Сущность и формы валютной политики
Валютная политика представляет особой комплекс мер, осуществляемых той или иной страной в сфере международных экономических отношений в соответствии с целями на том или ином историческом этапе развития. Она может быть представлена в двух видах в зависимости от текущих либо долгосрочных целей, т.е. структурной и текущей.
Структурная валютная политика проводится в форме валютных реформ, направленных на совершенствование принципов взаимодействия всех стран, и, как правило, сопровождается борьбой за упрочение положения отдельных валют и достижение привилегии. При этом структурная валютная политика обусловливает формирование тенденции текущей, включающей в себя комплекс краткосрочных мер, регулирующих валютные курсы, валютные ситуации и функционирование рынков драгоценных металлов. Проводимая той или иной страной валютная политика оказывает воздействие на соотношение цен в национальной валюте на товары, реализуемые на внешних и внутренних рынках страны. В свою очередь, элементы и формы ее возникают на фоне таких факторов, как: эволюция мирового хозяйства, экономическое положение страны и расстановка сил на мировой арене. Экономическая природа валютной политики страны понимается в историческом аспекте, поскольку приоритетными становятся те или иные конкурентные задачи, как то: валютные ограничения, либерализация валютных операций, предотвращение валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации.
Как правило, в целях регулирования валютного курса и платежного баланса, в целях воздействия на перемещение международного капитала, денежную массу, цену, а также внутреннюю динамику кредитов центральный банк страны может осуществлять дисконтнуюполитику. Дисконтная политика заключается в изменении учетной ставки банка. Так, при пассивном платежном балансе повышение учетной ставки банка способствует усилению притока капитала из стран, где процентная ставка ниже. Тем самым дисконтная политика предотвращает бегство капиталов из страны, стабилизирует платежный баланс и повышает платежный курс. Однако, если экономика страны пребывает в состоянии застоя, то повышение учетной ставки в целях улучшения платежного баланса отрицательно влияет на экономику. При этом нестабильность в экономике не всегда предопределяет движение капитала из страны при оперировании теми или иными процентными ставками. Кроме того, поскольку в мировом хозяйстве усиливаются факторы, регулирующие международное движение капитала и кредита, это ослабляет воздействие учетной политики на платежный баланс. Другими словами, противоречивость внутренних и внешних целей дисконтной политики делают ее не столь привлекательной из-за кратковременности и сравнительно низкой эффективности.
Наиболее эффективным методом проведения валютной политики является политика девизов, когда государство оказывает воздействие на курс национальной валюты путем купли и продажи иностранных валют. Девизная политика проявляется в различных формах: валютная интервенция, диверсификация валютных резервов, валютные ограничения, регулирование степени конвертируемости валют, а также режима валютного курса, девальвация, ревальвация и др.
Валютная интервенция – процесс вмешательства в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты, для чего центральный банк продает иностранную валюту. Особенностью такой интервенции, как формы девизной политики являются: относительная крупномасштабность, кратковременность применения, осуществление за счет официальных золотовалютных резервов и краткосрочных валютных кредитов. В настоящее время используется наряду с интервенцией валют в одном отдельном государстве и коллективная валютная интервенция центральных банков в ряде стран. Следует признать, что применение валютных интервенций имеет определенные ограничения, что обусловливается размерами официальных валютных резервов. Соответственно в условиях недостаточности объемов валютных резервов многие государства прибегают к использованию валютных ограничений.
Валютные ограничения. Валютные ограничения применяются в виде лимитов и правил, которые установлены государством в законодательном или административном порядке. Разновидностей валютных ограничений достаточно много – от определенных пределов до 100% требований продажи экспортной выручки центральному банку по официальному курсу. В качестве ограничений выступает и практика лицензирования продажи иностранной валюты импортерам, а также формы запретов и лимитов на ввоз или вывоз валютных ценностей без специальных разрешений. Ограничения распространяются на права физических лиц, на владение и распоряжение валютой. В случаях необходимости регулирования иностранных инвестиций, трансферта прибыли, внешних займов и кредитов в ряде стран могут устанавливаться определенные ограничения. Некоторые страны вменяют в обязанности заемщика депонировать часть иностранных кредитов на специальные счета в центральном банке, при этом в зависимости от назначения этих кредитов ранжируется диапазон депозитов.
Диверсификация валютных резервов направлена на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют. Данная форма позволяет предотвратить потери и обеспечить ритмичность международных расчетов. С этой целью осуществляется продажа нестабильных валют, активизируется покупка более устойчивых валют.
В мире существует около десятка режимов валютных курсов. Многие государства в ходе проводимых экономических реформ использовали и такую форму валютной политики, как двойной валютный рынок. Данная форма обусловливает необходимость деления валютного рынка на две части: официальный валютный курс используется при коммерческих операциях, а рыночный - при финансовых операциях. Круг применения данной политики ссужается при переходе к плавающим валютным курсам.
Одними из традиционных методов политики были девальвация – процесс снижения курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам и ревальвация – процесс повышения курса национальной валюты.
Регулирование режима валютных курсов. Выбор вариантов режима обменных курсов зависит от двух факторов:
· - экономического потенциала страны, положения ее на мировой арене и причастности к категории развитости;
· - временного промежутка в рамках данной страны.
Варианты режимов обменных курсов ранжируются в зависимости от степени участия правительства данной страны:
· - курс определяется правительством страны;
· - имеет место вмешательство правительства в установление режима;
· - обусловливается полным отсутствием вмешательства правительства, а режим курса определяется рынком.
Первый вариант предусматривает меры в отношении одной иностранной валюты или одновременно нескольких валют. Вмешательство правительства обусловливает так называемую "ползающую зацепку" курса, когда правительство проводит меры по девальвации, сравнивая разницу в темпах инфляции с приоритетными торговыми партнерами страны. Может получить реализацию и "грязное плавание" курса, когда правительство с учетом приоритетов страны произвольно манипулирует плавающим курсом. Третий вариант отражает ситуацию, когда валюта страны свободно определяется рынком с учетом спроса и предложения валют.
Режимы валютных курсов
В рамках валютной политики, проводимой центральным банком в стране, устанавливается определенный режим валютного курса. Существуют различные варианты режимов валютных курсов, попробуем рассмотреть их основные преимущества и недостатки.
Выбор режима валютного курса определяется целью валютной политики государства и зависит от экономического потенциала страны, ее позиций на мировой арене. Все многообразие вариантов валютных курсов можно свести к трем основным режимам: фиксированному, свободно плавающему и регулируемому валютным курсам.
По данным МВФ, в начале третьего тысячелетия в мире насчитывалось 64 страны с режимом фиксированного валютного курса. При этом за последнее десятилетие число стран с режимом плавающего обменного курса увеличилось только на 1 ед., регулируемого валютного курса – на 34 ед., а фиксированного курса уменьшилось на 20 ед.
Режимфиксированного валютного курса включает несколько вариантов. Так, для стран, большая часть торговли которых приходится на одну или несколько больших развитых стран с устойчивой национальной валютой, низкой инфляцией, привлекательной макроэкономической политикой, наиболее эффективным является фиксированный валютный курс с привязкой к одной валюте.
Основными преимуществами данного режима являются стабильные цены, возможность снижения инфляции и процентных ставок до уровня страны привязки, создание благоприятных условий для внешней торговли с этой страной, а также для развития внутреннего товарного производства. Однако при таком режиме страна теряет свою самостоятельность в вопросах установления обменного курса по отношению к валютам других стран. При этом требуется проведение развивающейся страной очень жесткой денежно-кредитной и фискальной политики, которая в конечном счете будет препятствовать целям ее долгосрочного экономического развития.
Другим вариантом является валютный комитет (Currency board), который применяется в основном малыми странами, обладающими большими золотовалютными резервами и преобладающую часть своей торговли осуществляющими с одной или несколькими крупными соседними странами с развитой экономикой, сильной национальной валютой, проводящими стабильную макроэкономическую политику. Вводится с целью обеспечения фискальной доходности и денежной стабильности. Этот вариант применялся в Боснии, Герцеговине, Болгарии, Эстонии, Литве, Аргентине, Гонконге. Страна при этом отказывается от проведения собственной экономической политики, от эмиссии денег, так как это может привести к инфляции; от изменения курса, поскольку это может привести к потере валютной стабильности. Вся политика государства строится на невмешательстве в экономику.
По сравнению с фиксированным курсом валютный комитет ограничивает кредитование экономики, что приводит к большей монетарной дисциплине и доверию населения политике Центрального банка. Более низкая инфляция при заданном уровне денежной массы создает благоприятные условия для более высокого экономического роста.
Вместе с тем здесь есть серьезные недостатки: повышение издержек, связанных с ростом восприимчивости экономики к внешним шокам, сокращение возможности Центрального банка действовать в качестве кредитора последней инстанции, необходимость больших золотовалютных резервов для обеспечения конвертируемости национальной валюты по фиксированному курсу; темпы экономического роста сильно зависят от притока зарубежного капитала, ограничение внутреннего кредитования экономики приводит к снижению потенциально достижимых темпов роста производства.
Валютный комитет различается в зависимости от видов используемых инструментов денежно-кредитной политики и размеров требований к ним. В качестве инструментов могут применятся требования к резервам и ликвидным средствам, депозитные сертификаты. Требования могут охватывать всю сумму резервных и ликвидных средств или только их часть. В соответствии с этим варьируются масштабы осуществляемой денежно-кредитной политики.
Наиболее радикальным вариантом данного режима валютного курса является вариант долларизации экономики. Суть долларизации экономики заключается в замещении национальных денег твердой валютой развитой страны, с которой развивающаяся страна имеет тесные торговые и экономические отношения. Необходимым условием проведения долларизации является равенство денежной массы и валютных резервов, очень тесные экономические связи между странами, а также благоприятная внутриполитическая обстановка. В этом случае денежная масса ставится в жесткую зависимость от изменения чистого притока валюты в страну. Поскольку приток твердой валюты в экономику связан с состоянием платежного баланса страны, то ухудшение платежного баланса будет приводить к спаду деловой активности в экономике, а улучшение – к ее повышению. Для увеличения денежной массы в экономике потребуется либо увеличение чистого сальдо торгового бюджета, либо увеличение чистого притока иностранного капитала. Экономика страны становится сильно зависимой от мировой экономической конъюнктуры и состояния на мировых товарных и финансовых рынках. В случае финансовых шоков Центральный банк страны имеет ограниченные возможности оказания финансовой помощи пострадавшим банкам.
Основным преимуществом становится стабильность национальной валюты, которой де-факто становится твердая валюта развитой страны (она обеспечивается золотовалютными резервами и взвешенной денежно-кредитной политикой Центробанка). Кроме того, устранение риска девальвации и сокращения риска дефолта стимулирует приток иностранных инвестиций, уменьшение процентных ставок по зарубежным кредитам, укрепление финансовой системы. Все эти факторы уменьшают риск «бегства капитала» и стимулируют внутренние инвестиции.
Однако при этом масса денег в обращении будет связана не с реальной потребностью экономики в них, а с состоянием ее платежного баланса. А с политической стороны это приводит к потере страной экономической самостоятельности, т.к. означает передачу полномочий по принятию решений в фискальной и монетарной области другим странам. Принятие такого решения может вызвать сильное политическое противодействие внутри страны. Для перехода требуется предварительное согласие страны, которая является эмитентом твердой валюты.
Издержки по изменению режима могут быть очень большими, если курс национальной валюты привязан не к той валюте, например, если курс национальной валюты привязан к доллару США, а страна поддерживает в основном торговые и финансовые отношения со странами Еврозоны.
При этом рассматриваются три возможных ее варианта.
Односторонняя долларизаиия. Страна решает в одностороннем порядке, отозвать ли национальную валюту из обращения и обменять ее на доллары из золотовалютных резервов страны. Такой режим благоприятен для стран, имеющих тесные торговые и финансовые связи с зарубежной страной, схожие культуру и язык, стабильный внутриполитический климат. А плюсом, безусловно, является быстрота реализации, минимальные политические издержки при последующем отказе от этого режима. Самый большой минус такого режима – это то, что Центробанк становится вроде филиала Центробанка страны-эмитента валюты-заменителя, при этом идет потеря страной большей части своих золотовалютных резервов, что делает ее сильно подверженной внешним шокам; денежно-кредитная политика теряет свою гибкость, бюджет лишается значительного ежегодного дохода от денежной эмиссии.
Договор денежной ассоциации. Страна заключает официальное соглашение с другой страной на использование наряду с собственной ее валюты в качестве национальной. Однако Центральный банк зарубежной страны не получает полного права действовать как заемщик последней инстанции.
При заключении соглашения страной могут быть потребованы возмещение за частичную потерю сеньоража, доступ к дисконтному окну и другие привилегии. При положительном решении названных вопросов уменьшаются риски, связанные с долларизацией экономики и потерей страной золотовалютных резервов.
Однако несмотря на то, что Центральный банк осуществляет свои специфические функции: проводника национальной денежно-кредитной политики, заемщика последней инстанции, эмитента национальных денег в оговоренных соглашением рамках, бюджет лишается значительного ежегодного дохода от денежной эмиссии. При этом последующий отказ от этого валютного режима может быть сопряжен для страны со значительными политическими и экономическими издержками.
При заключении монетарного союза с зарубежной страной предполагается полное замещение национальной валюты валютой этой страны. При этом Центральный банк отказывается от самостоятельной денежно-кредитной политики и де-факто и де-юре становится региональным филиалом зарубежного Центробанка.
В качестве компенсации за потерю самостоятельности может быть открыт доступ к дисконтному окну, возмещена потеря эмиссионного дохода и предоставлены другие привилегии, что способствует усилению экономической интеграции.А к недостаткам такого режима относится полная потеря самостоятельности Центральным банком страны, который перестает выполнять свои специфические функции.
Для зарубежного Центробанка монетарный союз означает принятие солидарной ответственности за состояние банковского сектора страны, что подразумевает помощь банкам второго уровня в случае возникновения у них финансовых трудностей.
По данным МВФ, за последнее время количество стран, использующих в качестве валюты привязки доллар США, постоянно уменьшается.
Другим вариантом является фиксированный курс с привязкой к валютной корзине. При этом режиме осуществляется привязка курса национальной валюты к валютной корзине из национальных валют основных торговых партнёров, взятых по номинальному курсу. На сегодняшний день по такому режиму работают 13 стран. Валютная корзина имеет смысл, если страна осуществляет основной объем торговых и финансовых расчетов с несколькими странами – основными торговыми партнерами.
У этого режима следующие преимущества: курс национальной валюты соответствует среднему изменению курсов национальных валют основных торговых партнеров, что способствует некоторому выравниванию внешнеторговых условий и поддержанию конкурентоспособности экономики; наглядность и простота расчетов.
К недостаткам можно отнести то, что не учитывается уровень инфляции в странах торговых партнёров, выравнивание внешнеторговых условий происходит неравномерно в отношении отдельных стран, требуется получение оперативной информации по обменным курсам валют, входящим в корзину.
Как правило, страны после недолгой практики отказываются от данного режима. Проанализировав все рассмотренные варианты, можно сформулировать общие недостатки и достоинства, присущие режиму фиксированного валютного курса.
Преимущества режима фиксированного валютного курса при условии его обоснованности заключаются в следующем: минимальные валютные риски при работе с национальной валютой, смягчение последствий внутренних шоков в экономике, убыточность валютных спекуляций, создание благоприятных условий для роста сбережений и инвестиций в национальной валюте, развития перерабатывающих отраслей производства, расширения внешней торговли со страной, выбранной в качестве объекта привязки.
Общие недостатки: невозможность проведения Центральным банком самостоятельной денежно-кредитной политики; устойчивость курса во многом зависит от величины золотовалютных резервов государства; уязвимость экономики, в т.ч. банковской системы от внешних шоков; невозможность изменения курса при изменении макроэкономических условий; доверие к национальной валюте зависит от обоснованности курса; возможность переоценки национальной валюты и связанное с ней падение конкурентоспособности казахстанских товаров на мировом рынке; рост плохих долгов в кредитном портфеле банков.
Режим свободно плавающего валютного курса.
К развивающимся странам, в настоящее время применяющим режим свободного плавающего обменного курса, относятся Филиппины, Корея, Индонезия, Таиланд, Монголия, Индия, Бразилия, Чехия и Казахстан.
Основные преимущества этого режима: Центральный банк имеет возможность проводить самостоятельную денежно-кредитную политику, для поддержания курса национальной валюты не требуются валютные интервенции и значительные золотовалютные резервы; защита экономики от внешних шоков.
К недостаткам можно отнести то, что высокая изменчивость курса затрудняет производство и торговлю, делает экономику чрезмерно чувствительной к конъюнктурным явлениям и спекуляциям на мировом валютном рынке; уязвимость от внутренних шоков; сокращение объемов внешней торговли и потенциально достижимого темпа роста экономики; более высокий уровень инфляции; возможность потери доверия к национальной валюте и, как следствие, попадание в девальвационно-инфляционную спираль.
Применение плавающего обменного курса целесообразно только в период шоковых явлений на мировом финансовом или товарном рынке, а также для избежания сильной переоценки обменного курса. Однако в долгосрочной перспективе сохранение такого режима приводит к замедлению темпов реального роста экономики и более высокой инфляции.
Данный режим представляется эффективным для стран с устойчивым и конкурентоспособным производством и сильной национальной валютой и малоэффективен в отношении стран с неустойчивой экономикой и слабой валютой.
Следует учитывать, что из-за высокой чувствительности валютного курса равновесие на рынке устанавливается не сразу, что делает невозможной точную (дозированную) девальвацию. Вместо достижения равновесия в экономике падает доверие к национальной валюте, происходит бегство капитала, ухудшаются проблемы внешнего и внутреннего долга, неплатежей.
Данный валютный режим применялся до последнего времени в основном развитыми странами: Соединенными Штатами Америки, Канадой, Великобританией и пр.
Словакия отказалась от режима свободного плавающего курса с 1 января 1999 года в пользу привязки к евро. Причинами стали повышение цен на импортные товары, на которые приходилось 67% потребительской корзины населения, рост внешнего зарубежного долга и дефицита бюджета, уменьшение валютных резервов Центрального банка и рост безработицы.
Опыт использования режима свободного плавающего курса, введенного в странах Юго-Восточной Азии после середины 1997 года, показывает, что он не является оптимальным режимом для развивающихся стран.
Обесценение национальных валют не дало выигрыша ни одной стране, т.к. соседние страны повторили то же самое. В итоге значительно ухудшилась экономическая ситуация в странах региона, несмотря на первоначальные блестящие макроэкономические показатели (бездефицитные бюджеты, незначительные объемы внешнего долга, низкий уровень инфляции, высокие темпы роста реального производства). Спад производства повлек за собой сокращение объемов экспорта и снижение внутреннего спроса в странах-партнерах.
Третий режим – это режим регулируемого валютного курса.
Применяются различные варианты режима регулируемого курса: ползучая привязка (crawling peg), валютный коридор (crawling band), валютный союз, режим управляемого плавания. При этом режиме курс национальной валюты устанавливается не стихийно под воздействием рыночных сил, а целенаправленно в соответствии с макроэкономическими условиями страны и стоящими перед ней задачами.
Рассмотрим различные варианты данного режима.
При ползучей привязке (crawling peg) Центральный банк берет на себя периодические публичные обязательства по сохранению страной обменного курса в заданных пределах, в то же время оговаривает за собой право изменять фиксацию курса в случае существенного изменения макроэкономических условий. Динамика изменения курса в этом случае имеет вид лестницы со ступеньками различной ширины. При этом Центральный банк может либо публично предупреждать о готовящейся смене уровня фиксации курса, либо делать это по своему усмотрению без предварительного оглашения. В этом случае товаропроизводители получают некоторые ориентиры в отношении динамики будущего изменения валютного курса, что дает им возможность учесть валютные риски при заключении контрактов, сделок.
Недостатком данного режима является то, что он не защищает от валютных шоков.
При валютном коридоре Центральный банк берет на себя публичное обязательство по сохранению страной обменного курса в границах установленного коридора. Валютные интервенции производятся Центральным банком по достижении границ коридора, с тем чтобы удержать курс в его интервалах. Внутри границ валютного коридора допускается свободное плавание курса.
Валютные коридоры применяются для относительно слабых валют, для того чтобы снизить валютные риски, дать ориентиры и стабилизировать ожидания рыночных субъектов в отношении будущего изменения курса.
Условием действенности валютного коридора является его соответствие изменению паритета покупательной способности ± 5-15% в зависимости от устойчивости национальной валюты и на случай внешних шоков.
Преимущества данного режима: снижение валютных рисков, рыночные ориентиры, стабилизация валютных ожиданий населения.
А недостаток в том, что он требует доверия населения к Центральному банку и обоснованности границ валютного коридора, а также не защищает от сильных внешних шоков (кризис в Мексике в 1994 году, в России в 1998 году).
Данный режим применяется в таких странах, как Чили, Колумбия, Израиль, Чехия и Бразилия.
Режим управляемого плаванияпозволяет совместить преимущества режимов плавающего и обменного курса и избежать при этом присущих им недостатков. В этом случае Центральный банк, в целом придерживаясь режима плавающего курса национальной валюты, в повседневной практике принимает меры по обеспечению его устойчивости.
Рассмотрим преимущества данного режима. Стабильность курса создает благоприятные условия для развития производства и торговли, а возможность девальвации курса обеспечивает необходимую его гибкость в случае внешних шоков, что позволяет Центральному банку проводить самостоятельную денежную политику, препятствует валютным спекуляциям и помогает избежать потерь, связанных с краткосрочной нестабильностью валютных курсов.
Режим управляемого плавания позволяет защитить экономику страны как от внутренних, так и внешних шоков. Но в случае неправильного выбора критерия привязки или переоценки курса национальной валюты снижается конкурентоспособность отечественных товаров и услуг на мировом рынке.
Национальный банк Казахстана с 1993 года по апрель 1998 года придерживался политики регулируемого плавающего курса, которая показала свою высокую эффективность: позволила справиться с гиперинфляцией, добиться макроэкономической стабилизации, а затем и положительных темпов роста реальной экономики. С 1999 году введен режим свободного плавания.
В зависимости от выбранного критерия определения равновесного номинального курса национальной валюты могут существовать различные разновидности режима управляемого курса.
Негласная привязка к другой зарубежной валюте. Казахстан негласно привязывается к доллару США, точнее, к реальному курсу тенге по отношению к доллару США. При этом достигалась относительная легкость и наглядность расчетов. Но привязка к доллару США не учитывает структуры торговли Казахстана, где значительная доля товарооборота приходится на страны СНГ и Европы. Превращение евро в мировую валюту привело к вытеснению доллара из торговли со странами Еврозоны. В результате была переоценка реального курса тенге и связанное с ней снижение конкурентоспособности казахстанских товаров на мировом рынке со всеми негативными последствиями для экономики. Сегодня ситуация изменилась, проблемы Греции, Испании и Италии потянули евро вниз и доллар восстановил свою значимость при международных расчетах.
Негласная привязка к номинальной корзине валют. Преимуществом этого режима является простота и наглядность расчетов, при этом за счет охвата стран Еврозоны. Китая и России повышается точность расчетов.
В условиях Казахстана валютная корзина могла бы включать четыре основные валюты: доллар США, российский рубль, китайский юань и евро. Однако доля России, стран Еврозоны и США охватывает только около 55% общего товарооборота Казахстана; не учитывается уровень инфляции в странах торговых партнеров, требуется получение оперативной информации по обменным курсам и инфляции в этих странах. Вместе с тем, развитие Таможенного Союза может изменить ситуацию.
Негласная привязка к реальному эффективному курсу.Данный режим трудно отнести как к фиксированному, так и к плавающему, поскольку если происходит фиксация реального эффективного курса, то это не значит, что номинальный обменный курс будет неизменным. Такой режим способствует достаточно точному выравниванию внешнеторговых условий, поскольку реальный эффективный курс учитывает не только изменения номинальных обменных курсов, но и инфляции в странах – основных торговых партнерах, взвешенных по их доле в торговле. При этом достоверность курса будет зависеть от быстроты получения и качества информации по странам – основным торговым партнерам.
Режим валютного союза применяется странами с примерно одинаковым уровнем развития и макроэкономическими условиями. Внутри валютного союза курсы национальных по отношению друг к другу валют фиксируются в определенных интервалах, а по отношению к третьим странам они совместно плавают. Типичный пример: страны Европейского валютного союза до внедрения евро.
Во многих государствах для стимулирования внешнеэкономической деятельности центральные банки использовали режим множественности валютных курсов. Необходимость этого обусловливается возможностью регулирования платежного баланса, не вовлекая количественные ограничения и административные запреты, при этом официальный курс валюты удерживается на высоком уровне для сдерживания роста цен на импортируемые товары, а движение капиталов и операции, связанные с ним, осуществляются по плавающему курсу. Данный режим валютных курсов используется, как правило, для нетрадиционных видов экспорта. Среди таких стран – Бельгия и ряд развивающихся стран. В Бельгии применяются два курса: один – по коммерческим сделкам, другой – по финансовым операциям. В ряде развивающихся стран множественные курсы используются для поощрения определенных товаров и ограничения некоторых видов импорта.
С августа 2015 года в Республике введен режим свободно плавающего валютного курса. В Казахстане валютный курс формируется на базе ежедневных биржевых торгов. Нацбанком РК объявляется официальный курс и фиксируется для целей учета, таможенных и налоговых платежей. Курс покупки и продажи на межбанковском рынке и в небанковских обменных пунктах устанавливается в зависимости от спроса и предложения.