Все шедевры мировой литературы
ВСЕ ШЕДЕВРЫ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В кратком изложении
СЮЖЕТЫ И ХАРАКТЕРЫ
Русская Литература XIX ВЕКА
Зачем и кому нужна эта книга 6
Василий Трофимович Нарежный 1780 - 1825. 10
Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова Роман (1812, опубл. ч. 1 - 3 - 1814; ч. 4 - 6 - 1938) 10
Два Ивана, или Страсть к тяжбам Роман (1825) 14
Василий Андреевич Жуковский 1783 - 1852. 17
Двенадцать спящих дев Старинная повесть 6 двух балладах (ч. 1 — 1810; ч. 2 — 1814 — 1817) 17
Баллада первая. ГРОМОБОЙ... 17
Баллада вторая. ВАДИМ... 18
Михаил Николаевич Загоскин 1789 - 1852. 20
Юрий Милославский, или Русские в 1612 году Роман (1829) 20
Рославлев, или Русские в 1812 году Роман (1831). 23
Сергей Тимофеевич Аксаков 1791 - 1859. 27
Семейная хроника Автобиографическая повесть (1856) 27
Детские годы Багрова-внука Автобиографическая повесть (1858) 30
Иван Иванович Лажечников 1792 - 1869. 33
Ледяной дом Роман (1835) 33
Басурман Роман (1838) 35
Александр Сергеевич Грибоедов 1790 или 1795 - 1829. 38
Горе от ума Комедия в стихах (1822 — 1825, опубл. 1833) 38
Александр Александрович Бестужев (Марлинский) 1793 - 1837. 40
Роман и Ольга Старинная повесть (1823) 40
Испытание Повесть (1830) 42
Латник Рассказ партизанского офицера (1832) 44
Аммалат-бек Кавказская быль Повесть (1831) 46
Фрегат «Надежда» Повесть (1832) 49
Александр Сергеевич Пушкин 1799 - 1837. 51
Руслан и Людмила Поэма (1817 - 1820) 51
Кавказский пленник Поэма (1821 - 1822) 55
Бахчисарайский фонтан Поэма (1821 - 1823) 56
Цыганы Поэма (1824, опубл. 1827) 57
Полтава Поэма (1828) 58
Медный всадник Петербургская повесть Поэма (1833) 60
Евгений Онегин Роман в стихах (1823 — 1831) 61
Борис Годунов Трагедия (1824 — 1825, опубл. 1831) 66
Скупой рыцарь (Сцены из Ченстоновой трагикомедии: The covetous knight) Трагедия (1830) 68
Моцарт и Сальери Трагедия (1830) 70
Каменный гость Трагедия (1830) 72
Пир во время чумы (Из Вильсоновой трагедии: The city of the plague) Трагедия (1830) 73
Повести покойного Ивана Петровича Белкина (1830) 75
ВЫСТРЕЛ. 75
МЕТЕЛЬ. 76
ГРОБОВЩИК. 77
СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ. 78
БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА.. 80
Дубровский Роман (1832, опубл. 1841) 81
Пиковая дама Повесть (1833) 84
Капитанская дочка Роман (1836) 85
Евгений Абрамович Баратынский 1800 - 1844. 88
Эда Поэма (1824, опубл. 1826) 88
Бал Поэма (1828) 89
Цыганка Поэма (1831, перераб. 1842) 91
Александр Фомич Вельтман 1800 - 1870. 92
Странник Роман-путешествие (1831 - 1832) 92
Владимир Федорович Одоевский 1803 - 1869. 94
Княжна Мими Повесть (1834) 94
Сильфида (Из записок благоразумного человека) Повесть (1836) 96
Княжна Зизи Повесть (1836, опубл. 1839) 99
Русские ночи Роман (1844; 2-я ред. — 1862, опубл. 1913) 101
Ночь первая. Ночь вторая. 101
Ночь третья. 101
Ночь четвертая. 101
Ночь пятая. 102
Ночь шестая. 103
Ночь седьмая. 103
Ночь восьмая. 104
Ночь девятая. 104
Александр Иванович Полежаев 1804 или 1805 - 1832. 105
Сашка Поэма (1825, опубл. 1861) 105
Николай Васильевич Гоголь 1809 - 1852. 106
Вечера на хуторе близ Диканьки Повести, изданные пасичником Рудым Паньком (1831 - 1832) 106
Часть первая. 106
СОРОЧИНСКАЯ ЯРМАРКА.. 106
ВЕЧЕР НАКАНУНЕ ИВАНА КУПАЛА Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви. 107
МАЙСКАЯ НОЧЬ, ИЛИ УТОПЛЕННИЦА.. 109
ПРОПАВШАЯ ГРАМОТА Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви. 110
Часть вторая. 111
НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ... 111
СТРАШНАЯ МЕСТЬ.. 112
ИВАН ФЕДОРОВИЧ ШПОНЬКА И ЕГО ТЕТУШКА.. 114
ЗАКОЛДОВАННОЕ МЕСТО Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви. 115
Записки сумасшедшего Повесть (1833) 116
Невский проспект Повесть (1834) 117
Нос Повесть (1835) 118
Старосветские помещики Повесть (1835) 119
Тарас Бульба Повесть (1835 - дораб. 1842) 120
Вий Повесть (1835, дораб. 1842) 123
Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем Повесть (1835) 124
Ревизор Комедия (1836) 126
Шинель Повесть (1842) 129
Женитьба Совершенно невероятное событие в двух действиях. Комедия (1842). 130
Игроки Комедия (1842) 132
Мертвые души. Поэма. 134
ТОМ ПЕРВЫЙ (1835 - 1842) 134
ТОМ ВТОРОЙ (1842 — 1852, опубликован посмертно) 137
Портрет Повесть (1-я ред. — 1835, 2-я ред. — 1842) 139
Александр Иванович Герцен 1812 - 1870. 141
Кто виноват? Роман (1841 - 1846) 141
Сорока-воровка Повесть (1846) 143
Былое и думы Автобиографическая книга (1852 — 1868) 144
Иван Александрович Гончаров 1812 - 1891. 148
Обыкновенная история Роман (1847) 148
Обломов Роман (1849 - 1857, опубл. 1859) 151
Обрыв Роман (1849 - 1869) 154
Владимир Александрович Соллогуб 1813 - 1882. 159
Тарантас. Путевые впечатления. Повесть (1845) 159
Михаил Юрьевич Лермонтов 1814 - 1841. 162
Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Поэма (1838) 162
Тамбовская казначейша Поэма (1838) 164
Восточная повесть Поэма (1829 - 1839, опубл. 1860) 166
Мцыри Поэма (1840) 169
Маскарад Драма в стихах (1835 — 1836, опубл. 1842) 170
Герой нашего времени Роман (1839 - 1840) 172
Петр Павлович Ершов 1815 - 1869. 177
Конек-Горбунок. Русская сказка в трех частях. (1834) 177
Алексей Константинович Толстой 1817 - 1875. 179
Князь Серебряный. Повесть времен Иоанна Грозного (конец 1840-х - 1861) 179
Смерть Иоанна Грозного Трагедия (1862 — 1864) 183
Царь Федор Иоаннович Трагедия (1864 - 1868) 185
Царь Борис Трагедия (1868 - 1869) 188
Александр Васильевич Сухово-Кобылин 1817 - 1903. 190
Картины прошедшего Драматургическая трилогия (1852 — 1869, опубл. 1869) 190
СВАДЬБА КРЕЧИНСКОГО. Комедия в трех действиях (1852 — 1854, опубл. 1856) 190
ДЕЛО Драма в пяти действиях (1856 — 1861, впервые опубл. 1861 в Лейпциге, опубл. в России — 1869) 193
СМЕРТЬ ТАРЕЛКИНА Комедия-шутка в трех действиях (1857 — 1869, опубл. 1869) 196
Иван Сергеевич Тургенев 1818 - 1883. 199
Дневник лишнего человека Повесть (1848 - 1850) 199
Месяц в деревне Комедия (1850, опубл. 1855) 201
Рудин Роман (1855) 204
Ася Повесть (1858) 207
Дворянское гнездо Роман (1858) 208
Накануне Роман (1859) 212
Первая любовь Повесть (1860) 215
Отцы и дети Роман (1862) 217
Дым Роман (1867) 220
Новь Роман (1876) 223
Клара Милич (После смерти) Повесть (1883) 227
Павел Иванович Мельников (Андрей Печерский) 1818 - 1883. 229
В лесах Роман (1871 - 1875) 229
На горах Роман (1875 - 1881) 234
Федор Михайлович Достоевский 1821 - 1881. 240
Бедные люди Роман (1845) 240
Белые ночи Сентиментальный роман (Из воспоминаний мечтателя) (1848) 243
Неточка Незванова Повесть (1848 - 1849) 245
Дядюшкин сон. Из мордасовских летописей Повесть (1856 — 1859) 247
Село Степанчиково и его обитатели. Из записок неизвестного. Повесть (1857 - 1859) 250
Униженные и оскорбленные Роман (1861) 253
Записки из подполья Повесть (1864) 256
Игрок. Из записок молодого человека Роман (1866) 257
Преступление и наказание Роман (1866) 260
Идиот Роман (1868) 263
Бесы Роман (1871 - 1872) 266
Подросток Роман (1875) 271
Братья Карамазовы Роман (1879 — 1880) 274
Алексей Феофилактович Писемский 1821 - 1881. 280
Тысяча душ Роман (1853- 1858) 280
Горькая судьбина Драма (1859) 283
Николай Алексеевич Некрасов 1821 - 1877/78. 285
Саша Поэма (1856) 285
Мороз, Красный нос Поэма (1863 - 1864) 286
Русские женщины Поэма (1871 - 1872) 288
КНЯГИНЯ ТРУБЕЦКАЯ. Поэма в двух частях (1826) 288
КНЯГИНЯ М. Н. ВОЛКОНСКАЯ. Бабушкины записки (1826 — 1827) 289
Современники Сатирическая поэма (1875 — 1876) 290
Часть 1. ЮБИЛЯРЫ И ТРИУМФАТОРЫ.. 290
Часть 2. ГЕРОИ ВРЕМЕНИ Трагикомедия. 291
Кому на Руси жить хорошо Поэма (1863 — 1877, незаконч.) 292
Дмитрий Васильевич Григорович 1822 - 1899/1900. 295
Антон-Горемыка Повесть (1847) 295
Гуттаперчевый мальчик Повесть (1883) 297
Александр Николаевич Островский 1823 - 1886. 299
Свои люди — сочтемся Комедия (1850) 299
Доходное место Комедия (1857) 301
Гроза. Драма (1859) 303
На всякого мудреца довольно простоты Комедия (1868) 306
Лес Комедия (1871) 308
Снегурочка. Весенняя сказка в четырех действиях с прологом Пьеса-сказка (1873) 312
Волки и овцы Комедия (1875) 315
Бесприданница Драма (1879) 317
Без вины виноватые Комедия (1884) 320
Александр Васильевич Дружинин 1824 - 1864. 322
Полинька Сакс Повесть (1847) 322
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин 1826 - 1889. 324
История одного города. По подлинным документам издал М. Е. Салтыков (Щедрин) Повесть (1869 - 1870) 324
Господа ташкентцы. Картины нравов. Очерки (1869 — 1872) 327
Дневник провинциала в Петербурге Цикл рассказов (1872) 329
Помпадуры и помпадурши Очерки (1863 — 1874) 332
Благонамеренные речи. Очерки (1872- 1876) 335
Господа Головлевы Роман (1875 - 1880) 338
Пошехонская старина. Житие Никанора Затрапезного, пошехонского дворянина Роман (1887 - 1889) 341
Николай Гаврилович Чернышевский 1828 - 1889. 344
Что делать? Роман (1862 - 1863) 344
Пролог Роман из начала шестидесятых годов (1867 — 1870, незаконч.) 347
Лев Николаевич Толстой 1828 - 1910. 349
Детство. Повесть (1852) 349
Отрочество Повесть (1854) 350
Юность Повесть (1857) 352
Два гусара Повесть (1856) 353
Казаки. Кавказская повесть 1852 года (1853 — 1862, неэаконч., опубл. 1863) 355
Война и мир Роман (1863 — 1869, 1-е отд. изд. 1867 - 1869) 357
Анна Каренина Роман (1873 - 1877) 367
Холстомер. История лошади. Рассказ (1863 - 1885) 372
Смерть Ивана Ильича Повесть (1884 - 1886) 373
Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть Драма (1886) 375
Плоды просвещения Комедия (1889) 377
Крейцерова соната Повесть (1887 — 1889, опубл. 1890) 380
Воскресение Роман (1889 - 1899) 383
Живой труп Драма (1900, незаконч., опубл. 1911) 386
Хаджи-Мурат Повесть (1896 - 1904, опубл. 1912) 388
Николай Семенович Лесков 1831 - 1895. 390
Некуда. Роман (1864) 390
Леди Макбет Мценского уезда Повесть (1865) 394
Воительница Повесть (1866) 395
На ножах Роман (1870 - 1871) 397
Соборяне Романная хроника (1872) 400
Запечатленный ангел Повесть (1873) 403
Очарованный странник Повесть (1873) 404
Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе Цеховая легенда. Рассказ (1881) 407
Тупейный художник Рассказ на могиле (1883) 408
Николай Герасимович Помяловский 1835 - 1863. 409
Молотов Повесть (1861) 409
Очерки бурсы (1862 - 1863) 411
Петр Дмитриевич Боборыкин 1836 - 1921. 413
Жертва вечерняя. Роман в четырех книгах (1867) 413
Китай-город Роман в пяти книгах (1881) 416
Всеволод Владимирович Крестовский 1840 - 1895. 421
Петербургские трущобы Роман (1864 - 1867) 421
Глеб Иванович Успенский 1843 - 1902. 425
Нравы Растеряевой улицы Очерки (1886) 425
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский 1852 - 1906. 427
Детство Темы Повесть (1892) 427
Гимназисты Повесть (1893) 429
Студенты Повесть (1895) 431
Инженеры Повесть (1907) 433
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк 1852 - 1912. 434
Приваловские миллионы Роман (1872 — 1877, опубл. 1883) 434
Золото Роман (1892) 438
Владимир Галактионович Короленко 1853 — 1921. 441
В дурном обществе. Из детских воспоминаний моего приятеля Рассказ (1885) 441
Слепой музыкант Повесть (1886) 443
Без языка Рассказ (1895) 445
Всеволод Михайлович Гаршин 1855 - 1888. 447
Художники Рассказ (1879) 447
Красный цветок Рассказ (1883) 448
Сигнал Рассказ (1887) 449
Александр Иванович Эртель 1855 - 1908. 450
Гарденины, их дворня, приверженцы и враги Роман (1889) 450
Антон Павлович Чехов 1860 - 1904. 453
Степь. История одной поездки Повесть (1888) 453
Иванов Драма (1887 - 1889) 454
Скучная история Из записок старого человека. Повесть (1889) 457
Дуэль Повесть (1891) 459
Попрыгунья Рассказ (1891, опубл. 1892) 463
Палата № 6 Повесть (1892) 464
Черный монах Рассказ (1893, опубл. 1894) 466
Учитель словесности Рассказ (1889 - 1894) 467
Чайка Комедия (1895 - 1896) 468
Дом с мезонином Рассказ художника (1896) 470
Моя жизнь. Рассказ провинциала (1896) 472
Дядя Ваня Сцены из деревенской жизни. Пьеса (1897). 474
Ионыч Рассказ (1898) 476
Человек в футляре Рассказ (1898) 477
Крыжовник Рассказ (1898) 478
О любви Рассказ (1898) 479
Душечка Рассказ (1899) 480
Дама с собачкой Рассказ (1899) 481
В овраге Повесть (1899, опубл. 1900) 482
Три сестры Драма (1901) 484
Архиерей Рассказ (1902) 486
Вишневый сад Комедия (1904) 487
УКАЗАТЕЛЬ АВТОРОВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 489
УКАЗАТЕЛЬ НАЗВАНИЙ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 490
Содержание 495
Баллада первая. ГРОМОБОЙ
В незапамятную старину над пенистым Днепром сидел, кручинясь, Громобой. Он клянет свой печальный жребий, нищую и бездомную жизнь, с которою уж готов свести счеты. Но в образе сурового старика ему является Асмодей, сулит богатство, веселье, дружбу князей и приязнь дев. Взамен же требует душу. Он убеждает Громобоя, что ад вовсе не страшен («Наш ад не хуже рая»), да и ждет он Громобоя в любом случае — рано или поздно. Размыслив, тот подписывает договор, получает кошелек с непереводящимся в нем златом и десять лет беспечной жизни. «И вышел в люди Громобой»: богатство, достаток, удача — все при нем. Он похищает двенадцать дев, не смущаясь их
мольбами, и они рождают ему двенадцать дочерей. Но Громобою незнакомы отеческие чувства, и дочери возрастают в стенах монастыря, оставленные заботами отца. Вместе со своими нежными матерьми молятся они о спасении своих душ и о прощении Громобою. Но годы проходят быстро, и наступает последний день дарованной Громобою безбедной жизни. Одолеваемый тоскою, он ищет спасения у Спасовой иконы, но нет в душе его веры, и, призвав дочерей, он хочет их невинной молитвой купить свое прощение. И дочери кротко молятся о нем, но с наступлением ночи засыпают.
В глухую полночь, когда вся природа, казалось, угрожает Громобою, является бес и, сколь ни умоляет несчастный об отсрочке, намеревается, исторгнув его душу, низвергнуть ее в ад. ужасы которого теперь скрывать ни к чему. Но вид спящих младенцев воспламеняет беса новой идеей, и он предлагает Громобою купить дочерними душами еще десять лет жизни. Устрашенный открывшимися ему безднами, Громобой будит чад, пишет их руками — и получает отсрочку. Но, погубившему дочерей, ему жизнь постыла, нет в ней ни радости, ни отрады, лишь одно унылое ожидание конца. И вид цветущих чад поселяет в душе его страшные муки. Громобой, вся надежда которого теперь в раскаянье, распахивает двери дома нищим, сиротам и вдовам, строит храм, призывает мастера расписать иконы, и на одной из них святой с любовью взирает на молящихся Громобоя с дочерьми. Пред той иконою молится Громобой, отягченный веригами.
Но время бежит, и близится страшный срок. Сломленный недугом Громобой не в силах уже посещать храм и лишь подъемлет к небесам взоры, исполненные кротости и мольбы. И вот страшный день настал, и страдающий грешник встречает его «со стоном и слезами», окруженный молящимися дочерьми, не знающими своей доли. С наступлением ночи затихает «предустрашенная» природа. И вдруг веет тихий ветерок, открывается Божий храм, и, окруженный сиянием, дивный старец приближается к Громобою и девам. Он касается их полою одежды, и девы погружаются в сон. Объятый ужасом Громобой встречает его взгляд, полный укора, вопрошает, кто он и чего ждать, и старец отвечает, что его лик они чтили во храме, а Громобою следует надеяться и страшиться. Вместе с грозой приходит полночь, и в пламени и треске является бес. Однако вид старца смущает
его, он требует своей добычи, но в высоте является ангел-мститель и объявляет волю творца: доколе тот, кто чист душою, не воспламенится любовью к одной из дев, не видя ее, и не придет снять с нее и сестер заклятие, они будут спать непробудным сном, а душа их отца присуждена томиться в отверженной могиле, ожидая искупления и пробуждения своих чад.
С наступлением утра находят спящих дев и усопшего Громобоя. И когда после погребения скорбящие направляются в «дом печали», пред ними внезапно встают гранитные стены, покрывающиеся лесом, со скрежетом падают затворы на воротах, и, устрашенные, они бегут. В скором времени в запустение приходят окрестные места, их покидают и люди, и звери. И всякую полночь выходит из одинокой могилы тень и протягивает в мольбе к неприступным стенам руки, а одна из спящих встает и идет вкруг высокой стены, обращая вдаль взор, полный тоски и ожидания («Нейдет, нейдет спаситель!»). И с новою луной сменяется дева. И так текут века, и срок искупления неизвестен.
Баллада вторая. ВАДИМ
Прекрасный юноша Вадим, пленяющий Новгород красотою и мужеством, проводит время в охоте, не устрашаемый ни диким зверем, ни непогодою. Однажды он видит сон, смысл коего ему неясен: чудный муж, облаченный в светлые ризы, с крестом, сияющим на груди, идет, не касаясь земли, держа в руке серебряный колокольчик. Он предвещает Вадиму «желанное вдали» и называется его провожатым. В то же мгновенье Вадим видит деву, черты которой скрыты покрывалом, а на челе лежит благоуханный венок. Она манит его к себе. И пробудившийся Вадим еще слышит звон колокольчика. Вокруг привычная картина: катящий воды Волхов, широкий луг, холмы, — а в вышине что-то звенит — и умолкает. Три раза сряду он видит тот же сон и, не в силах противиться стремленью, прощается с родителями и садится на коня. На распутье он дает волю коню, и тот скачет прямо на юг, не разбирая пути.
Дни бегут за днями, Вадиму везде радушный прием; когда же
приходится заночевать в поле иль в лесу, его не тревожит ни дикий зверь, ни змея. Вадим достигает широкого Днепра и, при всполохах начинающейся грозы, въезжает в дремучий лес. Ему приходится пробивать себе путь мечом, он движется все дальше и дальше в чашу. Вдруг он слышит крики — жалобные, молящие и свирепые, дикие. Он бросается напролом и, достигнув поляны, видит могучего великана с красавицей на руках. Взмахнув мечом, он отсекает руку со страшной дубиной, поднятую на него. Поверженный враг умирает, и Вадим спешит к пленнице. Она оказывается дочерью киевского князя, к коей воспылал страстью литовский князь («Враг церкви православной») и послал гонца, дабы похитить ее. Тот долго скрывался в дебрях, выжидая, и нынче, когда княжна с подружками собирала цветы, он схватил ее и увлек в лес. Вадим, посадив девицу за собою на коня, с поляны въезжает в дебри, и тут разражается невиданная гроза, рушатся деревья, воет ветер, и смятенный Вадим не видит нигде пристанища. Но вот при свете воспламененной молнией ели он примечает мшистую пещеру и направляется к ней. Там, распалив костер, сложив кольчугу, он выжимает влагу из златых кудрей княжны и согревает ее трепещущие перси своим дыханием.
Прекрасная княжна разжигает в Вадиме чувства, и он уже запечатлевает на устах ее горячий поцелуй, как вдруг слышит в отдаленье знакомый звон. И чудится ему чей-то незримый полет, чей-то печальный вздох. Княжна засыпает на его руках и просыпается утром, и они направляются в Киев. Там на крыльце стоит сокрушенный печалью князь, снарядивший в погоню за супостатом дружину и сулящий избавителю свой трон и дочернюю руку. Но вот является Вадим с княжною, и ликующий князь награждает его.
Когда же вечером все веселятся на княжьем пиру, Вадим, обеспокоенный неутихаемым звоном, идет к Днепру, видит челн с ветрилом, с гребущим веслом, но пустой («Вадим к нему <...> К Вадиму он...»). Ладья несет его все быстрее, вокруг молчание, надвигаются скалы, черный лес отражается в волнах, луна меркнет, — и ладья пристает к берегу. Вадим выходит и, влекомый неясной силой, взбирается на крутые скалы. Перед ним заглохший, заросший мхом лес («И, мнится, жизни в той стране / От века не бывало»); при вышедшей луне он видит древний храм на холме, обрушенные заборы, упавшие столбы, зияющие своды и — могильный камень с покосив-
шимся крестом. С него слетает пробудившийся ворон, а из могилы поднимается привидение, идет к храму, стучит. Но дверь не отворяется. И призрак идет меж обломков дальше. Вадим следует за ним, объятый страхом, и видит за зубчатой оградой безмолвный замок. Какое-то смутное ожидание наполняет витязя. С луны слетает туман, серебрится бор, от востока веет ветерок, и вдруг из-за стены слышится знакомый звон. Вадим видит, как по стене, скрытая туманным покровом, идет дева, навстречу — другая, они сближаются, подают друг другу руку, и одна спускается к замку, а другая продолжает свой путь, вперив вдаль взор, полный ожидания. И вдруг, при свете восходящего солнца, она видит витязя — и покрывало слетает с ее чела, и растворяются ворота. Они стремятся друг к другу. «Сошлись... о веший, верный сон!» Из терема идут пробужденные девы. Раздается благовест, храм отворен, там слышится моленье. Вадим с девою у царских врат, вдруг звучит венчальный гимн, и в их руках свечи, их головы под венцами. Тихий голос зовет их нежно, и вот они перед могилой, она светла, в. цветах, и крест ее обвит лилией. И по прошествии веков, когда и замок, и обитель — все скрылось, на месте том зелен пышный лес и сладок ветра шепот. Там, где скрыт пепел инокинь, дождавшихся кончины при гробе отца, в утренний светлый час «Бывают тайны чудеса»: слышен хор отшельниц, блистает крест и, венчанные звездами, предстают молящиеся девы.
Е. В. Харитонова
ВЫСТРЕЛ
Армейский полк расквартирован в местечке ***. Жизнь проходит по заведенному в армии распорядку, и гарнизонную скуку рассеивает только знакомство офицеров с неким человеком по имени Сильвио, проживающим в этом местечке. Он старше большинства офицеров полка, угрюм, обладает крутым нравом и злым языком. В его жизни есть какая-то тайна, которой Сильвио никому не открывает. Известно, что Сильвио служил когда-то в гусарском полку, но причина его отставки никому не ведома, так же как и причина проживания в этом захолустье. Неизвестны ни доходы его, ни состояние, но он держит открытый стол для офицеров полка, и за обедами шампанское льется рекой. За это ему все готовы простить. Таинственность фигуры Сильвио оттеняет его почти сверхъестественное искусство в стрельбе из пистолета. Он не принимает участия в разговорах офицеров о поединках, а на расспросы, случалось ли ему драться, отвечает сухо, что доводилось. Между собой офицеры полагают, что на совести Сильвио лежит какая-нибудь несчастная жертва его нечеловеческого искусства. Однажды несколько офицеров по обыкновению собрались у Силь-
вио. Изрядно выпив, начали карточную игру и попросили Сильвио прометать банк. В игре он как обычно молчал и без слов исправлял ошибки понтеров в записях. Одному молодому офицеру, недавно поступившему в полк и не знавшему привычек Сильвио, показалось, что тот ошибся. Взбешенный молчаливым упорством Сильвио, офицер запустил ему в голову шандалом, Сильвио, бледный от злости, попросил офицера удалиться. Все считали поединок неизбежным и не сомневались в его исходе, но Сильвио не вызвал офицера, и это обстоятельство испортило его репутацию в глазах офицеров, но постепенно все вошло в обычное русло и инцидент забылся. Лишь один офицер, которому Сильвио симпатизировал более других, не мог примириться с мыслью, что Сильвио не смыл оскорбления.
Однажды в полковой канцелярии, куда приходила почта, Сильвио получил пакет, содержание которого его сильно взволновало. Он объявил собравшимся офицерам о своем неожиданном отъезде и пригласил всех на прощальный обед. Поздним вечером, когда все покидали дом Сильвио, хозяин попросил наиболее симпатичного ему офицера задержаться и открыл ему свою тайну.
Несколько лет тому назад Сильвио получил пощечину, и обидчик его жив до сих пор. Случилось это еще в годы его службы, когда Сильвио отличался буйным нравом. Он первенствовал в полку и наслаждался этим положением до тех пор, пока в полк не определился «молодой человек богатой и знатной фамилии». Это был блистательнейший счастливец, которому всегда и во всем сказочно везло. Поначалу он пытался добиться дружбы и расположения Сильвио, но, не преуспев в этом, отдалился от него без сожаления. Первенство Сильвио поколебалось, и он возненавидел этого любимца фортуны. Однажды на балу у одного польского помещика они повздорили, и Сильвио получил пощечину от своего врага. На рассвете была дуэль, на которую обидчик Сильвио явился с фуражкой, полной спелыми черешнями. По жребию ему достался первый выстрел, сделав его и прострелив на Сильвио фуражку, он спокойно стоял под дулом его пистолета и с удовольствием лакомился черешнями, выплевывая косточки, которые иногда долетали до его противника. Его равнодушие и невозмутимость взбесили Сильвио, и он отказался стрелять. Противник его равнодушно сказал, что Сильвио вправе будет воспользоваться своим
выстрелом, когда ему будет угодно. Вскоре Сильвио вышел в отставку и удалился в это местечко, но не проходило дня, чтобы он не мечтал о мщении. И вот наконец его час настал. Ему доносят, «что известная особа скоро должна вступить в законный брак с молодой и прекрасной девушкой». И Сильвио решил посмотреть, «так ли равнодушно примет он смерть перед своей свадьбой, как некогда ждал ее за черешнями!». Друзья простились, и Сильвио уехал.
Через несколько лет обстоятельства принудили офицера выйти в отставку и поселиться в своей бедной деревеньке, где он умирал от скуки, пока в соседнее имение не приехал с молодой женой граф Б***. Рассказчик отправляется к ним с визитом. Граф и графиня очаровали его своим светским обращением. На стене гостиной внимание рассказчика привлекает картина, простреленная «двумя пулями, всаженными одна в другую». Он похвалил удачный выстрел и рассказал, что знал в своей жизни человека, чье искусство в стрельбе было поистине изумительно. На вопрос графа, как звали этого стрелка, рассказчик назвал Сильвио. При этом имени граф и графиня пришли в смущение. Граф допытывается, не рассказывал ли Сильвио своему другу об одной странной истории, и рассказчик догадывается, что граф и есть тот самый давний обидчик его друга. Оказывается, эта история имела продолжение, а простреленная картина — своеобразный памятник их последней встрече.
Случилось это пять лет назад в этом самом доме, где граф и графиня проводили свой медовый месяц. Однажды графу доложили, что его дожидается некий человек, не пожелавший назвать своего имени. Войдя в гостиную, граф застал там Сильвио, которого не сразу узнал и который напомнил об оставшемся за ним выстреле и сказал, что приехал разрядить свой пистолет. С минуты на минуту могла войти графиня. Граф нервничал и торопился, Сильвио медлил и наконец принудил графа вновь тянуть жребий. И вновь графу достался первый выстрел. Противу всех правил он выстрелил и прострелил висевшую на стене картину. В это мгновение вбежала перепуганная графиня. Муж стал уверять ее, что они просто шутят со старым другом. Но происходящее слишком не походило на шутку. Графиня была на грани обморока, и взбешенный граф закричал Сильвио, чтобы тот скорее стрелял, но Сильвио ответил, что он не будет этого делать, что
он видел главное — страх и смятение графа, и с него довольно. Остальное — дело совести самого графа. Он повернулся и пошел к выходу, но у самой двери остановился и, почти не целясь, выстрелил и попал точно в простреленное графом место на картине. С Сильвио рассказчик больше не встречался, но слышал, что он погиб, участвуя в восстании греков под предводительством Александра Ипсиланти.
МЕТЕЛЬ
В 1811 г. в поместье своем проживал с женой и дочерью Машей Гаврила Гаврилович Р. Был он гостеприимен, и многие пользовались его гостеприимством, а некоторые приезжали ради Марьи Гавриловны. Но Марья Гавриловна была влюблена в бедного армейского прапорщика по имени Владимир, проводившего отпуск в своей деревне по соседству. Молодые влюбленные, считая, что воля родителей препятствует их счастью, решили обойтись без благословения, то есть венчаться тайно, а потом броситься к ногам родителей, которые, конечно же, будут тронуты постоянством детей, простят и благословят их. План этот принадлежал Владимиру, но и Марья Гавриловна наконец поддалась его уговорам о бегстве. За ней должны были приехать сани, чтобы отвезти ее в соседнее село Жадрино, в котором было решено венчаться и где Владимир уже должен был ее ожидать.
В назначенный для побега вечер Марья Гавриловна была в сильном волнении, отказалась от ужина, сославшись на головную боль, и рано ушла к себе. В условленное время она вышла в сад. На дороге дожидался ее кучер Владимира с санями. На дворе бушевала метель.
Сам же Владимир весь этот день провел в хлопотах: ему необходимо было уговорить священника, а также найти свидетелей. Уладив эти дела, он, сам правя в маленьких санях в одну лошадь, отправился в Жадрино, но, едва выехал он за околицу, как поднялась метель, из-за которой Владимир сбился с пути и проплутал всю ночь в поисках дороги. На рассвете только добрался он до Жадрина и нашел церковь запертою.
А Марья Гавриловна утром как ни в чем не бывало вышла из своей комнаты и на вопросы родителей о самочувствии отвечала спо-
койно, но вечером с ней сделалась сильная горячка В бреду повторяла она имя Владимира, говорила о своей тайне, но слова ее были столь несвязны, что мать ничего не поняла, кроме того, что дочь влюблена в соседского помещика и что любовь, должно быть, была причиной болезни. И родители решили отдать Машу за Владимира. На приглашение Владимир отвечал сумбурным и невразумительным письмом, в котором писал, что ноги его не будет в их доме, и просил забыть о нем. А через несколько дней уехал он в армию. Происходило это в 1812 г., и через некоторое время имя его было напечатано в числе отличившихся и раненных под Бородином. Этановость опечалила Машу, а вскоре скончался Гаврила Гаврилович, оставив ее своей наследницей. Женихи кружились вокруг нее, но она, казалось, была верна умершему в Москве от ран Владимиру.
«Между тем война со славою была окончена». Полки возвращались из-за границы. В имении Марьи Гавриловны появился раненый гусарский полковник Бурмин, который приехал в отпуск в свое поместье, находившееся неподалеку. Марья Гавриловна и Бурмин чувствовали, что нравились друг другу, но что-то удерживало каждого от решительного шага. Однажды Бурмин приехал с визитом и нашел Марью Гавриловну в саду. Он объявил Марье Гавриловне, что любит ее, но не может стать ее мужем, так как уже женат, но не знает, кто его жена, где она и жива ли. И он рассказал ей удивительную историю, как в начале 1812 г. ехал он из отпуска в полк и во время сильной метели сбился с дороги. Увидев вдалеке огонек, направился к нему и наехал на открытую церковь, около которой стояли сани и в нетерпении ходили люди. Они вели себя так, как будто ждали именно его. В церкви сидела молодая барышня, с которой Бурмина поставили перед налоем. Им двигало непростительное легкомыслие. Когда обряд венчания кончился, молодым предложили поцеловаться, и девушка, взглянув на Бурмина, с криком «не он, не он» упала без памяти. Бурмин беспрепятственно вышел из церкви и уехал. И вот теперь он не знает, что сделалось с его женою, как ее зовут, и не знает даже, где происходило венчание. Слуга, бывший с ним в то время, умер, так что нет никакой возможности отыскать эту женщину.
«Боже мой, Боже мой! — сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, — так это были вы! И вы не узнаете меня?
Бурмин побледнел... и бросился к ее ногам...»
ГРОБОВЩИК
Гробовщик Адриян Прохоров переезжает с Басманной улицы на Никитскую в давно облюбованный домик, однако не чувствует радости, так как новизна немного пугает его. Но вскоре порядок в новом жилище устанавливается, над воротами прикрепляется вывеска, Адриян садится у окна и приказывает подать самовар.
Распивая чай, он погрузился в печальную думу, так как от природы был мрачного нрава. Житейские заботы смущали его. Главной же заботой было то, чтобы наследники богатой купчихи Трюхиной, умиравшей на Разгуляе, вспомнили бы в последнюю минуту о нем, а не сговорились с ближайшим подрядчиком. Пока Адриян предавался этим размышлениям, к нему с визитом пожаловал сосед, немец-ремесленник. Он назвался сапожником Готлибом Шульцем, объявил, что живет через улицу, и пригласил Адрияна на следующий день к себе по случаю своей серебряной свадьбы. Приняв приглашение, Адриян предложил Шульцу чаю. Соседи разговорились и быстро подружились.
В полдень следующего дня Адриян с двумя дочерьми направился в гости к сапожнику. В доме собрались друзья Готлиба Шульца, немцы-ремесленники с женами. Началось застолье, хозяин провозгласил здоровье своей жены Луизы, а потом здоровье своих гостей. Все пили очень много, веселье сделалось шумнее, как вдруг один из гостей, толстый булочник, предложил выпить за здоровье тех, на кого они работают. И все гости начали друг другу кланяться, ибо все были клиентами друг друга: портной, сапожник, булочник... Булочник Юрко предложил Адрияну выпить за здоровье его мертвецов. Поднялся всеобщий хохот, который обидел гробовщика.
Разошлись поздно. Адриян вернулся домой пьян и сердит. Ему показалось, что инцидент был намеренной насмешкой немцев над его ремеслом, которое он почитал ничем не хуже других, ведь гробовщик не брат палачу. Адриян даже решил, что пригласит на новоселье не новых своих знакомцев, а тех, на кого работает. В ответ на это его работница предложила ему перекреститься. Но Адрияну эта мысль понравилась.
Разбудили Адрияна еще затемно, так как прискакал приказчик купчихи Трюхиной с сообщением, что она этой ночью скончалась.
Адриян отправился на Разгуляй, начались хлопоты и переговоры с родственниками покойной. Закончив дела, он уже вечером пешком отправился домой. Подойдя к дому, он заметил, что кто-то отворил его калитку и вошел в нее. Пока Адриян соображал, кто бы это мог быть, подошел еще один человек. Лицо его показалось Адрияну. знакомым. Войдя в дом, гробовщик увидел, что комната полна мертвецами, освещенными луной, сиявшей через окно. С ужасом узнал в них гробовщик своих бывших клиентов. Они приветствовали его, а один из них даже попытался обнять Адрияна, но Прохоров оттолкнул его, тот упал и рассыпался. С угрозами обступили его остальные гости, и Адриян упал и лишился чувств.
Открыв утром глаза, Адриян вспомнил вчерашние события. Работница сказала, что заходили соседи справиться о здоровье его, но она не стала его будить. Адриян поинтересовался, не приходили ли от покойницы Трюхиной, но работница удивилась словам о смерти купчихи и рассказала, что гробовщик, как вернулся от сапожника пьян и завалился спать, так и дрых до этой самой минуты. Тут только понял гробовщик, что все ужасные события, так напугавшие его, произошли во сне, и приказал ставить самовар и звать дочерей.
СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ
Нет людей несчастнее станционных смотрителей, ибо во всех своих неприятностях путешествующие непременно винят смотрителей и стремятся на них выместить свою злость по поводу плохих дорог, несносной погоды, скверных лошадей и тому подобного. А между тем смотрители — это большей частью кроткие и безответные люди, «сущие мученики четырнадцатого класса, огражденные своим чином токмо от побоев, и то не всегда». Жизнь смотрителя полна тревог и хлопот, он ни от кого не видит благодарности, напротив, слышит угрозы и крики и ощущает толчки раздраженных постояльцев. Между тем «из их разговоров можно почерпнуть много любопытного и поучительного».
В 1816 г. случилось рассказчику проезжать через *** губернию, и в дороге он был застигнут дождем. На станции поспешил он переодеться и налиться чаю. Ставила самовар и накрывала на стол смот-
рителева дочь, девочка лет четырнадцати по имени Дуня, которая поразила рассказчика своей красотой. Пока Дуня хлопотала, путешественник рассматривал убранство избы. На стене заметил он картинки с изображением истории блудного сына, на окнах — герань, в комнате была кровать за пестрой занавеской. Путешественник предложил Самсону Вырину — так звали смотрителя — и его дочери разделить с ним трапезу, и возникла непринужденная обстановка, располагающая к симпатии. Уже лошади были поданы, а путешест