Монет, находящихся в обращении
Банкноты | Монета | Итого | |
Сумма, млрд руб. | 8 173,1 | 84,7 | 8 257,8 |
Количество, млн экз. | 5 753,5 | 63 226,0 | 68 979,5 |
Удельный вес по сумме, % | |||
Удельный вес по купюрам, % | 8,3 | 91,7 |
Примечание. Источник: http://www.cbr.ru/Bank-notes_coins/sndmvo
/str_nal_dm_160701.pdfnotes_coins/sndmvo/str_nal_dm_160701.pdf
Структура наличного денежного оборота включает денежные потоки между такими субъектами денежного оборота как:
− между системой центрального банка и системой коммерческих банков;
− между коммерческими банками, между банками и их клиентами;
− между организациями, между организациями и населением;
− между отдельными гражданами.
Кругооборот наличных денег можно рассматривать по местам нахождения или передвижения:
− в центральных и региональных хранилищах центрального банка;
− структурных подразделения центрального банка (расчетно-кассовых центрах);
− в операционных кассах коммерческих банков;
− в кассах предприятий и организаций;
− в пути от одних касс к другим;
− на руках у населения.
Наличный денежный оборот организуется государством в лице центрального банка в соответствии с порядком ведения кассовой дисциплины в экономике.
В Российской Федерации расчеты наличными деньгами между физическими и юридическими лицами не ограничиваются по сумме (см. прил. 2). Также лимитируются расчеты наличными деньгами между юридическими лицами. Так, по одному договору с одним контрагентом в течении одного дня сумма платежа не должна превышать 100 000 рублей (см. прил. 2).
Банк России вводит ограничения в организации наличного денежного оборота для снижения наличных денег в структуре денежной массы. Так, устанавливаются лимиты расчетов между юридическими лицами и устанавливаются лимиты остатков наличных денег в кассах предприятий и организаций (см. прил. 3).
Коммерческие банки освобождены от обязанности проверять кассовую дисциплину находящихся на расчетно-кассовом обслуживании клиентов. Проверки кассовой дисциплины осуществляют подразделения Федеральной налоговой службы.
Кодексом об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, не оприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, и в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов – влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Организуя наличный денежный оборот центральный банк имеет в своем распоряжении централизованные хранилища, где лежат напечатанные фабрикой Гознака наличные деньги.
Из централизованного хранилища наличные деньги поступают в расчетно-кассовые центры, находящиеся в субъектах РФ. Расчетно-кассовые центры имеют резервный фонд и оборотную кассу.
Резервный фонд – это денежные средства, еще не выпущенные в обращение или уже изъятые из обращения.
Оборотная касса – это денежные средства в обращении.
При наличии потребности в наличных деньгах из резервного фонда на основании эмиссионной директивы наличные деньги поступают в оборотную кассу (данный процесс носит название эмиссии денег). Далее наличные деньги на основании банковских заявок поступают в операционные кассы коммерческих банков, а далее в кассы предприятий, организаций и населению. Полученную наличность организации и население тратит на оплату приобретенных товаров, работ и услуг. Таким образом наличные деньги поступают в кассы предприятий и организаций. В соответствии с кассовой дисциплиной в конце рабочего дня предприятия и организации должны сдать превышающую лимиты наличность в кассу банка, где они обслуживаются. К кассам коммерческих банков также предъявляется минимально необходимый остаток. По инициативе коммерческого банка сверх данного остатка передается в расчетно-кассовые центры, зачисляясь в оборотную кассу, а оттуда сверхлимитная наличность попадает в резервный фонд.
На уровне каждого расчетно-кассового центра осуществляется прогнозирование наличного денежного оборота и составляются прогнозы кассовых оборотов. Кредитные организации осуществляют расчеты поступлений и выдач наличных денег по кассовым заявкам, составляют отчеты о кассовых оборотах.
В целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции:
прогнозирование и организация производства, в том числе размещение заказа на изготовление банкнот и монеты Банка России у организации, изготавливающей банкноты и монету Банка России, перевозка и хранение банкнот и монеты Банка России, создание их резервных фондов;
установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России;
определение порядка ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенного порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства.
Организация наличного денежного оборота со стороны центрального банка требует соблюдения кредитными организациями:
установленного порядка ведения кассовых операций;
правил организации поступления наличных денег в их кассы;
правил организации получения наличных денег из их касс;
лимита остатка их кассы (минимально допустимый остаток в операционной кассе на конец дня);
порядка расчета наличными деньгами;
лимита расчета наличными деньгами (предельный размер между юридическими лицами).
Задача организации наличного денежного оборота со стороны центрального банка – это обеспечить его устойчивость, эластичность и экономичность.
Прогнозирование наличного денежного оборота.
Для выпуска денег в обращение их необходимо не только изготовить, но и определить суммарную потребность экономики в наличной денежной массе и составить соответствующий прогноз банкнотной эмиссии.
В настоящее время формируется прогноз кассовых оборотов.
Прогноз формируется на каждый квартал с разбивкой по месяцам. В нем отражается предполагаемый объем прихода и расхода наличных денег по банковской системе и выводится эмиссионных результат (изъятие, эмиссия). Разница между приходом и расходом нивелируется за счет эмиссии или изъятия.
Этапы прогнозирования:
1. Коммерческие банки на основе кассовых заявок обслуживаемых предприятий составляет прогноз поступления и выбытия денежных средств в кассе банка. Денежные прогнозы направляются в РКЦ за 14 дней до начала прогнозируемого квартала.
2. РКЦ обобщает информацию и с учетом анализа оборотов наличных денег проходящих через кассы РКЦ составляют прогноз кассовых оборотов по обслуживаемой территории и передают за 7 дней в территориальное управление Банка России.
3. Территориальные учреждения составляют прогнозные кассовые обороты по субъекту РФ (отражаются источники поступления направления выдачи и эмиссионный результат) При составлении учитывается отчетные данные о кассовых оборотах за предшествующий период, показатели экономического развития региона, намечаемые мероприятия по увеличению /снижению денежных доходов и расходов населения на перспективу. Предоставляется за 3 дня в Департамент наличного денежного обращения.
4. Департамент наличного денежного обращения аккумулирует информацию и, учитывая структурные изменение в экономике, темпы инфляции, мероприятия в области ДК регулирования, составляет прогноз кассовых оборотов по стране, тем самым определяет денежную наличность. При определении общей потребности в денежной наличности принимаются во внимание имеющиеся остатки наличных денег в резервных фондах и необходимость их пополнения.
5. Составленный прогноз служат ориентиром для определения плана производства денежных знаков для предприятий Гознака.