Единый социальный налог как источник формирования государственных социальных внебюджетных фондов
Единый социальный налог (ЕСН) в качестве источника формирования государственных социальных внебюджетных фондов стал использоваться с момента введения в действие части второй Нало-
СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4832; 2002. № 22. Ст. 2026; № 30. Ст. 3021.
§ 2. ЕСН как источник формирования социальных внебюджетных фондов 485
гового кодекса РФ, т.е. с 1 января 2001 г.1 Заметим, что до этого момента указанный налог не был известен ни ранее действовавшему российскому законодательству, ни законодательству бывшего Союза ССР. Его появление напрямую связано с реализацией комплекса мер по проведению в России экономической и налоговой реформы. Указанный налог является федеральным налогом, поэтому применяется на всей территории России. Как было указано, данный налог с 1 января 2002 г. стал вместо трех внебюджетных фондов зачисляться r определенных законом долях в Федеральный бюджет и два внебюджетных фонда (Государственный фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования в РФ). При этом единый социальный налог не изменяет формирования и использования средств внебюджетных фондов. Они продолжают формироваться страховым методом. Зачисление указанного налога (его доли) с 1 января 2002 г. в Федеральный бюджет вместо Пенсионного фонда РФ не снижает степень гарантированности прав граждан на пенсионное обеспечение, поскольку государство субсидиарно отвечает по долгам Пенсионного фонда. Кроме того, страховые взносы в Пенсионный фонд РФ также находятся под контролем налоговых органов. Фонды же сохраняют за собой функции учета средств от страховых взносов, а также функции оперативного расходования средств на цели государственного пенсионного, социального и медицинского страхования. Введение ЕСН было направлено на упрощение механизма его собирания, унификацию базы налогообложения, сокращение количества проверяющих органов, единообразие финансовых санкций и повышение защищенности налогоплательщиков2.
В соответствии со ст. 234 НК РФ, единый социальный налог является целевым. Основное его предназначение — это мобилизация средств для реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь3.
1 Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 5 июля 2002 г. № БГ-3-05/344 утверждены Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога // Экономика и жизнь. 2002. № 32 (август).
- См., например, мнение Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ в статье ЛА. Котовой, «Единый социальный налог (взнос)» // Финансы. 2001. № 2. С. 25.
3 Приказом Минфина России от 15 января 2001 г. № Зн в ред. от 1 октября 2001 г. утверждены Правила зачисления взносов, уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), на счета органов федерального казначейства Министерства финансов РФ и перечисления этих средств в бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов // Финансовая газета. 2001. № 4; Российская газета. 2001. 11 дек.
486 Глава 21. Правовое регулирование обязательных платежей в фонды
Рассмотрим основные элементы ЕСН.
Налогоплательщики подразделяются на две группы, причем первая группа состоит из трех видов плательщиков ЕСН, а вторая — только из двух.
К первой группе, которая обобщенно называется законодателем «лица, производящие выплаты физическим лицам» (ранее они обозначались коротко как «работодатели»), относятся:
а) организации;
б) индивидуальные предприниматели1;
в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
Вторая группа налогоплательщиков в действующей редакции статьи (от 29 мая 2002 г.) не имеет обобщенного наименования (ранее она именовалась «не работодатели». Эта группа включает две самостоятельные категории налогоплательщиков: индивидуальных предпринимателей и адвокатов. Для каждой из групп налогоплательщиков установлены свои особенности уплаты и исчисления ЕСН. То, что и в первую, и во вторую группу включены индивидуальные предприниматели, вовсе не свидетельствует об их якобы двойном обложении данным налогом. В данном случае речь идет о разных основаниях налогообложения (ч. 2. ст. 235): в первом случае они уплачивают налог за работающих у них других лиц (по трудовым, гражданско-правовым договорам и др.), а во-втором — индивидуальные предприниматели уплачивают ЕСН со своих личных доходов, получаемых от осуществляемой ими самими предпринимательской деятельности, т.е. за себя. Причем если во втором случае предприниматель может иметь льготы (например, если является инвалидом), то в первом случае, производя выплаты другим физическим лицам, организациям или индивидуальным предпринимателям, он таких льгот не имеет.
В ранее действующей редакции Закона и в первой, и во второй группах в качестве самостоятельных плательщиков выделялись: родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования. Несмотря на то, что сейчас этого не сделано, это не означает, что они исключаются из числа налогоплательщиков, просто они являются ими либо в качестве индивидуальных предпринимателей, либо в качестве организаций.
1 Следует иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом от 29 мая 2002 г. главы крестьянских (фермерских) хозяйств приравниваются к индивидуальным предпринимателям // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3021.
§ 2. ЕСН как источник формирования социальных внебюджетных фондов 487
Особое положение среди налогоплательщиков - физических лиц занимают адвокаты. К адвокатам в соответствии с действующим законодательствам относятся лица, получившие статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность в порядке, установленном Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Однако при этом следует иметь в виду, что коллегии адвокатов и иные адвокатские образования, действующие на момент введения; Закона от 31 мая 2002 г. в действие, несут обязанности по исполнению функции налогового агента, предусмотренные ст. 244 НК РФ (ст. 9.1 Федерального закона от 5 августа 2000 г. в редакции Федерального закона от 29 мая 2002 г )
Объект налогообложения, т.е. то, с чего взимается указанный налог, меняется в зависимости от налогоплательщиков.
Так, для организаций и индивидуальных предпринимателей объектом налогообложения ЕСН будут являться выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц:
по трудовым договорам;
по гражданско-правовым договорам о выполнении работ, оказании услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, ибо последние уплачивают его со своего дохода, т.е. за «себя» самостоятельно);
по авторским договорам.
Для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, объект - это выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые ими физическим лицам по:
трудовым договорам;
гражданско-правовым договорам о выполнении работ, оказании услуг.
Для индивидуальных предпринимателей и адвокатов объектом обложения признаются-
доходы от предпринимательской деятельности;
доходы от иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением (т.е. речь идет не о вало-вом, а о чистом доходе).
При этом выплаты и вознаграждения вне зависимости от формы, в которой они производятся (денежной, натуральной) не будут являться объектом налогообложения, если в текущем отчетном (налоговом) периоде: у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций; у налогоплателыци-
488 Глава 21. Правовое регулирование обязательных платежей в фонды
ков — индивидуальных предпринимателей или физических лиц указанные выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.
Налоговая база определяется в зависимости от вида налогоплательщиков .
Так, для организаций и индивидуальных предпринимателей — это сумма выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, начисленная за налоговый период. Она определяется отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом. Формы выплат, учитываемые для определения налоговой базы, могут быть различными. Законом закрепляется открытый перечень таких выплат.
Налоговая база для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, — это сумма доходов, полученных ими за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Состав расходов, принимаемых к вычету, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат при уплате налога на прибыль (гл. 25 НК РФ).
При применении указанного налога следует иметь в виду, что ст. 238 НК РФ установлен достаточно обширный перечень сумм, не подлежащих налогообложению. К ним, например, отнесены различные государственные пособия, все виды установленных компенсационных выплат, связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, увольнением работников и т.п. При выплатах из бюджета не подлежат обложению суммы, не превышающие 2 тыс. руб., представляющие собой материальную помощь, оказываемую работодателями своим работникам, в том числе бывшим.
Вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по гражданско-правовым, авторским и лицензионным договорам (в части, поступающей в Фонд социального страхования РФ), в налоговую базу не включаются.
Налоговые льготы по ЕСН подразделяются: по субъектному составу (по составу субъектов, освобождаемых от уплаты ЕСН) и по характеру выплат (по перечню выплат, которые не облагаются ЕСН).
К первой группе, в основном, относятся организации, деятельность которых связана с оказанием услуг или выплатами в пользу инвалидов.
§ 2. ЕСН как источник формирования социальных внебюджетных фондов 489
Кроме того, в соответствии с законом о Федеральном бюджете в 2001—2002 гг. были освобождены от уплаты ЕСН Минобороны РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, а также федеральные суды и органы прокуратуры с денежного содержания судей, прокуроров и следователей и др. (с части ЕСН, уплачиваемого в федеральный бюджет)1.
Налоговый и отчетный периоды, устанавливаются ст. 240 НК РФ. Налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (для сравнения: в 2001 г. отчетный период равнялся одному месяцу).
Ставки ЕСН являются регрессивными, т.е. при увеличении налоговой базы размер ставок снижается. Ставки дифференцируются также в зависимости от категории плательщиков. Так, для лиц, производящих выплаты физическим лицам (за исключением сельскохозяйственных производителей и лиц, указанных во второй группе), применяются следующие ставки2:
до 100 тыс. руб. — 35,6% (в том числе в Федеральный бюджет — 28%; Фонд социального страхований — 4% , Фонды обязательного медицинского страхования — 3,6% (в том числе в федеральный — 0,2%, в территориальные — 3,4%);
от 101 тыс. до 300 тыс. руб. — 35 600 руб. + 20% с суммы свыше 100 тыс. руб.;
от 301 тыс. до 600 тыс. руб. — 75 600 руб. + 10% с суммы свыше 300 тыс. руб.;
свыше 600 тыс. руб. — 105 600 руб. + 2% с суммы свыше 600 тыс. руб.
Для налогоплательщиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются несколько пониженные ставки:
до 100 тыс. руб. — 26,1%;
от 101 тыс. до 300 тыс. руб. — 26 100 руб. + 20% с суммы свыше 100 тыс. руб.;
от 301 тыс. до 600 тыс. руб. — 66 100 руб. +10% с суммы свыше 300 тыс. руб.;
свыше 600 тыс. руб. — 96 100 руб. + 2% с суммы, свыше 600 тыс. руб.
1 СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4826; 2002. № 11. Ст. 1019. - Подробнее см. ст. 241 Налогового кодекса РФ.
490 Глава 21. Правовое регулирование обязательных платежей в фонды
Для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей при уплате единого социального налога со своих доходов (за себя) применяются следующие ставки1:
до 100 тыс. руб. — 13,2%;
от 101 тыс. до 300 тыс. руб — 13 200 руб. + 7,4% с суммы свыше 100 тыс. руб.;
от 300 тыс. до 600 тыс. руб. — 28 000 руб. + 3,65% с суммы свыше 300 тыс.;
свыше 600 тыс. руб. — 38 950 руб. + 2% с суммы свыше 600 тыс. руб.
Отдельные ставки применяются при взимании ЕСН с адвокатов:
до 100 тыс. руб. — 10,6%;
от 101 тыс. до 300 тыс. руб. — 10 600 руб. + 7,3% с суммы свыше 100 тыс.;
от 301 тыс. до 600 тыс. руб. — 25 200 руб. + 3,6% с суммы свыше 300 тыс.;
свыше 600 тыс. руб. — 35 700 руб. + 2% с суммы свыше 600 тыс.
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками-работодателями закреплен в ст. 243 НК РФ, где установлено, что сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
При уплате ЕСН налогоплательщики имеют ряд налоговых вычетов, например, на сумму самостоятельно произведенных налогоплательщиками расходов на цели государственного социального страхования. Доля же налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»2. Однако сумма налогового вычета не может превышать сумму налога.
В целях применения указанных вычетов и возможности осуществления контроля за их правильным исчислением на налого-
Размер ставок указан в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 мая 2002 г. // СЗ РФ. 2002. N> 22. Ст 2026- № 30 Ст. 3021.
2 СЗРФ. 2001. №51. Ст. 4832.
§ 2. ЕСН как источник формирования социальных внебюджетных фондов 491
плательщиков ЕСН возложен ряд дополнительных обязанностей, в том числе, например, обязанность вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу1 и др.
ЕСН уплачивается налогоплательщиками отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет и отдельно в отношении каждого внебюджетного фонда.
Налоговая декларация должна быть подана налогоплательщиком в налоговые органы не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Введение ЕСН обусловило также появление и новых обязанностей налоговых органов и организаций-работодателей, выступающих в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию.
Это, в частности, касается обязанности налоговых органов представлять в органы Пенсионного фонда РФ копии платежных поручений налогоплательщиков об уплате налога, а также иные сведения, необходимые для осуществления последним обязательного пенсионного страхования, включая сведения, составляющие налоговую тайну. Аналогичная обязанность возложена на налогоплательщиков, являющихся страхователями по обязательному пенсионному страхованию (в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации») в отношении застрахованных лиц2. В свою очередь, органы Пенсионного фонда РФ представляют в налоговые органы информацию о доходах физических лиц из индивидуальных лицевых счетов, открытых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Для налогоплательщиков, не являющихся работодателями
к (индивидуальные предприниматели, адвокаты, уплачивающие
•ЕСН со своих доходов), установлен особый порядок исчисления и
уплаты налога. Так, исчисление и уплата единого социального на-
1 Приказом МНС РФ от 21 февраля 2002 г. № БГ-3-05/91 утверждены форма индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, а также сумм налогового вычета и порядок ее заполнения // Экономика и жизнь. 2002. № 10.
2 По вопросу, касающемуся порядка ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования, см.: постановление Правительства РФ от 15 марта 1997 г. № 318 // СЗ РФ. 1997. № 13. Ст. 1538.
492 Глава 21. Правовое регулирование обязательных платежей в фонды
лога адвокатами осуществляется коллегиями адвокатов (их учреждениями).
Кроме того, к обязанностям налогоплательщиков, не являющихся работодателями, в случае значительного (более чем на 50%) увеличения их дохода в налоговом периоде относится обязанность представить новую декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий налоговый период. При этом важно заметить, что в случае значительного уменьшения дохода налогоплательщики вправе, но не обязаны представлять новую декларацию. И в том и в другом случае налоговый орган обязан производить перерасчет.
К отдельным обязанностям указанных налогоплательщиков относятся обязанности уплачивать авансовые платежи на основании налоговых уведомлений1, а также производить расчет налога по итогам налогового периода (за исключением адвокатов) самостоятельно.
Сумма ЕСН исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
В соответствии со ст. 245 НК РФ (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2001 г.) установлены особенности исчисления и уплаты налога отдельными категориями налогоплательщиков.
Так, индивидуальные предприниматели и адвокаты при уплате ЕСН со своих доходов (за себя) не исчисляют и не уплачивают налог в части суммы налога, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ. В связи с этим на них не распространяется обязанность по предоставлению отчетности по средствам Фонда социального страхования РФ, т.е. по ст. 243 (п. 2, 5) НК РФ2.
Кроме того, законодателем установлен достаточно широкий перечень лиц, которые освобождаются от уплаты ЕСН. К ним относятся, например, Минобороны РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, Федеральная служба налоговой полиции РФ, Минюст РФ, ГТК РФ, военные суды и др.
1 Приказом МНС России от 11 марта 2002 г. № БГ-3-05/119 утверждена форма налогового уведомления на уплату единого социального налога и страховых взносов в Пенсионный фонд России для индивидуальных предпринимателей // Финансовая газета. 2002. № 15.
2 Подробнее<;м. п. 30.7 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденных приказом МНС России от 5 июля 2002 г. // Экономика и жизнь. 2002. № 32.
§ 3. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
§ 3. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются самостоятельным источником доходов Пенсионного фонда РФ. Их значение как постоянного и стабильного источника финансовых ресурсов данного государственного социального внебюджетного фонда особо возросло начиная с 1 января 2002 г., когда в данный фонд перестала напрямую перечисляться опреде-" ленная часть (доля) единого социального налога.
Впервые эти сборы на территории России стали взиматься на основе Федерального закона от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»1 и применяются со дня официального его опубликования, т.е. с 20 декабря 2001 г. В этом же Законе впервые было закреплено правовое понятие и сущностные признаки страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Эти взносы, в соответствии со ст. 3 Закона, представляют собой индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
По своей правовой природе, указанный платеж не является страховым платежом в чистом виде. Кроме того, он одновременно обладает признаками как налогов, так и сборов.
На основе анализа законодательства можно выделить следующие отличительные черты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:
во-первых, обязательный характер платежей (плательщики, сроки, размер и порядок уплаты установлен федеральным законом);
во-вторых, индивидуальная возмездность (возврат определенного эквивалента конкретному плательщику);
в-третьих, целевой характер назначения (используется на выплату пенсий по обязательному пенсионному страхованию);
в-четвертых, эквивалентность внесенным платежам (учтенных на индивидуальном лицевом счете конкретного плательщика).
1 СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4832; 2002. № 22. Ст. 2026; № 30. Ст. 3021. Подробнее о понятии и условиях данного вида страхования см. гл. 22 учебника.
494 Глава 21. Правовое регулирование обязательных платежей в фонды
Эти взносы, наряду со средствами федерального бюджета, добровольными взносами физических лиц и организаций, сумм пеней, финансовых санкций, а также иных источников являются самостоятельным финансовым источником бюджета Пенсионного фонда РФ. Причем в перечне финансовых ресурсов, служащих источником формирования бюджета Пенсионного фонда РФ, закрепленном в ст. 17 вышеуказанного Закона, страховые взносы указаны в числе первых.
Объектом обложения страховыми взносами, так же как и базой для начисления страховых взносов, являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные гл. 24 НК РФ.
Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование), в том числе связанные с контролем за их уплатой, регулируются не пенсионным, а налоговым законодательством, за исключением случаев, прямо предусмотренных Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ст. 2).
Важно уточнить, что именно за счет уплаты страховых взносов осуществляются мероприятия по обязательному страховому обеспечению по обязательному пенсионному страхованию, заключающиеся в исполнении страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти (ст. 3).
Понятие и содержание обязательного страхового обеспечения установлено в ст. 9 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Обязательным страховым обеспечением являются:
страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;
страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;
страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не
работавших на день смерти.
Само же понятие «трудовой пенсии» дано в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»1.
СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4920; 2002. № 30. Ст. 3033.
§ 3. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование 495
Данный Закон закрепляет виды трудовых пенсий, устанавливаемых в РФ, и их структуру. Так, трудовые пенсии могут быть следующих видов (ст. 5):
трудовая пенсия по старости;
трудовая пенсия по инвалидности;
трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей: базовой части; страховой части; накопительной части.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит только из: базовой части; страховой части.
Законом установлено, что гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях, которые определены Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Финансирование трудовой пенсии (в каждой из ее частей) осуществляются (так же, как и порядок учета средств на индивидуальном лицевом счете) на основе Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Источниками правового регулирования правоотношений по установлению и выплате обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию являются Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле» в ред. от 30 мая 2001 г. и 25 июля 2002 г.1
Законом установлены различные источники финансирования базовой, страховой и накопительной частей трудовых пенсий. Так, выплата базовой части трудовой пенсии финансируется за счет сумм единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет, а выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии — за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ.
При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для
СЗРФ. 1996. №3. Ст. 146; 2001. № 23. Ст. 2282; 2002. № 30. Ст. 3033.
496 Глава 21. Правовое регулирование обязательных платежей в фонды
финансирования накопительной части трудовой пенсии установлены Федеральным законом от 24 июля 2002 г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». Этим же Законом определены особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также основы государственного регулирования контроля и надзора в указанной сфере1.
В правоотношениях по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование участвуют федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица, которые одновременно являются субъектами обязательного пенсионного страхования (ст. 4 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»). Страховщиком, т.е. лицом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, является Пенсионный фонд РФ как государственное учреждение, который в совокупности с его территориальными органами составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в России, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим (ст. 5 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). Учитывая, что Закон допускает в случаях, прямо предусмотренных специальным федеральным законом, возможность участия в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, наряду с Пенсионным фондом РФ, негосударственных пенсионных фондов, важно иметь в виду, что в случае принятия такого закона им и будет установлен порядок уплаты обязательных страховых взносов в указанные негосударственные фонды.
Перечень лиц, являющихся страхователями, т.е. уплачивающих указанные страховые взносы, практически полностью совпадает с составом налогоплательщиков ЕСН. К ним относятся:
лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица; адвокаты.
Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, уплата вносов производится им по каждому основанию.
СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3028.
§ 3. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
Страхователи, входящие во вторую вышеуказанную группу, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа, который в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством РФ.
Максимальный размер фиксированного платежа не может превышать 3 600 руб. (п. 2 ст. 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. в ред. от 25 июля 2002 г.). Минимальный размер платежа является обязательным для уплаты и устанавливается НК РФ. Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливется в размере 150 руб. в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 руб. направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 руб. — на финансироване накопительной части трудовой пенсии.
Физические лица, уплачивающие страховые взносы в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в части, превышающей суммы установленного фиксированного платежа1. Порядок уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, устанавливает Правительство РФ.
Анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что Пенсионный фонд РФ как страховщик обладает рядом исключительных прав, касающихся порядка аккумуляции, распределения и использования средств, полученных в виде обязательных платежей, а также ряда прав, касающихся осуществления контрольных полномочий в этой сфере. Так, например, он обладает правом получать у налоговых органов информацию, необходимую для осуществления обязательного пенсионного страхования (о страхователях и застрахованных лицах, включая налоговую декларацию и иные сведения, составляющие налоговую тайну), осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если возможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.
Однако помимо «особых» прав, Пенсионный фонд РФ как страховщик имеет и ряд аналогичных «особых» обязанностей. Так, например, он обязан: подготавливать обоснование размера
СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3021.
498 Глава 21. Правовое регулирование обязательных платежей в фонды
тарифов страховых взносов; назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием и т.п.
Среди важнейших прав и обязанностей страхователей, установленных законом в сфере правоотношений, связанных с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, можно выделить следующие:
во-первых, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ;
во-вторых, вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет;
в-третьих, представлять в территориальные органы Фонда документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения и выплаты обязательного страхового обеспечения.
К основным правам и обязанностям застрахованных лиц, касающихся правоотношений по уплате обязательных страховых взносов, относятся:
право получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов и контролировать их перечисление в бюджет Пенсионного фонда РФ;
право своевременно и полностью получать обязательное страховое обеспечение за счет средств указанного бюджета;
право защищать свои права, в том числе в судебном порядке.
Застрахованные лица обязаны предъявлять в Пенсионный фонд РФ (страховщику) в целях назначения и выплаты обязательного страхового обеспечения документы, содержащие достоверные сведения, и сообщать о всех изменениях, влияющих на его выплату.
В случае невыполнения указанных обязанностей и выплаты в связи с этим излишних сумм из бюджета Пенсионного фонда РФ застрахованные лица несут ответственность в размере причиненного ими ущерба.
Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется на основании тарифов. Понятие «тарифа страхового взноса» дано в ст. 22 Федерального закона «О государственном пенсионном страховании». Указанный тариф представляет собой размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.
§ 3. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
Тарифы страховых взносов устанавливаются дифференцированно по группам плательщиков. В первую (основную) группу входят работодатели страхователей (т.е. застрахованных лиц), не включенные во вторую группу. Вторая (особая) группа плательщиков — это работодатели — организации, занятые в производстве сельскохозяйственной продукции, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянские (фермерские) хозяйства.
База начисления страховых взносов на каждого отдельного работника устанавливается дифференцированно: 1) для мужчин (1952 г.р. и старше; с 1953 по 1966 г.р.); 2) для женщин (1956 г.р. и старше, с 1957 по 1966 г.р.); 3) для лиц 1967 г.р. и моложе — вне зависимости от пола.
В зависимости от возраста изменяется процентное соотношение распределения поступивших в виде взносов средств — на финансирование страховой и финансирование накопительной части пенсии. Для лиц самого молодого возраста из вышеуказанной классификации (3) — установлено практически равное распределение средств. Для самых старших лиц из вышеуказанных групп (1) все страховые взносы поступают на финансирование страховой части пенсии, и лишь у второй группы (средний возраст) (2) — определенный процент (2%) идет на финансирование накопительной части пенсии. Страховые взносы взимаются с базы: до 100 тыс. руб. — 14%; от 100 тыс. 1 руб. до 300 тыс. руб. — 14 тыс. + 7,9% с суммы более 100 тыс. руб; от 300 тыс. 1 руб. — до 600 тыс. — 29 800 руб. + 3,95% с суммы больше 300 тыс. С суммы свыше 600 тыс. руб. страховые взносы составляют твердую денежную сумму — 41 тыс. 650 руб.
Для второй (особой) группы плательщиков применяются более низкие ставки по сравнению с первой (основной) группой. Так, при размере облагаемой базы до 100 тыс. руб. — страховые взносы взимаются по ставке 10,3% (а не 14%). При этом Законом установлены исключения. В некоторых случаях тарифы, установ-' ленные для второй группы применяются и к страхователям первой группы1.
1 Это, например, относится к случаю, установленному п. 2 ст. 241 НК РФ (т.е., если на момент уплаты авансовых платежей накопленная с начала года величина облагаемой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем расчетном периоде, составляет сумму менее 2500 руб. и т.п.).
500 Глава 21. Правовое регулирование обязательных платежей в фонды
Важно отметить, что в Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлены так называемые переходные положения, предусматривающие особые ставки страховых взносов и порядок их применения в 2002—2005 гг. в отношении лиц 1967 г. рождения и моложе1.
Законодательством установлены понятия расчетного и отчетного периодов при уплате обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Под расчетным периодом понимается календарный год. Расчетный период, в свою очередь, состоит из отчетных периодов (1 квартал, 6 месяцев, 9 месяцев календарного года).
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями закреплены в статье 24 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Сумма страховых взносов исчисля