Применяемые организацией регистры бухгалтерского учета
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Регистр бухгалтерского учета - документ, предназначенный для│
│систематизации и накопления учетной информации, содержащейся в принятых к│
│учету первичных учетных документах, в денежном и (или) количественном│
│выражении (ст. 2 Закона о бухгалтерском учете и отчетности) │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Регистры бухгалтерского учета составляются на бумажных или машинных носителях информации по формам, разработанным организациями (ст. 10 Закона о бухгалтерском учете и отчетности) с соблюдением требований, установленных этой статьей. При ведении регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации должна быть предусмотрена возможность их вывода на бумажные носители. Регистр бухгалтерского учета на бумажном или машинном носителе информации должен содержать название, период (начало и окончание) регистрации хозяйственных операций, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за его ведение. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
Регламентация движения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета (график документооборота)
Этот элемент приказа об учетной политике должен быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым структурным подразделением, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения этих работ.
Формы бухгалтерского учета
Основной формой учета в бюджетных организациях, где отсутствует автоматизированная обработка учетной информации, является форма "Журнал-Главная" - разновидность мемориально-ордерной формы учета. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 08.02.2005 N 15 утверждена Инструкция о порядке организации бухгалтерского учета организациями, финансируемыми из бюджета, и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации (далее - Инструкция N 15), а также типовые унифицированные формы учетных регистров.
Инструкция N 15 не исключает возможности ведения бухгалтерского учета по другим формам учета. Министерство финансов Республики Беларусь вправе разрешать государственным органам вести бухгалтерский учет в организациях, находящихся в их ведении, по журнально-ордерной форме учета при наличии разработанных этими государственными органами и согласованных с Министерством финансов Республики Беларусь нормативно-правовых актов. Подтверждением этому служат Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 11.10.2006 N 51 "Об утверждении Инструкции по применению журнально-ордерной формы бухгалтерского учета в Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и подчиненных ему органах и подразделениях"; Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 13.09.2007 N 219 "Об утверждении Инструкции по применению журнально-ордерной формы ведения бухгалтерского учета в органах внутренних дел Республики Беларусь".
Форма учета Журнал-Главная
Регистром синтетического учета при этой форме учета является книга "Журнал-Главная" ф. 308, которая и дала название форме учета. По решению главного бухгалтера она может вестись по синтетическим счетам первого или второго порядка.
Записи в книгу "Журнал-Главная" производятся на основании мемориальных ордеров один раз в месяц.
В книге "Журнал-Главная" сочетаются хронологическая и систематическая записи, она открывается на год. При ее открытии по первой строке указываются остатки по счетам на 1 января. Сумма оборотов по дебету всех счетов должна равняться сумме оборотов по кредиту всех счетов и одновременно равняться итогу графы 3 "Сумма по ордеру". Затем определяются остатки по всем счетам на конец месяца. Сумма остатков по дебету всех счетов должна быть равна сумме остатков по кредиту всех счетов.
Книга "Журнал-Главная" является основанием для заполнения баланса.
Параллельно производятся записи в регистры аналитического учета. Аналитический учет организуется в книгах, на карточках или в ведомостях.
Мемориальные ордера в бюджетных организациях являются одновременно и накопительными ведомостями, которым присвоены постоянные номера. Каждый из них предназначен для отражения определенных операций. Всего имеется 15 мемориальных ордеров - накопительных ведомостей.
По остальным операциям и операциям "Сторно" составляются отдельные мемориальные ордера ф. 274, которые нумеруются начиная с 16-го номера за каждый месяц в отдельности.
Из приведенного перечня видно, что одна форма накопительной ведомости может использоваться для составления двух - трех мемориальных ордеров. В частности, в ведомости ф. 381 накапливается информация для мемориальных ордеров 1, 2, 3; в ведомости ф. 408 - для мемориальных ордеров 6, 7; в ведомости ф. 438 - для мемориальных ордеров 9, 10. Другими словами, итоги накопительных ведомостей по окончании месяца являются мемориальными ордерами.
К каждому мемориальному ордеру, в котором отражены операции, связанные с учетом фактических расходов, составляется расшифровка к мемориальному ордеру ф. 451 (приложение 17 к Инструкции N 15). Расшифровка предназначена для группировки сумм операций по учету фактических расходов в разрезе подразделений бюджетной классификации.
Инструкцией N 15 установлено, что в организациях с небольшим объемом совершаемых операций мемориальные ордера - накопительные ведомости ведутся в обязательном порядке лишь по операциям, отражаемым в мемориальных ордерах 1, 2, 3, т.е. по операциям по движению денежных средств в кассе, на счетах в банке и на лицевых счетах в органах казначейства. По остальным операциям в таких организациях рекомендуется составлять мемориальные ордера ф. 274.