Семинар №8. (Тема 8. Внебюджетные фонды: сущность, виды, правовой статус в РФ)

Доклад «Особенности организации государственного социального страхования за рубежом»

Вопросы для обсуждения:

1. Проблемы и пути реформирования социальных внебюджетных фондов в РФ.

2. Правовой статус социальных внебюджетных фондов и их роль в финансовой системе.

3. Источники доходов и направления расходов Пенсионного фонда России.

Формируемые компетенции: ОК-4, ОК-5, ПК-8, ПК-10.

Семинар №9. (Тема 9. Доходы и расходы государственных социальных внебюджетных фондов)*

Доклад «Формирование и использование средств внебюджетных фондов»

Вопросы для обсуждения:

1. Ознакомьтесь с бюджетами социальных внебюджетных фондов на текущий год.

2. Рассчитайте структуру доходов и расходов одного из них (по выбору).

3. Оцените сбалансированность бюджета Пенсионного фонда России.

*Примечание: форма проведения занятия - семинар с элементами проблемности.

В семинарах, построенных с учетом принципа проблемности, работа обучающихся, направляемая преподавателем с помощью специально подобранных проблемных ситуаций, побуждает самостоятельно рассуждать и активно искать ответы на поставленные вопросы.

Формируемые компетенции: ОК-4, ОК-5, ПК-2, ПК-10, ПК-13.

Семинар №10. (Тема 10. Межбюджетные отношения и бюджетное регулирование)

Доклад «Межбюджетные отношения как элемент бюджетно-налогового федерализма».

Вопросы для обсуждения:

1. Содержание и принципы организации межбюджетных отношений.

2. Модели и формы бюджетного регулирования.

3. Источники финансовой помощи.

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-5, ОК-7, ПК-2, ПК-10, ПК-13.

Семинар №11. (Тема 11. Содержание отдельных этапов и полномочия участников бюджетного процесса)

Доклад «История Казначейства в России».

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и этапы бюджетного процесса.

2. Участники бюджетного процесса и их полномочия.

3. Казначейская система исполнения бюджета.

Формируемые компетенции: ОК-4, ОК-5, ПК-8, ПК-10.

б) для студентов очно-заочной формы обучения

Семинар №1. (Тема 3. Бюджетная политика государства: понятие, цели, задачи. Тема 4.Особенности формирования и использования средств федерального бюджета*

Доклад «Особенности бюджетной политики в РФ в переходный период», «Особенности структуры федерального бюджета на 2013 год»

Вопросы для обсуждения:

1. Раскройте сущность и инструменты реализации бюджетной политики.

2. Назовите приоритеты бюджетной политики в современный период.

3. Охарактеризуйте основные положения Бюджетного Послания президента РФ на текущий год и плановый период.

4. Рассмотрите бюджетную классификацию доходов и расходов федерального бюджета.

5. Оцените приоритеты доходов и расходов федерального бюджета на текущий год и плановый период.

6. Покажите особенности доходной и расходной части консолидированного бюджета РФ в сравнении с зарубежными странами.

*Примечание: форма проведения занятия - семинар - «круглый стол»: «Оптимизация расходов федерального бюджета».

Семинар с использованием метода «круглого стола» - разновидность диалога. Он требует от преподавателей и/или привлекаемых для проведения занятия специалистов-практиков реализации принципа коллективного обсуждения проблемы, умения соединить элементы доказательства и убеждения в ходе дискуссии с последующим подведением итогов работы.

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ПК-2, ПК-8, ПК-10, ПК-13.

Формируемые компетенции: ОК-4, ОК-5, ПК-8.

Семинар №2. (Тема 5. Сбалансированность федерального бюджета. Тема 6. Особенности региональных бюджетов)*

Доклад «Состояние (сбалансированность) федерального бюджета РФ в переходный период»,«Анализ доходов региональных бюджетов», «Анализ расходов бюджета региона».

Вопросы для обсуждения:

1. Изучите правовую базу дефицита и его границы.

2. Охарактеризуйте причины и последствия дефицита государственного бюджета.

3. Проанализируйте структуру внутреннего и внешнего государственного долга на начало текущего года.

4. Рассчитайте структуру доходов на примере конкретного бюджета.

5. Рассчитайте структуру функциональных расходов по конкретному бюджету на текущий год.

6. Оцените приоритеты расходов бюджета региона.

7. Какие бюджеты входят в состав местных и какова их роль в бюджетной системе РФ.

Семинар-дискуссия

Дискуссия: «Фонд развития: хранить или инвестировать в национальную экономику?»

Семинар-дискуссияорганизуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических проблем, теоретико-практического мышления будущего специалиста.

Формируемые компетенции: ОК-4, ОК-5, ПК-2, ПК-10, ПК-13.

Семинар №3. (Тема 7. Местные бюджеты - финансовая основа местного самоуправления. Тема 8. Внебюджетные фонды: сущность, виды, правовой статус в РФ)*

Доклад «Реформа местного самоуправления: направления и результаты», «Особенности организации государственного социального страхования за рубежом»

Вопросы для обсуждения:

1. Рассмотрите причины несбалансированности местных бюджетов.

2. Охарактеризуйте основные источники финансирования дефицита местного бюджета.

3.Правовой статус социальных внебюджетных фондов и их роль в финансовой системе.

Семинар с использованием «сократовского» метода обучения

Своим названием метод обязан древнегреческому философу Сократу, который учил мыслить, вовлекая собеседника в вопросно-ответную беседу.

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-5, ПК-2, ПК-10.

Семинар №4. (Тема 9. Доходы и расходы государственных социальных внебюджетных фондов. Тема 10. Межбюджетные отношения и бюджетное регулирование *)

Доклад «Формирование и использование средств внебюджетных фондов», «Межбюджетные отношения как элемент бюджетно-налогового федерализма».

Вопросы для обсуждения:

1. Источники доходов и направления расходов Пенсионного фонда России.

2. Проблемы и пути реформирования социальных внебюджетных фондов в РФ.

3. Ознакомьтесь с бюджетами социальных внебюджетных фондов на текущий год.

4. Рассчитайте структуру доходов и расходов одного из них (по выбору).

5. Оцените сбалансированность бюджета Пенсионного фонда России.

Семинар с элементами проблемности.

В семинарах, построенных с учетом принципа проблемности, работа обучающихся, направляемая преподавателем с помощью специально подобранных проблемных ситуаций, побуждает самостоятельно рассуждать и активно искать ответы на поставленные вопросы.

Формируемые компетенции: ОК-4, ОК-5, ПК-2, ПК-10, ПК-13.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ

Методические указания студентам по учебной дисциплине «Бюджетная система РФ» составлены в соответствии с квалификационными требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по направлению 080100 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр»).

Самостоятельная работа, являясь основным видом обучения, предполагает изучение рекомендованных литературных источников, справочных материалов (основной и дополнительной литературы) в интересах доработки лекций и подготовки к семинарским и практическим занятиям.

Доработку лекции целесообразно осуществлять в течение 2-3-х дней после её проведения. Для этого необходимо прочитать сделанные записи, подчеркнуть (выделить) вопросы, заголовки и основные положения лекции, тщательно изучить ключевые слова и понятия данной темы занятия. В случае необходимости следует более подробно самостоятельно рассмотреть вопросы лекции, дополнив материалом из других источников. При этом следует учесть, что конспект лекции должен максимально полно раскрывать содержание изучаемой темы.

К семинарскому и практическому занятию следует готовиться заранее. Для этого необходимо детально изучить план семинарского занятия, подобрать соответствующую литературу. Желательно по каждому вопросу семинарского занятия сделать небольшой конспект, отразив в нем ключевые моменты. В случае выбора доклада, рекомендованного на семинаре, целесообразно поставить об этом в известность преподавателя и проконсультироваться у него по поводу структуры и содержания доклада. Кроме выступления на семинаре, студент должен быть готов к рецензированию докладов, сделанных товарищами, внесению дополнений к имеющимся выступлениям, а также к решению тестов и ситуационных (расчётных) задач.

В ходе подготовки к семинарскому и практическому занятию студент должен повторить лекционный материал по данной теме, изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу. В целях более полного усвоения учебного материала следует также изучить основные термины и вопросы для самоконтроля по данной теме. Подготовка к семинару или практическому занятию должна обеспечивать активное участие каждого студента в обсуждении всех вопросов, вынесенных для рассмотрения на каждом занятии.

С целью более эффективного усвоения учебного материала студенты в процессе самостоятельной работы должны использовать словарь основных терминов курса и вопросы, предназначенные для самоконтроля, а также подготовиться к решению тестов и заданий, предназначенных для проведения семинаров и практических занятий.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

учебной дисциплины «Бюджетная система РФ»

профиль «Финансы и кредит»

(очная форма обучения - 144 ч.)

№ п/п Наименование темы Количество часов
Всего часов Аудиторных занятий Самост. работа
Всего Лекции Семинары
1. Сущность и роль государственного бюджета.
2. Бюджетная система и бюджетное устройство в РФ.
3. Бюджетная политика государства: понятие, цели, задачи.
4. Особенности формирования и использования средств федерального бюджета.
5. Сбалансированность федерального бюджета.
6. Особенности региональных бюджетов.
7. Местные бюджеты – финансовая основа местного самоуправления.
8. Внебюджетные фонды: сущность, виды, правовой статус.
Доходы и расходы государственных социальных внебюджетных фондов.
Межбюджетные отношения и бюджетное регулирование.
Бюджетный процесс: понятие, этапы, участники.
  Итого часов

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

учебной дисциплины «Бюджетная система РФ»

профиль «Финансы и кредит»

(очно-заочная форма обучения - 144 ч.)

  № п/п Наименование темы Количество часов
Всего часов Всего часов Всего часов
Всего Лекции Семинары
1. Сущность и роль государственного бюджета.  
2. Бюджетная система и бюджетное устройство в РФ.  
3. Бюджетная политика государства: понятие, цели, задачи.  
4. Особенности формирования и использования средств федерального бюджета.
5. Сбалансированность федерального бюджета.  
6. Особенности региональных бюджетов.
7. Местные бюджеты – финансовая основа местного самоуправления.
8. Внебюджетные фонды: сущность, виды, правовой статус.
Доходы и расходы государственных социальных внебюджетных фондов.
Межбюджетные отношения и бюджетное регулирование.  
Бюджетный процесс: понятие, этапы, участники.  
  Итого часов

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

учебной дисциплины «Бюджетная система РФ»

профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

(очная форма обучения - 108 ч.)

№ п/п Наименование темы Количество часов
Всего часов Аудиторных занятий Самост. работа
Всего Лекции Семинары
1. Сущность и роль государственного бюджета.
2. Бюджетная система и бюджетное устройство в РФ.
3. Бюджетная политика государства: понятие, цели, задачи.
4. Особенности формирования и использования средств федерального бюджета.
5. Сбалансированность федерального бюджета.
6. Особенности региональных бюджетов.
7. Местные бюджеты – финансовая основа местного самоуправления.
8. Внебюджетные фонды: сущность, виды, правовой статус.
Доходы и расходы государственных социальных внебюджетных фондов.
Межбюджетные отношения и бюджетное регулирование.
Бюджетный процесс: понятие, этапы, участники.
  Итого часов

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

учебной дисциплины «Бюджетная система РФ»

профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

(очно-заочная форма обучения - 108 ч.)

  № п/п Наименование темы Количество часов
Всего часов Всего часов Всего часов
Всего Лекции Семинары
1. Сущность и роль государственного бюджета.  
2. Бюджетная система и бюджетное устройство в РФ.  
3. Бюджетная политика государства: понятие, цели, задачи.  
4. Особенности формирования и использования средств федерального бюджета.
5. Сбалансированность федерального бюджета.  
6. Особенности региональных бюджетов.
7. Местные бюджеты – финансовая основа местного самоуправления.
8. Внебюджетные фонды: сущность, виды, правовой статус.
Доходы и расходы государственных социальных внебюджетных фондов.
Межбюджетные отношения и бюджетное регулирование.  
Бюджетный процесс: понятие, этапы, участники.  
  Итого часов

Задания для самостоятельной работы студентов

а) при чтении лекций

Тема 1. Сущность и роль государственного бюджета

Рекомендации по составлению и доработке конспекта лекции.

В конспекте необходимо показать функции современного государства в социально- экономической сфере. Рассмотреть направления финансовой деятельности и формы финансовых ресурсов государства. Основное внимание следует уделить характеристике социально-экономической сущности государственного бюджета. Раскрыть функции бюджета. Показать сущность и назначение государственных внебюджетных фондов как формы государственных финансов.

Ключевые слова: функции, государственные финансы, бюджет, внебюджетные фонды, правовое регулирование.

Задание студентам для самостоятельной работы.

1. Изучить категориальный аппарат.

2. Доработать материалы лекций.

3. Подготовиться к работе на лекции по теме 2. Повторить вопрос: закономерности развития рыночной экономики (учебная дисциплина «Экономическая теория»). Быть готовым к обсуждению этого вопроса в ходе лекции.

Формируемые компетенции: ОК-4, ПК-8.

Тема 2. Бюджетная система и бюджетное устройство в РФ.

Рекомендации по составлению и доработке конспекта лекции.

В конспекте необходимо рассмотреть понятие и типы бюджетных систем и особенности структуры бюджетной системы РФ, показать ее место и роль в финансовой системе государства. Охарактеризуйте бюджетное устройство РФ, его принципы и особенности. Раскройте сущность бюджетно-налогового федерализма. Покажите особенности современной бюджетной классификации доходов и расходов.

Ключевые слова: бюджетная система, бюджетное устройство, принципы, бюджетно-налоговый федерализм, бюджетная классификация.

Задание студентам для самостоятельной работы.

1. Изучить категориальный аппарат.

2. Доработать материалы лекций.

3. Подготовиться к работе на лекции по теме 3. Повторить вопрос: государственное регулирование (учебная дисциплина «Макроэкономика»). Быть готовым к обсуждению этого вопроса в ходе лекции.

Формируемые компетенции: ОК-4, ОК-5, ПК-8.

Наши рекомендации