Он купил бы собственного соседа
Работать над заключением сделки приятнее, чем достигать оргазма.
Д. К. Людвиг, миллиардер, основатель «National Container Corp.»
Давай! Наезд!
Ральф Крамден
Я проработал пятнадцать лет, прежде чем понял, что, собственно говоря, представляет собой бизнес. Или, лучше сказать, что он собой не представляет.
Задача бизнеса не в том, чтобы предлагать товары или услуги.
Не в том, чтобы давать работу людям.
Не в том, чтобы правильно руководить предприятием, изменять жизнь к лучшему, заботиться о сотрудниках, устраивать деловые обеды, ужины или хранить верность дяде Бобу.
Не в том, чтобы добиваться превосходного качества товаров.
Не в том, чтобы иметь возможность играть по выходным в гольф.
А в том и только в том, чтобы становиться все больше и больше.
Для крупных Макиавелли, которые мыслят в категориях макроэкономики, это означает поедание других существ и расширение своего денежного пространства.
Вы могли бы делать все по правилам, и ваш бизнес – какой бы он ни был – давал рост не более 4 процентов в год. И для вас этого было бы вполне достаточно, поскольку вы человек маленький, правда ведь? Но только не для Уолл‑стрит. Уоллстрит хочет, чтобы ваш рост составлял 15 процентов в год! Кто в состоянии расти на 15 процентов в год, просто повышая качество продукции и делая тому подобные вещи? Да никто.
Нет. Рост, который позволяет Уолл‑стрит процветать, вынуждает вас купить с потрохами своего конкурента и таким образом вывести его из игры. Властелин, который хочет заставить свои акции расти, как грибы, обязан покупать доходы. Это значит покупать целые компании; их выручка может быть попросту прибавлена к вашей, что дает иллюзию огромного роста прибыли, квартал за кварталом, год за годом.
Данная идея лежит в основе нынешнего впечатляющего процесса консолидации, охватившего нефтегазовую сферу, телекоммуникации, печатное дело, новые и старые средства массовой информации и др. «Come together!» («Объединяйтесь!») – пел Джон Леннон. А мы так и делаем, Джонни! Мы так и делаем!
Не далек тот день, дамы и господа, когда будет всего восемь или девять невообразимо огромных корпораций, больших и влиятельных, чем любое правительство, когда‑либо существовавшее на этой планете. Больше, чем Рим! Больше, чем Византия! Это… [место для названия вашей компании]!
Вы можете стать частью этого. Но только при условии, что начнете поедать своего соседа, сделав его бизнес частью своего собственного.
Для вас все это, разумеется, по большей части пустые разговоры. Что, в сущности, большее, чем огромный бутерброд, вы в своей жизни способны съесть?
Не суть. Суть в том, что, каких бы размеров ни было ваше государство, существуют прилежащие территории, которые можно было бы попытаться захватить. Оглянитесь вокруг. Нет ли кого‑нибудь поблизости, кого вы могли бы взять под полный контроль? Какая‑нибудь мелюзга вроде парня, который работает за срседним станком, скажем. Или, может, ваш мастер участка, параноик и вечно озабоченный тип? Как насчет него?
Неумолимо, подобно комбайну, убирающему пшеницу, двигайтесь по полю, пожирая как можно больше из того, что попадается вам на пути.
Надо расти! Хватайте все, что ни попадя. Вперед! Без остановок!
Он мыслил бы ПО‑КРУПНОМУ
Владеть многим в сфере телекоммуникаций – наша цель. Не хочу, чтобы меня считали эгоцентристом, но вот Перри Комо, например, в свое время принадлежало все Рождество на телевидении.
«Сотрудник» Марты Стюарт
К сожалению, невозможно владеть всем на свете. Это, правда, не значит, что вы не можете попытаться. Машины. Авторучки. Другие люди. Но самое главное, нужно мыслить ПО‑КРУПНОМУ. Не по‑крупному… А ПО‑КРУПНОМУ. Вам нужно захотеть владеть всем на свете. Что у вас сейчас на умишке? Удвойте это. Утройте. Расширяйте свою цель, пока она не станет такой раздутой, такой гигантской, что вам самим будет трудно ее узнать.
Любите машины? У Джерри Сейнфелда их двадцать или тридцать. Что из того, что вы в состоянии иметь лишь две? Главное‑то – мысль.
Любите новые дома? У Мика Джаггера есть дом практически в любой стране мира; он стоит, пы
лясь себе, пока хозяин не соизволит приехать со своей очередной супермоделью и пожить в нем некоторое, очень короткое, время. Почему же не вы?
Безграничные владения, однако, – лишь малая часть мышления ПО‑КРУПНОМУ. Стремление к КРУПНОЙ власти – вот что отличает властителя, каким вы хотели бы быть.
Выберите понравившийся вам ответ из приведенных ниже.
1. Меня бы устроил: а) биллион долларов; б) триллион долларов; в) газиллион долларов; г) не знаю, но своим нынешним положением я не доволен.
2. Если бы у меня была яхта, это была бы: а) настоящая жемчужина; б) очень большая – попросту огромная яхта; в) самая большая яхта во всем мире; г) не знаю, но уж во всяком случае она была бы побольше вашей.
3. Я считаю, что другие люди: а) должны делать то, что я хочу; б) должны пасть на колени и целовать мне ноги; в) должны устлать своими телами мой путь, так чтобы я мог пройти по их спинам; г) а что, есть еще другие люди?
4. В отпуске я: а) весело провожу время; б) провожу время уж повеселее, чем вы; в) трачу много денег; г) купил своего главного конкурента и тем самым поднял свои стагнирующие акции.
5. К концу сегодняшнего дня я: а) вернусь домой без приключений; б) добью, наконец, эту сделку!; в) увижу свою фотографию в «New York Times»; г) вздрючу‑таки тебя, придурок!
Если, отвечая на все поставленные вопросы, вы выбрали вариант г), переходите к чтению следующей главы.