Классификация и оценка материальных запасов

В планировании и учете материальные запасы (материалы) группируются по их функциональной роли в деятельности организации, а также по сортам, маркам, размерам и другим параметрам, характеризующим их конкретные потребительские свойства.

Группировка материалов по функциональной роли положена в основу построения синтетических счетов бухгалтерского учета. Поэтому классификацию материалов рассмотрим в непосредственной связи с характеристикой счетов.

Счет 03 подразделяется на два субсчета:

030 "Продукция на складе";

031 "Продукция (работы, услуги) отгруженная".

Субсчет 030 предназначен для учета готовых изделий, выпущенных хозрасчетными подразделениями и сданных на склад организации.

На субсчете 031 учитываются готовые изделия, отгруженные (отпущенные) со склада организации покупателям, а также принятые заказчиком работы и услуги.

На субсчете 040 учитываются готовые к установке строительные конструкции и детали. К ним относятся металлические, железобетонные и деревянные конструкции; блоки и сборные части зданий и сооружений; сборные элементы; оборудование для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической системы. Этот субсчет предназначен также для учета оборудования, требующего монтажа и предназначенного для установки, и других материальных ценностей, необходимых для строительства.

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Оборудование, требующее монтажа, - оборудование, которое может быть│

│введено в действие только после сборки его частей и прикрепления к│

│фундаменту или опорам зданий и сооружений, а также комплекты запасных│

│частей к нему │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Счет 05 используется в подсобных сельских хозяйствах для учета молодняка всех видов животных и животных на откорме, птиц, кроликов, пушных зверей, семей пчел независимо от их стоимости. Выделяется один субсчет 050, который имеет такое же название, как счет первого порядка 05 "Животные на выращивании и откорме".

Счет 06 подразделяется на 10 субсчетов:

060 "Материалы для учебных, научных и других целей";

061 "Продукты питания";

062 "Медикаменты и перевязочные средства";

063 "Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности";

064 "Топливо, горючее и смазочные материалы";

065 "Корма и фураж";

066 "Тара";

067 "Прочие материалы";

068 "Материалы в пути";

069 "Запасные части".

На субсчете 060 учитываются реактивы и химикаты, стекло и химпосуда, металлы, электроматериалы и радиоматериалы, радиолампы, фотопринадлежности, бумага для издания учебных программ, пособий и научных работ, подопытные животные и прочие материалы для учебных целей и научно-исследовательских работ, а также драгоценные и другие металлы для протезирования.

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете и отчетности активы оцениваются в бухгалтерском учете в следующем порядке:

активы, приобретенные за плату, оцениваются по стоимости, определяемой путем суммирования фактически произведенных расходов на их покупку (включая стоимость самого объекта активов, таможенные пошлины, иные платежи, а также затраты на заготовку и доставку объекта, в том числе осуществляемые другими организациями), т.е. по фактической стоимости. В соответствии с действующим законодательством в фактическую стоимость материальных запасов, приобретенных за счет средств государственного бюджета, включается налог на добавленную стоимость на основании документов поставщиков;

активы, полученные безвозмездно, оцениваются по рыночной стоимости на дату их оприходования, определяемой на основе цены на данный или аналогичный вид активов, действующей на дату оприходования активов, полученных безвозмездно. Данные о цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем;

активы, изготовленные в самой организации, оцениваются по стоимости их изготовления, в которую включаются фактически произведенные затраты, связанные с использованием в процессе изготовления активов основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и иные затраты на их изготовление, т.е. по фактической себестоимости;

оценка активов, стоимость которых выражена в иностранной валюте, производится в белорусских рублях путем пересчета иностранной валюты по официальному курсу, устанавливаемому Национальным банком Республики Беларусь на дату совершения хозяйственной операции.

Фактическая стоимость определяется по формуле:

Фст = Уст + Офу,

где Фст - фактическая стоимость;

Уст - учетная стоимость;

Офу -сумма отклонений фактической стоимости от учетной.

Если фактическая стоимость больше учетной стоимости, то сумма отклонений (Офу) будет со знаком (+), если фактическая стоимость меньше учетной стоимости, то сумма отклонений будет со знаком (-).

Порядок оценки материальных запасов фиксируется в учетной политике организации.

Документальное оформление и учет

Поступления материалов

Отгружая товар покупателю, продавец оформляет транспортные документы (товарно-транспортные накладные, путевые листы и др.). В каждое тарное место продавец вкладывает сопроводительные документы (счет-фактуру, спецификацию, опись, упаковочный ярлык и др.), свидетельствующие о наименовании и количестве находящегося в нем товара.

Покупатель производит приемку материальных ценностей. Приемка может производиться:

на складе покупателя - при доставке товара продавцом либо перевозчиком;

на складе продавца - при вывозе товара покупателем или по его поручению третьим лицом;

на складе перевозчика - при доставке и выдаче товара перевозчиком;

в ином месте в соответствии с условиями договора.

При выявлении недостачи товара или его ненадлежащего качества по сравнению с данными, содержащимися в транспортных и сопроводительных документах продавца, приемка приостанавливается, оформляется и направляется продавцу уведомление о вызове представителя продавца с указанием времени, на которое назначена двухсторонняя совместная приемка товара, составляется акт на факт выявленной недостачи. Если факт недостачи будет подтвержден при двухсторонней приемке, то оформляется совместный акт приемки ф. 429.

При приемке грузов от перевозчика покупатель проверяет состояние тары, пломб, а в случае их повреждений требует проверки и сдачи груза. Если обнаружится недостача или порча груза, составляется акт.

Материалы, поступающие на склад организации, подвергаются тщательной проверке в отношении соответствия их ассортименту, количеству и качеству, указанным в сопроводительных документах.

Если при приемке материалов установлены количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщиков, материалы приходуются на основании акта приемки ф. 429. При отсутствии расхождений материалы приходуются на склад по документам поставщиков (счетам, товарно-транспортным накладным и др.) или путем оформления материально ответственным лицом отдельных приходных документов. Такими документами являются накладные (требования) ф. 434. Возможно применение приходных ордеров ф. М-4.

Учет поступления материалов

При поступлении материалов на склад организации дебетуется счет 06 "Материалы и продукты питания" (субсчета 060, 063 - 067, 069), а кредитуются разные субсчета, в частности:

080 "Затраты на производство", 084 "Затраты по заготовке и переработке материалов" - при поступлении материалов собственного производства;

130 "Аккредитивы" - при поступлении материалов, оплаченных за счет средств аккредитива;

131 "Чековые книжки" - при поступлении материалов, оплаченных чеком из чековой книжки;

140 "Расчеты по финансированию из бюджета", 230 "Финансирование из бюджета" - при оприходовании выявленных излишков материалов, приобретенных за счет средств бюджета; материалов для хозяйственных нужд организации, поступивших от ликвидации объектов основных средств, приобретенных за счет средств бюджета; при оприходовании безвозмездно полученных материалов; при оприходовании приплода молодняка от рабочих лошадей, содержащихся за счет средств бюджета;

173 "Расчеты с бюджетом" - при оприходовании материалов, предназначенных для реализации, поступивших от ликвидации объектов основных средств, приобретенных за счет средств бюджета;

237 "Прочие источники" - при оприходовании выявленных излишков материалов, приобретенных за счет внебюджетных средств; материалов от ликвидации объектов основных средств, приобретенных за счет внебюджетных средств; при оприходовании безвозмездно полученных материалов;

160 "Расчеты с подотчетными лицами" - при поступлении материалов, оплаченных через подотчетных лиц;

150 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами", 179 "Расчеты в порядке плановых платежей" - при акцепте счетов поставщиков за поступившие материалы; при акцепте счетов транспортных организаций за оказанные услуги по доставке материалов на склад организации.

Документальное оформление и учет отпуска материалов

Со склада и их расхода

Отпуск материалов со склада оформляется различными документами в зависимости от вида материалов, периодичности их отпуска и направления отпуска. Материалы на нужды организаций отпускаются в пределах установленных норм.

На материалы и топливо, отпускаемые подразделениям организации систематически (ежедневно или через определенные промежутки времени в течение месяца), выписывается заборная карта ф. 431.

Расход некоторых видов материалов, например, топлива, оформить накладной (требованием) или заборной картой невозможно. В этом случае производится обмер остатков материалов с составлением акта, а расход определяется по формуле:

Р = Он + П - Ок,

где Р - расход материалов за определенный период;

П - приход материалов за этот период;

Он - остаток материалов на начало периода;

Ок - остаток материалов на конец периода.

В случае перерасхода материалов по сравнению с установленными нормами расходования руководитель организации принимает меры к выявлению причин перерасхода и в надлежащих случаях меры взыскания.

Отпуск кормов и фуража в пределах норм производится по ведомости на выдачу кормов и фуража ф. 397.

Автомобильное топливо списывается в расход на основании путевого листа. Списание производится по фактическому расходу, но не выше норм, утвержденных для отдельных марки автомобилей.

Списание автомобильных шин.

На каждую шину, установленную на автомобиль при его комплектации или во время эксплуатации, заводится карточка учета ее работы. В ней указывается эксплуатационная норма пробега шины и ежемесячно вносится фактический пробег автомобиля по спидометру, если не было замены запасной шиной.

Шины, прошедшие эксплуатационную норму пробега и непригодные к восстановлению, подлежат сдаче организациям, занимающимся сбором вторичного сырья. Оценка шин, сдаваемых в утиль, производится организациями сбора вторичного сырья.

Отпуск материалов на сторону производится по товарно-транспортной накладной ф. ТТН-1 или товарной накладной ф. ТН-2. Накладная ф. ТТН-1 оформляется при перевозке грузов автомобильным транспортом по территории республики.

Отпуск материалов со склада не всегда означает их расход на нужды организации. Материалы при выдаче со склада в этих случаях должны записываться под отчет материально ответственным лицам и списываться на расходы или затраты организации на основании утвержденных руководителем организации актов на их списание.

При списании строительных материалов на текущие нужды, текущий ремонт составляется акт с указанием объема выполненных работ и норм расхода материалов на указанные виды работ.

Отдельные материалы разрешается списывать на расходы организации при выдаче их со склада, например канцелярские принадлежности, медикаменты и готовые лекарства, за исключением спирта, перевязочных средств и дорогостоящих медикаментов.

Наши рекомендации