Все шедевры мировой литературы

ВСЕ ШЕДЕВРЫ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В кратком изложении

СЮЖЕТЫ И ХАРАКТЕРЫ

Русская Литература XIX ВЕКА

Зачем и кому нужна эта книга 6

Василий Трофимович Нарежный 1780 - 1825. 10

Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова Роман (1812, опубл. ч. 1 - 3 - 1814; ч. 4 - 6 - 1938) 10

Два Ивана, или Страсть к тяжбам Роман (1825) 14

Василий Андреевич Жуковский 1783 - 1852. 17

Двенадцать спящих дев Старинная повесть 6 двух балладах (ч. 1 — 1810; ч. 2 — 1814 — 1817) 17

Баллада первая. ГРОМОБОЙ... 17

Баллада вторая. ВАДИМ... 18

Михаил Николаевич Загоскин 1789 - 1852. 20

Юрий Милославский, или Русские в 1612 году Роман (1829) 20

Рославлев, или Русские в 1812 году Роман (1831). 23

Сергей Тимофеевич Аксаков 1791 - 1859. 27

Семейная хроника Автобиографическая повесть (1856) 27

Детские годы Багрова-внука Автобиографическая повесть (1858) 30

Иван Иванович Лажечников 1792 - 1869. 33

Ледяной дом Роман (1835) 33

Басурман Роман (1838) 35

Александр Сергеевич Грибоедов 1790 или 1795 - 1829. 38

Горе от ума Комедия в стихах (1822 — 1825, опубл. 1833) 38

Александр Александрович Бестужев (Марлинский) 1793 - 1837. 40

Роман и Ольга Старинная повесть (1823) 40

Испытание Повесть (1830) 42

Латник Рассказ партизанского офицера (1832) 44

Аммалат-бек Кавказская быль Повесть (1831) 46

Фрегат «Надежда» Повесть (1832) 49

Александр Сергеевич Пушкин 1799 - 1837. 51

Руслан и Людмила Поэма (1817 - 1820) 51

Кавказский пленник Поэма (1821 - 1822) 55

Бахчисарайский фонтан Поэма (1821 - 1823) 56

Цыганы Поэма (1824, опубл. 1827) 57

Полтава Поэма (1828) 58

Медный всадник Петербургская повесть Поэма (1833) 60

Евгений Онегин Роман в стихах (1823 — 1831) 61

Борис Годунов Трагедия (1824 — 1825, опубл. 1831) 66

Скупой рыцарь (Сцены из Ченстоновой трагикомедии: The covetous knight) Трагедия (1830) 68

Моцарт и Сальери Трагедия (1830) 70

Каменный гость Трагедия (1830) 72

Пир во время чумы (Из Вильсоновой трагедии: The city of the plague) Трагедия (1830) 73

Повести покойного Ивана Петровича Белкина (1830) 75

ВЫСТРЕЛ. 75

МЕТЕЛЬ. 76

ГРОБОВЩИК. 77

СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ. 78

БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА.. 80

Дубровский Роман (1832, опубл. 1841) 81

Пиковая дама Повесть (1833) 84

Капитанская дочка Роман (1836) 85

Евгений Абрамович Баратынский 1800 - 1844. 88

Эда Поэма (1824, опубл. 1826) 88

Бал Поэма (1828) 89

Цыганка Поэма (1831, перераб. 1842) 91

Александр Фомич Вельтман 1800 - 1870. 92

Странник Роман-путешествие (1831 - 1832) 92

Владимир Федорович Одоевский 1803 - 1869. 94

Княжна Мими Повесть (1834) 94

Сильфида (Из записок благоразумного человека) Повесть (1836) 96

Княжна Зизи Повесть (1836, опубл. 1839) 99

Русские ночи Роман (1844; 2-я ред. — 1862, опубл. 1913) 101

Ночь первая. Ночь вторая. 101

Ночь третья. 101

Ночь четвертая. 101

Ночь пятая. 102

Ночь шестая. 103

Ночь седьмая. 103

Ночь восьмая. 104

Ночь девятая. 104

Александр Иванович Полежаев 1804 или 1805 - 1832. 105

Сашка Поэма (1825, опубл. 1861) 105

Николай Васильевич Гоголь 1809 - 1852. 106

Вечера на хуторе близ Диканьки Повести, изданные пасичником Рудым Паньком (1831 - 1832) 106

Часть первая. 106

СОРОЧИНСКАЯ ЯРМАРКА.. 106

ВЕЧЕР НАКАНУНЕ ИВАНА КУПАЛА Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви. 107

МАЙСКАЯ НОЧЬ, ИЛИ УТОПЛЕННИЦА.. 109

ПРОПАВШАЯ ГРАМОТА Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви. 110

Часть вторая. 111

НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ... 111

СТРАШНАЯ МЕСТЬ.. 112

ИВАН ФЕДОРОВИЧ ШПОНЬКА И ЕГО ТЕТУШКА.. 114

ЗАКОЛДОВАННОЕ МЕСТО Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви. 115

Записки сумасшедшего Повесть (1833) 116

Невский проспект Повесть (1834) 117

Нос Повесть (1835) 118

Старосветские помещики Повесть (1835) 119

Тарас Бульба Повесть (1835 - дораб. 1842) 120

Вий Повесть (1835, дораб. 1842) 123

Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем Повесть (1835) 124

Ревизор Комедия (1836) 126

Шинель Повесть (1842) 129

Женитьба Совершенно невероятное событие в двух действиях. Комедия (1842). 130

Игроки Комедия (1842) 132

Мертвые души. Поэма. 134

ТОМ ПЕРВЫЙ (1835 - 1842) 134

ТОМ ВТОРОЙ (1842 — 1852, опубликован посмертно) 137

Портрет Повесть (1-я ред. — 1835, 2-я ред. — 1842) 139

Александр Иванович Герцен 1812 - 1870. 141

Кто виноват? Роман (1841 - 1846) 141

Сорока-воровка Повесть (1846) 143

Былое и думы Автобиографическая книга (1852 — 1868) 144

Иван Александрович Гончаров 1812 - 1891. 148

Обыкновенная история Роман (1847) 148

Обломов Роман (1849 - 1857, опубл. 1859) 151

Обрыв Роман (1849 - 1869) 154

Владимир Александрович Соллогуб 1813 - 1882. 159

Тарантас. Путевые впечатления. Повесть (1845) 159

Михаил Юрьевич Лермонтов 1814 - 1841. 162

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Поэма (1838) 162

Тамбовская казначейша Поэма (1838) 164

Восточная повесть Поэма (1829 - 1839, опубл. 1860) 166

Мцыри Поэма (1840) 169

Маскарад Драма в стихах (1835 — 1836, опубл. 1842) 170

Герой нашего времени Роман (1839 - 1840) 172

Петр Павлович Ершов 1815 - 1869. 177

Конек-Горбунок. Русская сказка в трех частях. (1834) 177

Алексей Константинович Толстой 1817 - 1875. 179

Князь Серебряный. Повесть времен Иоанна Грозного (конец 1840-х - 1861) 179

Смерть Иоанна Грозного Трагедия (1862 — 1864) 183

Царь Федор Иоаннович Трагедия (1864 - 1868) 185

Царь Борис Трагедия (1868 - 1869) 188

Александр Васильевич Сухово-Кобылин 1817 - 1903. 190

Картины прошедшего Драматургическая трилогия (1852 — 1869, опубл. 1869) 190

СВАДЬБА КРЕЧИНСКОГО. Комедия в трех действиях (1852 — 1854, опубл. 1856) 190

ДЕЛО Драма в пяти действиях (1856 — 1861, впервые опубл. 1861 в Лейпциге, опубл. в России — 1869) 193

СМЕРТЬ ТАРЕЛКИНА Комедия-шутка в трех действиях (1857 — 1869, опубл. 1869) 196

Иван Сергеевич Тургенев 1818 - 1883. 199

Дневник лишнего человека Повесть (1848 - 1850) 199

Месяц в деревне Комедия (1850, опубл. 1855) 201

Рудин Роман (1855) 204

Ася Повесть (1858) 207

Дворянское гнездо Роман (1858) 208

Накануне Роман (1859) 212

Первая любовь Повесть (1860) 215

Отцы и дети Роман (1862) 217

Дым Роман (1867) 220

Новь Роман (1876) 223

Клара Милич (После смерти) Повесть (1883) 227

Павел Иванович Мельников (Андрей Печерский) 1818 - 1883. 229

В лесах Роман (1871 - 1875) 229

На горах Роман (1875 - 1881) 234

Федор Михайлович Достоевский 1821 - 1881. 240

Бедные люди Роман (1845) 240

Белые ночи Сентиментальный роман (Из воспоминаний мечтателя) (1848) 243

Неточка Незванова Повесть (1848 - 1849) 245

Дядюшкин сон. Из мордасовских летописей Повесть (1856 — 1859) 247

Село Степанчиково и его обитатели. Из записок неизвестного. Повесть (1857 - 1859) 250

Униженные и оскорбленные Роман (1861) 253

Записки из подполья Повесть (1864) 256

Игрок. Из записок молодого человека Роман (1866) 257

Преступление и наказание Роман (1866) 260

Идиот Роман (1868) 263

Бесы Роман (1871 - 1872) 266

Подросток Роман (1875) 271

Братья Карамазовы Роман (1879 — 1880) 274

Алексей Феофилактович Писемский 1821 - 1881. 280

Тысяча душ Роман (1853- 1858) 280

Горькая судьбина Драма (1859) 283

Николай Алексеевич Некрасов 1821 - 1877/78. 285

Саша Поэма (1856) 285

Мороз, Красный нос Поэма (1863 - 1864) 286

Русские женщины Поэма (1871 - 1872) 288

КНЯГИНЯ ТРУБЕЦКАЯ. Поэма в двух частях (1826) 288

КНЯГИНЯ М. Н. ВОЛКОНСКАЯ. Бабушкины записки (1826 — 1827) 289

Современники Сатирическая поэма (1875 — 1876) 290

Часть 1. ЮБИЛЯРЫ И ТРИУМФАТОРЫ.. 290

Часть 2. ГЕРОИ ВРЕМЕНИ Трагикомедия. 291

Кому на Руси жить хорошо Поэма (1863 — 1877, незаконч.) 292

Дмитрий Васильевич Григорович 1822 - 1899/1900. 295

Антон-Горемыка Повесть (1847) 295

Гуттаперчевый мальчик Повесть (1883) 297

Александр Николаевич Островский 1823 - 1886. 299

Свои люди — сочтемся Комедия (1850) 299

Доходное место Комедия (1857) 301

Гроза. Драма (1859) 303

На всякого мудреца довольно простоты Комедия (1868) 306

Лес Комедия (1871) 308

Снегурочка. Весенняя сказка в четырех действиях с прологом Пьеса-сказка (1873) 312

Волки и овцы Комедия (1875) 315

Бесприданница Драма (1879) 317

Без вины виноватые Комедия (1884) 320

Александр Васильевич Дружинин 1824 - 1864. 322

Полинька Сакс Повесть (1847) 322

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин 1826 - 1889. 324

История одного города. По подлинным документам издал М. Е. Салтыков (Щедрин) Повесть (1869 - 1870) 324

Господа ташкентцы. Картины нравов. Очерки (1869 — 1872) 327

Дневник провинциала в Петербурге Цикл рассказов (1872) 329

Помпадуры и помпадурши Очерки (1863 — 1874) 332

Благонамеренные речи. Очерки (1872- 1876) 335

Господа Головлевы Роман (1875 - 1880) 338

Пошехонская старина. Житие Никанора Затрапезного, пошехонского дворянина Роман (1887 - 1889) 341

Николай Гаврилович Чернышевский 1828 - 1889. 344

Что делать? Роман (1862 - 1863) 344

Пролог Роман из начала шестидесятых годов (1867 — 1870, незаконч.) 347

Лев Николаевич Толстой 1828 - 1910. 349

Детство. Повесть (1852) 349

Отрочество Повесть (1854) 350

Юность Повесть (1857) 352

Два гусара Повесть (1856) 353

Казаки. Кавказская повесть 1852 года (1853 — 1862, неэаконч., опубл. 1863) 355

Война и мир Роман (1863 — 1869, 1-е отд. изд. 1867 - 1869) 357

Анна Каренина Роман (1873 - 1877) 367

Холстомер. История лошади. Рассказ (1863 - 1885) 372

Смерть Ивана Ильича Повесть (1884 - 1886) 373

Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть Драма (1886) 375

Плоды просвещения Комедия (1889) 377

Крейцерова соната Повесть (1887 — 1889, опубл. 1890) 380

Воскресение Роман (1889 - 1899) 383

Живой труп Драма (1900, незаконч., опубл. 1911) 386

Хаджи-Мурат Повесть (1896 - 1904, опубл. 1912) 388

Николай Семенович Лесков 1831 - 1895. 390

Некуда. Роман (1864) 390

Леди Макбет Мценского уезда Повесть (1865) 394

Воительница Повесть (1866) 395

На ножах Роман (1870 - 1871) 397

Соборяне Романная хроника (1872) 400

Запечатленный ангел Повесть (1873) 403

Очарованный странник Повесть (1873) 404

Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе Цеховая легенда. Рассказ (1881) 407

Тупейный художник Рассказ на могиле (1883) 408

Николай Герасимович Помяловский 1835 - 1863. 409

Молотов Повесть (1861) 409

Очерки бурсы (1862 - 1863) 411

Петр Дмитриевич Боборыкин 1836 - 1921. 413

Жертва вечерняя. Роман в четырех книгах (1867) 413

Китай-город Роман в пяти книгах (1881) 416

Всеволод Владимирович Крестовский 1840 - 1895. 421

Петербургские трущобы Роман (1864 - 1867) 421

Глеб Иванович Успенский 1843 - 1902. 425

Нравы Растеряевой улицы Очерки (1886) 425

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский 1852 - 1906. 427

Детство Темы Повесть (1892) 427

Гимназисты Повесть (1893) 429

Студенты Повесть (1895) 431

Инженеры Повесть (1907) 433

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк 1852 - 1912. 434

Приваловские миллионы Роман (1872 — 1877, опубл. 1883) 434

Золото Роман (1892) 438

Владимир Галактионович Короленко 1853 — 1921. 441

В дурном обществе. Из детских воспоминаний моего приятеля Рассказ (1885) 441

Слепой музыкант Повесть (1886) 443

Без языка Рассказ (1895) 445

Всеволод Михайлович Гаршин 1855 - 1888. 447

Художники Рассказ (1879) 447

Красный цветок Рассказ (1883) 448

Сигнал Рассказ (1887) 449

Александр Иванович Эртель 1855 - 1908. 450

Гарденины, их дворня, приверженцы и враги Роман (1889) 450

Антон Павлович Чехов 1860 - 1904. 453

Степь. История одной поездки Повесть (1888) 453

Иванов Драма (1887 - 1889) 454

Скучная история Из записок старого человека. Повесть (1889) 457

Дуэль Повесть (1891) 459

Попрыгунья Рассказ (1891, опубл. 1892) 463

Палата № 6 Повесть (1892) 464

Черный монах Рассказ (1893, опубл. 1894) 466

Учитель словесности Рассказ (1889 - 1894) 467

Чайка Комедия (1895 - 1896) 468

Дом с мезонином Рассказ художника (1896) 470

Моя жизнь. Рассказ провинциала (1896) 472

Дядя Ваня Сцены из деревенской жизни. Пьеса (1897). 474

Ионыч Рассказ (1898) 476

Человек в футляре Рассказ (1898) 477

Крыжовник Рассказ (1898) 478

О любви Рассказ (1898) 479

Душечка Рассказ (1899) 480

Дама с собачкой Рассказ (1899) 481

В овраге Повесть (1899, опубл. 1900) 482

Три сестры Драма (1901) 484

Архиерей Рассказ (1902) 486

Вишневый сад Комедия (1904) 487

УКАЗАТЕЛЬ АВТОРОВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 489

УКАЗАТЕЛЬ НАЗВАНИЙ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 490

Содержание 495

Баллада первая. ГРОМОБОЙ

В незапамятную старину над пенистым Днепром сидел, кручинясь, Громобой. Он клянет свой печальный жребий, нищую и бездомную жизнь, с которою уж готов свести счеты. Но в образе сурового стари­ка ему является Асмодей, сулит богатство, веселье, дружбу князей и приязнь дев. Взамен же требует душу. Он убеждает Громобоя, что ад вовсе не страшен («Наш ад не хуже рая»), да и ждет он Громобоя в любом случае — рано или поздно. Размыслив, тот подписывает дого­вор, получает кошелек с непереводящимся в нем златом и десять лет беспечной жизни. «И вышел в люди Громобой»: богатство, достаток, удача — все при нем. Он похищает двенадцать дев, не смущаясь их

мольбами, и они рождают ему двенадцать дочерей. Но Громобою не­знакомы отеческие чувства, и дочери возрастают в стенах монастыря, оставленные заботами отца. Вместе со своими нежными матерьми молятся они о спасении своих душ и о прощении Громобою. Но годы проходят быстро, и наступает последний день дарованной Гро­мобою безбедной жизни. Одолеваемый тоскою, он ищет спасения у Спасовой иконы, но нет в душе его веры, и, призвав дочерей, он хочет их невинной молитвой купить свое прощение. И дочери крот­ко молятся о нем, но с наступлением ночи засыпают.

В глухую полночь, когда вся природа, казалось, угрожает Громо­бою, является бес и, сколь ни умоляет несчастный об отсрочке, наме­ревается, исторгнув его душу, низвергнуть ее в ад. ужасы которого теперь скрывать ни к чему. Но вид спящих младенцев воспламеняет беса новой идеей, и он предлагает Громобою купить дочерними ду­шами еще десять лет жизни. Устрашенный открывшимися ему без­днами, Громобой будит чад, пишет их руками — и получает отсрочку. Но, погубившему дочерей, ему жизнь постыла, нет в ней ни радости, ни отрады, лишь одно унылое ожидание конца. И вид цветущих чад поселяет в душе его страшные муки. Громобой, вся на­дежда которого теперь в раскаянье, распахивает двери дома нищим, сиротам и вдовам, строит храм, призывает мастера расписать иконы, и на одной из них святой с любовью взирает на молящихся Громобоя с дочерьми. Пред той иконою молится Громобой, отягченный верига­ми.

Но время бежит, и близится страшный срок. Сломленный неду­гом Громобой не в силах уже посещать храм и лишь подъемлет к не­бесам взоры, исполненные кротости и мольбы. И вот страшный день настал, и страдающий грешник встречает его «со стоном и слезами», окруженный молящимися дочерьми, не знающими своей доли. С на­ступлением ночи затихает «предустрашенная» природа. И вдруг веет тихий ветерок, открывается Божий храм, и, окруженный сиянием, дивный старец приближается к Громобою и девам. Он касается их полою одежды, и девы погружаются в сон. Объятый ужасом Громо­бой встречает его взгляд, полный укора, вопрошает, кто он и чего ждать, и старец отвечает, что его лик они чтили во храме, а Громо­бою следует надеяться и страшиться. Вместе с грозой приходит пол­ночь, и в пламени и треске является бес. Однако вид старца смущает

его, он требует своей добычи, но в высоте является ангел-мститель и объявляет волю творца: доколе тот, кто чист душою, не воспламенит­ся любовью к одной из дев, не видя ее, и не придет снять с нее и сестер заклятие, они будут спать непробудным сном, а душа их отца присуждена томиться в отверженной могиле, ожидая искупления и пробуждения своих чад.

С наступлением утра находят спящих дев и усопшего Громобоя. И когда после погребения скорбящие направляются в «дом печали», пред ними внезапно встают гранитные стены, покрывающиеся лесом, со скрежетом падают затворы на воротах, и, устрашенные, они бегут. В скором времени в запустение приходят окрестные места, их поки­дают и люди, и звери. И всякую полночь выходит из одинокой моги­лы тень и протягивает в мольбе к неприступным стенам руки, а одна из спящих встает и идет вкруг высокой стены, обращая вдаль взор, полный тоски и ожидания («Нейдет, нейдет спаситель!»). И с новою луной сменяется дева. И так текут века, и срок искупления неизвес­тен.

Баллада вторая. ВАДИМ

Прекрасный юноша Вадим, пленяющий Новгород красотою и муже­ством, проводит время в охоте, не устрашаемый ни диким зверем, ни непогодою. Однажды он видит сон, смысл коего ему неясен: чудный муж, облаченный в светлые ризы, с крестом, сияющим на груди, идет, не касаясь земли, держа в руке серебряный колокольчик. Он предвещает Вадиму «желанное вдали» и называется его провожатым. В то же мгновенье Вадим видит деву, черты которой скрыты покры­валом, а на челе лежит благоуханный венок. Она манит его к себе. И пробудившийся Вадим еще слышит звон колокольчика. Вокруг при­вычная картина: катящий воды Волхов, широкий луг, холмы, — а в вышине что-то звенит — и умолкает. Три раза сряду он видит тот же сон и, не в силах противиться стремленью, прощается с родителя­ми и садится на коня. На распутье он дает волю коню, и тот скачет прямо на юг, не разбирая пути.

Дни бегут за днями, Вадиму везде радушный прием; когда же

приходится заночевать в поле иль в лесу, его не тревожит ни дикий зверь, ни змея. Вадим достигает широкого Днепра и, при всполохах начинающейся грозы, въезжает в дремучий лес. Ему приходится про­бивать себе путь мечом, он движется все дальше и дальше в чашу. Вдруг он слышит крики — жалобные, молящие и свирепые, дикие. Он бросается напролом и, достигнув поляны, видит могучего велика­на с красавицей на руках. Взмахнув мечом, он отсекает руку со страшной дубиной, поднятую на него. Поверженный враг умирает, и Вадим спешит к пленнице. Она оказывается дочерью киевского князя, к коей воспылал страстью литовский князь («Враг церкви пра­вославной») и послал гонца, дабы похитить ее. Тот долго скрывался в дебрях, выжидая, и нынче, когда княжна с подружками собирала цветы, он схватил ее и увлек в лес. Вадим, посадив девицу за собою на коня, с поляны въезжает в дебри, и тут разражается невиданная гроза, рушатся деревья, воет ветер, и смятенный Вадим не видит нигде пристанища. Но вот при свете воспламененной молнией ели он примечает мшистую пещеру и направляется к ней. Там, распалив костер, сложив кольчугу, он выжимает влагу из златых кудрей княж­ны и согревает ее трепещущие перси своим дыханием.

Прекрасная княжна разжигает в Вадиме чувства, и он уже запе­чатлевает на устах ее горячий поцелуй, как вдруг слышит в отдаленье знакомый звон. И чудится ему чей-то незримый полет, чей-то печаль­ный вздох. Княжна засыпает на его руках и просыпается утром, и они направляются в Киев. Там на крыльце стоит сокрушенный печа­лью князь, снарядивший в погоню за супостатом дружину и сулящий избавителю свой трон и дочернюю руку. Но вот является Вадим с княжною, и ликующий князь награждает его.

Когда же вечером все веселятся на княжьем пиру, Вадим, обеспо­коенный неутихаемым звоном, идет к Днепру, видит челн с ветри­лом, с гребущим веслом, но пустой («Вадим к нему <...> К Вадиму он...»). Ладья несет его все быстрее, вокруг молчание, надвигаются скалы, черный лес отражается в волнах, луна меркнет, — и ладья пристает к берегу. Вадим выходит и, влекомый неясной силой, взби­рается на крутые скалы. Перед ним заглохший, заросший мхом лес («И, мнится, жизни в той стране / От века не бывало»); при вы­шедшей луне он видит древний храм на холме, обрушенные заборы, упавшие столбы, зияющие своды и — могильный камень с покосив-

шимся крестом. С него слетает пробудившийся ворон, а из могилы поднимается привидение, идет к храму, стучит. Но дверь не отворя­ется. И призрак идет меж обломков дальше. Вадим следует за ним, объятый страхом, и видит за зубчатой оградой безмолвный замок. Какое-то смутное ожидание наполняет витязя. С луны слетает туман, серебрится бор, от востока веет ветерок, и вдруг из-за стены слышит­ся знакомый звон. Вадим видит, как по стене, скрытая туманным по­кровом, идет дева, навстречу — другая, они сближаются, подают друг другу руку, и одна спускается к замку, а другая продолжает свой путь, вперив вдаль взор, полный ожидания. И вдруг, при свете восхо­дящего солнца, она видит витязя — и покрывало слетает с ее чела, и растворяются ворота. Они стремятся друг к другу. «Сошлись... о веший, верный сон!» Из терема идут пробужденные девы. Раздается благовест, храм отворен, там слышится моленье. Вадим с девою у царских врат, вдруг звучит венчальный гимн, и в их руках свечи, их головы под венцами. Тихий голос зовет их нежно, и вот они перед могилой, она светла, в. цветах, и крест ее обвит лилией. И по проше­ствии веков, когда и замок, и обитель — все скрылось, на месте том зелен пышный лес и сладок ветра шепот. Там, где скрыт пепел ино­кинь, дождавшихся кончины при гробе отца, в утренний светлый час «Бывают тайны чудеса»: слышен хор отшельниц, блистает крест и, венчанные звездами, предстают молящиеся девы.

Е. В. Харитонова

ВЫСТРЕЛ

Армейский полк расквартирован в местечке ***. Жизнь проходит по заведенному в армии распорядку, и гарнизонную скуку рассеивает только знакомство офицеров с неким человеком по имени Сильвио, проживающим в этом местечке. Он старше большинства офицеров полка, угрюм, обладает крутым нравом и злым языком. В его жизни есть какая-то тайна, которой Сильвио никому не открывает. Известно, что Сильвио служил когда-то в гусарском полку, но причина его отставки никому не ведома, так же как и причина проживания в этом захолустье. Неизвестны ни доходы его, ни состояние, но он дер­жит открытый стол для офицеров полка, и за обедами шампанское льется рекой. За это ему все готовы простить. Таинственность фигуры Сильвио оттеняет его почти сверхъестественное искусство в стрельбе из пистолета. Он не принимает участия в разговорах офицеров о по­единках, а на расспросы, случалось ли ему драться, отвечает сухо, что доводилось. Между собой офицеры полагают, что на совести Сильвио лежит какая-нибудь несчастная жертва его нечеловеческого искусства. Однажды несколько офицеров по обыкновению собрались у Силь-

вио. Изрядно выпив, начали карточную игру и попросили Сильвио прометать банк. В игре он как обычно молчал и без слов исправлял ошибки понтеров в записях. Одному молодому офицеру, недавно по­ступившему в полк и не знавшему привычек Сильвио, показалось, что тот ошибся. Взбешенный молчаливым упорством Сильвио, офицер за­пустил ему в голову шандалом, Сильвио, бледный от злости, попросил офицера удалиться. Все считали поединок неизбежным и не сомнева­лись в его исходе, но Сильвио не вызвал офицера, и это обстоятельст­во испортило его репутацию в глазах офицеров, но постепенно все вошло в обычное русло и инцидент забылся. Лишь один офицер, ко­торому Сильвио симпатизировал более других, не мог примириться с мыслью, что Сильвио не смыл оскорбления.

Однажды в полковой канцелярии, куда приходила почта, Сильвио получил пакет, содержание которого его сильно взволновало. Он объ­явил собравшимся офицерам о своем неожиданном отъезде и пригла­сил всех на прощальный обед. Поздним вечером, когда все покидали дом Сильвио, хозяин попросил наиболее симпатичного ему офицера задержаться и открыл ему свою тайну.

Несколько лет тому назад Сильвио получил пощечину, и обидчик его жив до сих пор. Случилось это еще в годы его службы, когда Сильвио отличался буйным нравом. Он первенствовал в полку и на­слаждался этим положением до тех пор, пока в полк не определился «молодой человек богатой и знатной фамилии». Это был блистатель­нейший счастливец, которому всегда и во всем сказочно везло. Пона­чалу он пытался добиться дружбы и расположения Сильвио, но, не преуспев в этом, отдалился от него без сожаления. Первенство Сильвио поколебалось, и он возненавидел этого любимца фортуны. Однажды на балу у одного польского помещика они повздорили, и Сильвио по­лучил пощечину от своего врага. На рассвете была дуэль, на которую обидчик Сильвио явился с фуражкой, полной спелыми черешнями. По жребию ему достался первый выстрел, сделав его и прострелив на Сильвио фуражку, он спокойно стоял под дулом его пистолета и с удовольствием лакомился черешнями, выплевывая косточки, которые иногда долетали до его противника. Его равнодушие и невозмути­мость взбесили Сильвио, и он отказался стрелять. Противник его рав­нодушно сказал, что Сильвио вправе будет воспользоваться своим

выстрелом, когда ему будет угодно. Вскоре Сильвио вышел в отставку и удалился в это местечко, но не проходило дня, чтобы он не мечтал о мщении. И вот наконец его час настал. Ему доносят, «что известная особа скоро должна вступить в законный брак с молодой и прекрас­ной девушкой». И Сильвио решил посмотреть, «так ли равнодушно примет он смерть перед своей свадьбой, как некогда ждал ее за че­решнями!». Друзья простились, и Сильвио уехал.

Через несколько лет обстоятельства принудили офицера выйти в отставку и поселиться в своей бедной деревеньке, где он умирал от скуки, пока в соседнее имение не приехал с молодой женой граф Б***. Рассказчик отправляется к ним с визитом. Граф и графиня оча­ровали его своим светским обращением. На стене гостиной внимание рассказчика привлекает картина, простреленная «двумя пулями, вса­женными одна в другую». Он похвалил удачный выстрел и рассказал, что знал в своей жизни человека, чье искусство в стрельбе было поис­тине изумительно. На вопрос графа, как звали этого стрелка, рассказ­чик назвал Сильвио. При этом имени граф и графиня пришли в смущение. Граф допытывается, не рассказывал ли Сильвио своему другу об одной странной истории, и рассказчик догадывается, что граф и есть тот самый давний обидчик его друга. Оказывается, эта история имела продолжение, а простреленная картина — своеобраз­ный памятник их последней встрече.

Случилось это пять лет назад в этом самом доме, где граф и гра­финя проводили свой медовый месяц. Однажды графу доложили, что его дожидается некий человек, не пожелавший назвать своего имени. Войдя в гостиную, граф застал там Сильвио, которого не сразу узнал и который напомнил об оставшемся за ним выстреле и сказал, что приехал разрядить свой пистолет. С минуты на минуту могла войти графиня. Граф нервничал и торопился, Сильвио медлил и наконец принудил графа вновь тянуть жребий. И вновь графу достался первый выстрел. Противу всех правил он выстрелил и прострелил висевшую на стене картину. В это мгновение вбежала перепуганная графиня. Муж стал уверять ее, что они просто шутят со старым другом. Но происходящее слишком не походило на шутку. Графиня была на грани обморока, и взбешенный граф закричал Сильвио, чтобы тот скорее стрелял, но Сильвио ответил, что он не будет этого делать, что

он видел главное — страх и смятение графа, и с него довольно. Ос­тальное — дело совести самого графа. Он повернулся и пошел к вы­ходу, но у самой двери остановился и, почти не целясь, выстрелил и попал точно в простреленное графом место на картине. С Сильвио рассказчик больше не встречался, но слышал, что он погиб, участвуя в восстании греков под предводительством Александра Ипсиланти.

МЕТЕЛЬ

В 1811 г. в поместье своем проживал с женой и дочерью Машей Гав­рила Гаврилович Р. Был он гостеприимен, и многие пользовались его гостеприимством, а некоторые приезжали ради Марьи Гавриловны. Но Марья Гавриловна была влюблена в бедного армейского прапор­щика по имени Владимир, проводившего отпуск в своей деревне по соседству. Молодые влюбленные, считая, что воля родителей препят­ствует их счастью, решили обойтись без благословения, то есть вен­чаться тайно, а потом броситься к ногам родителей, которые, конечно же, будут тронуты постоянством детей, простят и благосло­вят их. План этот принадлежал Владимиру, но и Марья Гавриловна наконец поддалась его уговорам о бегстве. За ней должны были при­ехать сани, чтобы отвезти ее в соседнее село Жадрино, в котором было решено венчаться и где Владимир уже должен был ее ожидать.

В назначенный для побега вечер Марья Гавриловна была в сильном волнении, отказалась от ужина, сославшись на головную боль, и рано ушла к себе. В условленное время она вышла в сад. На дороге дожи­дался ее кучер Владимира с санями. На дворе бушевала метель.

Сам же Владимир весь этот день провел в хлопотах: ему необхо­димо было уговорить священника, а также найти свидетелей. Уладив эти дела, он, сам правя в маленьких санях в одну лошадь, отправился в Жадрино, но, едва выехал он за околицу, как поднялась метель, из-за которой Владимир сбился с пути и проплутал всю ночь в поисках дороги. На рассвете только добрался он до Жадрина и нашел церковь запертою.

А Марья Гавриловна утром как ни в чем не бывало вышла из своей комнаты и на вопросы родителей о самочувствии отвечала спо-

койно, но вечером с ней сделалась сильная горячка В бреду повторя­ла она имя Владимира, говорила о своей тайне, но слова ее были столь несвязны, что мать ничего не поняла, кроме того, что дочь влюблена в соседского помещика и что любовь, должно быть, была причиной болезни. И родители решили отдать Машу за Владимира. На приглашение Владимир отвечал сумбурным и невразумительным письмом, в котором писал, что ноги его не будет в их доме, и просил забыть о нем. А через несколько дней уехал он в армию. Происходи­ло это в 1812 г., и через некоторое время имя его было напечатано в числе отличившихся и раненных под Бородином. Этановость опеча­лила Машу, а вскоре скончался Гаврила Гаврилович, оставив ее своей наследницей. Женихи кружились вокруг нее, но она, казалось, была верна умершему в Москве от ран Владимиру.

«Между тем война со славою была окончена». Полки возвраща­лись из-за границы. В имении Марьи Гавриловны появился раненый гусарский полковник Бурмин, который приехал в отпуск в свое по­местье, находившееся неподалеку. Марья Гавриловна и Бурмин чувст­вовали, что нравились друг другу, но что-то удерживало каждого от решительного шага. Однажды Бурмин приехал с визитом и нашел Марью Гавриловну в саду. Он объявил Марье Гавриловне, что любит ее, но не может стать ее мужем, так как уже женат, но не знает, кто его жена, где она и жива ли. И он рассказал ей удивительную исто­рию, как в начале 1812 г. ехал он из отпуска в полк и во время силь­ной метели сбился с дороги. Увидев вдалеке огонек, направился к нему и наехал на открытую церковь, около которой стояли сани и в нетерпении ходили люди. Они вели себя так, как будто ждали имен­но его. В церкви сидела молодая барышня, с которой Бурмина поста­вили перед налоем. Им двигало непростительное легкомыслие. Когда обряд венчания кончился, молодым предложили поцеловаться, и де­вушка, взглянув на Бурмина, с криком «не он, не он» упала без памя­ти. Бурмин беспрепятственно вышел из церкви и уехал. И вот теперь он не знает, что сделалось с его женою, как ее зовут, и не знает даже, где происходило венчание. Слуга, бывший с ним в то время, умер, так что нет никакой возможности отыскать эту женщину.

«Боже мой, Боже мой! — сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, — так это были вы! И вы не узнаете меня?

Бурмин побледнел... и бросился к ее ногам...»

ГРОБОВЩИК

Гробовщик Адриян Прохоров переезжает с Басманной улицы на Ни­китскую в давно облюбованный домик, однако не чувствует радости, так как новизна немного пугает его. Но вскоре порядок в новом жи­лище устанавливается, над воротами прикрепляется вывеска, Адриян садится у окна и приказывает подать самовар.

Распивая чай, он погрузился в печальную думу, так как от приро­ды был мрачного нрава. Житейские заботы смущали его. Главной же заботой было то, чтобы наследники богатой купчихи Трюхиной, уми­равшей на Разгуляе, вспомнили бы в последнюю минуту о нем, а не сговорились с ближайшим подрядчиком. Пока Адриян предавался этим размышлениям, к нему с визитом пожаловал сосед, немец-ре­месленник. Он назвался сапожником Готлибом Шульцем, объявил, что живет через улицу, и пригласил Адрияна на следующий день к себе по случаю своей серебряной свадьбы. Приняв приглашение, Ад­риян предложил Шульцу чаю. Соседи разговорились и быстро подру­жились.

В полдень следующего дня Адриян с двумя дочерьми направился в гости к сапожнику. В доме собрались друзья Готлиба Шульца, немцы-ремесленники с женами. Началось застолье, хозяин провозгласил здо­ровье своей жены Луизы, а потом здоровье своих гостей. Все пили очень много, веселье сделалось шумнее, как вдруг один из гостей, толстый булочник, предложил выпить за здоровье тех, на кого они работают. И все гости начали друг другу кланяться, ибо все были кли­ентами друг друга: портной, сапожник, булочник... Булочник Юрко предложил Адрияну выпить за здоровье его мертвецов. Поднялся все­общий хохот, который обидел гробовщика.

Разошлись поздно. Адриян вернулся домой пьян и сердит. Ему по­казалось, что инцидент был намеренной насмешкой немцев над его ремеслом, которое он почитал ничем не хуже других, ведь гробовщик не брат палачу. Адриян даже решил, что пригласит на новоселье не новых своих знакомцев, а тех, на кого работает. В ответ на это его работница предложила ему перекреститься. Но Адрияну эта мысль понравилась.

Разбудили Адрияна еще затемно, так как прискакал приказчик купчихи Трюхиной с сообщением, что она этой ночью скончалась.

Адриян отправился на Разгуляй, начались хлопоты и переговоры с родственниками покойной. Закончив дела, он уже вечером пешком отправился домой. Подойдя к дому, он заметил, что кто-то отворил его калитку и вошел в нее. Пока Адриян соображал, кто бы это мог быть, подошел еще один человек. Лицо его показалось Адрияну. зна­комым. Войдя в дом, гробовщик увидел, что комната полна мертве­цами, освещенными луной, сиявшей через окно. С ужасом узнал в них гробовщик своих бывших клиентов. Они приветствовали его, а один из них даже попытался обнять Адрияна, но Прохоров оттолк­нул его, тот упал и рассыпался. С угрозами обступили его остальные гости, и Адриян упал и лишился чувств.

Открыв утром глаза, Адриян вспомнил вчерашние события. Работ­ница сказала, что заходили соседи справиться о здоровье его, но она не стала его будить. Адриян поинтересовался, не приходили ли от по­койницы Трюхиной, но работница удивилась словам о смерти купчи­хи и рассказала, что гробовщик, как вернулся от сапожника пьян и завалился спать, так и дрых до этой самой минуты. Тут только понял гробовщик, что все ужасные события, так напугавшие его, произошли во сне, и приказал ставить самовар и звать дочерей.

СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ

Нет людей несчастнее станционных смотрителей, ибо во всех своих неприятностях путешествующие непременно винят смотрителей и стремятся на них выместить свою злость по поводу плохих дорог, не­сносной погоды, скверных лошадей и тому подобного. А между тем смотрители — это большей частью кроткие и безответные люди, «сущие мученики четырнадцатого класса, огражденные своим чином токмо от побоев, и то не всегда». Жизнь смотрителя полна тревог и хлопот, он ни от кого не видит благодарности, напротив, слышит уг­розы и крики и ощущает толчки раздраженных постояльцев. Между тем «из их разговоров можно почерпнуть много любопытного и по­учительного».

В 1816 г. случилось рассказчику проезжать через *** губернию, и в дороге он был застигнут дождем. На станции поспешил он пере­одеться и налиться чаю. Ставила самовар и накрывала на стол смот-

рителева дочь, девочка лет четырнадцати по имени Дуня, которая по­разила рассказчика своей красотой. Пока Дуня хлопотала, путешест­венник рассматривал убранство избы. На стене заметил он картинки с изображением истории блудного сына, на окнах — герань, в ком­нате была кровать за пестрой занавеской. Путешественник предло­жил Самсону Вырину — так звали смотрителя — и его дочери разделить с ним трапезу, и возникла непринужденная обстановка, располагающая к симпатии. Уже лошади были поданы, а путешест

Наши рекомендации