Правила исчисления надбавок к пенсии и ее повышения
Надбавки к пенсии впервые были введены в 1956 г. при осуществлении в то время в СССР кардинальной пенсионной реформы. Законом устанавливались три надбавки: две компенсирующего характера (на уход — к пенсии по инвалидности I группы и на нетрудоспособных иждивенцев — для неработающих пенсионеров по старости и по инвалидности I и II групп) и одна стимулирующая надбавка (за длительный непрерывный или общий трудовой стаж к пенсии по старости и по инвалидности I и II групп). Размеры надбавок были невелики, они определялись в процентах к пенсии либо в твердых суммах. Пенсия вместе с надбавками не могла превышать, как правило, максимальный размер пенсии; к пенсии, назначенной в минимальном размере, надбавки не начислялись (они поглощались минимумом).
Закон 1990г. воспринял лишь компенсирующие надбавки, он не только расширил сферу их применения и повысил размеры надбавок, но и существенно изменил правила их начисления (о том, какие надбавки устанавливаются к различным пенсиям, см. соответствующие главы настоящего раздела).
Ныне действуют два общих правила начисления надбавок к пенсии независимо от основания их установления. Они касаются всех надбавок, в том числе надбавок на нетрудоспособных иждивенцев неработающего пенсионера.
1.Надбавки начисляются к основному размеру пенсии, определен
ному по установленным правилам, после соответствующего повышения пенсии.
2.Надбавки начисляются сверх минимального и максимального
размеров пенсии. Таким образом, пенсия с надбавками превышает эти
размеры на сумму надбавок, т. е. пенсия вместе с надбавками не ограничивается какой-либо предельной суммой.
Третье правило касается только надбавки на нетрудоспособных иждивенцев, которая устанавливается лишь неработающим пенсионерам. Оно предусматривает, что при наличии в семье двух или более неработающих пенсионеров каждый нетрудоспособный член семьи, находящийся на их общем иждивении, учитывается для надбавки лишь одному из пенсионеров, по их выбору. Другими словами, на каждого такого члена семьи устанавливается одна надбавка. Это «старое» правило, оно позаимствовано из советского пенсионного законодательства.
Следует иметь в виду, что пенсионеры могут изменить сделанный ранее выбор, касающийся данной надбавки. Это их право. Наиболее часто выбор пересматривается в случае поступления на работу одного из пенсионеров, которому установлена надбавка. В таком случае нетрудоспособный иждивенец, учтенный ранее для получения надбавки тому пенсионеру, который в прошлом не работал, но теперь стал работающим пенсионером, учитывается для получения надбавки другому, неработающему пенсионеру.
Правила начисления надбавок к пенсии, установленные Законом 1993 г., практически не отличаются от предусмотренных Законом 1990 г.
Ныне, в отличие от прошлого, все надбавки к пенсии начисляются в определенном процентном отношении к минимальному размеру пенсии по старости. Девальвация этого размера пенсии существенно снизила эффективность предусмотренных Законом компенсирующих надбавок. Реально надбавки компенсируют лишь незначительную часть фактически необходимых дополнительных расходов пенсионеров. Ранее, когда минимальный размер пенсии соответствовал прожиточному минимуму либо был близок к нему, надбавки, составляющие весомую часть реального прожиточного минимума, полностью соответствовали своему целевому назначению.
Некоторые пенсионеры вправе получать две пенсии (см. § 2 гл. 8). Верховный Совет РФ 19 апреля 1991 г. утвердил официальное разъяснение, согласно которому гражданам, получающим две пенсии, надбавки начисляются к одной из пенсий по выбору пенсионера. Равным образом повышается в установленном порядке одна из двух пенсий — также по выбору пенсионера.
Повышение пенсий многим категориям граждан — новелла российских пенсионных законов. В СССР право на установление более высокой пенсии либо ее повышение в силу закона имели лишь Герои Советского Союза, граждане, награжденные Орденом Славы трех степеней или Орденом Трудовой Славы трех степеней.
Основания для повышения пенсии указаны в Законах 1990 г. и 1993 г., они постепенно расширяются. К началу 2000 г. установлены 10 различных оснований для повышения пенсий (ранее их насчитывалось вдвое меньше). Увеличивались также номинальные размеры выплат, на которые повышается пенсия. Ст. 110 Закона 1990 г., предусматривающая основания и уровень повышения пенсии, за сравнительно короткий временной период изменялась, дополнялась более 10 раз.
Причины динамичности этой статьи Закона 1990 г. очевидны. Расширение круга граждан, которым увеличивается пенсия, неразрывно связано, с одной стороны, с тяжелыми испытаниями, которые выпали на долю теперь уже немолодых людей, переживших Великую Отечественную войну (участники войны, труженики тыла, малолетние узники фашистских лагерей и др.), а с другой — с катастрофическим снижением общего уровня пенсионного обеспечения, необходимостью несколько облегчить тяжелое материальное положение указанных граждан. Последняя цель практически не достигнута, поскольку увеличение пенсии зачастую мизерно. Предусмотрены два способа повышения пенсий. Первый способ— повышение самой пенсии, исчисленной в соответствии с установленными правилами, в определенном процентном отношении к ней. Так повышается пенсия Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней, Героям Социалистического Труда (на 50%[169], но не менее чем на 100% минимального размера пенсии по старости), гражданам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней (на 15%). При этом Героям пенсия повышается в таком порядке соответственно каждому полученному званию. Также на 50%, но не менее чем на 100% минимального размера пенсии по старости, повышается пенсия чемпионам Олимпийских игр.
Второй способ— повышение пенсии на определенный процент минимального размера пенсии по старости — на 100 или 50%. Этот способ более распространен, таким образом повышается пенсия всех других категорий граждан, указанных в ст. 110 Закона 1990 г.
На 100% минимального размера пенсии по старости повышается пенсия четырем категориям граждан:участникам Великой Отечественной войны, которые указаны в подпунктах «а» — «ж», «и» п. 1 ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах» (см. гл. 20); гражданам — бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны; гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями.
На50% минимального размера пенсии по старости повышается пенсия трем категориям граждан:гражданам, не менее шести месяцев находившимся на военной службе в годы Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г.); гражданам, проработавшим не менее шести месяцев в годы Великой Отечественной войны (исключая работу на оккупированной территории) или награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в те же годы; гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным.
Повышается любая пенсия, в том числе пенсия за выслугу лет. Исключение предусмотрено лишь для указанных инвалидов с детства — им повышается пенсия по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца (видимо, считается, что эти граждане не могут получать пенсию за выслугу лет).
Пенсия может повышаться по нескольким основаниям, например как Герою и участнику Великой Отечественной войны, Герою Социалистического Труда и труженику тыла и т.д. Однако в ряде случаев не допускается повышение пенсий по сходным основаниям. Нельзя повышать пенсии: на 50% минимального размера пенсии по старости за военную службу в годы Великой Отечественной войны не менее шести месяцев, если пенсия повышена на 100% такого минимального размера как участнику этой войны; на 50% — за работу в годы Великой Отечественной войны не менее шести месяцев, если пенсия повышена на 50% за военную службу в эти же годы также не менее шести месяцев; на 50% — за работу или военную службу в годы Великой Отечественной войны не менее шести месяцев, если пенсия повышена в связи с награждением знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
Работа в годы Великой Отечественной войны, как и другие основания для повышения пенсии, требует соответствующих доказательств. В период этой войны трудились многие подростки и даже дети. Однако их трудовая деятельность зачастую не оформлялась документально, особенно работа в колхозах. Кроме того, за многие истекшие годы затерялись соответствующие документы о такой работе, как у граждан, так и в соответствующих организациях. Учитывая это, Президент РФ принял решение производить повышение пенсии гражданам, родившимся до 31 декабря 1931 г. включительно, без истребования документов об их трудовой деятельности. Другими словами, работа в годы войны таких граждан презюмируется и не требует доказательств.
Вполне очевидно, что подобное решение относится к компетенции парламента, а не Президента. Парламент, безусловно, согласился бы с предложением Президента максимально упростить процедуру повышения пенсии труженикам тыла. В то время указанное решение Президента вызвало серьезную критику, так как оно принималось сразу после принудительного роспуска Верховного Совета РФ и за два дня до избрания нового парламента.
§ 3. Два метода исчисления пенсий. Компенсационные выплаты и определение общей суммы пенсий
Закон 1990 г. предусматривает два метода исчисления пенсии из заработка. Первый,действующий со времени принятия данного закона, — исчисление пенсии из индивидуального заработка, без какого-либо его ограничения, но с ограничением основного размера пенсии, подсчитанного на основе такого заработка в процентах к нему, определенным максимумом. Второй методвведен сравнительно недавно, 1 февраля 1998 г. Это исчисление пенсии из индивидуального заработка, но не выше чем из среднемесячного, сложившегося в стране и определяемого по особым правилам.
Первый методприменяется при исчислении пенсии как по Закону 1990 г., так и по Закону 1993 г. Второй— используется при назначении пенсий лишь по Закону 1990 г. и не всем гражданам, а только тем, кто оставил трудовую деятельность.
При назначении пенсий с использованием первого метода по Закону 1990 г. ко всем пенсиям, размеры которых исчислены по соответствующим правилам, устанавливается определенная компенсационная выплата. К настоящему времени сложилась довольно своеобразная правовая ситуация. Суть ее заключается в том, что размеры пенсий в процентах к заработку, их твердые, минимальные и максимальные размеры и правила исчисления определены законом, а компенсационная выплата, ее уровень и правила начисления регулируются не законом, а Указами Президента РФ.
Применение первого метода в сочетании с целенаправленным сдерживанием и замораживанием минимального размера пенсии по старости, а это, как отмечалось, базовый размер, привело к резкому, беспрецедентному падению реального уровня пенсионного обеспечения.
С конца 1993 г. государство фактически прекратило индексацию пенсий, назначенных по Закону 1990 г. К этому времени лишь за три последних месяца (август, сентябрь, октябрь) реальный уровень пенсионного обеспечения снизился почти вдвое и в дальнейшем продолжал стремительно снижаться.
Сначала, с 1 ноября 1993 г., компенсационная выплата устанавливалась в одинаковом размере для всех пенсионеров, ее уровень определялся волевым порядком по «остаточному» принципу. С 1 мая 1996 г. введена так называемая дифференцированная компенсационная выплата. Ее размеры менялись. С 1 ноября 2000 г. она составляет от 100 до 300 руб. в месяц, в зависимости от уровня пенсии. Гражданам, получающим пенсию в сумме, не превышающей 153 руб. 15 коп. в месяц, включая надбавки и повышения, устанавливается компенсация в размере 300 руб. в месяц; гражданам, получающим пенсию в сумме свыше 153 руб. 15 коп., но не более 353 руб. 15 коп., включая надбавки и повышения, — в размере, составляющем разницу между 453 руб. 15 коп. и суммой, получаемой ими пенсии; гражданам, получающим пенсию в сумме превышающей 353 руб. 15 коп. в месяц, включая надбавки и повышения, — в размере 100 руб. в месяц. Указанные суммы пенсий определяются без учета соответствующего районного коэффициента.
Пенсионерам, проживающим в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, компенсационная выплата производится с учетом соответствующего районного коэффициента (Указ Президента РФ от 2 ноября 2000 г.).
С 1 августа 2000 г. размер компенсационной выплаты инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства) и потерявшим одного из родителей детям, которым назначены социальные пенсии (см. п. «б» ст. 114 Закона 1990 г.), устанавливается так, чтобы сумма пенсии с учетом компенсационной выплаты составляла также не менее 439 руб. 23 коп. (без учета соответствующего районного коэффициента). Таким пенсионерам, проживающим в районах, где установлены районные коэффициенты к заработку, сумма компенсации, как и всем другим пенсионерам, определяется с учетом соответствующего районного коэффициента (Указ Президента РФ от 1 августа 2000 г.).
Пенсионерам, которые вправе получать две пенсии (кроме инвалидов вследствие военной травмы), устанавливается одна компенсационная выплата исходя из общей суммы двух пенсий с учетом надбавок и повышений. Практически сумма компенсационной выплаты для них составляет 100 руб.
Суть второго метода состоит в том, чти основной размер пенсии определяется с учетом индивидуального коэффициента пенсионера. Такой коэффициент рассчитывается в два приема.
Сначала исчисляется соотношение среднемесячного заработка конкретного пенсионера со среднемесячной заработной платой в стране. Для этого среднемесячный заработок пенсионера делится на среднюю заработную плату в стране (периоды подсчета заработка должны теоретически совпадать). При этом предусмотрено два правила.
Первое касается утверждения среднемесячной заработной платы в стране Правительством РФ по представлению Госкомстата РФ. Порядок расчета среднемесячной заработной платы за квартал для исчисления и увеличения государственных пенсий в связи с ростом заработной платы в стране в соответствии с Федеральным законом «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» утвержден постановлением Минтруда от 4 апреля 2000 г. За I квартал 2001 г. Правительство РФ утвердило среднемесячную заработную плату в стране для исчисления и увеличения государственных пенсий в сумме 1523 руб. За II квартал 2001 г. она утверждена в сумме 1671 руб.
Второе правило касается уровня допустимого соотношения среднего заработка пенсионера и среднего заработка в стране. По закону оно составляет 0,7. Однако Указами Президента РФ его уровень повышен до 0,8, до 0,95 (соответственно, с 1 мая и с 1 августа 2000 г.), а затем до 1,2 (с 1мая 2001 г.). Таким образом, компетенция устанавливать это соотношение перешла к Президенту РФ.
Затем определяется размер пенсии в процентах к заработку, полагающийся в зависимости от продолжительности трудового стажа. При этом учитывается не общий трудового стаж, а страховой трудовой стаж, который исчисляется по иным, более жестким, правилам, чем общий трудовой стаж (об исчислении этого стажа см. § 4 гл. 6). В связи с тем что страховой стаж обычно меньше, чем общий, ниже и процентное отношение пенсии к среднемесячному заработку.
После этого рассчитывается индивидуальный коэффициент пенсионера: размер пенсии, полагающийся пенсионеру в зависимости от продолжительности страхового стажа, умножается на соотношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, но не более, чем на 1,2 (с 1 мая 2001 г.). Индивидуальный коэффициент пенсионера для пенсии по старости при полном стаже колеблется, следовательно, от 66% (при страховом стаже 25 и 20 лет соответственно у мужчин и женщин) до 90% (при страховом стаже 45 и 40 лет и более также соответственно у мужчин и женщин). Определяются коэффициенты следующим образом — 55% х 1,2 и 75% х 1,2.
Размер пенсии, исчисленный с применением индивидуального коэффициента, не ограничивается максимальным размером, установленным Законом 1990 г. Однако надо иметь в виду, что новый порядок практически косвенно предусматривает такой размер.
К пенсиям, исчисленным с применением индивидуального коэффициента, компенсационная выплата не устанавливается.
Размер пенсии, исчисленной с применением индивидуального коэффициента пенсионера, может оказаться ниже, чем размер пенсии, определенный по первому способу подсчета пенсии (например, в связи с тем, что страховой стаж значительно меньше, чем общий трудовой стаж). В таких случаях пенсионер вправе выбрать порядок исчисления пенсии без применения индивидуального коэффициента.
В соответствии с Законом 1993 г. для исчисления пенсии используется лишь первый метод, т. е. пенсия исчисляется в определенном процентном отношении ко всему заработку и этот заработок не ограничивается каким-либо пределом. Напомним, что этим законом не установлены максимальные размеры пенсий и уровень пенсии, следовательно, зависит (при прочих равных условиях) лишь от величины заработка.
Общая сумма пенсии определяется следующим образом: 1) подсчитывается основной размер пенсии; 2) если сумма пенсии (основной ее размер) не достигает минимального размера пенсии, то она повышается до этого размера, а если сумма пенсии превышает установленный максимальный размер пенсии, то она снижается до этого размера; 3) определяются размеры соответствующих надбавок к пенсии и надбавки присоединяются к основному размеру пенсии, подсчитанному с учетом минимального и максимального размеров пенсии; 4) общая сумма пенсии с надбавками повышается в установленном порядке; 5) к общей сумме, включая надбавки и повышение пенсии, прибавляется соответствующая сумма компенсационной выплаты.
Возможны случаи, когда пенсия, исчисленная из заработка, не достигает минимального размера соответствующей пенсии. В таких случаях пенсия устанавливается обычно в минимальном размере. Для тех граждан, которые проживают в районах, где заработная плата определяется с учетом районных коэффициентов, установлено дополнительное правило: минимальный размер пенсии определяется для них с учетом районного коэффициента. Допустим, районный коэффициент в данной местности составляет 1,2 или 1,4. Соответственно и минимальный размер пенсии увеличивается на 20 и 40%. То же касается и социальных пенсий.
В таком же порядке определяются и максимальные размеры трудовых пенсий: они повышаются с учетом установленного коэффициента к заработной плате. С 1 апреля 1998 г. предельный уровень коэффициента, установленный ранее (1,5), отменен. При выезде из указанных районов граждан, которым пенсия назначена в связи с длительной работой на Севере, на новое постоянное место жительства за ними сохраняется размер пенсии, определенный при ее установлении с учетом соответствующего районного коэффициента. При этом предельный размер районного коэффициента, с учетом которого определяется максимальный размер пенсии, составляет 1,5.
Более высокое отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране предусмотрено с 1 августа 2001 г. для граждан, проживающих на Крайнем Севере.