Духовный рост и внешний успех

Не нужно думать, что духовный путь обязательно предполагает ущемление себя на внешнем уровне, что только тогда возможно продвижение на уровне внутреннем. Многие так понимают христианство: «Трудно верблюду пройти сквозь игольное ушко, но еще труднее богатому – в рай». Смысл распятия – уничтожение низшего во имя высшего, победа высшего над низшим. Однако совсем не обязательно, что человек при этом становится каким-то изгоем, выпадает из социума. «Совершенный мистик это не тот, кто пребывает в экстатическом созерцании Единства, не благочестивый отшельник, избегающий сношений с родом человеческим. Подлинно святой человек находится среди людей, ест и спит с ними, покупает и продает на базаре, женится и вступает в контакты с обществом, но при этом ни на мгновение не забывает Бога», – писал о духовном пути суфий Абу Саид ибн Абн-л-Хэйр.

Сейчас, конечно, сложная эпоха, и человек, вступивший на духовный путь, часто может ощущать себя отверженным, чужим на празднике жизни, где правят бал энергии порока, разрушения и низших удовольствий – их много в нашем мире. Ему не так-то просто вписать себя, свои ценности и свою жизненную программу в современную реальность. Если начать заниматься этим слишком усердно и играть по правилам этого мира, от духовности может ничего не остаться.

Я знаю одного эзотерика, который пошел во властные структуры с тем, чтобы их изменить. Все, кто его знают, говорят, что за два года гораздо больше изменился он, чем наша система власти.

Тем не менее Агни Йога говорит, что духовный успех не препятствует успеху внешнему. Можно добиваться и материального благополучия, и творческой реализации, и осуществления своих планов и целей. В каком-то смысле, обладая эзотерическими знаниями, можно добиться гораздо больших успехов в миру, чем играя по обычным правилам. Путь новой эпохи предполагает не отречение от мира, но участие в нем. Однако особым должно быть наше внутреннее наполнение. Хорошо сказал Пастернак: «Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех...». Если кармическая задача человека, идущего по духовному пути, связана со служением этому миру, то он не может быть в этом мире белой вороной, должен занять в социуме какое-то достойное место и на внешнем уровне соответствовать тому, что принято.

Рерих был известен на весь мир как художник, общался со многими самыми разными людьми, однако программа его весьма отличалась от задач многих других людей искусства. Это отличие чувствовалось. Многие из его знакомых художников переживали периоды депрессии и творческого бесплодия, кризисы и душевные болезни, безвестность и безденежье. О Рерихе такого сказать нельзя: духовный путь он совмещал с материальным благополучием, хотя никогда не жертвовал высшим для низшего.

Главное для духовного роста – чтобы духовный успех, духовные цели и задачи всегда были во главе угла, чтобы была чиста мотивация. Важно также, чтобы то, что человек делает на внешнем плане, было подчинено его высшим задачам: распространению знаний и истины. Тогда человек может достичь всестороннего успеха.

Внешний успех на пути обычной жизни – это мастерство. У подлинного мастера оно сказывается и во внешней, и во внутренней работе. Такой человек подчиняет своей воле материю внешней жизни и вылепливает из нее то, что он хочет. Отдаваясь вдохновению, он пропускает через себя импульс более высокого мира, более высокой программы, привлекая в свою деятельность дополнительные свежие силы.

Внутренний успех ученика – достижение просветления – зависит от степени его устремленности даже в большей степени, чем от кармы. Как говорится в Агни Йоге, «даже имея тяжкую карму, можно явить полезное освобождение». Чем быстрее ученик расстанется со своими негативными программами, тем быстрее он достигнет финальной цели. Евангельская история гласит, что раскаявшийся разбойник, совершивший массу преступлений, был вознесен Христом в царствие небесное. Многие же фарисеи и законники, которые на внешнем плане никакого зла не делали, были названы Христом лицемерами и «крашеными гробами». Как раскрашенные гробы выставляли напоказ, так и они вели себя пристойно, ища похвалы людей, внутренне же были мертвы. Задача духовной работы состоит в том, чтобы изменить себя на внутреннем плане. Конечно, важно, сколько у тебя кармической поклажи, но важно и то, с какой силой ты рванешься от нее освобождаться и насколько у тебя хватит дыхания.

1. Не превращайте духовную практику в способ бегства от реальной жизни, в способ отъединения, в отступление в некую воображаемую реальность, где не нужно заниматься мирскими делами.

2. Духовное продвижение – это новый способ жизни в миру, прикосновение ко всем переживаниям жизни с сердечной добротой и мудростью.

3. Бывает, что на ранних стадиях занятия духовными практиками, человек утрачивает интерес к земному, перестает думать о земных проблемах вообще. Как временное явление, это приемлемо. Однако позже, если человек не собирается уходить в монастырь, ему обязательно нужно будет приложить усилия по собственному заземлению, отыскать новые мотивации для земных действий.

4. Отрешение от земного может не иметь ничего общего с духовностью, и наоборот, занимаясь мирскими делами, человек может растить духовное. Поверяйте время от времени свои ориентиры, проверяя, не сбились ли вы с пути.

5. Старайтесь нести свой вклад во внешний мир, внося в него свои идеи, воплощая их не только в абстрактные разговоры, но и в более плотные субстанции.

ГЛАВА 22
САМОДИАГНОСТИКА КАРМЫ УСПЕШНОСТИ

«Чтобы понять, что вы делали в прошлом, взгляните на свою нынешнюю жизнь. Чтобы узнать, каким будет ваше будущее, взгляните на свои нынешние поступки»

(Будда)

Термин «диагностика кармы» попал в лексикон психологов с легкой руки Владимира Николаевича Лазарева. Когда говорят о диагностике кармы, возникает вопрос о том, кто ставит диагноз. Правильно определить вашу карму может только человек, далеко продвинувшийся по собственному духовному пути, мудрец, посвященный, каких мало во все времена. Человек, не победивший собственную карму, – а таковыми являются большинство из нас, – находится под ее властью. Она застит ему глаза, мешая видеть истину как она есть. Диагностику кармы можно провести себе самостоятельно. И в каком-то смысле это гораздо познавательнее, полезнее и интереснее. Определить свою карму – значит, в первую очередь, понять, что мы есть, почему мы такие, в чем причина наших достижений и проблем, а также определить направление своего движения: что нас ожидает с наибольшей вероятностью в будущем, если мы оставим все как есть. Настоящее положение дел, его причины, идущие из прошлого, и предполагаемые следствия нашего развития по определенному пути: понять взаимосвязь времен – значит понять карму.

Наши рекомендации