Разделяем тему для противопоставления
Тема — ваш нравственный довод, который вы сформулировали в одном предложении. Теперь нужно выразить тему драматическим образом. Для этого разделите ее на противопоставленные части. Затем эти части темы вы раздадите сражающимся герою и противникам.
Есть три основные методики, при помощи которых вы можете разделить тему на части: дать герою нравственный выбор, сделать каждого персонажа вариантом темы и столкнуть в конфликте ценности персонажей.
Нравственный выбор героя
Линия нравственного развития героя — это его нравственная потребность из начала истории и самоосознание в конце, за которым следует нравственный выбор. Эта последовательность — нравственное обрамление истории, она очерчивает фундаментальный нравственный урок, который вы хотите дать аудитории.
Классический способ драматизировать нравственную линию героя — дать ему в начале нравственный изъян, потом показать, как отчаянные попытки победить противника раскрывают все худшее в нем. Вкратце, чтобы стать лучше, герой должен сначала стать хуже. Сначала болезнь, потом исцеление. Постепенно герой понимает, в чем его главная нравственная проблема, и приходит к выбору между двумя способами поведения.
Все равно, насколько сложны действия персонажей на протяжении истории, финальное нравственное решение сводит все к выбору из двух вариантов. И этот выбор окончателен. Нравственный выбор — нечто вроде узкой части воронки для вашей темы. Два варианта — это два наиболее важных нравственных поступка, которые может совершить герой, так что они задают основное противопоставление в теме.
Выбор герою обычно приходится делать после самоосознания, показывающего, какой именно выбор перед ним стоит. В редких случаях сначала делается выбор, а потом происходит самоосознание, во время которого герой понимает, правильный ли выбор он сделал.
КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ: Раз конечная точка в нравственной линии героя — это финальный выбор, то начать составлять нравственное противопоставление лучше всего с него.
«Касабланка» (https://www.google.ru/search?q=casablanca+movie):
К Рику возвращается его бывшая любимая, Ильза, и он может использовать две имеющиеся визы, чтобы бежать в Америку. Но вместо этого Рик решает бороться с нацистами.
«Мальтийский сокол» (https://www.google.ru/search?q=The+Maltese+Falcon):
Детектив Сэм Спейд узнает, что Бриджит О’Шоннесси убила его напарника. Когда прибывает полиция, Спейд ставит правосудие выше своей любви.
«Выбор Софи» (https://www.google.ru/search?q=sophie+choice):
Софи рассказывает молодому американскому писателю о том, как была заключенной концентрационного лагеря Освенцим. Там ей пришлось делать выбор: которого из детей дать убить нацистам? (Нужно заметить, что выбора, по сути, нет).
«Илиада» (https://www.google.ru/search?q=the+iliad):
В решающем поединке Ахиллес убивает Гектора, великого воина троянцев, а потом тащит его тело за колесницей. Ахиллес разрешает отцу Гектора, Приаму, забрать тело для должных похорон.
«Головокружение» (https://www.google.ru/search?q=vertigo+movie):
Скотти узнает, что его любимая Мэдлин помогла другому человеку убить его жену. Нравственный выбор в конце приходится сделать до самоосознания. Он решает не прощать Мэдлин и потому оказывается раздавлен, когда понимает, что неверное решение погубило любимую им женщину.
Персонажи как варианты темы
Определив нравственное противопоставление, изучив финальный
нравственный выбор героя, вы должны детализировать противопоставление через сеть персонажей — сделать каждого из крупных персонажей вариантом темы.
Вот как работает эта методика:
1. Вернитесь к финальному нравственному выбору и работе над замыслом, чтобы точно представлять себе центральную нравственную проблему, с которой герою придется иметь дело в истории.
2. Убедитесь, что каждый из крупных персонажей сталкивается с одной и той же нравственной проблемой, но делает это по-своему.
3. Сначала сравните героя и главного противника, раз уж эти персонажи олицетворяют основное нравственное противопоставление в истории. Затем сравните героя с другими противниками. 4. На протяжении истории каждый из крупных героев должен делать нравственный довод в диалоге, оправдывая свои действия, которые совершает, чтобы достичь цели. (Хороший нравственный довод делается в основном через структуру, хотя и не только через нее. Как писать нравственный диалог, мы обсудим в главе 10, «Сооружение сцены и симфонический диалог». (@@ надо будет добавить ссылку)
«Тутси» (https://www.google.ru/search?q=tootsie)
(Larry Gelbart и Murray Schisgal, сценарий Don McGuirc и Larry Gelbart, 1982)
Актер не может найти работу и потому выдает себя за женщину, чтобы получить роль в телесериале. Потом он влюбляется в одну из актрис, а изображаемая им женщина начинает привлекать других мужчин.
Центральная проблема героя — как мужчина должен относиться к любимой женщине. Каждый противник и союзник показывает свое отношение мужчин к женщинам и то, какой отношение женщины сами допускают.
«Секреты Лос-Анджелеса» (https://www.google.ru/search?q=l.a.+confidential)
(роман James Ellroy, сценарий Brian Helgeland и Curtis Hanson, 1997)
Три полицейских детектива расследуют массовое убийство. Все трое — главные герои, каждый из них по-своему решает центральную нравственную проблему, связанную с правосудием. Бад считает, что надо брать закон в руки, выступая в качестве судьи, присяжных и палача. Джек забыл, почему стал полицейским, и теперь арестовывает людей ради денег. Эд хочет наказать виновных, но при этом его больше интересуют политические игры и карьера. Все трое по-своему показывают, как коррупция извращает правосудие.
«Танцующий с волками» (https://www.google.ru/search?q=Dances+with+Wolves)
(роман и сценарий Michael Blake, 1990) Фильм показывает жизнь офицера на западе Америки в конце XIX века. Постепенно он вовлекается в жизнь индейцев племени сиу, которых сначала считал своим врагом.
Его центральная нравственная проблема — как относиться к другому народу с другой культурой, как жить среди диких животных, среди нетронутой природы. У каждого противника и союзника свой подход к решению этой проблемы.