Формирование когнитивной основы навыка
Без лишних ссылок на очевидные аналогии с работами А. Бандуры, М. Форверга и П. Я. Гальперина скажу только, что ссамого начала в программе предусмотрена детальная когнитивная проработка всех компонентов будущего навыка, с заданием рамок его использования — т. е. с указанием на конкретный тип социальных ситуаций, в которых использование тренируемого навыка будет считаться компетентным. К формированию когнитивной основы навыка активно привлекаются участники группы. На этом этапе закладывается когнитивная основа будущего базового навыка.
Основная цель состоит в демонстрации модели тренируемого навыка. Всем участникам группы должно стать абсолютно ясно, что именно будет требоваться от них в последующих ролевых играх.
Существует несколько способов формирования когнитивной основы навыка в тренинге.
Пустые таблицы.Участники группы заполняют таблицы, содержащие определенные задания, и затем обсуждают полученные варианты. Тренер на доске или большом листе ватмана суммирует предложенные участниками варианты и подводит итоги.
Анализ случаев.Индивидуально, а затем и в группе анализируются различные варианты поведения или реакций на заданную ситуацию с точки зрения схемы тренируемого навыка.
Например: Выберите правильный вариант поведения тренера в следующей ситуации.
Ситуация: Участник в самом начале работы группы заявляет, что ситуации, предлагаемые тренером для тренировки, никуда не годятся, не имеют никакого отношения к реальной жизни, не интересны и т. д.
Вариант 1: Тренер заявляет, что он ведет группу и несет на себе всю ответственность, а потому задача участников - выполнять задания и не рассуждать много...
44
Вариант 2: Тренер долго оправдывается и пытается доказать актуальность и жизненность предлагаемых ситуаций...
Вариант 3: Тренер сразу соглашается с критикой и предлагает участнику самому выбрать ситуацию для тренировки...
Выборы участников обсуждаются в группе.
Видеоклипы.Группе демонстрируют заранее подготовленные видеозаписи поведения человека или группы людей в определенных социальных ситуациях.
Демонстрационная ролевая игра.Тренер, ко-тренер (психолог — помощник тренера) или специально подготовленный персонал в группе разыгрывают ситуацию, в которой демонстрируют целевое поведение. (Этот способ имеет то преимущество, что первая обоснованная или необоснованная критика, касающаяся не техники, а сути тренируемого навыка, достается тренеру, а не участнику группы.)
Ролевая игра
Навык тренируется и доводится до автоматизма в специально подобранных ролевых играх с обязательным 2-х или 3-х кратным повторением игры. Очевидный прогресс, который даже без помощи тренера участники группы видят в каждом новом дубле, создает дополнительный мотивирующий фон. Чтобы этот фон не нарушить, первые ролевые игры должны быть простыми (особенно это важно в начале тренинга — при формировании его ритуала): участники первых ролевых игр обязательно должны достичь успеха. Успех в первых ролевых играх включает механизм подражания (Бандура) и поддерживает желание тренироваться у других участников группы.
При проведении ролевой игры желательно соблюдать следующую последовательность действий. 1. Выбор ситуации ролевой игры.
Тренер или участник описывает ситуацию ролевой игры по стандартной схеме, ситуация и отдельные ее компоненты обсуждаются с группой. Ситуация должна быть абсолютно ясна всем членам группы, иначе неизбежны сбои на этапе разыгрывания ситуации.
2. Выбор участника ролевой игры и партнера (партнеров) по ролевой игре.
Вкаждой ролевой игре поведение тренируется лишь у одного участника. Именно относительно его поведения будет осуществляться обратная связь. Все остальные участники ролевой игры выполняют роль партнеров — т. е. помогают участнику в тренировке навыков. На первых этапах, пока это еще не понято участниками, роль партнера может выполнять ко-тренер. Нарушение этого правила часто приводит к тому, что партнер по ситуации начинает соперничать с участником, чрезмерно завышает уровень трудности ситуации и мешает участнику достичь успеха (нарушая таким образом основной принцип поведенческой терапии — принцип подкрепления).
Инструкция участнику.
Тренер громко, так, чтобы это слышали все участники группы, еще раз повторяет инструкцию относительно целевого поведения. Эта инструкция касается конкретных компонентов тренируемого навыка и принципиально должна быть посильна участнику ролевой игры.