Методы косвенного (экономического) регулирования
Совершенствование системы налогов в Российской Федерации осущес-твляется за счет уменьшения налогового бремени для финансовых операций, связанных с инвестированием, путем снижения налоговых ставок, установле-ния льготного режима налогообложения, упрощения процедуры отчетности по налогам и сборам, ослабления финансового и налогового контроля.
Смысл совершенствования механизма начисления амортизации и ис-пользования амортизационных отчислений заключается в том, что налого-плательщик, осуществляющий инвестиционную деятельность, имеет определе-нную свободу самостоятельно определять и устанавливать срок полезного ис-пользования основных средств, их амортизационную группу, метод начисле-ния амортизации и её пониженную норму применительно к конкретным объе-ктам инвестирования.
Установление субъектам инвестиционной деятельности специаль-ных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера, означает особый порядок исчисления и уплаты налогов в течение определенного перио-да времени. К таким режимам относятся упрощенная система налогообложения для малого бизнеса, а также системы налогообложения в особых экономичес-ких зонах (ОЭЗ), в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продук-ции (СРП).
Защита интересов инвесторов обеспечивается государственными гара-нтиями прав субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в виде капитальных вложений. Независимо от организационно-правовой формы этих субъектов к таким гарантиям относятся:
– обеспечение равных прав всех субъектов при осуществлении инвестици-онной деятельности;
– гласность в обсуждении инвестиционных проектов;
– право обжалования в судебном порядке любых решений, действий (бездей-ствия) органов государственной власти, местного самоуправления и их дол-жностных лиц;
– стабильность (неизменность) совокупной налоговой нагрузки для инвесто-ра в случае изменения федерального законодательства, гарантируемая в те-чение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала его финансирования;
– защита капитальных вложений заключается в том, что они могут быть на-ционализированы и реквизированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом РФ. Капитальные вложения могут быть застрахованы в соответствии с законодательством Российской Феде-рации.
Предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами осуществля-ется на возмездной основе и на определенный срок в виде, например, исключи-тельных прав на поиски, разведку, добычу минерального сырья на конкретном участке недр в соответствии с соглашением между Российской Федерацией и недропользователем (инвестором).
Расширение использования средств населения и других внебюджет-ных источников финансирования жилищного строительства и строите-льства объектов социально-культурного назначения может быть реализо-вано разными методами, например, через систему государственных жилищных сертификатов.
Создание и развитие сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтин-говых оценок субъектов инвестиционной деятельности, позволяет отслежи-вать изменения в отраслевой и региональной структуре капитальных вложений и оценивать тем самым эффективность инвестиционной деятельности. Аккре-дитованными Минфином России являются три международных рейтинговых агентства – Фитч Рейтингз СНГ Лтд. (Fitch Ratings CIS Ltd.), Стэндард энд Пурс Интернэшнл Сервисез, Инк. (Standard and Poor’s International Services, Inc.) и Мудис Инвесторс Сервис (Moody’s Investors Service), а также четыре россий-ских – ООО «Национальное Рейтинговое Агентство», ЗАО «Рейтинговое агент-ство «Анализ, Консультации и Маркетинг»», ЗАО «РусРейтинг» и ЗАО «Рейти-нговое агентство «Эксперт РА»».
Принятие антимонопольных мер имеет целью поддержку предприни-мательства и демонополизации в сфере инвестиционной деятельности, напри-мер, за счет мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов, создания и развития параллельных структур в сферах производства и обращения, налого-вой и ценовой политики, лицензирования и др.
Расширение возможностей использования залогов при осуществлении кредитования призвано увеличить базу и возможности финансирования инвес-тиционной деятельности за счет залога земельных участков, предприятий, зда-ний, сооружений, квартир и другого недвижимого имущества.
Развитие финансового лизинга позволяет значительно сократить объем первоначальных инвестиций, снизить финансовую нагрузку и степень риска на начальных стадиях инвестирования, уменьшить время реализации бизнес-про-екта.
Проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции повышает капитализацию и залоговую стоимость объекта инвести-рования, что имеет большое значение при использовании заемных средств.
Создание возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов имеет целью сбор и ак-кумулирование средств для ее реализации. К таким фондам относятся, напри-мер, акционерные и паевые инвестиционные фонды (см. раздел 1.4).