Кредиты мвф странам снг (исключая россию) и балтии

1992— май 1999 гг.

Страна Дата предостав­ления кредита Сумма Вид кредита
млн СДР млн долл.
Азербайджан 1995 г. 19 апреля 29,25 Механизм финансирова­ния системных преобра­зований (МФСП), первый транш
  17 ноября 87,80 Резервный кредит («стэнд- бай»); МФСП, второй транш
  1996 г. 20 декабря 152,10 Механизм расширенного финансирования (МРФ). Механизм расширенного финансирования структурной перестройки (МРФСП)
  1999 г. 26 января 56,3 Механизм компенсацион­ного и чрезвычайного фи­нансирования (компенсация непредвиденного сокращения стоимости экс­порта)
  Всего 325,45  
Армения 1994 г. 14 декабря 16,88 МФСП, первый транш
  1995 г. 28 июня 60,80 Резервный кредит («стэнд-бай»); МФСП, второй транш
  1996 г. 14 февраля 101,25 МРФСП
  1998 г. 22 декабря 8,1 МРФСП, увеличение пер­воначальной суммы кредита
  Всего 187,03  
Белоруссия 1993 г. 28 июля 70,10 МФСП, первый транш
  1995 г. 31 января 70,10 МФСП, второй транш
  12 сентября 196,28 Резервный кредит («стэнд-бай»)
  Всего 336,48  
Грузия 1994 г. 15 декабря 27,75 Механизм финансирова­ния системных преобра­зований, первый транш
  1995 г. 28 июня 100,00 Резервный кредит(«стэнд-бай»); Механизм финансирова­ния системных преобразо­ваний, второй транш
  1996 г. 28 февраля 166,50 Механизм расширенного финансирования струк­турной перестройки
  Всего 294,25  
Казахстан 1993 г. 23 июля 61,88 Механизм финансирова­ния системных преобразований, первый транш
  1994 г. 26 января 185,63 Резервный кредит(«стэнд-бай»). Механизм финансирова­ния системных преобразо­ваний, второй транш
  1995 г. 5 июня 185,60 Резервный кредит(«стэнд-бай»)
  1996 г. 17 июля 309,40 Механизм расширенного финансирования
  Всего 742,51  
Киргизия 1993 г. 12 мая 43,21 Резервный кредит(«стэнд-бай»). Механизм финансирования системных преобразований, первый транш
  17 сентября 16,13 Механизм финансирования системных преобразований, второй транш
  1994 г. 20 июля 70,95 МРФСП
  1995 г. 11 декабря 17,20 МРФСП, увеличение первоначальной суммы кре­дита
  1998 г. 26 июня 64,50 Механизм расширенного финансирования структурной перестройки
  1999 г. 4 марта 8,90 МРФ структурой перестройки, увеличение пер­воначальной суммы кре­дита
  Всего 220,89  
Латвия 1992 г. 14 сентября 54,90 Резервный кредит(«стэнд-бай»)
  1993 г. 15 декабря 45,75 Резервный кредит(«стэнд-бай»). Механизм финансирова­ния системных преобразований, первый транш
  1994 г. 15 июля 22,88 Механизм финансирования системных преобра­зований, второй транш
  1995 г. 21 апреля 27,45 Резервный кредит («стэнд-бай»)
  1996 г. 24 мая 30,00 Резервный кредит («стэнд-бай»)
  1997 г. 10 октября 33,00 Резервный кредит («стэнд-бай»)
  Всего 213,98  
Литва 1992 г. 21 октября 56,93 Резервный кредит («стэнд-бай»)
  1993 г. 22 октября 51,75 Резервный кредит («стэнд-бай»). Механизм финансирова­ния системных преобразо­ваний, первый транш
  1994 г. 8 апреля 25,88 Механизм финансирования системных преобра­зований, второй транш
  24 октября 134,55 Механизм расширенного финансирования
  Всего 269,11  
Молдавия 1993 г. 3 февраля 13,50 Механизм компенсацион­ного и чрезвычайного фи­нансирования (компенса­ция возросшей стоимости импорта зерновых)
  17 сентября 22,50 Механизм финансирова­ния системных преобра­зований, первый транш
  17 декабря 74,25 Резервный кредит («стэнд-бай»). Механизм финансирова­ния системных преобразо­ваний, второй транш
  1994 г. 19 декабря 12,20 Механизм компенсацион­ного и чрезвычайного фи­нансирования (компенсация вынужденного увели­чения импорта зерновых)
  1995 г. 22 марта 58,50 Резервный кредит («стэнд-бай»)
  1996 г. 20 мая 135,00 Механизм расширенного финансирования
  Всего 315,95  
Таджикистан 1996 г. 8 мая 15,00 Резервный кредит («стэнд-бай»), первый кредитный транш
  1997 г. 19 декабря 7,50 Помощь послеконфликтным странам
  1998 г. 1 апреля 7,50 Помощь послеконфликтным странам, второй кредит
  24 июня 100,30 Механизм расширенного финансирования структурной перестройки
  Всего 130,30  
Туркменистан Кредиты не предоставля­лись      
Узбекистан 1995 г. 25 января 49,87 Механизм финансирова­ния системных преобразований, первый транш
  18 декабря 174,60 Резервный кредит («стэнд-бай»). Механизм финансирования системных преобразований, второй транш
  Всего 224,47  
Украина 1994 г. 26 октября 249,33 Механизм финансирования системных преобразований, первый транш
  1995 г. 7 апреля 1246,62 Резервный кредит («стэнд-бай»). Механизм финансирования системных преобразований, второй транш
  1996 г. 10 мая 598,20 Резервный кредит («стэнд-бай»)
  1997 г. 25 августа 398,92 Резервный кредит («стэнд-бай»)
  1998 г. 4 сентября 1645,55 Механизм расширенного финансирования
  Всего 4138,62  
Эстония 1992 г. 16 сентября 27,90 Резервный кредит («стэнд-бай»)
  1993 г. 27 октября 23,25 Резервный кредит(«стэнд-бай»); Механизм финансирования системных преобразований, первый транш
  1995 г. 3 января 11,63 Механизм финансирования системных преобразований, второй транш
  11 апреля 13,95 Резервный кредит («стэнд-бай»)
  1996 г. 29 июля 13,95 Резервный кредит («стэнд-бай»)
  1997 г. 17 декабря 16,10 Резервный кредит(«стэнд-бай»)
  Всего 106,78  
Все страны   7505,82  
Источник. IMF Survey. A Publication of the International Monetary Fund, Washington, 1992—1998.

Условия кредитов. Кредиты МВФ обусловлены выполнением ряда политико-экономических условий, которые содержатся в раз­рабатываемых совместно с Фондом программах макроэкономи­ческой стабилизации и структурных преобразований. Во многих случаях страны вынуждены платить за кредиты Фонда высокую социальную цену. Поскольку кредиты МВФ России и другим странам СНГ являются в ряде случаев составной частью между­народных пакетов помощи, то Фонд, формулируя свои требова­ния, практически выступает в качестве проводника политики Запа­да, в первую очередь стран «семерки».





Таблица 10.12

ФАКТИЧЕСКИЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ СТРАН СНГ И БАЛТИИ ВАЛЮТНЫХ СРЕДСТВ МВФ1, 1992—1998 гг.

(млн СДР)

Страны Годы 1992—1998 гг.
млн СДР % к итогу % к итогу
Все страны — члены МВФ 5335,4 5313,9 5889,9 18399,3 5979,6 16843,5 21482,2 79243,8 100,00  
Все страны СНГ и Балтии 769,3 1474,6 1646,0 4984,5 3503,8 1919,3 5191,1 19488,6 24,59 100,0
В том числе:                    
Азербайджан 67,9 53,8 76,1 30,4 228,2 0,29 1,2
Армения 16,9 30,4 33,8 16,9 37,8 135,8 0,17 0,7
Белоруссия 70,1 120,1 190,2 0,24 1,0
Грузия 27,8 50,0 55,5 55,5 27,8 216,6 0,27 1,1
Казахстан 61,9 136,1 92,8 92,8 154,7 538,3 0,68 2,8
Киргизия 43,9 9,5 30,3 16,1 32,3 10,8 142,9 0,18 0,7
Латвия 25,2 52,6 32,0 109,8 0,14 0,5
Литва 17,3 70,7 46,6 41,4 31,1 41,4 248,5 0,31 1,3
Молдавия 63,0 49,5 42,4 22,5 15,0 192,4 0,24 1,0
Россия 719,0 1078,3 1078,3 3594,3 2587,9 1467,3 4600,0 15125,1 19,09 77,6
Таджикистан 15,0 7,5 47,8 70,3 0,09 0,4
Туркменистан
Узбекистан 106,0 59,3 165,3 0,21 0,9
Украина 249,3 788,0 536,0 207,3 281,8 2062,4 2,60 10,6
Эстония 7,8 34,1 20,9 62,8 0,08 0,3
1 Исключены суммы использования странами-членами резервного транша. Включены льготные займы, предостав­ляемые Фондом странам-членам за счет привлеченных средств. Источники. International Financial Statistics Yearbook 1997. International Monetary Fund, Washington, 1997, р. 26—29; International Financial Statistics. International Monetary Fund, Washington, Volume LII, Number 5, May 1999, p. 16—17, 20.

Согласовав со страной-заемщицей условия кредита,МВФ как бы удостоверяет ее кредитоспособность и платежеспособность. Это открывает доступ к межгосударственным кредитам и частным займам и инвестициям, а также создает более благоприятные условия для переговоров с кредиторами относительно переоформ­ления и рефинансирования внешней задолженности.

Основанием для предоставления России первого транша креди­та (1 млрд долл.) послужило соглашение между российским пра­вительством и МВФ, достигнутое 5 июля 1992 г. Это соглашение предусматривало сокращение бюджетного дефицита до 5% ВВП, кредитной эмиссии Центрального банка РФ во второй половине 1992 г. до 700 млрд руб., снижение темпа инфляции до менее 10% в месяц к концу 1992 г. Следовательно, это соглашение было основано на традиционной для МВФ монетаристской модели макроэкономической стабилизации. Однако в условиях глубокого экономического спада она оказалась непригодной.

МВФ отказался предоставить России в 1992 г. резервный кре­дит (3 млрд долл.) под предлогом, что политика российских властей привела к срыву достигнутого соглашения. Темп инф­ляции возрос до 30% в месяц в начале 1993 г. Объем ВВП уменьшился. Дефицит государственного бюджета России вместо запланированного уровня 5% ВВП, оказался вдвое выше, по неко­торым оценкам, достигал 20%. Основную причину роста инф­ляции МВФ видел в расширении кредитов Центрального банка РФ на 20% ежемесячно.

Стремясь обеспечить реализацию токийского пакета иностран­ной помощи, правительство и Центральный банк РФ приняли совместное заявление об экономической политике в 1993 г. Новая экономическая концепция российских властей в основных чертах повторяла программу предыдущего года. Она содержала типич­ные для требований МВФ (хотя и несколько смягченные) целевые установки: понижение к концу года ежемесячного темпа инфляции до 7—9%; сокращение дефицита государственного бюджета напо­ловину — до 10% ВВП; ужесточение кредитно-денежной полити­ки, что предполагало, в частности, приведение ставки рефинан­сирования Центрального банка РФ в соответствие с рыночными тенденциями; продолжение либерализации валютных и внешнето­рговых операций, включая отказ от поддержания курса рубля и распространение конвертируемости рубля по текущим операци­ям на иностранцев; расширение масштабов приватизации и усиление роли рыночного механизма распределения финансовых ресур­сов. На основе этой стабилизационной программы был получен первый транш кредита МВФ в рамках механизма финансирования системных преобразований (1,5 млрд долл.). Замораживание в конце 1993 г. второй половины этого кредита было вызвано неудовлетворенностью руководства МВФ ходом выполнения рос­сийскими властями их обещаний, а также результатами парла­ментских выборов в декабре 1993 г. и переменами в составе правительства.

Новое соглашение, зафиксированное в апреле 1994 г. совмест­ным Меморандумом правительства и Центрального банка РФ об экономической политике в 1994 г., предусматривало: сокращение месячных темпов инфляции до 3—5% (МВФ был готов удовлет­вориться 7%); ограничение бюджетного дефицита относительно ВВП однозначной цифрой; осуществление мер по повышению эффективности налоговой системы, мобилизации доходов в бюд­жет; либерализацию внешней торговли и валютного оборота, устранение нетарифных мер регулирования экспорта; форсирова­ние приватизации собственности. Новое соглашение с МВФ позво­лило России получить вторую половину кредита в поддержку системных преобразований, а также прокладывало путь к получе­нию обещанного кредита «стэнд-бай».

Экономические программы, выполнением которых обусловли­валось предоставление кредита «стэнд-бай» в 1995 г. и кредита в рамках механизма расширенного финансирования в 1996— 1998гг., характеризуются ужесточением финансовой и денежно-кредитной политики и детализацией макроэкономических показа­телей. В 1995 г. предполагалось сократить дефицит федерального бюджета до 6% ВВП по сравнению с 11 % в предыдущем году, т.е. почти в два раза, довести его до 4% в 1996 г. и 2% в 1998 г.

Что касается кредитно-денежной политики, то ключевым ее элементом стало полное прекращение с 1995 г. финансирования бюджетного дефицита за счет прямых, льготных кредитов Цент­рального банка РФ, сдерживание темпа расширения объема креди­та и денежного предложения, сокращение инфляции к концу 1996г. до среднемесячного уровня в 1%, а в 1998 г. — до 6,9% в годовом исчислении.

Согласованные Правительством России с МВФ программы предусматривали ускорение структурных преобразований в эконо­мике. В их числе: форсирование приватизации при обеспечении для иностранных инвесторов равных с национальными предпринима­телями возможностей участия в этом процессе; устранение ад­министративного контроля за ценами и прибылью, за исключени­ем нескольких естественных монополий; содействие отраслевой и технологической перестройке промышленности; радикализация земельной и сельскохозяйственной реформы, устранение ограничений на куплю и продажу земли; укрепление банковского секто­ра — повышение уровня ликвидности банков, совершенствование платежной системы, повышение эффективности надзора со сто­роны Центрального банка РФ над коммерческими банками; при­нятие мер по сокращению взаимных неплатежей между пред­приятиями без кредитных вливаний со стороны правительства и Центрального банка РФ; секьюритизация долгов предприятий путем введения новых финансовых инструментов, в первую оче­редь стандартизированных векселей; создание более эффективной правовой и организационной основы функционирования рынка ценных бумаг.

Программы 1995—1996 гг. содержали положения, направлен­ные на завершение процесса либерализации внешнеэкономической деятельности. Россия взяла обязательства по устранению льгот во внешней торговле, окончательной ликвидации количественных ограничений экспорта и импорта. Был ликвидирован институт специальных экспортеров стратегических товаров, включая нефть. Отменялись все экспортные пошлины, в том числе на нефть и газ, а связанные в этим потери для бюджета компенсировались повы­шением акцизов. Предполагалось понизить таможенное обложе­ние импорта. По соглашению 1996 г. правительство обязалось воздержаться от количественных ограничений на ввоз алкоголя и предоставления льгот по уплате импортных пошлин на матери­алы для средств массовой информации. Отменялась обязательная предтаможенная экспертиза поставляемых на экспорт товаров.

Программа экономической политики России в 1998—1999 гг., которую предполагалось осуществлять при содействии дополни­тельной финансовой помощи со стороны МВФ и Всемирного банка, была нацелена на противодействие нараставшему в стране финансовому и валютному кризису. Особый упор делался на ужесточение финансовой дисциплины, сокращение дефицита феде­рального бюджета с намечавшихся в 1998 г. 5,6% ВВП до 2,8% в 1999 г. Для обеспечения этого намечалось перестроить налого­вую систему, улучшить сбор налогов, что должно было привести к увеличению бюджетных доходов. С целью ослабления давления на рынок ГКО правительство предлагало в добровольном порядке обменивать их на номинированные в конвертируемых валютах еврооблигации с более длительными сроками погашения на ос­нове рыночных процентных ставок. Все это было призвано сни­зить инфляцию. Структурные меры направлены на решение про­блемы неплатежей, содействие развитию частного сектора, укре­пление банковской системы.

Осуществление антикризисной программы было сорвано валютно-финансовым кризисом и правительственными решениями 17 августа 1998 г. Эти события стали чувствительным ударом по престижу МВФ.

Кризисная ситуация вынуждает Россию и другие государства бывшего СССР обращаться к МВФ за кредитами. Однако до тех пор, пока эти государства находятся в зависимости от кредитов Фонда, его воздействие продолжает оставаться существенным фа­ктором формирования их экономической и социальной политики.

Участие России в Группе Всемирного банка. Квота России .в МБРР приблизительно соответствует ее квоте в МВФ. По состо­янию на 30 июня 1998 г. России принадлежат 44795 акций Банка на сумму 5,4 млрд долл. (2,9% капитала МБРР). Россия имеет одинаковое количество акций с Индией, Италией, Канадой и Са­удовской Аравией, и по количеству и стоимости акций она делит с этими странами 7-е — 11-е места (первые шесть занимают США, Япония, Германия, Великобритания, Франция и Китай). На долю других четырнадцати стран бывшего СССР приходится 31953 акции МБРР (3,9 млрд долл., 2,07% капитала Банка). Вместе с Россией эти страны владеют 4,97% капитала МБРР.

По словам М. Картера, Директора МБРР по России, постоянного представителя в Москве, целью предоставляемых России кредитов Банка является «помощь в максимально быстром переходе к рыноч­ному финансированию путем расширения роли частного сектора, укрепления через правовые, институциональные и финансовые рефо­рмы институтов государственного сектора, а также содействия привлечению частных инвестиций в российскую экономику».*

* Сотрудничество. Информационный бюллетень Представительства Всемирного банка в России. — № 1—2. — ноябрь 1997. — МБРР/Всемир­ный банк, Россия. — С. 2.

Порядок работы с проектами, кредитуемыми в России Всемир­ным банком, регулируется постановлением Правительства РФ № 395 от 3 апреля 1996 г. Объем и приоритеты заимствований у ВБ, а также отраслевая структура и типы займов определяются в программе заимствований РФ в ВБ, которая разрабатывается Министерством экономики и Министерством финансов на основе Федеральной инвестиционной программы и среднесрочной про­граммы экономических реформ и развития российской экономики. Эта программа передается на рассмотрение Межведомственной комиссии по сотрудничеству с международными финансово-эконо­мическими организациями и «группой семи». После консультаций с ВБ программа заимствований утверждается Межведомственной комиссией и ежегодно уточняется.

Инициирование проектов на поддержку структурных преобра­зований осуществляется Министерством экономики и Министер­ством финансов, а инвестиционных проектов — федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации путем предоставления заявки в Минэкономики. Заявка содержит концепцию проекта, в которую включена оценка ожидаемого эффекта от реализации проекта для развития экономики страны, структура проекта, предварительный финансовый план расходования и погашения кредита.

Согласно оценке представительства ВБ в Москве (май 1992 г.) предполагалось, что страны — наследницы СССР будут получать от него кредиты в размере 4,5—5,0 млрд долл. в год, в том числе Россия — примерно половину этой суммы. Российские власти намеревались использовать эти кредиты по четырем направлени­ям: жизненно необходимый импорт; структурные преобразования;

инвестиционные проекты; укрепление институциональной базы финансовой инфраструктуры. С момента выделения кредита до начала фактического кредитования объекта проходит несколько лет. Банк проводит тщательные предынвестиционные исследова­ния, проверки и ревизии предлагаемых проектов.

В рамках первой международной программы помощи России был предусмотрен кредит ВБ (с участием (ЕБРР) на сумму 1,5 млрд долл. В 1992 г. Россия подписала первые три соглашения с ВБ о выделении ей 803 млн долл. Первое соглашение от 16 ноября 1992 г. предусматривало предоставление реабилитационного займа (600 млн долл.) для оплаты импорта жизненно важных товаров и покрытия расходов, связанных со структурной пере­стройкой экономики. Из этой суммы 250 млн долл. были направ­лены на поддержание валютного рынка и курса рубля (эти средст­ва были переведены на корреспондентские счета Центрального банка РФ в зарубежных банках и подлежали продаже на рубли на российском валютном рынке), 150 млн — для сельского хозяйства, 100 млн — здравоохранения, 50 млн — транспорта, 50 млн долл.— угольной промышленности. За счет этого кредита нельзя приоб­ретать оружие, драгоценные металлы, табачные изделия и другие товары, не являющиеся предметами первой необходимости.

Второй кредит ВБ (70 млн долл.) был предназначен для социа­льной защиты граждан в период перехода к рыночной экономике (создание бирж труда, выдача пособий по безработице и т.п.). Третий кредит (90 млн долл.) предоставлялся ВБ совместно с ря­дом западноевропейских банков и ЕБРР (43 млн долл.) на закупку оборудования и экспертную помощь по приватизации (табл. 10.13). Условия займов были одинаковы: 7,6% годовых; срок 15 лет, включая льготный пятилетний период. Однако в 1992 г. валютные кредиты ВБ России реально не были предоставлены.

Таблица 10.13

Наши рекомендации