Страховка Схема 11. Выражение негативных чувств
1.Не откладывайте «на потом». Начинайте сразу же, как только партнер сделал что-то неприятное.
2. Объективно опишите ситуацию — так как ее можно было бы увидеть через окошко видеокамеры.
3. Используйте местоимение «я» («мне», «меня»).
4. Назовите чувство (чувства) «по имени» как можно точнее — не преувеличивая и не преуменьшая.
5. Скажите, каким конкретно поступком вызваны ваши чувства.
6. Постарайтесь подкрепить слова делом — действиями, мимикой,позой, интонациями.
7. Расскажите, чего вы хотите в связи с этим (о своих желаниях).
8. Выслушайте партнера и скажите, что вы его понимаете.
9. Повторите еще раз, начиная с пункта 2.
149
Не ждите немедленных действий от партнера. Главное — чтобы он понял ваши чувства и желания.
Демонстрационная ролевая игра
Обсудив эти правила, мы повторяем игру «Негативные чувства», с дополнительной инструкцией партнеру А — вести себя в соответствии с правилами. После нескольких дублей этой ролевой игры «по правилам» мы сразу же переходим к сбору личных ситуаций участников. Обычно не бывает проблем с тем, чтобы вспомнить несколько ситуаций, в которых партнер сильно разозлил или обидел.
Домашнеезадание
Участники получают задание вспомнить и записать три ситуации, в которых близкий им человек своим поведением сильно разозлил или расстроил. Эти ситуации будут обсуждаться на следующей встрече.
Упражнение 44. СБОР СИТУАЦИЙ ПО ТЕМЕ «ВЫРАЖЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЧУВСТВ»
Материалы Время Инструкция | По три бланка для записи ситуаций на каждого из участников. Обсуждение — 5—10 мин. на каждого участника. «Пожалуйста, вспомните и запишите на бланках ситуации, в которых близкий вам человек своим поведением доставил вам неприятные чувства». |
Ролевая игра 10. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ГОЛЕВЫЕ ИГРЫ
Материалы Время | Не требуется. Игра — 15 мин., обсуждение — 5—7 мин. на каждого участника. |
150
Комментарии
Ситуация Инструкция участнику Инструкция группе Обсуждение | Используются ситуации, предложенные участниками. «Ваша задача состоит в том, чтобы, следуя правилам, точно описать ситуацию, назвать возникшие в ней чувства и перечислить свои желания в связи с этим. Внимательно слушайте партнера, отражайте его чувства, но сохраняйте спокойствие и настойчивость. Не ждите от партнера немедленного следования вашим желаниям. Людям часто нужно время на размышление. Повторив три раза свои чувства и желания, поблагодарите партнера за то, что он вас выслушал». «Следите, пожалуйста, за тем, чтобы разговор шел действительно о чувствах и желаниях, выраженных в форме очень конкретного поведения». «Были ли названы чувства? Точно ли формулировались желания? Удалось ли участнику не дать втянуть себя в дискуссию?» |
Наибольшие сложности в этом упражнении возникают с четким формулированием желаний. Многие участники предпочитают давать очень общие формулировки наподобие «Мне бы хотелось, чтобы ты был повнимательнее».
В этом случае тренер вмешивается с уточняющими вопросами: «А что нужно сделать, чтобы быть повнимательнее? »
151
Домашнее задание
До следующей встречи вам необходимо внимательно следить за своими чувствами. Как только близкий человек чем-либо вас обидит, разозлит или заденет — не откладывайте, а сразу же скажите ему об этом в связи со своими желаниями.
Как только это произойдет, на бланке для записи ситуаций опишите этот случай, на обороте отметьте трудности, с которыми вы, возможно, столкнетесь. На следующей встрече мы обсудим ваши записи.
Упражнение 45. ПРОВЕРКА ГЕНЕРАЛИЗАЦИИ_______________
Материалы Время Инструкция Обсуждение | Листки, заполненные участниками. Обсуждение — 5-15 мин. на каждого участника. «Пожалуйста, расскажите о том, как вам удалось выразить негативные чувства, к чему это привело, какие при этом возникли трудности». «В каком из пунктов схемы у вас возникли трудности? Как вел себя партнер? На что следует обратить внимание в будущем?» |
Комментарии
В случае если упражнения в реальной жизни были связаны с трудностями, эти трудности обязательно нужно обсудить в группе. Часто в этом обсуждении обнаруживаются совершенно противоположные желания партнеров. Тогда ссылаются на то, что такого рода ситуации будут рассматриваться в разделе «Конфликты».
Пример применения схемы в индивидуальной терапии
Тридцатилетняя женщина жалуется на то, что находится под постоянной гиперопекой матери. Та звонит ей до тридцати раз в день, чтобы проверить, все ли нормально, через день посещает ее и проверяет все закоулки квартиры.
152
После серии консультаций женщина отваживается на разговор с матерью, в котором она разъясняет той свои чувства в связи с 27 звонками, которые случились накануне, и говорит, что она хотела бы сама звонить матери, когда это ей удобно.
В течение недели при каждом звонке матери она, прежде чем ответить на вопросы, говорит о том, какие чувства вызвал этот звонок. Время от времени она сама звонит матери и рассказывает, как у нее дела. Через пару недель ситуация нормализуется.