Работаем над нравственным доводом: писательское упражнение 4
* Принцип сборки: сначала превратите принцип сборки в тему истории, выраженную одним предложением. Тема в одном предложении — это ваш взгляд на то, что правильно в этой истории. Снова взглянув на принцип сборки, сосредоточьтесь на его ключевых действиях и их нравственных последствиях.
* Методика работы над темой в одном предложении: найдите такую методику (символ, например), которая позволит вам уложить нравственное заявление в одно предложение или уловит уникальную структуру, которую вы придадите истории.
* Нравственный выбор: запишите важнейший нравственный выбор, который герою придется сделать в конце истории.
* Нравственная проблема: перечитав свои наработки по замыслу, одним предложением опишите центральную нравственную проблему, с которой столкнется герой.
* Персонажи как варианты темы: начав с героя и главного противника, опишите, как каждый из крупных персонажей по-своему подходит к решению центральной нравственной проблемы.
* Конфликтующие ценности: запишите ключевые ценности всех крупных персонажей и объясните, как эти ценности будут конфликтовать, когда персонажи станут соревноваться за цель.
* Нравственный довод: подробно опишите нравственный довод, который вы делаете в структуре истории, используя приведенную ниже схему.
* Убеждения и ценности героя: перечислите основные убеждения и ценности героя.
* Нравственная слабость: в чем заключается основная слабость вашего героя, когда он взаимодействует с окружающими?
* Нравственная потребность: чему должен научиться ваш герой ближе к концу истории, чтобы правильнее обходиться с окружающими и жить лучше?
* Первый безнравственный поступок: опишите первый поступок героя, который вредит кому-то в истории. Убедитесь, что он является следствием нравственной слабости вашего героя.
* Желание: запишите цель своего героя.
* Движение: запишите действия героя, которые он предпринимает, двигаясь к цели.
* Безнравственные действия: совершает ли герой такие действия, в чем заключается их аморальность? * Критика: для каждого безнравственного поступка приведите критику, если герой с ней сталкивается.
* Оправдание: как герой оправдывает свои безнравственные поступки?
* Удар от союзника: подробно опишите, как союзник совершает основное нравственное нападение на героя. Опять же укажите, как герой себя оправдывает.
* Ускорившееся движение: опишите, когда и как герой становится одержим победой. Иначе говоря, когда герой становится готов на что угодно, чтобы победить?
* Безнравственные действия: какие дурные поступки совершает герой, став одержимым целью?
* Критика: опишите критику, если ей оборачиваются поступки героя.
* Оправдание: опишите, как герой оправдывает свои действия.
* Сражение: как вы во время решающего сражения покажете, чьи ценности выше — героя или противника?
* Последнее действие против противника: предпринимает ли ваш герой последнее действие (нравственное или безнравственное) против противника, до сражения или во время его?
* Нравственное осознание: понимает ли герой что-то в конце истории? Если да, то что? Убедитесь, что это осознание касается того, как правильнее вести себя с окружающими.* Нравственное решение: приходится ли герою ближе к концу истории делать выбор между двумя способами поведения?* Тематическое откровение: есть ли такое событие в истории, в котором вы показываете, как людям стоит вести себя по отношению друг к другу, но при этом это не является осознанием для героя?
Давайте на примере «Касабланки» посмотрим, как работает нравственный довод.
«Касабланка» (https://www.google.ru/search?q=casablanca+movie):
(пьеса «Все собираются у Рика» Мюррея Барнетта и Джоан Элисон, сценарий Джулиуса Эпштейна, Филипа Эпштейна и Говарда Коха, 1942)
* Принцип сборки: бывший борец за свободу отделяется от общества из-за утраченной любви, но потом обретает ее вновь и возвращается к борьбе.
* Тема в одном предложении: ради борьбы с захватчиком можно пожертвовать даже величайшей любовью.
* Нравственный выбор: Рик должен выбрать — или быть с любимой женщиной, или сражаться со страшнейшей из диктатур.
* Нравственная проблема: как найти равновесие между личными желаниями и благом для общества?
* Персонажи как варианты темы:
Рик: большую часть истории Рик заботится только о себе, ничуть не думая о проблемах остальных.
Ильза: Ильза пытается поступать правильно, но в итоге ее любовь оказывается слишком сильна.
Лазло: готов пожертвовать чем угодно, даже любовью, чтобы бороться против фашизма.
Рено: приспособленец, которого волнует только собственное удовольствие и деньги.
* Конфликт между ценностями
Рик: он сам, честность, его друзья.
Ильза: верность мужу, любовь к Рику, борьба с нацистами.
Лазло: борьба с нацистами, любовь к Ильзе, любовь к людям.
Рено: женщины, деньги, власть.
* Нравственный довод (@@ здесь в исходном файле странное форматирование)
* Убеждения и ценности Рика: он сам, честность, его друзья.
* Нравственная слабость: цинизм, эгоизм, жестокость.
* Нравственная потребность: перестать заботиться о себе за счет других. Вернуться в общество и стать предводителем борьбы с фашизмом.
* Первый безнравственный поступок: Рик принимает транзитные письма от Угарте, хотя и подозревает, что они забраны у убитых курьеров.
* Второй безнравственный поступок: Рик отказывается помочь Угарте бежать от полиции. Критика: человек говорит Рику, что будет надеяться на чую-нибудь еще помощь, когда за ним придут немцы. Оправдание: Рик отвечает человеку, чтобы тот не совал нос не в свое дело.
* Желание: Рик хочет вернуть Ильзу.
* Движение: Рик несколько раз нападает на Ильзу, при этом пытаясь вернуть ее. Он совершает ряд действий, чтобы сберечь транзитные письма, собираясь продать их или использовать самостоятельно.
* Безнравственный поступок: когда Ильза возвращается после закрытия клуба, Рик отказывается выслушать и едва не называет шлюхой. Критика: Ильза не произносит слов критики, но выразительно смотрит на Рика, когда уходит. Оправдание: Рик никак не оправдывает свои поступки.
* Удар от союзника: первый противник Рика, Ильза, совершает основную нравственную атаку против него и его методов на протяжении истории. А вот его друг, бармен Сэм, уговаривает его прекратить цепляться за утраченную любовь. Классический ответ Рика: «Если она выдержала, то и я смогу. Играй».
* Безнравственное действие: на рынке Рик делает Ильзе предложение и говорит ей, что она должна солгать Лазло и придти к нему. Критика: Ильза обвиняет Рика в том, что он не тот мужчина, которого она помнит по Парижу, и говорит, что уже была замужем за Лазло до их встречи. Оправдание: Рик никак не оправдывает сказанное, разве что тем, что был прошлой ночью пьян.
* Ускорившееся движение: сначала Рик хочет причинить Ильзе боль за то, как она поступила с ним. Но это лишь до того, как он становится одержим тем, чтобы помочь ей и Лазло бежать.
* Безнравственное действие: Рик отказывается продать письма Лазло и велит ему узнать у Ильзы, почему. Критика: нет. Оправдание: Рик хочет сделать Ильзе больно.
* Безнравственный поступок: Рик отказывается отдать письма Ильзе. Критика: Ильза говорит, что дело важнее личных чувств и говорит, что это сражаться должен и Рик. Если Рик не отдаст ей письма, Виктор Лазло умрет в Касабланке. Оправдание: Рик говорит, что теперь заботится только о себе.
* Безнравственное действие: Рик говорит Ильзе, что он поможет бежать только Лазло, ему одному. Эта последняя ложь Ильзе — что они уедут вместе — является началом благородного поступка, спасения Риком Лазло и Ильзы. Критика: Рено говорит, что на месте Рика поступил бы так же. Учитывая характер Рено, это вовсе не комплимент. Оправдание: Рик не ищет оправданий. Он должен обмануть Рено, чтобы тот подумал, что это Рик собирается улететь с Ильзой.
* Сражение: Рик велит Рено звонить в аэропорт, но на самом деле Рено звонит майору Штрассеру. В аэропорту Рик держит Рено на прицеле и говорит Ильзе, что она должна улететь с Лазло. Рик говорит Лазло, что Ильза всегда была ему верна. Лазло и Ильза садятся на самолет. Появляется Штрассер, пытается остановить самолет, но Рик стреляет в него.
* Последнее действие против противника: Рик не совершает последнего безнравственного действия. Да, он стреляет в Штрассера, но положение оправдывает это убийство.
* Нравственное осознание: Рик понимает, что его любовь к Ильзе не так важна, как борьба Лазло с нацистской оккупацией.
* Нравственное решение: Рик отдает Лазло письма, заставляет Ильзу улететь с ним, говорит Лазло, что Ильза любит его. Потом он уходит, чтобы вступить в «Свободную Францию».
* Тематическое откровение: неожиданный поступок Рено в конце, когда он решает присоединиться к Рику (классический двойной поворот), дает нам тематическое откровение — каждый должен принять участие в бою с фашизмом.