Правило 1 – Работайте за деньги, а не за идею
Это очевидное утверждение, вы не находите? Но, как часто бывает, люди забывают самые банальные вещи. И этому способствует, в том числе, ваш работодатель. Работодателю выгоднее, чтобы работник работал, в основном, за идею, а уж потом за деньги. Почему?
Человека, который понимает, что смыслом его труда является его зарплата очень трудно эксплуатировать.
Он не будет задерживаться целый месяц после работы, забывая о семье или личной жизни, когда ему за это не платят. Он не упустит возможности перейти на другое место работы с более выгодными условиями труда, ведь он трудиться за деньги. Он не будет выполнять массу не относящейся к его полю деятельности работы, если он не получит за это финансовую компенсацию.
Он будет апеллировать к закону, который регламентирует трудовые отношения в спорных ситуациях, вместо того, чтобы молча соглашаться с самыми абсурдными требованиями работодателей.
Поэтому многие корпорации стремятся находить сотрудников с желанием работать «за идею» и это желание всячески поощряют в процессе работы.
Несмотря на то, что современные корпорации являются порождениями капиталистических обществ, внутри себя они содержат также многие черты социалистических формаций. Создается «культ лидера», регламент корпоративных ценностей. Цель компании и коллективное благо возводятся в ранг высшего интереса работы каждого сотрудника. Создается идеологическая атмосфера, в окружении которой, сотрудник работает не во благо собственного процветания, а во благо компании, коллектива, общества!
Людям пытаются внушить, что, несмотря на то, что они, трудясь в компании, зарабатывают деньги, здесь они находятся ради чего-то большего, чем просто меркантильные интересы. И чтобы поддерживать в людях такую убежденность в организациях прибегают ко множеству различных средств: тренинги, выступления руководителей, пропаганда, награждение, присвоение регалий и званий («сотрудник года»), эксплуатация бренда, навязывание патриотизма в масштабах корпорации и т.д. и т.п.
От того, до какого абсурда доходит применение этих средств, зависит от конкретной компании. В крупных западных корпорациях (западных – не в географическом плане, а в отношении модели построения бизнеса: японские, корейские фирмы можно также отнести к этой модели, как и многие отечественные организации) корпоративный патриотизм культивируется сильнее, чем во всех других фирмах.
Плохо ли это? Не всегда. С одной стороны, нет ничего плохого, что компания ищет преданных сотрудников, что она пытается создать для них стимулы для работы, помимо денежных, тем самым увеличивая их заинтересованность рабочим процессом.
С другой стороны, патриотизм, лояльность, корпоративные ценности могут служить оправданиями эксплуатации кадров для недобросовестных работодателей. Многим компаниям нет дела до чего-то кроме их прибылей. Им нет дела до вашей личной жизни и до ваших личных интересов, им выгодно, чтобы вы работали как можно усерднее и как можно больше. И чем больше вы работаете и чем меньше вы просите, тем более выгодна ваша работа для руководителей и акционеров фирмы, но тем меньше она выгодна для вас самих.
Работа «за идею» также рождает много ненужных переживаний и фрустрации. Для человека, который работает за деньги, самым плохим вариантом развития событий на работе станет его увольнение. Он может бояться, что ему не заплатят, или не заплатят вовремя, или он не получит премию. Если он допустил ошибку в работе, он не станет сокрушаеться по этому поводу, ведь его же не обязательно уволят за это?
Человек, работающий за идею (или ради удовлетворения собственных амбиций) может бояться того, что на его усилия не обратит внимания начальство, что его коллеги не будут восхищаться его профессионализмом. Работник «за идею» относиться к своим ошибкам на работе, как к личной трагедии, как к доказательству его личной несостоятельности.
Работники за идею приходят больными на работу, остаются сидеть в офисе допоздна, работают по выходным, даже если им не платят. Ради работы они готовы пренебречь собственным здоровьем, своей личной жизнью и своей семьей. Корпорации смотрят на такое поведение как на добродетель, хотя, на мой взгляд, оно является лишь формой болезненной одержимости, раболепия и зависимости.