительных препятствий сможете выбраться на катамаран.
Катамаран 4-ка – тоже спортивный вариант сплава. В отличие от 2-ки обладает меньшей маневренностью, но большей устойчивостью. Прощает больше ошибок при прохождении порогов, чем К-2. Также позволяет размещать вещи на баллонах между гребцами, что положительно сказывается на безопасности сплава.
Катамаран 6-ка. Обычно – это та же 4-ка, только вместо вещей на баллоне между гребцами устанавливают дополнительно 2 сидушки и сажают на них еще 2-ух гребцов. В данной ситуации без палубы уже никак не обойтись. Мало того, что вещей попросту больше из-за количества народа на судне, так их еще и некуда класть, кроме как сооружать палубу в середине судна. Это первый минус 6-ки. Второй – это то, что грести вшестером не удобно, мало места, часто туристы мешают друг другу при гребле. Ну и третий минус – это то, что катамаран становится очень тяжелым, соответственно неповоротливым, плохо управляемым и с низкой осадкой в воде, что приводит к частым повреждениям шкуры и баллонов катамарана об острые камни и другие препятствия. Все эти минусы также плохо отражаются на опыте туристов, который они могли бы получить, сплавляясь на более спортивных К-2 и К-4. Зато использование К-6 позволяет сильно сэкономить турфирме и повысить рентабельность туров. Для обслуживания одного и того же числа туристов требуется меньше инструкторов и меньше плавсредств, что означает экономию на зарплате, питании, транспортировке, износе снаряжения и т.д. Многие туристические компании сейчас разделяют в прайсах на туры цены на один и тот же маршрут в зависимости от выбранного туристами плавсредства. Обращайте на это внимание при сравнении цен на аналогичные маршруты у разных туроператоров.
По своему типу катамараны бывают спортивные и туристические. Туристические подходят для некатегорийных маршрутов. Спортивные – наоборот. У спортивных, как правило, более качественные и прочные материалы шкуры, баллонов и рамы. Также зачастую они отличаются принципом крепления рамы к баллону и сборки самой рамы. У одного и того же производителя, как правило, есть и туристические и спортивные модели.
Если Вы идете в некатегорийный поход на туристическом катамаране, то, кто является производителем судна, уже не так важно, главное, чтобы судно было в хорошем состоянии. А вот если это спортивное судно, то постарайтесь узнать, какой фирмы катамаран и как называется его модель. Если катамаран собственного производства, то стоит задуматься. Обычно они не самого лучшего качества, и изготавливаются самостоятельно, прежде всего из желания сэкономить. Существует достаточно много производителей катамаранов, попробуем перечислить наиболее известных из них: Raftmaster, Raftservis, Triton, Белрафт, Кулик , Стриж, K2red, Трэкс (катамараны стерх)
Не будем здесь описывать плюсы и минусы каждого из них, узнав фирму и модель, вы сможете без труда почитать о катамаране как на сайте производителя, так и просто отзывы в Интернете.
Часть III. Безопасность.
1. Сплав на спортивных надувных катамаранах для людей, не имеющих предварительного опыта и технической подготовки мы предлагаем по рекам, имеющим препятствия не выше III к.с. Отличительная особенность таких рек – это достаточно теплая вода и локальный характер препятствий, которые заканчиваются обширными участками спокойной воды (плесами). При таких условиях не сложно организовать страховку участников на случай переворота катамарана в пороге или падения участника с судна.
2. Обязательным требованием к участникам катамаранных сплавов является умение плавать и отсутствие водобоязни.
3. При прохождении порогов все участники должны иметь на себе спасательные жилеты, надетые и застегнутые по всем правилам.
4. При преодолении быстрых участков реки с множеством камней в русле (шиверы), необходимо, для начала, внимательно слушать команды капитана и быстро и точно их выполнять.
5. В случае выпадения участника с катамарана в воду при прохождении порога, необходимо:
а) Не выпускать из рук весло;
б) Постараться удержаться за свой катамаран;
в) Если и это не удалось, то надо без паники, не спеша, плыть к ближайшему от вас берегу
6. Во время сплава и на берегу необходимо всячески предохранять катамаран от контактов с твердыми и острыми предметами, которые могут повредить его оболочку и надувные емкости.
7. Перемещаться по катамарану необходимо осторожно, наступая, по возможности, на раму.
8. Опыт инструктора - инструктора всегда должны иметь некий запас опыта сплава по рекам более высокой категории, нежели та река, на которую вы с ними идете. Ответственность за группу на инструкторах, а вот уверенности и четкого понимания как идти тот или иной порог у неподготовленного гида нет, соответственно ему лучше и проще обнести препятствие, даже если его и можно было безопасно пройти.
Гребля передними гребцами
Прямой гребок
Существует 3 способа:
- Маховый – гребок за счет разгибания туловища,
- Поворотный - за счет перемещения туловища вокруг вертикальной оси,
- Комбинированный- возник при слиянии предыдущих двух.
При подготовке к гребку туловище разворачивается в сторону нерабочего борта(угол может достигать 45°к оси судна) и наклоняется вперед. Толкающая рука занесена над головой и согнута в локтевом суставе настолько, насколько необходимо для быстрого вгребывания весла и нахождения опоры лопастью в воде. Тянущая рука вытянута вперед. Лопасть параллельна оси судна. Затем толкающая рука, разгибаясь в локте, выносится из-за головы, тянущая рука опускается, и весло входит в воду сразу, находя в ней опору. При этом верхняя рука поворачивает лопасть перпендикулярно оси катамарана. Угол накрытия должен быть примерно равен 50°. Вгребывание должно происходить по дуге, т.е. тянуть надо одновременно с погружением весла. Проводка делается прямыми руками. Туловище разворачивается грудью к рабочему борту и разгибается в тазобедренном суставе. Бедра одновременно с разгибанием туловища подтягиваются к лопасти, двигая кат вперед. Проводка в основном заканчивается, когда кисть тянущей руки проходит середину бедра. Во время проводки надо стремиться к тому, чтобы весло как можно больше находилось в вертикальном положении. К концу проводки туловище почти выпрямлено и немного развернуто в сторону рабочего борта, руки прямые, весло несколько наклонено к нерабочему борту и вперед. Отталкиваясь от воды веслом, несколько сгибая руки, поворачивая весло в воде, лопасть выталкивается вверх наружной кромкой вперед. Далее следует подготовка к гребку. Верхняя рука в полусогнутом состоянии продолжает движение вверх-назад в сторону нерабочего борта, тянущая рука расслаблена и полусогнута, выпрямляясь, проносит весло вперед (ребром !) до полного разгибания в локтевом суставе. Туловище при этом постепенно разворачивается к нерабочему борту и наклоняется вперед. Гребец готов к следующему циклу. (подробнее см. «Гребной спорт», обращайтесь, у меня есть фото этого раздела.)
Гребки управления
Подтяг
Этот гребок выполняется с разворотом туловища в сторону рабочего борта, и гребок делается на себя, получается как бы прямой гребок перпендикулярно продольной оси судна только почти без докручивания туловища (оно и так на пределе). Вгребывание происходит почти также как при прямом гребке, только в момент, когда туловище развернуто под углом к рабочему борту. Весло проводится чуть впереди себя, примерно на уровне середины бедра. Работает в основном туловище, руки лишь способствуют этому: нижняя сгибается (как бы тянет за ручку дверь, открывая ее), а верхняя толкает весло прямо от носа гребца в сторону.
Подтяг задним гребцом в классическом виде не эффективен: 1. его товарищ может выполнить табан (более сильный гребок); 2. струя не помогает заднему в выполнении этого гребка, т.к. судно обычно движется со скоростью относительно воды и не набегает на чуть повернутое судно, не доворачивает его. 3. Точка приложения ближе к центру тяжести — труднее смещать судно.
Закол
Выполняется в случаях резкого поворота судна, разворота, чалки, прохождения бочек. Весло втыкается в воду с неким углом к оси катамарана, чтобы судно быстрее повернуло, «сошло» со струи, чаще всего в зону спокойной воды (улов, тень от камня) подальше от борта, и выполняет функции оси, вокруг которой происходит разворот судна с помощью течения. Как только судно развернется в сторону улова, не вынимая весла из воды надо выполнить прямой гребок, а затем , при необходимости, еще несколько, чтобы затащить катамаран в улов. Это что касается разворота, чалки. В бочке весло втыкается впереди катамарана в струю ( не в пену), если бочка не большая. Если бочка большая и не дотянуться до струи, то её надо искать под собой на глубине. По сути — действия как при подтяге и прямом гребке, но проводку невозможно осуществить из-за большой скорости катамарана (струи, разницы скоростей струи и катамарана).
Флажок, уголок Выполняется в случаях, когда необходимо немного подправить курс судна. Весло опускается в воду как при подтяге или заколе, но под таким углом, чтобы набегающая вода била в развернутую лопасть (вогнутую сторону). Весло через напряженные руки тянет катамаран в сторону. Можно, подправив курс судна, не вынимая весла из воды, сразу перейти на прямой гребок. Подставлять выгнутую сторону весла, чтобы сместить катамаран в другую сторону, не стоит – есть большая вероятность, что весло затащит под гондолу.
Дуговой гребок Весло втыкается возле носа катамарана, лопасть почти параллельна продольной оси, и делается гребок по дуге. Туловище наклонено в сторону лопасти и как бы следует за ней, поворачивая весло. Рука, тянущая весло (нижняя), выпрямлена и идет как можно дальше от туловища, а верхняя сильно согнута, кисть ее всегда на уровне носа гребца. Здесь допустимо, а иногда необходимо сильное вывешивание, наклон туловища.
- Иногда есть необходимость выполнить гребок между гондол. Весло начинает свое движение у носа другой гондолы, затем весло переносится через свой нос и продолжает свое движение, как обычный дуговой гребок.
- Вариацией такого гребка является не проводка меж гондол, а флажок. Судно смещается за счет давления на весло набегающей воды.
Гребля задними гребцами
Прямой гребок
Выполняется также, как и передними гребцами
Гребки управления
Табан
Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова: «ТАБАНИТЬ, табаню, табанишь, несов. (спорт. , мор. ). Грести обратно для поворота или для движения кормой вперед.» Поскольку прямые гребки назад вынесены в отдельный вид гребка, то остается значение для этого слова - «Грести обратно для поворота», а для поворота необходима составляющая гребка, направленная перпендикулярно оси судна. Выполняется как для для поворота, так и для сохранения положения судна под углом к струе — например при траверсе.. И.П.: тело чуть наклонено вперед, туловище развернуто в сторону рабочего борта, лопасть вертикально опущено в воду сзади гребца, цевье весла опирается в основание бедра-начало туловища или раму катамарана, т.е. расположено под неким углом к плоскости воды. Гребок осуществляется за счет разворота туловища к нерабочему борту и разгибания в тазобедренном суставе. Весло идет по дуге от кормы, сохраняя угол к плоскости воды.
Дуговой гребок
Используется для поворотов вокруг вертикальной оси. Выполняется для помощи переднему по диагонали, когда тот делает подтяг, закол. Начинается перед гребцом (весло проходит по широкой дуге), заканчивается сзади гребца подтягом кормы.
Для создания отрицательной скорости все члены экипажа выполняют прямые гребки назад, весло при этом не разворачивается, занос лопасти и захват воды производятся сзади.
. В отличие от прямых, используемых для придания хода лодке и производимых ближе к борту, дугообразные гребки делаются по возможности более широкой дуге, дальше от борта. На одиночке такие гребки начинаются от самого носа (или кормы) лодки и заканчиваются у кормы (носа). На двух - четырехместном (3,4) судне рабочем полем будет нос (корма) - уровень туловища гребца т.е. носовой гребец гребет от носа до своего уровня либо (в обратную сторону) от своего уровня до носа лодки, а кормовой для своего уровня или наоборот.
При дугообразном гребке от носа туловище наклонено в сторону лопасти и как бы следует за ней, поворачивая весло. Рука, тянущая весло (нижняя), выпрямлена и идет как можно дальше от туловища, а верхняя сильно согнута, кисть ее всегда на уровне носа гребца. При дугообразном гребке от кормы позвоночный столб гребца наклоняется к борту, но ни в коем случае не вперед и не назад; обе руки почти выпрямлены (чуть согнуты в локтевых суставах). В начальный момент весло горизонтально и лежит на воде, кисти обеих рук находятся на уровне воды. Когда же производится гребок, ни одна рука не должна быть согнута больше другой. Гребок как бы выполняется телом гребца, а руки служат передаточным звеном между основным двигателем - телом и опорой о воду - веслом. Дугообразные гребки выполняются тыльной стороной лопасти.
Общие соображения
Радиус и сила гребков зависит от ситуации. При гребле надо контролировать состояние воды в зоне гребка (лучше промедлить полсекунды и воткнуть весло в струю или ловить её глубоко от поверхности, чем бессмысленно грести по пене; сделать гребок на гребне волны, тогда судно легко поворачивается). Надо также помнить, что катамаран весьма инертное судно, не надо грести вбок до тех пор пока он не займет нужное направление. Тогда он по инерции будет смещаться дальше, и придется тратить силы и время на установку правильного курса. Вообще на установку правильного курса работает весь экипаж, и чтобы не переработать надо чувствовать работу других гребцов, инертность катамарана. Именно для этого нужны «скатанные» на бурной воде экипажи.
Итак, наиболее эффективные гребки: для передних — прямой, подтяг, дуговой, для задних — прямой, табан (угол), иногда дуговой. При прохождении порога нет времени на изыски, поэтому на отработки этих гребков и надо обращать основное внимание. Впоследствии, с обретением навыков и опыта можно применять и другие приемы, применять «полудуговые» гребки, где сочетается и прямой и дуговой гребки — для корректировки курса; и подтяги делать, втыкая весло чуть впереди себя, чтобы сочетался закол и прямой гребок. В пороге также бывает, что начинаешь делать один гребок, а ситуация меняется и можно не вынимая весла из воды заканчивать движение другим гребком.
Повороты на месте.
Катамаран - уникальное судно с точки зрения техники гребного слалома. Поскольку гребцов здесь четверо, можно делать все вышеописанные элементы одновременно, что позволяет катамарану быстро поворачиваться и смещаться. Особенно это сказывается на бурной, мощной воде, где катамаран более маневрен, чем байдарки и каноэ, гребцы которых не могут в один и тот же момент поворачивать судно всеми способами сразу да к тому же следить за правильным креном.
Катамаран, как и байдарка - симметричное судно, поэтому повороты в обе стороны делаются одинаково, однако гребцы работают здесь как в каноэ - двойке. Так, каноэ - двойку образуют задний правый и передний левый гребцы, вторая каноэ - двойка - это задний левый и передний правый гребцы.
Таким образом, при повороте вправо (20) левый передний и правый задний делают дугообразные гребки, а правый передний и левый задний - притяжения. Из сказанного следует, что только задний правый вынимает весло из воды между гребками, остальные соединяют их проводкой.
Самое трудное на катамаране (не только при поворотах, но и при любых других перемещениях) достижение слаженности гребцов и синхронности передачи усилий на катамаране.
Часть V. Движение по реке
Принцип простой: выставляется катамаран в нужном направлении гребками управления, учитывая инертность катамарана, набирается скорость прямыми гребками. При этом учитываются скорость реки, обстановка вокруг катамарана, работа других гребцов. Для лучшего обучения надо:
- знать теорию.
- первые пороги проходить только с просмотром.
- самому наметить линию движения, обсудить её с лоцманом, внести коррективы при необходимости.
- посмотреть прохождение первого экипажа, внести коррективы при необходимости.
- пройти порог, стараясь реализовать намеченную линию движения. Растерялся в пороге и нет команд – греби вперед. Команды лоцмана выполнять беспрекословно, все вопросы к нему – на берегу.
- ещё раз посмотреть порог, вспомнив реализованную линию движения и свои действия при этом. Проанализировать свои действия и получить замечания лоцмана.
- в дальнейшем надо научиться быстро оценивать ситуацию в пороге и быстро выбирать: подстроиться под воду или упираться для реализации выбранной линии движения.
Отчаливание
Катамаран спускается в воду под острым углом к течению носом вверх по реке, чтобы струя била в борт и стремилась прижать судно к берегу. Передний гребец, чье место ближе к берегу, придерживает катамаран (он садится последним), первыми садятся другой передний и задний по диагонали, потом – задний, дальний от берега. Последний отталкивает нос от берега и садится в стремена. Все гребут вверх по течению, затем передний, дальний от берега закалывается или задний табанит или оба вместе, и судно водой разворачивает по течению. Иногда приходится стартовать носом вниз по течению. Тогда садятся в обратной последовательности. Выходят на струю прямыми гребками, задние держат правильный угол.
Прохождение препятствий
Линию движения в сложных порогах надо стараться выбирать по струе, с минимумом маневров. Прохождение порогов можно разложить на эпизоды, в которые экипажу необходимо опять-таки выставить угол гребками управления, сместиться в нужном направлении прямыми гребками.
Когда опыт ещё не большой, надо проходить пороги с предварительной разведкой. При просмотре — обращать внимание на то, как проходит по порогу основная струя, на места, где она образует прижимы, бочки, сливы. Представить, как кат пойдет по струе, выделить мелкие камни и бочки, которые могут повернуть его, определить последовательность действий (или бездействия, если подвернет в нужную сторону) по исправлению ситуации. Если возникают сомнения, как судно пройдет сложные места, бросают на струю бревно, палку (часто в этом качестве выступает более опытный экипаж). По результатам эксперимента корректируют линию движения.
Заходить в порог надо по струе, по языку. При движении рядом со струёй катамаран всё равно затянет на струю за счет устойчивого поперечного течения, силы будут потрачены зря; в струю входить всё равно придется, выполняя манёвр непосредственно перед или в самом препятствии при дефиците пространства и времени, что грозит навалом на камни или тем, что не получится войти в струю. Исключения составляют: 1)струя ведет в завал, негабарит и т.п. - обнос, если нет возможности просочиться по мелководью. 2)Струя, отражаясь от камня ПБ, бьёт в камень ЛБ стоящий ниже по течению, занимая всё пространство ворот. Т.е. ворота получается расположенными вдоль струи. В подобных случаях надо заходить не по струе, а, разгоняясь сбоку, входить в струю. Другие варианты — обнос и мелководье. 3) когда мощь реки (струи) не адекватна объему судна. Здесь надо резать струю, чтобы попасть в менее мощную её часть, более спокойный участок реки. Или обнос.
При возможности зайти по такой части струи и заранее заложить такой угол в первых воротах (под воротами в данном случае надо понимать ограниченную часть реки, в которую обязательно надо попасть при прохождении порога — слив, промежуток между камней, язык струи...), чтобы после их прохождения оставалось бы только набрать скорость, сместиться в нужном направлении. Это правило относится и к дальнейшему прохождению, если есть возможность увидеть последующий путь или запомнили линию движения при просмотре. Когда не ясно в какую сторону идти после ворот, а судно уже повернуто, не торопитесь выставлять нос вниз по реке, оглядитесь, может быть вам в ту сторону и надо (иногда легче заложить вираж, изменить намеченную линию движения, а не пытаться погасить инерцию катамарана и доворачивать его в нужную сторону). На длинных порогах надо использовать более спокойные участки для того, чтобы перевести дыхание, подготовится к следующей части.
На катамаране выполняют крен при навале на препятствие, прохождении сильного прижима. Крен надо делать, телом отклоняясь на препятствие. При навале иногда приходится переходить на другую гондолу, ту которая соприкасается с препятствием. Если навал на препятствие неизбежен – лучше подойти к нему тоже под прямым углом, есть шансы, что носики сыграют и отведут катамаран.
Прохождение сливов.
Общее правило прохождения сливов, для всех судов - входить в середину языка и держаться перпендикулярно гребню слива. Плоты, катамараны и длинные надувные суда (ПСН, НДЛ) достаточно хорошо проходят вал, стоящий под сливом, при достаточной скорости, запасе плавучести и приемлемой высоте слива. Реальная опасность переворота через корму возникает при прохождении вала под сливом более короткими и жесткими надувными судами типа ЛАС и СП. За счет набора скорости на сливе опорная поверхность дна при входе на вал уменьшается, и ударом обратного гребня лодка может быть опрокинута. Чтобы избежать переворота, при входе на вал рекомендуется уменьшить скорость, передним гребцам вывеситься вперед, чтобы проломить гребень вала. Необходимо также проходить вал строго перпендикулярно его гребню.
Прохождение водопадов.
При прохождении водопадов нужно тщательно взвесить возможности судна и экипажа, мощь потока и бочки, тип слива - прямой, косой или винтовой, наличие препятствий ниже по течению. Суда должны проходить водопад, направляя нос строго перпендикулярно гребню слива. После прыжка суда сильно погружаются в пенную бочку и тормозятся в ней. Поэтому уже на заходе должен быть максимально облегчен нос и приобретена скорость. В бочке необходимо энергично грести вперед, глубоко погружая весла. Перед самым прыжком на плоту следует убрать носовую гребь. В бочке весьма вероятно смывание гребцов, поэтому перед прыжком всем необходимо застраховаться. В бочке очень важно правильно держать крен, сообразуясь с ее нестационарными струями. В момент прыжка и погружения в бочку гребцы должны отклониться назад, при выходе из бочки - вперед. Оценить возможность прохождения водопада можно только на основании опыта. Плоты проходят иногда водопады высотой до 4 м, байдарки - до 2 м, катамараны и надувные суда - 2,5-Зм.
Прохождение вала.
Гребные суда и плоты могут преодолевать стоячие валы значительной высоты. Крутые валы преодолеваются перпендикулярно гребню вала, при этом гребные суда развивают скорость для протыкания гребня вала. Если есть возможность, лучше идти краем струи, где высота валов меньше. При преодолении крутых косых валов судно должно быть перпендикулярно гребню вала на самом гребне, между валами оно может быть под углом, доворот производится в последний момент. Плоты катамараны и надувные суда преодолевают крутые валы высотой немного меньшей, чем длина судна. Пологие валы можно проходить перпендикулярно гребню, не развивая скорости. Пологие валы преодолеваются без ограничения высоты. Короткие, более жесткие надувные суда типа ЛАС и СП при входе на крутой вал резко поднимают нос, а при переходе через гребень - корму, что может привести к выбрасыванию гребцов в воду. Более длинные надувные суда изгибаются, принимая форму вала.
Прохождение бочки.
Это такое препятствие, которое лучше обойти, если для этого есть возможность. Если такой возможности нет, например, при прохождении водопадов, бочку следует проходить на скорости, перпендикулярно гребню того слива, за которым она образовалась. Грести в бочке нужно, глубоко погружая весла, чтобы достать до глубинного плотного слоя воды, текущего в направлении течения. В момент входа в бочку гребцам следует отклониться назад, в момент всплывания судна в пене бочки нужно наклониться вперед. Бочка может надолго задержать судно, а в случае попадания его параллельно гребню слива, образующего бочку, и перевернуть его.
Прохождение прижима.
Для прохождения неосложненных камнями прижимов производится смещение судна к внутреннему в повороте краю струи, например параллельным притяжением для надувных судов, кормовым траверсом для байдарок и катамаранов. Мощные прижимы на байдарках и надувных судах можно преодолевать, заранее развернув судно и сплавляясь кормой вперед, чтобы в нужный момент уйти от прижима. Катамаран можно поставить в струе кормой к прижиму "корабликом". При выборе соответствующего угла к течению струя будет выталкивать катамаран к внутреннему берегу поворота за счет более сильного давления на корму, находящуюся в более сильной струе, чем нос. Экипаж должен поддерживать нужный угол. Если прижим осложнен камнями у выпуклого берега, то гребные суда маневрируют от камня к камню, используя траверсы и "тени" камней. Плоты и надувные суда могут пройти прижим и по отбойному валу, если заранее уйти от него не удалось. Непосредственно у прижима судно нужно развернуть параллельно отбойному валу, а нос чуть отвернуть в струю. Наиболее опасны прижимы без отбойного вала, с подсосом воды под берег. Если есть сомнения в прохождении такого прижима, суда лучше провести или обнести.
Завалы.
На горно- таежных реках опасны ещё и тем (кроме очевидной угрозы жизни туристов), что их практически невозможно привязать к конкретному месту — после паводка они часто перемещаются. Но реки сейчас все известны, лоции написаны и там где ожидаются завалы лучше заранее пристать к берегу и разведать. Когда завал состоит из одного бревна через всю реку, могут быть варианты когда один конец бревна, перегораживающего реку, чуть приподнят над водой, и можно протиснуться там или чуть притоплен, и, разогнавшись, можно перескочить в этом месте. Подробнее см. «НЕСКОЛЬКО СЛОВ ПРО ЗАВАЛЫ» Некрылыч (Алексей Некрылов, каноэ и все такое)
Если вас несет на завал на кате, необходимо вылезти на него желательно одновременно с касанием завала катом, в следующий миг после касания кат начнет притапливать под завал, и не дай вам бог там оказаться. Если струя не очень сильная, то, зачалившись к завалу лагом, необходимо перелезть на ближний к завалу баллон, и если нет опасности переворота катамарана, пропихивать его на струю или к берегу...
Если вы плывете в завал самосплавом, боритесь! Гребите, смещаясь поперек струи к краю залома (это когда он не через всю реку) или к берегу, под которым струя слабее. Может вам и хватит сил и времени, чтобы избежать контакта или выплыть на более мелкое место, откуда можно выбраться или где вам смогут помочь. Обычно не хватает 1-2 гребка...
Если вляпались. Сильно зависит от ситуации. Были случаи, когда народ проныривал под завалом, если он не до дна. Были случаи, когда начинали дышать через катетер спасжилета, но, к сожалению, надежных рекомендаций тут нет. Боритесь. Не поддавайтесь панике. Пытайтесь анализировать ситуацию, в которой находитесь. Единственное снаряжение, которое может тут помочь, удача.
Попадание в завал - не аварийная ситуация. Вам надо не просто бороться, надо спасаться!
Спасение вещей и судна вторичны.
Серьезные пороги проходятся только по струе, как бы ни прельщала возможность обойти часть препятствия сбоку, а потом выйти на струю. Главное при прохождении порога — правильно зайти (по струе, по языку), пользоваться помощью струи, быстро сообразить, когда надо уходить со струи, варьировать скорость от нуля до максимальной, иногда отрицательной. Правильность зависит от многих факторов, прежде всего от струи, самого порога, уровня воды в реке, манеры движения экипажа.
Страховка
При вероятности аварии, переворота выставляют страховку. В условиях похода наиболее употребимы и просты: катамараны (может специально обноситься, а может становиться первый прошедший порог) и человек со спасконцом.
Места страховки выбираются после порога, желательно на спокойном участке, и чтобы струя проходила близко к страхующему и перекрывалась спасконцом. Иногда страховку выставляют и перед порогом, если он опасен и есть сомнения в удачной чалке. Подробнее см. «О СТРАХОВКЕ МОРКОВКОЙ...» Толстый (Алексей Суворов, каяк):
« Какой НЕ должна быть морковка.
- с тонущей верёвкой белого цвета диаметром менее 8мм.
- без ручки на мешке.
- из составной верёвки.
- с карабином типа «Еремель» (есть специальные без пазов и муфт).
Что обычно забываем:
0. Привязать надёжно.
1. Взять стропорез.
2. Предварительно кинуть в предполагаемое место приёма и выбрать лишнюю длину так, чтобы морковка сама заводила в улово. Минуя при этом бочки и не попадая в следующий порог.
3. Свободный конец в руках не держится.
4. В бочку человеку морковки не кидают - большая вероятность запутаться.
5. Одной морковки на страховке мало (min 2 шт.).
6. Дальше 40-50 метров морковка не летает (только у атлетов).
7. Орать и махать самосплавщику надо сначала, кидать потом. А не наоборот.
8. Многие катамаранщики стараются вернуть судно на ровный киль сами, сбрасывать морковки с себя и судна им тяжело.
9. Каякерам морковки не кидаются, пока они не отстрелились. Многие предпочитают вставать без верёвки вокруг шеи.
10. Морковки лучше кидать поочереди: 1 - не поймал, 2 - не поймал, 3 - поймал. Понятно, что морковки не должны пересекаться (самый бездарный вариант - несколько морковок одновременно с разных берегов).
11. На руки и прочие части тела верёвка не наматывается - можно получить травму и не успеть освободиться в случае чего.
12. Очень спорным вопросом является страховка спасконцом людей, идущих самосплавом в мощных порогах.
13. Если на ручке морковки есть карабин, то на него ни в коем случае нельзя пристёгиваться. Нельзя удержаться руками - отпускай. На карабин пристёгивается судно.
14. Если удобное место для страховки находится в каньоне, а рядом пляж – то выбирается каньон.
15. Кинооператор и человек с морковкой - разные люди.
16. Верёвка уходит вниз по течению, вы стоите выше, - иначе может подбить ноги.
17. О начале прохождения страхующий должен быть извещён (рации, сигнальщик).
18. Карабином пристёгивается самая надёжная часть судна (на отрыв), а не лямка рюкзака.
19. Морковка кидается в руки перед человеком, а не плюс-минус 10 метров и не в лицо.
20. На страхующем должна быть вся сплавная снаряга.
21. На свободный конец лучше не вешать карабинов и не вязать петель и узлов.
22. Обычно на морковке висят спиной против струи, а не лицом вперёд на вытянутых руках. Как удобней вам - лучше попробовать заранее.
И последний, важный момент:
Спасать людей, которым ничего не угрожает, не нужно - сами выплывут (тёплая вода. безопасные пороги и т.д.).
Если хочется спасти чужую группу, обсудите с ними это заранее (кроме очевидной необходимости в помощи), услуги человека с морковкой нужны далеко не всем.
Из всего написанного можно сделать нехитрый вывод о том, что всерьёз рассчитывать на такую страховку не стоит - слишком много факторов надо учесть и не забыть. Я не говорю о том, что и кидать её надо тренироваться...».
Типичные ошибки
А) Прямые гребки
Чрезмерный наклон вперед при подготовке к гребку.
Плоскость проводки не перпендикулярна поверхности воды. (В результате — судно смещается в сторону от оси, гребок получается поверхностным, несильным.) Гребля руками, причем согнутыми, а не телом. «Лечится» продолжительной греблей, когда из-за высокой степени мышечного утомления происходит рационализация движений.
Гребок продолжается сзади корпуса гребца.
Узкий хват. Эта ошибка часто встречается при выполнении всех гребков.
Б) Дуговые гребки
При выполнении табана пытаются развернуть судно, делая проводку нижней рукой, без опоры на бедро. Получается несильный, неэффективный гребок.
В) Подтяг