Страховка Схема 11. Выражение негативных чувств

1.Не откладывайте «на потом». Начинайте сразу же, как только партнер сделал что-то неприятное.

2. Объективно опишите ситуацию — так как ее можно было бы увидеть через окошко видеокамеры.

3. Используйте местоимение «я» («мне», «меня»).

4. Назовите чувство (чувства) «по имени» как можно точнее — не преувеличивая и не преуменьшая.

5. Скажите, каким конкретно поступком вызваны ваши чувства.

6. Постарайтесь подкрепить слова делом — действиями, мимикой,позой, интонациями.

7. Расскажите, чего вы хотите в связи с этим (о своих желаниях).

8. Выслушайте партнера и скажите, что вы его понимаете.

9. Повторите еще раз, начиная с пункта 2.

149

Не ждите немедленных действий от партнера. Главное — чтобы он понял ваши чувства и желания.

Демонстрационная ролевая игра

Обсудив эти правила, мы повторяем игру «Негативные чувства», с дополнительной инструкцией партнеру А — вести себя в соответствии с правилами. После нескольких дублей этой ролевой игры «по правилам» мы сразу же переходим к сбору личных ситуаций участников. Обычно не бывает проблем с тем, чтобы вспомнить несколько ситуаций, в которых партнер сильно разозлил или обидел.

Домашнеезадание

Участники получают задание вспомнить и записать три ситуации, в которых близкий им человек своим поведением сильно разозлил или расстроил. Эти ситуации будут обсуждаться на следующей встрече.

Упражнение 44. СБОР СИТУАЦИЙ ПО ТЕМЕ «ВЫРАЖЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЧУВСТВ»

Материалы Время Инструкция По три бланка для записи ситуаций на каждого из участников. Обсуждение — 5—10 мин. на каждого участника. «Пожалуйста, вспомните и запишите на бланках ситуации, в которых близкий вам человек своим поведением доставил вам неприятные чувства».

Ролевая игра 10. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ГОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Материалы Время Не требуется. Игра — 15 мин., обсуждение — 5—7 мин. на каждого участника.

150

Комментарии

Ситуация Инструкция участнику Инструкция группе Обсуждение Используются ситуации, предложенные участниками. «Ваша задача состоит в том, чтобы, следуя правилам, точно описать ситуацию, назвать возникшие в ней чувства и перечислить свои желания в связи с этим. Внимательно слушайте партнера, отражайте его чувства, но сохраняйте спокойствие и настойчивость. Не ждите от партнера немедленного следования вашим желаниям. Людям часто нужно время на размышление. Повторив три раза свои чувства и желания, поблагодарите партнера за то, что он вас выслушал». «Следите, пожалуйста, за тем, чтобы разговор шел действительно о чувствах и желаниях, выраженных в форме очень конкретного поведения». «Были ли названы чувства? Точно ли формулировались желания? Удалось ли участнику не дать втянуть себя в дискуссию?»

Наибольшие сложности в этом упражнении возникают с четким формулированием желаний. Многие участники предпочитают давать очень общие формулировки наподобие «Мне бы хотелось, чтобы ты был повнимательнее».

В этом случае тренер вмешивается с уточняющими вопросами: «А что нужно сделать, чтобы быть повнимательнее? »

151

Домашнее задание

До следующей встречи вам необходимо внимательно следить за своими чувствами. Как только близкий человек чем-либо вас обидит, разозлит или заденет — не откладывайте, а сразу же скажите ему об этом в связи со своими желаниями.

Как только это произойдет, на бланке для записи ситуаций опишите этот случай, на обороте отметьте трудности, с которыми вы, возможно, столкнетесь. На следующей встрече мы обсудим ваши записи.

Упражнение 45. ПРОВЕРКА ГЕНЕРАЛИЗАЦИИ_______________

Материалы Время Инструкция Обсуждение Листки, заполненные участниками. Обсуждение — 5-15 мин. на каждого участника. «Пожалуйста, расскажите о том, как вам удалось выразить негативные чувства, к чему это привело, какие при этом возникли трудности». «В каком из пунктов схемы у вас возникли трудности? Как вел себя партнер? На что следует обратить внимание в будущем?»

Комментарии

В случае если упражнения в реальной жизни были связаны с трудностями, эти трудности обязательно нужно обсудить в группе. Часто в этом обсуждении обнаруживаются совершенно противоположные желания партнеров. Тогда ссылаются на то, что такого рода ситуации будут рассматриваться в разделе «Конфликты».

Пример применения схемы в индивидуальной терапии

Тридцатилетняя женщина жалуется на то, что находится под постоянной гиперопекой матери. Та звонит ей до тридцати раз в день, чтобы проверить, все ли нормально, через день посещает ее и проверяет все закоулки квартиры.




152

После серии консультаций женщина отваживается на разговор с матерью, в котором она разъясняет той свои чувства в связи с 27 звонками, которые случились накануне, и говорит, что она хотела бы сама звонить матери, когда это ей удобно.

В течение недели при каждом звонке матери она, прежде чем ответить на вопросы, говорит о том, какие чувства вызвал этот звонок. Время от времени она сама звонит матери и рассказывает, как у нее дела. Через пару недель ситуация нормализуется.

Наши рекомендации